Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
- Предприятие разрабатывает Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В результате расчета нормативов образования отходов, количество отходов 4-го и 5-го класса опасности например: пыль абразивная, фильтры воздушные, лампы накаливания отработанные, резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства; противогазы отработанные, оказались равны от 0,008 до 0,040 тонн. Как быть? Учитывать данные отходы в Проекте или убрать их из Проекта, т.к. согласно п. 10 Порядка учета в области обращения с отходами для отходов 4 и 5 классов опасности округление идет с точностью до одного знака после запятой. Поэтому придется в статистических отчетах указывать постоянно нули.
- Предприятие имеет действующий Проект нормативов образования отходов и документ об утверждении нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение, разработанный
19.01.2017 сроком действиядо 19.01.2022 года согласно действующему на тот момент Приказу МПР России № 349от 05.08.2014 г. В Проекте не было раздела компонентный состав отходов 5 класса опасности и поэтому для отходов 5 класса опасности не проводился анализ компонентного состава и биотестирование. Прикладывали к материалам Проекта только паспорта на все отходы 1−4 классов опасности.
На сегодняшний момент идет разработка Проекта нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение уже по приказу МПР № 1021
Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2023 году
Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.
Правила 2023 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.
Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:
- осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
- осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
- отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
- после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
- вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.
Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.
На какие виды деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности выдают лицензии в 2023 году
Обращаем ваше внимание, что «01» января 2018 году вступили в силу поправки в ФЗ № 89, внёсшие новые определения некоторых понятий, что существенно повлияло на состав видов работ, выполняемых при включении каждого пункта в бланк лицензии Росприроднадзора. По этой причине мы приводим не только перечень видов лицензируемой деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, но и их законные определения.
- Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Данное определение ограничило число лиц, имеющих право на его включение в лицензию.
- Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации. Данный пункт включает сортировку, разборку и очистку.
- Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. При это если процесс сжигания происходит для выработки тепла, то деятельность не относится в категории обезвреживания отходов.
- Размещение отходов — хранение и захоронение отходов. Захоронение отходов возможно на срок не превышающий 11 месяцев.
Экономическое стимулирование
Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:
- Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
- Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.
Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:
- Льготы по налогам;
- Льготы по экологическому сбору;
- Льготы по плате за НВОС;
- Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Примеры условий и мест хранения
Санитарными правилами определены способы хранения на примере отдельных видов отходов:
Люминесцентные и ртутные лампы | I | Твердая герметичная тара | Мягкая негерметичная тара, открытое размещение |
Кислотная жидкость из аккумуляторов | II | Не более 24 часов в плотно закрытой стеклянной бутылке | Открытое размещение на земле |
Масляные жидкости | III | Бочки или канистры, поставленные на металлические поддоны | Доступ воды в тару, превышение объема вместимости, размещение вблизи возможных источников огня |
Стальная стружка, неотсортированные бытовые отходы | IV | Металлические контейнеры | Смешивание с другими отходами, размещение вблизи возможных источников огня |
Макулатура | V | Открытое размещение | Размещение вблизи возможных источников огня |
Исчисление платы за размещение отходов Договор на вывоз мусора
Мы уже сказали, что в большинстве случаев организации самостоятельно мусор не вывозят. Обычно фирмы заключают договоры на вывоз мусора непосредственно со специализированными организациями либо включают пункт о вывозе мусора в договор с арендодателем. Наличие договора на вывоз мусора само по себе не освобождает организацию от платы за загрязнение (Постановления ФАС СЗО от 24.06.2008 N А21-6268/2007, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 N 09АП-17853/2007-АК, ФАС ВВО от 14.08.2007 N А29-6876/2006А). Плата за вывоз мусора — это плата за услугу по физическому перемещению отходов на полигон или свалку, но не плата за загрязнение окружающей среды, которую вносит в бюджет собственник отходов — лицо, в результате деятельности которого они образовались (п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ). В рамках же договора об оказании услуг перехода права собственности на отходы мусоровывозящей организации не происходит (Постановление ФАС СЗО от 06.11.2008 N А21-1616/2008). Аналогично включение в арендную плату расходов арендодателя по вывозу мусора означает лишь то, что организация оплачивает услуги по такому вывозу (Постановление ФАС СЗО от 20.08.2007 N А56-49061/2006). Соответственно, наличие действующего договора на вывоз мусора не исключает ответственности предприятия за невнесение в бюджет платы за загрязнение (Постановление ФАС СЗО от 31.10.2008 N А56-1719/2008).
Впрочем, существует способ освободиться от обязанностей плательщика «экосбора», о котором неоднократно упоминал и сам Ростехнадзор (Письма от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145). Суть в следующем: в договор на вывоз мусора необходимо включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю. Тогда у этого лица возникает и обязанность вносить плату за НВОС. Бывший же владелец отходов плательщиком «экосбора» не будет. Обратим внимание на то, что право собственности на опасные отходы можно передать только компании, располагающей лицензией на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов.
Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?
В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).
Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.
На основании чего делаются лимиты
Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).
Закон № 89-ФЗ
Статья 11
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
Превышение нормативов образования отходов для ОНВОС 3 категории
Вышли разъяснения в письме Минприроды России от 13.12.2019 № 12-47/31433 «О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с которым:
При этом вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, мер административной ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 01.01.2019.
Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
С 1 января 2021 года обязаны разрабатывать не все природопользователи, а только юридические лица и индивидуальные предприниматели, действующие на объектах I категории и II категории по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду). Ранее, до внесения изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», расчет и согласование нормативов требовали ото всех организаций и предпринимателей (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), если в процессе их работы образовывались отходы. Это существенно усложняло работу природопользователей, чья нагрузка на окружающую среду была незначительной. С 2021 года контроль стал более четким и упорядоченным. Простые уведомления и отчетность об образующихся отходах подаются для объектов III категории, а IV категория освобождена и от этой обязанности.
Как подтвердить право на заявленные лимиты и нормативы? Сопроводить расчетные данные грамотными обоснованиями и вложить в ПНООЛР все необходимые документы.
Разработка документов
Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.
Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.
Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.
За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.
Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.
- Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
- Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.
Взимается плата за:
- Установленные лимиты на размещение отходов
- Помещение отработок сверх лимита
В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:
- Почвы
- Воздуха
- Недр
- Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.
За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.
Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.
- Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
- Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.
Взимается плата за:
- Установленные лимиты на размещение отходов
- Помещение отработок сверх лимита
В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:
- Почвы
- Воздуха
- Недр
- Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.
Продление документа ПНООЛР
Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.
Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.