Расчет и уплата налога на игорный бизнес

07.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет и уплата налога на игорный бизнес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр и пари (ст. ст. 364, 365 НК РФ). Объектами налогообложения согласно ст. 366 НК РФ признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Кто и где платит налог

Налогоплательщиками считаются все организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. ИП такой налог платить не могут — организаторами азартных игр выступают только юрлица.

С 1 июля 2009 года были созданы специальные игровые зоны. В 2019 году географически они расположились так:

  • Алтайский край — «Сибирская монета»

  • Краснодарский край — «Красная поляна»;

  • Приморский край — «Приморье»;

  • Калининградская область — «Янтарная»;

  • Республика Крым — в проекте.

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов:
– по доходам не больше 5 млн руб.
182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– с доходов сверх 5 млн руб.
(с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02130 01 1000 110 182 1 01 02130 01 2100 110 182 1 01 02130 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02140 01 1000 110 182 1 01 02140 01 2100 110 182 1 01 02140 01 3000 110
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В бюджеты городских округов 182 1 05 04010 02 1000 110 182 1 05 04010 02 2100 110 182 1 05 04010 02 3000 110
В бюджеты муниципальных районов 182 1 05 04020 02 1000 110 182 1 05 04020 02 2100 110 182 1 05 04020 02 3000 110
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя 182 1 05 04030 02 1000 110 182 1 05 04030 02 2100 110 182 1 05 04030 02 3000 110
В бюджеты городских округов с внутригородским делением 182 1 05 04040 02 1000 110 182 1 05 04040 02 2100 110 182 1 05 04040 02 3000 110
В бюджеты внутригородских районов 182 1 05 04050 02 1000 110 182 1 05 04050 02 2100 110 182 1 05 04050 02 3000 110
В бюджеты муниципальных округов 182 1 05 04060 02 1000 110 182 1 05 04060 02 2100 110 182 1 05 04060 02 3000 110

Санкции за нарушения сроков оплаты и предоставления отчётности

Налог на игорный бизнес является одним из трёх сугубо региональных налоговых сборов, и поэтому за соблюдением сроков оплаты местные фискальные органы следят довольно строго. Наказание за несвоевременную уплату будет наложено в виде:

  • штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога, минимум 1000 рублей;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки сроком до 30 дней, и 1/150 ставки начиная с 31 дня.

Порядок и сроки уплаты «игорного» налога установлены ст. 371 НК РФ, в соответствии с которой налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе соответствующих объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст. 370 НК РФ).

При уплате налога следует учитывать общие положения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса, в частности, положения п. 2 ст. 45 НК РФ об определении момента, когда обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. Так, налог считается уплаченным:

  • с момента вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
  • с момента внесения денег в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи уполномоченного органа;
  • с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка. Налог не признается уплаченным в случае если соответствующее платежное поручение отозвано налогоплательщиком или возвращено банком, а также если на момент предъявления в банк поручения на уплату налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые исполняются в первоочередном порядке, и на счете налогоплательщика нет достаточно денежных средств для удовлетворения всех требований.
Читайте также:  Инструкция по настройке электронной подписи для госзакупок

Даже если налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении, указав неверно код ОКАТО, но денежные средства поступили в бюджет, то он может быть освобожден от ответственности за неуплату налога. Такой вывод содержится в Постановлениях ФАС ВСО от 22.06.2006 N А74-387/06-Ф02-2911/06-С1, ФАС ДО от 04.05.2006, 27.04.2006 N Ф03-А04/06-2/366.

Что касается срока уплаты, то согласно п. 1 ст. 57 НК РФ он может быть изменен как в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении ее части, в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и сопровождается начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Решения об изменении сроков уплаты налога на игорный бизнес принимаются налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика по согласованию с соответствующим финансовым органом субъекта РФ.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по каждому объекту налогообложения (п. 1 ст. 357 НК).

Для объектов налогообложения налоговая база налога на игорный бизнес определяется:

– как максимальное количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, находящихся в игорных заведениях в течение налогового периода (п. 2 и 3 ст. 357 НК);

– как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по всем объектам налогообложения (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) (п. 4 ст. 357 НК).

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Основание и правовые основы

Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.

Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.

Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.

Справка! Лицензия аннулируется, если в течение 3 лет после ее получения организатор не приступил к деятельности.

В игорных зонах региональные органы власти вправе самостоятельно определить ставку налога с учетом лимитов, которые установлены НК. Если нет регулирующего документа, размер налога устанавливается, согласно НК. Региональное законодательство не вправе изменять объекты налога, его базу, период и дату уплаты.

Читайте также:  Всё об отсрочке от армии по учебе в 2022 году

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Игорные зоны в РФ располагаются в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.

Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.

Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.

Минфин двумя приказами утвердил:

  1. форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
  2. порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).

Статьёй 366 кодекса определено, что объектами обложения налогом являются четыре категории:

  1. стол для азартных игр;
  2. электронное устройство (аппарат);
  3. место приёма ставок на события;
  4. центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.

Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.

Налог на игорный бизнес и специфичность азартных игр

С августа 1998 г. в области столь прибыльной деятельности введен и действует независимый налог (ФЗ № 142 «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998), основанный на принципе вмененного дохода. Ныне он утратил силу. На сегодняшний день предпринимательская деятельность, налоговая часть относительно игорной индустрии в России регламентируются:

Официальный документ Когда был принят (последняя редакция) Основные положения
Налоговый кодекс, гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Редакция 2016 г. Понятия, плательщики, база налогообложения, налоговый период и ставка, расчеты и сроки оплаты, иные характеристики
ФЗ № 244 От 29.12.2006 (редакция 01.05.2016) Регулирует подготовку и проведение гэмблинга по СНГ, определяет ограничения по ним

Федеральный закон не используется в отношении биржевой и лотерейной деятельности. Во исполнение принятого законодательства с начала июля 2009 г. все виды игорной коммерции, кроме тотализатора, букмекерской конторы, лотереи, осуществляются в периметре четырех отведенных для этих целей административно-территориальных объектах. Игорные учреждения типа букмекерской конторы и тотализатора вне периметра игровых зон открываются на основе лицензии, действующей бессрочно. К настоящему времени подобные зоны сосредоточены: в Калининградской области, Алтайском, Приморском и Краснодарском краях. Планируется создание пятой игровой зоны на Крымском полуострове.

Какой размер текущей налоговой ставки на игорный бизнес?

Этот налоговый сбор является региональным, соответственно, порядок введения, величина ставок регулируются официальными правовыми документами субъектов РФ. Для них действуют установленные законодательством предельные нормы. В иных случаях применяется назначенная величина ставки.

Единица объекта налогообложения Предельная величина ставки для субъектов РФ Фиксированная величина ставки
Стол игровой 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Автомат игровой 1500 – 7500 р. 1500 р.
Центр процессинга тотализатора 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Центр процессинга букмекерства 25 тыс. – 125 тыс. р. 25 тыс. р.
Приемный пункт ставок тотализатора 5 тыс. – 7 тыс. р. 5 тыс. р.
Приемный пункт букмекерских ставок 5 тыс. – 7 тыс. р. 5 тыс. р.

Когда стол для игр имеет несколько полей, величина ставки повышается кратно числу столов. Льготирование по части налогов в сфере гэмблинга российским законодательством не предполагается.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции налагаются за нарушения уплаты налога?

Ответ: Неуплата и иные нарушения порядка платежей наказываются штрафом в 20–40% от налоговой суммы, которую нужно оплатить (Налоговый кодекс, ст. 122).

Вопрос № 2: Где нужно поставить на учет автоматы, которые расположены за пределами места, где находится коммерческая организация?

Ответ: Все оборудование ставят на учет в налоговой по месту нахождения коммерческой структуры, которая занимается деятельностью в сфере игорной индустрии (письмо МНС РФ N 22-0-10/425@ «О постановке на учет» от 15 марта 2004 г.).

Вопрос № 3: Какой штраф предусмотрен за несвоевременную сдачу декларации?

Ответ: От 5% суммы неуплаченного налога, который нужно заплатить или доплатить за каждый целый месяц или часть его, но до 30% и не менее 1 тыс. р. (ст. 119 налогового кодекса).

Вопрос № 4: Как оплачивают налог представительства и филиалы организации?

Ответ: Плательщиками признаются только организации, а их подразделения или филиалы не обладают правом исполнять налоговые обязательства и исчислять суммы сборов.

Вопрос № 5: Какие наказания предусмотрены за несоблюдение регистрационного порядка для объектов налога?

Ответ: Нарушитель штрафуется в трехкратном размере действующей налоговой ставки (НК РФ, ст. 129.2) для должного объекта. При повторном нарушении штраф увеличивается до шестикратного величины назначенной налоговой ставки.

Вопрос № 6: Надо ли платить сбор, если игорное заведение не работало в налоговый период?

Ответ: Если организация прекратила свою деятельность или имело место выбытие игорного оборудования, основанием для прекращения налоговых платежей может быть только снятие с учета самих объектов.

Вопрос № 7: Облагается ли этим налогом сфера игровой компьютерной индустрии?

Ответ: Заниматься проведением и организацией гэмблинга в интернете запрещено (ст. 5 ФЗ №244). В отношении игр можно руководствоваться следующим. Если игры относятся к азартным, то, конечно, налогом они облагаются. Если признаков азартной игры не имеется, то применяется общеустановленный порядок налогообложения. Правовую основу в сфере игорной индустрии регламентирует ФЗ № 244, где в статье 4 дается определение азартной игры. Ориентироваться следует на него.

Читайте также:  Сопроводительное письмо к уточненной декларации — образец, бланк 2023 года

Налоговый кодекс — глава 29. налог на игорный бизнес

Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе — организатор игорного заведения), — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;касса тотализатора или букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Статья 365. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Статья 366. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:1) игровой стол;2) игровой автомат;3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Основание и правовые основы

Налог на игорный бизнес — это региональный прямой налог. Его регулирует глава 29 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2004 года. Для целей определения этого налога установлено, что игорный бизнес — это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.
Региональные органы власти имеют право соответствующим региональным законом ввести налог на игорный бизнес и установить его ставку (с учетом пределов, установленных НК РФ). Однако, если региональный закон не принят, то налог все равно считается введенным и полностью регулируется НК РФ. В отличие от других региональных налогов объект налогообложения, база, период и сроки уплаты налога на игорный бизнес полностью регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем.


Похожие записи: