О сроках давности привлечения к административной ответственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О сроках давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Нужно ли присутствовать в суде?
Согласно Закону об административных правонарушениях, решение по делу должно быть вынесено в присутствии нарушителя. Зная эту норму закона, многие пытаются избегать почтальона, уезжают в командировки, приносят справки о болезни, только бы не являться в суд.
Хотя суд признаёт вышеперечисленные причины уважительными, но у него есть право принимать решение без присутствия нарушителя, если срок давности истекает или же дело не может быть рассмотрено позднее определённой даты, а материалов достаточно, чтобы вынести решение. Во избежание возможных недоразумений лучше пойти на суд.
Но всё же в законодательстве предусмотрены случаи, когда решение, вынесенное в ваше отсутствие, может пересматриваться по вашему ходатайству, а именно:
- извещение получено после даты, назначенной для рассмотрения дела в суде, и вы это можете доказать. Дело отправят на повторное рассмотрение.
- извещение получили от сотрудника Госавтоинспекции, а явившись в назначенное время в указанный в извещении участок, вы узнаёте, что ваше дело рассматривается в другом месте. В этом случае принятое решение отменяется, даже если истёк срок давности, а дело пересмотрено.
Комментарий к ст. 31.9 КоАП
1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.
С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.
Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.
Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.
При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.
Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.
В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП РФ).
Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.
Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ (см. комментарий).
2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП РФ:
— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).
Если штраф оплачен – могут наказать?
Да. Фактически, факт того, что вы уже оплатили задолженность, никак не влияет на возможность привлечения по ст. 20.25 КоАП РФ, если образовался состав нарушения.
То есть если вы хотя бы на один день просрочили оплату, заплатив на 61-й день сумму штрафа ГИБДД с даты вступления в силу постановления, то привлечение по 20.25 законно и справедливо.
Но на практике вас ждёт 2 важных послабления:
- инспектор на дороге, пробивая просроченные штрафы у вас, вряд ли будет составлять протокол по части 1 статьи 20.25, если задолженность уже погашена (поэтому важно возить с собой квитанцию об оплате, так как деньги могут зачислиться не сразу),
- если всё же сотрудник ГАИ составит протокол и направит дело в суд, то при наличии такого смягчающего обстоятельства судья с большой долей вероятности назначит двойной штраф, нежели арест, согласно сложившейся судебной практике 2023 года (о ней немного ниже).
Снятие ответственности
Истечение срока давности административного правонарушения означает, что производство по совершенному проступку не может быть начато. В этом случае субъекта нельзя привлечь к ответственности. При этом закон предусматривает прекращение уже начатого производства. Этот случай весьма распространен в практике. Если разбирательство по проступку затягивается, уполномоченный орган может вынести соответствующее постановление. Истечение срока давности административного правонарушения в таких случаях означает снятие с лица ответственности. Если соответствующего постановления вынесено не было, а субъекту все-таки назначено наказание, то это выступает в качестве основания для отмены решения. Привлечение к ответственности после окончания срока давности является нарушением законодательства.
Общий срок по административным правонарушениям
По общему правилу составляет 2 месяца при привлечении к ответственности и 3 месяца, если дело рассматривает суд – 3 месяца. Исполнение назначенной санкции имеет срок исковой защиты в 2 года.
Противоправные действия в сфере финансов имеют срок давности в 2 года, по делам коррупции – 6 лет. Некоторые правонарушения имеют давностный срок привлечения – 1 год (п.1 ст.4.5.).
По истечении сроков лицо, совершившее административное правонарушение, считается не привлекавшимся. Течение срока начинается со дня обнаружения противоправного действия.
Привлечение к ответственности после истечения сроков незаконно (п.1, пп.6 ст. 24.5). Начатое преследование должно быть немедленно прекращено.
Исполнение наказания имеет более длительный период исковой защиты – 2 года. Если за отведенный законом период оно не было приведено в действие, то окончательно теряет свою силу и аннулируется. Повторное привлечение незаконно (п.5 ст 4.1.).
В некоторых случаях предусмотрены отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения административных постановлений (ст.ст. 31.5, 31.6). Как правило, если лицо намеренно скрывается от приставов. В таких ситуациях срок давности начинает течь вновь после обнаружения правонарушителя или местонахождения его имущества.
Аннулирование исполнения постановления возможно, если лицо не принимало попыток укрыться от назначенных санкций в течение установленных 2х лет.
Таким образом, расчет срока давности наложения административного взыскания включает период привлечения к ответственности и время исполнения санкции.
Исковая давность по штрафам ГИБДД
Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о том, что нарушивший ПДД водитель обязан своевременно и в указанном в постановлении размере, оплатить возложенные на него финансовые обязательства. При этом, контроль за выполнением данного требования возлагается на службу ДПС. Однако, служба не всегда так тщательно отслеживает выполнение таких обязательств, в частности в случаях, когда штрафы незначительные.
В таком случае есть вероятность, что о нарушении просто забудут, а значит нарушение переходит в категорию тех, по которым можно не платить. То есть, период 80 дней уже заканчивается, а нарушитель так и не получил уведомление о необходимости уплаты штрафа. Это значит, что можно не спешить бежать в кассы и оплачивать нарушение, ведь документ, служащий основанием к этому, попросту отсутствует.
Ходатайство о прекращении административного дела в связи с истечением срока
Окончание срока для привлечения к административной ответственности является безусловным обязательным основанием для прекращения административного дела.
Заявить о наличии такого основания прекращения дела может лицо, в отношении которого рассматривается дело или дознаватель, иное должностное лицо рассматривающее дело.
Закон предусматривает, что рассматривающее дело должностное лицо прекращает дело до передачи его в суд, если истекли сроки привлечения к ответственности. Если дознаватель, или иное лицо, в чьем производстве находится административное дело, не замечает такого основания или ошибается в исчислении срока привлечения, необходимо подать письменное ходатайство о прекращении дела. После рассмотрение лицом, рассматривающим административное дело, такого ходатайства или по его инициативе выносится постановление.
Если дело рассматривается судом, то такое ходатайство могут заявить все лица. После рассмотрения ходатайства судом выносится соответствующее определение о прекращении административного дела.
Специальных требований к ходатайству нет, не предусмотрено специальных форм для него.
Ходатайство должно содержать:
- Наименование суда, органа, должностного лица
- Наименование (имя) лица, от имени которого подается
- Реквизиты дела о нарушении
- Просьба суду или должностному лицу рассматривающего дело органа
- Обоснование просьбы – истечение срока привлечения, являющего основанием для прекращения дела
- Личная подпись гражданина, подпись представителя гражданина или юрлица.
Срок давности длящегося правонарушения
Административное правонарушение может быть и длящимся. По нему сроки, установленные п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, отсчитываются с даты обнаружения приведенного правонарушения.
По закону, длящееся правонарушение — это продолжительное и постоянное (непрерывное) невыполнении или халатное исполнение физлицом (юрлицом) обязанностей, возложенных на него (п. 14 Постановления ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 г.). Причем обязанности могут быть установлены актом (НПА) или предписанием госоргана (уполномоченного сотрудника ведомства).
День обнаружения правонарушения — это день, когда уполномоченным сотрудником ведомства был выявлен факт совершения длящегося правонарушения. С этого момента и отсчитывается срок давности.
К длящемуся правонарушению, в частности, относится такое, как непредоставление в ФАС необходимых сведений (ст. 19.8 КоАП РФ, Постановление Ставропольского УФАС № 438 от 17 сентября 2015 г.).
Если п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не установлен более продолжительный срок давности на установление дисквалификации, кроме правонарушений, установленных п. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, правонарушитель может быть привлечен к админответствной ответственности на протяжении 1 года с момента выявления длящегося правонарушения.
Если уголовное дело закрыто или получен отказ в его возбуждении, но в действиях физлица установлены признаки правонарушения по КоАП РФ, то сроки давности из п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинают отсчитываться с момента выявления данного длящегося правонарушения.
В итоге срок давности может быть установлена не только по иску, но и по давности привлечения к ответственности. Причем по каждому из правонарушений по КоАП РФ установлен свой исковой срок давности по открытому административному делу. После истечения такого срока дело по правонарушителю должно быть закрыто.
Наказание лица имеет определённые цели. Привлекая граждан и организации к ответственности, государство способствует установлению правопорядка, предупреждает новые нарушения, восстанавливает социальную справедливость.
Нарушение правовых норм через некоторое время теряет актуальность для самого виновного гражданина и для других членов общества. По прошествии определённого времени обстоятельства дела забываются, изменяются сопутствующие условия. Становится невозможно восстановить социальную справедливость, так как деликт перестал быть актуальным.
Наказание может рассматриваться как чрезмерное воздействие со стороны государства, что не приведёт к установлению правопорядка. Виновное лицо будет считать несправедливым наложение взыскания, так как в сознании человека не будет прослеживаться причинно-следственная связь с нарушением требований закона.
Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?
С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.
Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.
При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.
А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.
Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.
Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.
Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.
Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.
Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.
Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.
Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.
Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе. ммм. удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:
Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.
Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.
В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.
Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.
Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.
Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):
Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.
Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.
Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ
Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:
2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:
1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)
2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)
3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).
6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).
Исключения из общеустановленных сроков давности
Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.
В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:
- Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
- Иммиграционного законодательства;
- Защиты прав потребителей;
- Страхового законодательства;
- Порядка проведения выборов и референдума;
- Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
- Ряда коррупционных действий;
- Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
- Соблюдения нормативов безопасности;
- Проведения массовых мероприятий и митингов.
Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.
Чем отличается время оплаты от периода действия штрафных санкций?
Сроком погашения является тот промежуток времени, в который можно оплатить кукую-либо задолженность. На данный момент для оплаты штрафа отводится 60 дней после вступления в силу соответствующего постановления (статья 32.2 КоАП РФ). Также у водителя есть возможность обжаловать штраф в течение 10 календарных дней после происшествия (статья 30.3 и 31.1 КоАП РФ). В связи с этим, сроком оплаты штрафа можно считать 70 дней.
Сроком давности считается время, после которого постановление по штрафу не подлежит исполнению (статья 31.9 КоАП РФ). Если нарушителя никто не искал в течение двух лет, то по истечению этого срока никто не имеет право взыскать с него штраф. Если человек намеренно уклонялся от уплаты штрафа, то, когда его найдут, ему прибавится ещё такой же срок.
Приостановление срока давности
Законодатель предусмотрел, что возможный преступник может просто скрыться от следствия и суда, предпринимая попытки избежать привлечения к ответственности и наказания, дожидаясь конца срока давности.
Если гражданин уклоняется от суда или следствия, отсчет срока давности приостанавливается.
Верховный суд разъяснил, что как уклонение в таком случае должны расцениваться такие действия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, цель которых – чтобы его не задержали и не привлекли к ответственности.
Это, к примеру, нарушение условий меры пресечения, переезд и прочие подобные действия. Уклониться от суда и следствия могут только лица, привлекаемые к уголовной ответственности, имеющие статус подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.
Не расценивается как уклонение:
- когда совершивший преступление человек не установлен;
- когда о преступлении компетентным органам не известно.
Отсчет срока давности продолжается со дня, когда уклонявшийся от правосудия гражданин будет задержан или самостоятельно явится в правоохранительные органы.
Виды административного наказания
Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.
Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:
- первичное и повторное предупреждение;
- задержание на 15 или 30 суток;
- ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
- дисквалификация;
- депортация на родину, если человек не является гражданином России;
- привлечение к общественным работам и другое.
Когда начинается отсчет срока давности
Если зафиксирован факт нарушения ваших прав, то лучше сразу же идти в полицию и заявить об этом сотрудникам. Есть минимальный риск упустить срок давности по административному нарушению, и виновник останется безнаказанным. Закон устанавливает ограниченные сроки, для того чтобы было проще восстановить ход дела, найти свидетелей и доказательства произошедшего. Если срок давности окончен, то сложно будет восстановить правду и защитить собственные права.
Срок давности – установленное время для защиты прав в суде, который начинает отсчитываться от момента совершения преступления, если оно было произведено единожды. Если нарушение было совершено несколько раз, то началом отсчёта послужит установление данного факта – длящееся правонарушение (постоянное изменение и подделка документов и бумаг).