Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

10.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.

Раздел 2 «Изменения в связи с реорганизацией»

В этом разделе отражается информация по показателям изменения вступительного баланса по коду причины изменений «01 – реорганизация, ликвидация субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая изменение типа государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений на казенные учреждения на начало финансового года», которые были приведены в графе 4 разд. 1 сведений (ф. 0503773) в разрезе изменений, связанных с реорганизацией, ликвидацией, изменением типа государственного учреждения.

Номер графы

Информация

1

Указываются номера синтетических счетов, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года (например, счета 0 101 00 000, 0 102 00 000)

2

Отражается сумма изменения остатка по счетам, указанным в графе 1 (показатели увеличения остатков приводятся в положительном значении, уменьшения остатков – в отрицательном значении)

3, 4

Отражаются реквизиты учреждения-контрагента (правопреемника). При процедуре реорганизации (в том числе при передаче учреждения из ведения одного учредителя в ведение другого учредителя) и (или) ликвидации указываются:

а) в рамках одного публично-правового образования – код главы по бюджетной классификации учредителя учреждения-правопреемника, 00 и 00000000;

б) в рамках передачи учреждения между публично-правовыми образованиями – 000 и код элемента бюджета и ОКТМО соответствующего бюджета;

в) при изменении типа государственного учреждения на начало финансового года – 000, 00 и 00000000;

г) по иным причинам, предусмотренным законодательством РФ, – 000, 00 и 22222222

5

Отражаются:

а) код причины изменения валюты баланса 01:

  • 01.1 – реорганизация;

  • 01.2 – ликвидация;

  • 01.3 – изменение типа государственного учреждения;

б) пояснения причины изменения остатка на начало отчетного финансового года, включая реквизиты нормативного акта, повлекшего изменение валюты баланса по каждому из указанных кодов:

  • реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

  • ликвидация учреждения;

  • изменение типов государственных (муниципальных) учреждений на начало финансового года;

  • иные причины, предусмотренные законодательством РФ (указать их).

При отражении в графе 1 номера счета бухгалтерского учета 0 401 00 000 графа 5 не заполняется

Запасы: раскрытие в пояснениях к балансу

Наличие и движение запасов раскрывают в пояснениях к бухгалтерской отчетности по тем же принципам, что и наличие ОС и НМА. Таблица, предложенная Минфином в примере, структурирована так же, как и предназначенные для этого таблицы ОС и НМА. Только данные в них рассказывают подробности формирования показателя строки 1210 бухгалтерского баланса.

В связи с тем, что запасы – это оборотные активы, а ОС и НМА – внеоборотные, есть несколько нюансов по раскрытию информации о запасах в пояснениях к балансу:

  • При заполнении граф таблицы по запасам, в которых отражают поступление и затраты (связанные с поступлением), включают только дебетовые обороты по счетам учета запасов, которые не корреспондируют с кредитом других счетов учета запасов. Например, увеличение стоимости незавершенного производства за счет оплат контрагентам (или работникам) – это поступление, а вот передача в производство собственных материалов (уже один раз учтенных при покупке) нет;
  • При заполнении граф таблицы по запасам, в которых отражают выбытие и себестоимость, учитывают только кредитовые обороты по счетам учета запасов, которые не корреспондируют с дебетовыми оборотами по другим счетам учета запасов. Так, в графу может быть включена стоимость затрат на выполнение сданных заказчику работ (и списанных в себестоимость), но не следует включать, например, передачу полуфабрикатов из основного производства во вспомогательное;
  • В графу «оборот запасов между группами» как раз включают данные, которые исключены из граф поступления и выбытия. То, что передают «внутри» компании, а не от внешнего источника и не внешнему получателю.

Суммовые значения в пояснениях по запасам отражают по стоимости принятия к учету, так же, как и в строке 1210 баланса. Исключение возможно, только если создавали резерв под обесценение запасов.

Читайте также:  Госпошлина при получении наследства по завещанию

Приведем пример заполненной таблицы по наличию и движению запасов в пояснениях к бухгалтерскому балансу за 2021 год.

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н»;
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Что отражается в пояснительной записке по пассивам?

Следующий крупный раздел баланса — пассивы. Для предприятия наиболее существенными показателями здесь могут быть:

  1. Заемные средства (строки 1410, 1510).

Здесь можно детализировать:

  • суммы долгосрочных и краткосрочных займов;
  • сведения о кредиторах, целях кредитования;
  • сведения о погашенных суммах в отчетном году;
  • сроки погашения и процентные ставки.
  1. Отложенные налоговые обязательства (строка 1420).

Можно указать за счет чего сформировались налогооблагаемые временные разницы, вызвавшие возникновение отложенных налоговых обязательств. Это может быть, например:

  • различия в порядке начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете;
  • различия в учете процентов по кредитам и займам;
  • различия в налоговом и бухгалтерском учете в связи с применением кассового метода и др.
  1. Кредиторская задолженность (строка 1520).

Она, как правило, подразделяется на задолженность:

  • перед поставщиками и подрядчиками;
  • перед бюджетом и государственными фондами;
  • представленную полученными авансами;
  • перед работниками;
  • прочую задолженность.

По каждой категории указывается сумма и наличие просроченной задолженности.

Поскольку каждая из указанных категорий кредиторской задолженности довольно емкая, то данные категории можно детализировать дополнительно.

Например, задолженность перед контрагентами может быть классифицирована на обязательства:

  • перед продавцами сырья и материалов;
  • поставщиками объектов ОС;
  • исполнителями работ и услуг.

Задолженность по авансам — как обязательства:

  • перед дочерними предприятиями или головной компанией;
  • российскими контрагентами;
  • контрагентами из ЕАЭС;
  • зарубежными партнерами;
  • в рублях и в валюте.

Уместно привести данные о фактах неисполнения обязательств перед кредиторами.

Раздел можно сопроводить данными о чистых активах, прибыли, возможной для распределения, о динамике представленных показателей, факторах, оказавших существенное влияние на изменения и способных оказать влияние в будущем и т.д. Информацию можно оформить в виде аналитических таблиц или схем.

Читайте также:  Как исправить запись в трудовой, и кто это должен делать

Пояснительная записка является обязательной составляющей частью бухгалтерской отчетности в п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.

Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

Для отражения состояния организации на отчетную дату пояснительная записка к бухгалтерскому балансу должна содержать следующую информацию:

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пример составления записки по оборотным активам

  1. Раздел «Оборотные активы».

2.1. Основная категория запасов на балансе общества — сырье и материалы.

По состоянию на конец отчетного года определена балансовая стоимость:

  • необработанного сырья — 300 тыс. руб.;
  • полуобработанного сырья и материалов — 700 тыс. руб.;
  • запчастей — 200 тыс. руб.;
  • топлива — 400 тыс. руб.;
  • тары — 10 тыс. руб.

2.2. Расходы общества на незавершенное производство совершены:

  • в рамках основного производства — на сумму 2 млн руб.;
  • в рамках вспомогательного производства — на сумму 700 тыс. руб.;
  • в рамках обслуживающих подразделений — на сумму 200 тыс. руб.

2.3. Готовая продукция, поставленная на баланс, представлена:

  • продукцией на складе стоимостью 700 тыс. руб.;
  • отгруженными товарами стоимостью 500 тыс. руб.

Начислен резерв на обесценение готовых товаров в сумме 20 тыс. руб.

2.4. Обществом уплачен НДС по приобретенным ценностям в виде:

  • основных средств — на сумму 70 тыс. руб.;
  • материально-производственных запасов — на сумму 200 тыс. руб.;
  • работ и услуг — на сумму 300 тыс. руб.

В отчетном году общество не возмещало соответствующий НДС, поскольку не были подготовлены необходимые документы.

2.5. Общество имеет дебиторскую задолженность:

  • контрагентов — на сумму 2 млн руб.;
  • в виде выданных авансов — на сумму 500 тыс. руб.;
  • государственных органов — на сумму 1 500 тыс. руб.

По состоянию на конец отчетного года начислен резерв по сомнительным долгам на сумму 300 тыс. руб.

Расхождения в отчетности

Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в представленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить пояснительную записку по данному вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.

Также причиной такой нестыковки могут быть разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в пояснительной записке.

Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.

Что отражается в пояснительной записке по оборотным активам?

Следующий раздел баланса — оборотные активы.

Пояснения по запасам (строка 1210) как одному из существенных показателей могут быть приведены в контексте распределения запасов:

  • на сырье и материалы;
  • на готовую продукцию;
  • на объекты незавершенного производства.

Каждая категория может быть дополнительно структурирована. Например, сырье и материалы могут подразделяться:

  • на необработанное сырье;
  • полуобработанное сырье и материалы;
  • запчасти;
  • топливо;
  • тару.

По каждой категории сырья и материалов указывается балансовая стоимость.

Готовая продукция, как правило, классифицируется:

  • на продукцию, направленную на склад;
  • на отгруженные товары.

Отдельно указывается величина резерва под обесценение готовых товаров.

Объекты незавершенного производства могут быть распределены:

  • по основному производству;
  • по вспомогательному производству;
  • по обслуживающим подразделениям.

Аналогично отражается балансовая стоимость активов по всем категориям.

Касательно НДС по приобретенным ценностям (строка 1220) затраты можно классифицировать на НДС:

  • по основным средствам;
  • запасам;
  • работам и услугам.
Читайте также:  Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы

Уместны комментарии по поводу наличия условий для возмещения НДС.

Дебиторская задолженность (строка 1230) может быть классифицирована в записке на долгосрочную и краткосрочную. И та и другая, как правило, подразделяется на задолженность:

  • контрагентов;
  • по выданным авансам;
  • со стороны государственных органов (по возмещению налогов).

По каждой из указанных категорий задолженности приводится сумма.

По строке 1240 отражаются краткосрочные финансовые вложения. Можно детализировать получателей таких вложений, отразить основные сведения об их обеспечении, динамике исполнения обязательств контрагентов по инвестициям.

Особенности составления

Формирование расчетно-пояснительной записки к бюджету определяется следующими правилами:

  1. Формирование бюджета и составление пояснительной записки к нему осуществляется исключительно на основании действующего законодательства соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
  2. Расчет налоговых доходов осуществляется на основании действующих налоговых ставок, порядка определения налогооблагаемой базы и льгот. Допустимо применение корректирующих коэффициентов.
  3. Расчеты к обоснованиям доходов и расходов раскрываются в динамике изменений по годам, на которые планируется бюджет (текущий год и плановые периоды).
  4. При изменении бюджетных ассигнований требуется расшифровка факторов, повлиявших на увеличение или уменьшение показателей.
  5. При формировании расходов на капитальное строительство, ремонт или модернизацию рекомендуется использовать данные пояснительных записок к сметной документации и прогнозных расчетов.

Таблица № 2. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения

В таблице необходимо перечислить все основные функции и направления деятельности бюджетного учреждения. Каждому направлению деятельности учреждения необходимо дать краткую характеристику и правовое обоснование (ссылка на нормативно-правовые документы).

Данные таблицы не подлежат своду, информация, представленная в ней, необходима учреждениям – главным распорядителям бюджетных средств для осуществления контроля за деятельностью подведомственных им учреждений – получателей средств бюджета.

Если бюджетное учреждение является администратором доходов, то этот факт в обязательном порядке нужно отразить в Таблице № 2, если нет, то при проверке отчетности становится понятно, почему расходы превышают доходы и результат деятельности учреждения за отчетный период является отрицательным.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере медицинского учреждения – поликлиники.

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Пример составления записки по оборотным активам

  1. Раздел «Оборотные активы».

2.1. Основная категория запасов на балансе общества — сырье и материалы.

По состоянию на конец отчетного года определена балансовая стоимость:

  • необработанного сырья — 300 тыс. руб.;
  • материалов, переданных в переработку — 700 тыс. руб.;
  • запчастей — 200 тыс. руб.;
  • топлива — 400 тыс. руб.;
  • тары — 10 тыс. руб.

2.2. Расходы общества на незавершенное производство совершены:

  • в рамках основного производства — на сумму 2 млн руб.;
  • в рамках вспомогательного производства — на сумму 700 тыс. руб.;
  • в рамках обслуживающих подразделений — на сумму 200 тыс. руб.

2.3. В составе товаров на балансе числятся:

  • товары на складе стоимостью 500 тыс. руб., в т.ч.
      • мелкая бытовая техника – 300 тыс. руб.;
      • электроника – 150 тыс. руб.;
      • аксессуары для электроники – 50 тыс. руб.
  • отгруженные товары стоимостью 200 тыс. руб.

Начислен резерв на обесценение готовых товаров в сумме 20 тыс. руб.

2.4. Обществом учтен НДС по приобретенным ценностям в виде:

  • основных средств — на сумму 70 тыс. руб.;
  • материально-производственных запасов — на сумму 200 тыс. руб.;
  • работ и услуг — на сумму 300 тыс. руб.

В отчетном году общество заявляла к вычету соответствующий НДС, поскольку не были подготовлены необходимые документы.

2.5. Общество имеет дебиторскую задолженность:

  • покупателей — на сумму 2 млн руб.;
  • в виде выданных авансов — на сумму 500 тыс. руб.;
  • государственных органов — на сумму 1 500 тыс. руб.

По состоянию на конец отчетного года начислен резерв по сомнительным долгам на сумму 300 тыс. руб.


Похожие записи: