Реорганизация юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Новое в реорганизации юридических лиц
Государство раз за разом делает попытки ужесточить контроль малого и среднего бизнеса, где чаще всего происходят реорганизации. Поэтому изменения с начала 2023 г. коснулись в первую очередь процедуры подготовки к преобразованию фирмы. Несущественные, на беглый взгляд, перемены позволяют надзорным органам своевременно выявлять случаи по попыткам скрыть неуплату налогов, долги по заработным платам и иные преступления.
Касаются изменения в системе регистрации ООО схемы проверки данных, внесенных в ЕГРЮЛ, смены места нахождения, сроков подачи уведомления о предстоящем слиянии и иной схеме преобразования. Владельцам бизнеса следует готовится к более тщательным проверкам, никаких льгот при любой форме реорганизации не возникает, придется работать открыто.
Из существенных изменений в законодательстве важны:
-
Новый порядок уведомлений требует в 3-дневный срок сообщать ФНС о наличии решения о реорганизации.
-
В оформлении документации и передаче ее в налоговую службу будут участвовать нотариусы с полномочиями вплоть до прав на видеосъемку процесса подписания.
-
Появилось понятие проверки достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, ФНС будет сверять их с фактическими при выездных проверках после уведомления, все случаи обнаружения фиктивности информации станут вносить в ЕГРЮЛ.
-
Смена местонахождения теперь проводится после уведомления ФНС.
Создание нового ООО при разделении
На практике далеко не всегда компании соединяются. Разделение также популярно, его причиной становятся разногласия между собственниками в отношении продолжения или прекращения определенных видов деятельности. Каждый учредитель имеет право продать свою долю в компании третьему лицу и выйти из бизнеса.
Процедура реорганизации по новым формам мало отличается от предыдущей:
-
Подготовка пакета документов, согласование распределительного баланса.
-
Отправка уведомления в ФНС и кредиторам, инвентаризация, публикация в СМИ.
-
Разработка учредительной документации для обеих ООО.
Реорганизация ООО в форме разделения инициируется уполномоченным органом или инициативной группой участников компании. Дробление компании может быть добровольным и принудительным.
При добровольном разделении решение об организации мероприятия устанавливается коллегиальным или единоличным органом на основании принятого этими органами протокола или требования от группы учредителей, оформленного в свободной письменной форме. При этом последние должны в совокупности обладать долей, не менее 10% от всего уставного капитала разделяемой компании.
После вынесения решения о созыве собрания и до этого момента организуется мероприятие по инвентаризации активов и иных имущественных обязательств. Такое необходимо для подсчета материальных ценностей и утверждения списка образовавшейся задолженности перед кредиторами, для последующего распределения этого между новыми, создаваемыми структурами. В случае задолженностей, они погашаются в порядке реорганизации или могут быть переданы по принципу правопреемства (если кредитор не возражает).
После оформления документов о разделительном балансе и передаточном акте может быть проведено внеочередное общее собрание. Созыв организуется посредством личного присутствия на мероприятии всех членов фирмы, либо опросным путем. В последнем случае учредителям вместе с соответствующим уведомлением отправляется форма и текст бюллетеня для голосования.
Реорганизация в форме выделения
Выделение – создание новой (одной или более) компании в форме выделения из основной организации. Основная цель – выделение активов или открытие нового направления в деятельности.
Реорганизация в форме выделения – это вид реорганизации, при котором компания не прекращает своего существования. Реорганизация путем выделения означает сохранение уже существующей организации и создание одной или нескольких новых – выделенных. К ним, в соответствии с разделительным балансом, переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия.
Реорганизация в форме выделения означает создание обособленного общества, наследующего определенные права и обязанности изначального общества, и направлена на разделение бизнеса. Часто используется для минимизации рисков потери и рейдерского захвата, а также в целях разделения капитала между участниками общества, находящихся в конфликтных отношениях друг с другом.
Чаще всего в предпринимательской деятельности процедура реорганизации компании в форме выделения используется для реструктуризации долгов общества, при которой на выделившееся общество переходит определенное имущество и определенные обязательства.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких орлиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать:
- положения о правопреемстве по всем обязательствам юрлица в отношении его кредиторов и должников,
- порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества,
- положения о возникновении, изменении и прекращении прав и обязанностей реорганизуемого юрлица после даты, на которую составлен передаточный акт.
Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации
Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.
Запись в трудовой книжке
Сведения о работе
N |
Дата |
Сведения о приеме на |
Наименование, |
||
число |
месяц |
год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Общество с ограниченной |
|||||
ответственностью |
|||||
"Аватон" (ООО "Аватон") |
|||||
1 |
08 |
05 |
2011 |
Принят в отдел продаж |
Приказ |
на должность менеджера |
от 08.05.2011 |
||||
N 3-ми |
|||||
2 |
20 |
06 |
2013 |
Общество с ограниченной |
Приказ |
ответственностью |
от 20.06.2013 |
||||
"Аватон" (ООО "Аватон") |
N 5-н |
||||
реорганизовано |
|||||
в Общество |
|||||
с ограниченной |
|||||
ответственностью |
|||||
"Вавилон" |
|||||
(ООО "Вавилон") |
|||||
с 20 июня 2013 года |
|||||
3 |
20 |
06 |
2013 |
Уволен по причине |
Приказ |
отказа продолжать |
от 20.06.2013 |
||||
работу в связи |
N 6-н |
||||
с реорганизацией |
|||||
работодателя, пункт 6 |
|||||
части 1 статьи 77 |
|||||
Трудового кодекса |
|||||
Российской Федерации |
|||||
Начальник отдела кадров |
|||||
М.К. Рыбочкина |
Печать |
||||
Рыбочкина |
ООО "Аватон" |
Какие документы необходимы для оформления разделительного баланса
Составление разделительного баланса происходит на основании обосновывающей документации, включающей в себя:
- Решение о реорганизации. В этом документе изначально фиксируется порядок распределения активов и обязательств, а также способ оценки имущества.
- Бухгалтерская отчетность первичной компании. Данные бухгалтерской отчетности являются основой для проведения оценки имущества, подлежащего разделению.
- Данные последней инвентаризации, которые содержат стоимостное значение активов компании.
- Накладные по приобретенным активам (если они приобретены после инвентаризации).
- Акты с расшифровками обязательств первичной компании.
- Первичная документация по приемке/передаче ОС, материалов, запасов.
- Опись иного имущества, которое не указано в первичных документах, но подлежит передаче.
- Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности.
- Документы, подтверждающие расчеты с органами, фондами и структурами.
- Договоры с создаваемыми юридическими лицами (это необходимо на тот случай, если возникают судебные претензии по передаваемым обязательствам).
- Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации (прикрепляется к балансу после регистрации).
Что же касается форм реорганизации, то их количество в разные годы в России было различным.
Г.Ф. Шершеневич и И.Т. Тарасов , анализируя действующее в то время законодательство об акционерных обществах, называют в качестве способа прекращения акционерного общества слияние (фузионирование), разделяя его на: слияние двух компаний с их прекращением и образованием третьей компании (fusion); поглощение одной компании другой (annexion).
См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 443.
См.: Тарасов И.Т. Указ. соч. С. 583.
И.Т. Тарасов выделял также закрытие компании посредством погашения (амортизации) ее акций. При этом предприятие остается со своими духовными и материальными элементами, но устраняется личный элемент, и капитал предприятия делается окончательно безличным, принадлежа исключительно только предприятию, а не лицам .
См.: Тарасов И.Т. Указ. соч. С. 593.
Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 года в ст. 98, как мы уже отмечали, предусматривало уже четыре формы прекращения деятельности акционерного общества без ликвидации его дел и имущества: соединение, присоединение, разделение и преобразование.
Разделение и выделение
В российской предпринимательской практике реорганизация в форме разделения и выделения является наиболее распространенной .
В зарубежной системе корпоративного права, наоборот, популярна процедура реструктуризации бизнеса, направленная на концентрацию капитала. См.: Степанов Д.И. Правопреемство при реорганизации в форме выделения // Вестник ВАС РФ. 2002. N 8. С. 103.
Корпоративное право США не знает аналога реорганизации в форме разделения или выделения. См.: Бернард Блэк, Рейнир Крэкман, Анна Тарасова. Комментарий Федерального закона об акционерных обществах / Под общей редакцией А.С. Тарасовой. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. С. 219, 222.
Как свидетельствует судебная практика, часто подобные формы реорганизации используются для вывода наиболее ликвидных активов от возможного обращения взыскания на них по обязательствам реорганизованного юридического лица (при выделении) или для непропорционального деления активов и пассивов, для достижения тех же целей (при выделении и разделении) .
Е.А. Суханов отметил, что процесс реорганизации таит в себе значительные опасности для кредиторов — контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. См.: Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 201.
Объясняется это отсутствием корпоративной этики, порядочности в отношениях между коммерческими структурами, а также отсутствием до последнего времени надежных законодательных преград для подобного рода злоупотреблений.
Меры защиты кредиторов при реорганизации будут рассмотрены в следующем вопросе.
Сейчас же рассмотрим процедуру реорганизации акционерных обществ в форме разделения и выделения, учитывая специфику каждой формы реорганизации.
В результате реорганизации общества в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование и сведения о нем исключаются из реестра юридических лиц. В результате разделения общества возникают как минимум два новых акционерных общества, к которым переходят все права и обязанности лишенного статуса юридического лица (п. 1 ст. 18 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 58 ГК РФ).
В отличие от разделения при выделении реорганизуемое акционерное общество не прекращается, не исчезает из гражданского оборота, а создает одно или несколько самостоятельных акционерных обществ и передает им часть своих прав и обязанностей (п. 1 ст. 19 Закона об акционерных обществах, п. 4 ст. 58 ГК РФ) .
Следует различать создание акционерного общества в результате реорганизации в форме выделения и учреждение действующим обществом нового юридического лица.
Во втором случае акционерное общество выступает в качестве единственного учредителя нового общества; передаваемое последнему имущество является вкладом в его уставный капитал — в счет оплаты акций создаваемого общества, владельцем которых становится общество-учредитель. В этом случае не происходит реорганизации ранее созданного общества, балансовая стоимость его имущества (активов) остается неизменной — взамен внесенных в уставный капитал учрежденного общества денежных и неденежных средств общество-учредитель получает эквивалент в виде акций учрежденного общества.
См. об этом: Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве: Изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах» / Центр правовой информации еженедельника «Экономика и жизнь». М., 2002. С. 111.
Выделение не способ прекращения юридического лица, а один из способов его возникновения. Но поскольку выделение — это одна из форм реорганизации, мы его и рассматриваем здесь .
См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 221.
Так же как и в предыдущих формах реорганизации, решение о реорганизации в форме разделения (выделения) может приниматься общим собранием акционеров исключительно по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества .
П. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах.
Кроме того, совет директоров (наблюдательный совет) должен включить в повестку дня общего собрания акционеров вопросы о порядке и об условиях разделения (выделения), о создании новых обществ (общества), о порядке конвертации реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ при разделении; о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом и о порядке такой конвертации (распределение, приобретение) — при выделении .
П. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19 Закона об акционерных обществах.
По нашему мнению, вопрос о реорганизации в форме разделения (выделения) должен быть решен общим собранием акционеров отдельно от остальных вопросов и предшествовать решению этих вопросов. Акционеры должны определиться, желают они подобной реорганизации или нет, и если желают, то в каком обществе они видят себя акционерами.
При решении вопроса о реорганизации в форме разделения (выделения) должна быть известна рыночная стоимость акций реорганизуемого общества, произведена независимая оценка разделяемого или выделяемого имущества, подготовлен разделительный баланс, который также предлагается советом директоров (наблюдательным советом) общему собранию акционеров для утверждения.
Общее собрание реорганизуемого общества (как в форме разделения, так и в форме выделения) принимает решение по всем внесенным советом директоров (наблюдательным советом) в повестку дня вопросам в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах .
Мы рассматриваем реорганизацию как комплекс действий, предусмотренных соответствующими нормами о реорганизации, поэтому считаем, что порядок принятия решения по всем вопросам, сопровождающим реорганизацию, должен быть единообразным.
Общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого общества (как при разделении, так и при выделении) принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов.
Функции такого собрания схожи с функциями учредительного собрания при создании общества путем учреждения , поэтому полагаем, что порядок голосования на общих собраниях акционерных обществ, создаваемых путем реорганизации, должен быть установлен нормой закона таким же, как и на собрании учредителей при создании общества — путем учреждения .
Ст. 9 Закона об акционерных обществах.
Полагаем, что формулировка «общее собрание акционеров» каждого создаваемого общества некорректна, поскольку нет еще самого общества, нет акций предполагаемого и создаваемого общества, а соответственно нет и акционеров. Участники такого собрания являются еще акционерами реорганизуемого общества, а в отношении нового общества они все не являются учредителями.
Защищая права акционеров, которые голосовали против реорганизации или не принимали участие в голосовании по этому вопросу, Закон предусмотрел, что каждый такой акционер должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате реорганизации (разделении, выделении), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества .
При этом, безусловно, у акционера, голосовавшего по этому вопросу против реорганизации или не принимавшего участие в голосовании по этому вопросу, имеется право выбора — либо получить акции создаваемых обществ, либо в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона об акционерных обществах потребовать выкупа обществом принадлежащих им акций.
Акции реорганизуемого общества, требование о выкупе которых предъявлено в соответствии с Законом, должны быть выкуплены, не конвертируются (п. 6.8 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. N 48).
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление ФКЦБ РФ от 11.11.1998 N 48 «О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 года N 8» утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 13.08.2003 N 03-35/пс «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, регулирующих процедуру эмиссии ценных бумаг и порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Пункт 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах содержит норму, позволяющую реорганизуемому обществу быть единственным акционером создаваемого в результате выделения общества .
Такой же смысл имеет п. 6.4 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций.
Как справедливо отметила Шапкина Г.С. , формулировка данной нормы неточна. Реорганизуемое общество не становится акционером общества, возникающего в связи с проведением реорганизации; акционерами последнего становятся участники реорганизуемого общества (часть или все), которые конвертируют имеющиеся у них акции в акции общества, созданного в результате выделения.
См.: Шапкина Г.С. Указ. соч. С. 111.
По нашему мнению, ситуация, при которой все акционеры реорганизуемого в результате выделения общества станут акционерами создаваемого общества (обществ), также неприменима, поскольку в этом случае реорганизованное общество остается без акционеров, без уставного капитала (полагаем, что и без прочего имущества).
Сумма уставных капиталов акционерных обществ, созданных в результате разделения, может быть больше уставного капитала реорганизуемого общества. Такое превышение возможно только за счет:
- средств, полученных от продажи реорганизуемым обществом своих ценных бумаг сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);
- остатков фонда специального назначения по итогам предыдущего года;
- нераспределенной прибыли;
- средств от переоценки основных фондов.
Уставный капитал создаваемого в результате выделения общества формируется за счет соответствующего уменьшения уставного капитала реорганизуемого общества и (или) за счет источников, указанных выше .
Этапы разделения ООО.
1) Первым этапом действий станет проведение общего собрания участников ООО, на котором принимаются решения:
- о реорганизации ООО в форме разделения;
- о порядке и условиях разделения общества;
- о создании новых обществ;
- об утверждении передаточного акта.
На этом же этапе происходит уведомление регистрирующего органа о том, что общество находится в стадии реорганизации и после этого дважды с периодичностью один раз в месяц – опубликование в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений об этом.
2) Затем участники каждого из вновь создаваемых обществ проводят общие собрания, на которых утверждаются их уставы и избираются органы управления.
3) В заключении: государственная регистрация созданных в результате разделения обществ и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного ООО.
Перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган для этих целей:
- заявление в установленной форме
- протокол общего собрания участников реорганизованного общества;
- передаточный акт
- доказательства уведомления кредиторов реорганизованного общества;
- устав нового общества (для каждого из создаваемых обществ)
- протокол общего собрания участников вновь созданного общества.
- документ об уплате государственной пошлины
- документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество. Требования к форме указанного документа устанавливаются Банком России.
Сроки реорганизации юридического лица в 2021 году
Законодательством РФ не предусмотрены нормы, которые регламентируют общие сроки данного процесса. Законом лишь определены временные рамки для отдельных этапов процедуры:
- для уведомления регистрирующего органа о предстоящих изменениях отводится не более 3-х рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;
- такой же срок установлен и для самих регистраторов на внесение в государственный реестр юрлиц записи о начале реорганизации;
- отведен 1 месяц для размещения соответствующего уведомления в официальном печатном источнике, а еще 1 месяц – для второй публикации
- 7 дней отведено для того, чтобы подать документы и получить лист записи ЕГРЮЛ и Устав;
- в соответствии со ст. 60.1 ГК РФ отводится 3 мес. на обжалование данной процедуры.
Реорганизация в форме присоединения: практические рекомендации
Начнем с рассмотрения порядка составления бухгалтерской отчетности (в рассматриваемом примере за 2009 год).
Методическими рекомендациями не установлено специальных положений о представлении заключительной бухгалтерской отчетности в налоговый орган.
Иными нормами НК РФ обязанность по представлению заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации также не предусмотрена.
Теперь несколько слов скажем о том, какие особенности необходимо учитывать реорганизуемыми организациями при составлении отчетности.
При заполнении показателей раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса правопреемника никаких записей в бухгалтерском учете не производится.
Таким образом, обязанность по уплате налогов (налога на прибыль и налога на имущество) возлагается на правопреемника.
Если первичные документы и счета-фактуры после завершения реорганизации выставляют на правопредшественника…
Указанные выше расходы должны удовлетворять общим требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономически оправданы и документально подтверждены).
В данном случае, вероятнее всего налоговые инспектора откажут в признании расходов на основании следующего.
— счета-фактуры (либо их копии), выставлены продавцами на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемника;
Покупка доли в организации и ее последующее присоединение. Учет разницы между стоимостью доли организации и ее чистыми активами.
Доклад Шойгу на расширенной коллегии Минобороны при участии Верховного главнокомандующего президента Путина — по сути, программа реформы армии, ее радикального обновления
Перейдем к фактам. Что принципиально нового появится в нашей армии? Обратите свой взор на Северо-Запад. Там НАТО — прямо на российских границах — принимает в свою шайку Финляндию и Швецию. Не исключено, что в этих странах появятся военные базы США. 1200 километров кордона с той же Финляндией прикрывать надо? Надо.
Значит, нужна группировка российских войск на Северо-Западе России. Там же, в Карелии — армейский корпус.
Теперь смотрим на Юго-Запад. А точнее — на Херсонскую и Запорожскую области. Какие там угрозы, разжевывать не надо. И школьнику понятно. Наш ответ — сформировать 3 мотострелковые дивизии в этих регионах.
Кстати, в доклада Шойгу, как я подсчитал, чаще всего звучало слово «сформировать». А теперь загибайте пальцы:
В Воздушно-десантных войсках надо дополнительно сформировать две десантно-штурмовые дивизии.
Для каждой общевойсковой (танковой) армии сформировать смешанную авиадивизию и бригаду армейской авиации, численностью 80-100 боевых вертолетов.
Сформировать 3 управления авиационных дивизий, 8 бомбардировочных авиаполков, 1 истребительный авиаполк, 6 бригад армейской авиации.
Для создания артиллерийского резерва на стратегических направлениях сформировать 5 артиллерийских дивизий военных округов, а также — артиллерийские бригады большой мощности.
В береговых войсках Военно-Морского флота на базе существующих бригад морской пехоты сформировать 5 дивизий морской пехоты.
Обратите внимание, — «на базе существующих бригад». Что это значит? А это значит, реформе армии времен Сердюкова (2008-2012) приказано «сдать назад», — тогда и министр обороны, и начальник Генштаба Николай Макаров увлеклись переплавкой дивизий в бригады. Но спецоперация показала, что то была неоправданная, даже авантюрная затея.
А теперь вот нам объявили, что решено переформировать в мотострелковые дивизии 7 мотострелковых бригад.
Вот так получилось: новая реформа армии зачастую требует отмены старой. Проще говоря, — исправления ошибок. Пример? Пожалуйста. Будут воссозданы «исчезнувшие» Московский и Ленинградский военные округа. Представляю, с какой радостью эту новость встретят ветераны.
Ну а переход армии на «модный» аутсорсинг в 2008—12 годах вообще смахивал на преступление. Он, по словам Шойгу, «привел к уничтожению войсковых ремонтных органов, что негативно сказалось на исправности вооружения и техники». Это еще мягко сказано. Во время спецоперации войска испытывали острый дефицит ремонтно-восстановительных бригад, чтоб не оставлять технику на поле боя.
Этот прокол решено исправить: в следующем году будут сформированы 3 ремонтных завода и усилены ремонтные подразделения в войсковом звене.
Придется исправлять и еще одну «роковую ошибку» прежней реформы — «распогонивание» военкоматов. Эти органы были превращены в отстойники офицеров запаса. Профессионалов (получавших мизерную зарплату) нередко заменяли бабушки. Теперь в военкоматах решено ввести государственную гражданскую службу и увеличить в них количество воинских должностей.
Спецоперация показала, что государство в свое время явно попало под «очарование» либеральных взглядов на то, что «нам нужна маленькая и компактная армия». А когда приперло — оказалось, что штыков-то не хватает. Эту ошибку решено исправить радикально — численность Вооруженных Сил будет доведена до 1,5 миллиона (то есть, вырастет на 350 тысяч человек), в том числе до 695 тысяч контрактников.
Кстати, возраст призыва в армию Шойгу предложил постепенно поднять с 18 до 21 года (молодежь стала позже взрослеть, в восемнадцать парни — часто еще совсем юнцы, а не воины), а предельный возраст увеличить с 27 до 30 лет.