Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы

06.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

ДТП случилось из-за технической неисправности, а у виновника есть пройденный техосмотр. Кому тогда грозит регресс?

В РСА заверили, что если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, регресс по причине неисправности транспортного средства к нему предъявлен быть не может. В такой ситуации, в соответствии с п. 2 ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик имеет право предъявить регрессное требование к оператору пункта техосмотра, который оформил диагностическую карту и указал, что автомобиль исправен и безопасен. Об этом предупредил Игорь Лаппи из «Совкомбанк Страхование». То же самое заявили в ВСК, но с оговоркой, что с такими ситуациями пока не сталкивались.

Опрошенные эксперты в области автострахование отметили, что пока равно делать выводы и прогнозы о том, как страховщики будут работать в условиях перехода на добровольный техосмотр. В частности, о необходимости подождать первые результаты новой практики заявил автоюрист Сергей Беляков.

Что такое диагностическая карта?

По сути своей, диагностическая карта является документом, выдаваемым ныне помимо талона технического осмотра и является своеобразным допуском для водителя с его транспортным средством на автодороги. Диагностическая карта представляет собой документ в А4 формате, который может быть отпечатан как на обычной бумаге, так и с применением определенных защитных знаков. На бланк карты нанесена таблица с информацией по результатам проверки всех агрегатов, запчастей и узлов автотранспортного средства. При проведении техосмотра (диагностики технического состояния автомобиля и запчастей), и определении результатов проверки вносятся данные об успешном прохождении, либо не прохождении техосмотра. Так же в диагностическую карту обязательно вносится такая информация:

  • список проверяемых узлов, агрегатов, запчастей машины и результат проверки;
  • данные о владельце автотранспортного средства;
  • общая информация об автомобиле. Категория, номер машины, марка, цвет, модель, тип кузова и прочее;
  • информация о техпаспорте, а именно номер, серия, дата и наименование конторы, выдавшей данный документ на автомобиль;
  • основная техническая информация о ТС. Сюда относятся пробег, состояние шин и их марка, тип коробки передач, тип тормозной системы;
  • дата следующего технического осмотра машины;
  • отметка о регистрации ТС в ГИБДД;
  • печать.

Что будет, если попал в аварию без техосмотра и диагностической карты

Существуют два варианта развития событий при ДТП, если отсутствует диагностическая карта, при условии обращения страхователя в судебный орган:

  1. Страхователя признают виновником аварии из-за отсутствия доказательств исправности ТС на момент ДТП.

Суд признает договор ОСАГО состоявшимся, что влечет за собой исполнение обязательств обоими сторонами договора согласно условиям соглашения. Таким образом, компенсация выплачивается, а страховщик предъявляет регрессное требование (то есть взыскивает убытки с причинителя вреда).

  1. Судебный орган признает сделку ничтожной по основаниям, регламентированным ст. 166 ГК РФ.

Это повлечет за собой все последствия ничтожности сделки, то есть как будто бы договора и не существовало. Автовладельцу придется нести бремя убытков самостоятельно.

Можно ли управлять транспортным средством при отсутствии диагностической карты

Документ о прохождении технического осмотра – один из перечня пакета бумаг, необходимых для приобретения полиса ОСАГО. Страховщики вправе потребовать диагностическую карту, в отличие от сотрудников ДПС или ГИБДД. Они могут попросить предъявить только водительское удостоверение или временный документ, разрешающий право управлять транспортным средством, свидетельство о регистрации автомобиля, а также действительный полис ОСАГО.

Читайте также:  С 1 января 2023 года ​СО НКО ждет снижение тарифов страховых взносов

Это относится к легковому транспорту массой до трех с половиной тонн, пассажирского транспорта с количеством мест не более 8, включая водительское место. Эти категории не обязаны возить с собой сведения о пройденной техническом осмотре.

Совершенно иная ситуация обстоит с автобусами, такси, пассажирским транспортом с количеством мест более 8, а также транспортом, осуществляющим перевозку опасных грузов. Водители этих категорий не имеют права выезжать на проезжую часть без диагностической карты. В отличие от легковых автомобилей, которые проходят технический осмотр раз в год, этот транспорт должен обновлять сведения каждые 6 месяцев.

Сотрудники ГИБДД в таком случае вправе потребовать талон технического осмотра наравне с остальными документами (водительские права, страховой полис ОСАГО, сведения о регистрации транспортного средства, лицензия, разрешение на осуществление перевозок пассажиров или груза, путевой лист, а также документы сопровождения грузов опасных, тяжелых и крупногабаритных)

При наличии действительного полиса ОСАГО обычный водитель легкового авто может не брать с собой талон технического осмотра, тем более он не оформляется на легковое транспортное средство, выпущенное менее трех лет назад. Если в течение трех лет обнаруживаются неисправности или поломки машины, то считаются, то вина лежит на заводе-производителе.

Диагностическую карту с собой можно не брать, но это не значит, что документ может оставаться непродленным и недействительным. Сведения о прохождение тех. осмотра являются обязательным требованием при оформлении страхового полиса ОСАГО.

Нужен ли техосмотр для страховки

Во время управления автомобилем водитель не должен иметь диагностическую карту. Но для получения полиса ОСАГО нужен документ, подтверждающий прохождение техосмотра.

Некоторые операторы упрощают процедуру оформления полисов. В результате выдается страховка без техосмотра. С таким полисом можно ездить, но до определенного момента. Неприятности могут возникнуть при первом же дорожно-транспортном инциденте. Автовладелец столкнется с проблемами, если захочет получить компенсацию.

Дело в том, что операторы полисы выдают, но информация об условиях страхования не лежит на поверхности. В договор включается условие, что застрахованное лицо должно пройти техосмотр в течение определенного срока. Если не выполнить это условие, то последует отказ в выплате страхового возмещения.

На практике получается так, что для страховки техосмотр не нужен, а нужен он для водителя. Основная цель диагностики – это выяснение, соответствует ли машина требованиям безопасности. Когда с транспортом все в порядке, то обязательно выдается диагностическая карта (ранее выдавались талоны). Если обнаруживаются неисправности, нужно их устранить.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 40 – ФЗ для получения страховки водителю нужно собрать документы по списку:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ПТС;
  • водительские права;
  • диагностическая карта.

Порядок заключения страхового договора

Автовладелец обязан ежегодно заключать договор со страховой компанией, который гарантирует им погашение денежных затрат на ремонт автомобиля в случае ДТП, независимо от того, стал он виновником аварии или пострадал. Но при заключении договора ОСАГО стоит обратить внимание, нужна ли диагностическая карта для его оформления. Её выдают всем собственникам машин по итогам технического осмотра на исправность основных узлов транспортного средства.

Обследование транспортного средства обязательно стоит проходить в пункте ТО, внесенном в государственный реестр. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и ПТС (или свидетельство о регистрации машины). Документ о прохождении техосмотра выдается на бумажном носителе со специальными знаками, подтверждающими его подлинность, и является единственным доказательством того, что автомобиль полностью исправен. Один экземпляр находится у владельца машины, другой – в пункте прохождения ТО.

В зависимости от возраста автомобиля и его назначения, сроки очередного прохождения ТО могут отличаться:

  • 6 месяцев – для такси, автобусов и других средств передвижения, перевозящих пассажиров, а также для автотранспорта, перевозящего опасные грузы, и спецтранспорта;
  • 1 год – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов старше 7-ми лет;
  • 2 года – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов возраст которых от 3 до 7 лет;
  • не требуют прохождения ТО транспортные средства возрастом до 3 лет. В этом случае все неисправности будут считаться заводским браком.

По закону, для предоставления услуг по страхованию транспортного средства агент обязан проверить наличие у владельца автомобиля доказательство прохождения ТО. В противном случае будет нарушен закон. Если раньше время истечения диагностической карты должно было быть до окончания срока действия страхового полиса, то сейчас такое правило отменили. Поэтому стало возможным застраховать машину даже за день до истечения срока техосмотра. Но нужно ли это владельцу автомобиля? Выплатят ли страховку, если на момент ДТП нет техосмотра, зависит от добросовестности страховой компании.

Читайте также:  Суточные при командировке: нормы 2023 года

Основания для отказа в выплате по ОСАГО

Многочисленный опыт работы со страховщиками показывает, что в выдаваемых страховых полисах перечень определенных условий применяется в интересах страховой компании. Страховщик в первую очередь добивается отказа в выплатах ОСАГО.
В Гражданском кодексе РФ содержатся определенные основания для того чтобы отказать в выплате.

Основания, которые часто встречаются и их надо знать:

  • Личный умысел застрахованного;
  • Грубые ошибки страхователя. Только в случаях которые предусмотрены законодательством;
  • Последствия при ядерном взрыве, радиоактивном выбросе или химическом заражении;
  • Военные действия и гражданская война, Это может быть: забастовка, митинг;
  • Конфискация застрахованного имущества государственными органами.

При несвоевременном уведомлении о страховом случае страховщик также вправе отказать в возмещении по ОСАГО.

Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты

Выдаваемый после диагностики документ подтверждает, что машина находится в исправном состоянии и не имеет дефектов, способных спровоцировать аварийную ситуацию на дороге. Согласно Закону «Об ОСАГО» диагностическая карта является обязательным атрибутом для оформления полиса.
Однако не редко возникают ситуации, когда техосмотр не пройден, а поездки нельзя отменить. При таких обстоятельствах возникает вопрос, можно ли оформить ОСАГО без диагностической карты, так как за поездку без действующей страховки неминуемо следует наказание в виде штрафа.

Законом предусмотрены ситуации, при которых оформляют полис ОСАГО без диагностической карты. К примеру, автомобили, после начала эксплуатации которых прошло меньше трех лет, не нуждаются в техосмотре. Такие авто по определению считаются безотказными и не нуждающимися в проведении дополнительной диагностики.

Также случается, что срок действия страховки и техосмотра заканчивается одновременно, а машину необходимо доставить на место проведения техосмотра или транспортировать в другой регион. Чтобы не получить штраф за отсутствие полиса, водитель оформляет временную страховку. Для получения краткосрочного полиса диагностическая карта не требуется.

Многие страховые компании используют небольшие лазейки в законе, чтобы оформить ОСАГО без диагностической карты. Разница в сроках действия диагностической карты и страхового полиса позволяет использовать методы для совершения сделки на законном основании.

Кроме того, существуют не слишком ответственные страховые компании, которые используют неточности в законодательстве, чтобы избавить клиента от необходимости проходить техосмотр, а себя — от выплат при наступлении страхового случая.

По каким причинам страховая не вправе отказать

В следующих нестандартных случаях, страховщик все-таки не может отказать в выплате, какими бы серьезными ни казались причины:

  • виновной стороной умышленно причинен вред жизни и/или здоровью;
  • виновник был пьян (в т.ч. под наркотиками и т.п.)
  • отсутствие прав на вождение у виновника;
  • причинивший вред скрылся с места ДТП (но потом нашелся);
  • не записано в страховке лицо, бывшее за рулем автомобиля, которым был причинен ущерб;
  • ДТП произошло в период (вторая графа бланка), не предусмотренный страховкой;
  • виновник не предоставил в положенный срок своему страховщику свою часть бланка извещения (если ДТП оформлялось без сотрудников Автоинспекции);
  • устроивший ДТП не предоставил свою автомашину на экспертизу;
  • устроивший ДТП восстанавливал или утилизировал свое авто до окончания 15 суток после ДТП (при оформлении по Европейскому протоколу);
  • у виновника нет действующей диагностической карты;
  • электронный полис виновника содержит неправильные данные, указанные им, чтобы сэкономить на страховой премии;
  • не предоставлены документы, не положенные в конкретном случае;
  • авария случилась из-за неисправности, которая не указана в диагностической карте, хотя выявить ее при техосмотре было возможно
  • у страховщика отозвана лицензия.

В идеале, обращение в суд должно следовать после того, как страховщик проигнорировал решение Центробанка или финансового омбудсмена. Вам следует подать иск, если вы уверены в том, что страховая компания действительно отказывает вам в выплате возмещения незаконно, и дело может быть выиграно.

Юристы советуют обращаться в суд сразу, минуя омбудсмена и Центробанк, так как, в случае выигрыша спора, вы можете рассчитывать не только на быструю выплату возмещения материального ущерба, но и штрафа в вашу пользу. Сумма штрафа будет зависеть от вида страхового полиса, срока рассмотрения убытка и величины понесенного ущерба.

Читайте также:  Права студентов-инвалидов в России в 2023 году

Но следует не забывать что судебный процесс – дело затратное, а проигрыш пора обернется для вас немалыми издержками (подготовка документов, экспертизы, адвокаты, опротестование решений и т.п.).

Таким образом, хотя страховые компании и берут высокие взносы по полисам ОСАГО, этот вид обязательного страхования защищает вас от серьезных финансовых потерь при возмещении материального и физического ущерба третьим лицам при возможном ДТП: все издержки должен заплатить пострадавшей стороне виновник дорожного происшествия.

Суммы, условия и вид страхового возмещения зависит от обстоятельств автоаварии: в частности, если нет пострадавших, в ДТП участвовали только два авто, и у сторон есть полисы ОСАГО, пострадавшая сторона может просто обратиться в свою страховую компанию и получить прямое возмещение. Страховщик погасит ущерб своими средствами, а затем выставит претензии страховщику виновной стороны.

При отказе страховщика в страховом возмещении ущерба (а законных причин отказа – очень мало), следует получить письменное объяснение отказа, и, если, оно нарушает законодательство о страховании ОСАГО, обратиться в контролирующие органы. Жалобу можно подавать финансовому омбудсмену или в Центробанк (если вы намерены решить спор миром), а затем в суд с полным пакетом документов и доказательств.

При этом страховые всё чаще отказываются добровольно возмещать расходы.

Наш герой, Сергей Иванович недавно попал в аварию. У него был полис осаго, поэтому он был уверен, что переживать ему не о чем и все расходы возместит страховая компания. Экспертизу оба водителя решили провести в независимых организациях. Через неделю принесли результаты и расчеты суммы за ремонт.

Страховая изучила документы и заявила об отказе в выплате. Ссылались но то, что это чужой отчет и они не готовы его принять. Это грубейшее нарушение, поэтому мы решили судиться с данной организацией.

Приходит много вопросов о причинах отказа, и я решил сделать для вас список самых распространенных мотивировок от страховщиков:

  • водитель предъявил не все документы, которые требуются;
  • автовладелец специально создавал аварийную ситуацию;
  • недостоверная информация об аварии, искажение фактов и обстоятельств;
  • вождение без прав;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • машина не прошла техосмотр;
  • машина попала в аварию из-за заводского брака или неисправности;
  • в аварии была машина, которая не имеет полиса осаго;
  • водитель требует выплаты моральной компенсации;
  • авария произошла на соревнованиях или испытаниях;
  • перевозка опасных грузов или грузов с недопустимыми габаритами;
  • страховая компания разорилась;
  • позднее обращение в страховую;
  • поддельный или просроченный полис осаго;
  • был сговор или мошенничество между водителями;
  • виновны оба водителя.
Калькулятор штрафа за езду без полиса ОСАГО:
Какое было нарушение?
После получения штрафа или составления протокола прошло 20 дней?

У каждой компании свои образцы договора. Внимательно читайте все условия, часто там могут встретиться очень неясные формулировки. Такие пункты вносятся специально, чтобы потом отказать в выплате. Если в договоре что-то непонятно, обратитесь за консультацией к юристу.

Подобные пункты в большинстве случаев являются незаконными. Оспорить их вы можете через суд. Но страховые компании понимают, что очень мало людей будут участвовать в судебном разбирательстве.

Осаго без техосмотра, действие и законность езды без то

Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси.

В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис. В остальных ситуациях технический осмотр обязателен.

Хотя иногда есть возможность обойтись без него.

Многие водители не знают, действует ли ОСАГО, если нет ТО. С точки зрения законодательства, выдать страховку без диагностической карты нельзя. Но некоторые страховые компании обходят это ограничение.

Они дают своим клиентам заполненную карточку, где не хватает только подписи аккредитованного оператора. После этого водителю сообщается, куда он должен проехать для прохождения технического осмотра.

Если владелец автомобиля забывал об этом, то страховая компания могла отказать в выплатах при ДТП. Хотя здесь можно было воспользоваться пробелом в законодательстве. В выплатах по факту ДТП нельзя отказать, если отсутствует диагностическая карта.


Похожие записи: