Как получить сертификат фармацевта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить сертификат фармацевта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы различать в профессии фармацевта и провизора, нужно понять, что провизор при необходимости может работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. Сразу становится чсно, что разница здесь в уровне образования, то есть один – это младший специалист, второй – главный.
Различие специальностей – фармацевт и провизор
Обязанности фармацевта:
- изготовление лекарственных средств;
- обслуживание посетителей в аптеке;
- анализ препаратов;
- складская работа.
Обязанности провизора:
- проверка качества лекарственных препаратов;
- допуск к реализации;
- иногда обслуживание клиентов за первым столом.
Дистанционные технологии в подготовке провизоров
Если выучиться на фармацевта удаленно можно, то пройти обучение на провизора дистанционно не получится. Эти специалисты заканчивают очное отделение медицинского или фармацевтического ВУЗа/колледжа. Если у вас уже есть образование врача, медсестры или фельдшера, учиться также придется очно.
Длительность программы обычно составляет 4-5 лет. Наличие медицинского диплома сокращает программу за счет перезачетов уже пройденных дисциплин.
При этом преподаватели могут выносить часть занятий в дистанционный формат в прямом эфире или записи. Такое очное обучение с применением онлайн-технологий называется смешанным или гибридным. С его внедрением студенты получают постоянный доступ к базе с лекциями, экономят время и средства.
Полностью дистанционные образовательные программы могут и должны проходить раз в пять лет уже сертифицированные провизоры. Это необходимо для обязательного подтверждения квалификации или получения новых компетенций по инициативе сотрудника. Например, он может изучать бухгалтерский учет и правоведение для перехода на должность заведующего.
Длительность курса зависит от выбранной программы. Бывает достаточно полуторачасового вебинара или двухнедельного курса. На последнем занятии специалист сдает экзамен и получает сертификат о повышении квалификации.
Поступить в средне-специальное учебное заведение можно после 9 или 11 классов. В первом случае обучение займет 4 года, во втором – 3 года.
Фармацевт должен знать состав лекарств, область их применения, побочные эффекты, которые они вызывают, противопоказания и многое другое. Студенты фармацевтических и медицинских колледжей изучают:
- основы общих медицинских знаний: анатомию, физиологию, биологию, фармакогнозию;
- основы фармакологии и токсикологической химии;
- основы здравоохранения Российской Федерации;
- основы менеджмента в фармации;
- лекарствоведение и товароведение в медицине;
- особенности отпуска товаров аптечного ассортимента;
- консультирование потребителей;
- информационные технологии в профессиональной деятельности.
Что важно учесть при выборе учебного заведения и поступлении в медицинский колледж:
- формы обучения, которые предлагает заведение;
- стоимость семестра;
- популярность заведения;
- местоположение;
- квалификацию преподавателей.
Набор предметов примерно одинаков. В зависимости от учебного заведения список может меняться и дополняться, здесь перечислены лишь самые основные направления.
Абитуриенты при поступлении, как правило, сдают русский язык, биологию и химию. При многих училищах есть подготовительные курсы, рассчитанные на 1 учебный год.
Несомненным плюсом профессии является возможность учиться полностью удаленно. Сегодня очень популярна дистанционная форма обучения, когда студенты учатся прямо из дома через Интернет и приезжают лично только на выпускные экзамены и защиту курсовых работ. Будущие работники аптек вполне могут учиться дистанционно, так как они получают в основном теоретические знания. При желании, все темы курса можно освоить самостоятельно.
Колледжи и училища с заочной формой обучения и применением дистанционных технологий:
- Фармацевтический колледж «Новые знания»;
- Медколледж при МГМУ им. И.М. Сеченова;
- Егорьевское медицинское училище имени З.А. Самсоновой;
- Санкт-Петербургский базовый колледж Минздрава;
- Коломенский медицинский колледж;
- Медицинский колледж Академии медицинских наук России;
- Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения Москвы;
На выходе студенты получают диплом о среднем образовании и могут начать работать, или продолжить учебу в одном из профильных университетов.
Как проходит обучение
При дистанционном формате обучения в медицинском колледже все занятия протекают в онлайн-форме.
Каждый студент имеет доступ к своему личному кабинету, в котором хранятся все его работы и необходимые учебные материалы. Отсюда студент прослушивает лекции, получает и выполняет задания. При необходимости ученик может лично связаться с преподавателем. Онлайн-консультация позволяет обсудить вопросы, возникшие в процессе изучение новой темы или решить проблемы, касающиеся учебного процесса.
Платформы учебных заведений, как правило, включают в себя все необходимые для продуктивного обучения материалы:
- записи видеоконференций
- учебники
- лекционные материалы
- автоматизированные тестирования
- экзаменационные билеты
- виртуальные лаборатории
- библиотеки
Аттестации и контрольные работы в большинстве случаев проводятся очно.
Кто может пройти дистанционное обучение на фармацевта?
Итак, означает ли это, что любой может за короткий срок получить диплом фармацевта дистанционно? Нет. Если вчитаться в условия записи на курсы, можно обнаружить несколько требований:
базовое медицинское образование (либо высшее, либо среднее специальное);
образование должно быть именно в области фармацевтики.
Обучение фармацевтическим специальностям регламентировано Приказами №707н и №83н Минздрава РФ.
Ни по одной из них не предусмотрено профессиональной переподготовки. За исключением одного случая: когда сотрудник не соответствует занимаемой должности из-за длительного перерыва в работе.
Таким образом, переподготовка фармацевтов дистанционно на подобных курсах подойдет вам, если вы:
отучились и работали по профилю, но стаж работы прервался на 5 лет и более;
если у вас есть образование в области фармацевтики, но вы никогда в жизни не проходили ни повышения квалификации, ни профессиональную подготовку. Иными словами, человек хочет устроиться на работу, но сертификата на осуществление медицинской деятельности у него нет, и получить он его может только, пройдя профпереподготовку для фармацевтов.
Возможно, вы наткнетесь в Сети на дистанционные курсы обучения на младшего фармацевта. В обязанности этого специалиста входят только прием, выкладка и хранение лекарств. Пройдя такой курс в учебном центре, вы сможете получить сертификат фармацевта дистанционно.
Однако и в этом случае условия профпереподготовки не меняются. Нужно именно отучиться в медколледже по направлению «Фармация».
При этом после успешного получения сертификата вас не допустят к обслуживанию клиентов в аптеке и уж тем более изготовлению лекарств, вам придется постоянно работать под руководством и надзором более опытных коллег. Да и зарплата будет невысокой. Разве этого вы хотели, выбирая профессию фармацевта?
Различие специальностей – фармацевт и провизор
Чтобы различать в профессии фармацевта и провизора, нужно понять, что провизор при необходимости может работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. Сразу становится чсно, что разница здесь в уровне образования, то есть один – это младший специалист, второй – главный.
В частных аптеках человек, который имеет высшее фармацевтическое образование, может выполнять несколько функций. Это связано с экономией владельца аптеки средств для выплаты заработной платы.
В обязанности фармацевта не входит рекомендовать к покупке лекарственные средства. Он может консультировать клиентов о свойствах препаратов и побочных действиях, наличии в продаже определенного препарата. Рецепт и рекомендации дает лечащий врач.
Провизор имеет право на ведение собственного бизнеса, может управлять аптекой самостоятельно. При этом необходимо иметь сертификат.
Рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть у человека, решающего выбрать профессию фармацевта. И первый из них: где обучают на фармацевта?
Пройти учебу и получить образование можно в фармацевтической академии, медицинской академии, на кафедре фармакологии при университете и, наконец, в средне-специальном учебном заведении.
Пройдя путь учебы на фармацевта и окончив институт или академию, получаешь возможность работать провизором, тогда как после училища можно трудиться исключительно помощником провизора. Хотя, в наших жизненных реалиях, когда аптек открывается столько же, сколько и продуктовых магазинов, потребность в специалистах настолько высока, что даже со средне-специальным образованием можно устроиться работать в аптеку. Правда, о карьерном росте придется забыть, для этого еще нужно наличие диплома о высшем образовании.
Обучение на фармацевта в России
Заочно можно окончить вуз по специальности «Фармацевт», курсы провизоров, если имеется диплом о среднем медицинском образовании. Учебные заведения принимают студентов на второе высшее, дистанционное и заочное образование.
В России можно поступить в любой медицинский вуз, в котором есть специальность фармацевт. Заочное образование бывает двух видов: дистанционное и очно-заочное. Дипломы не отличаются – после дистанционной учебы выпускник получает документ об окончании заочного отделения.
Есть академии или университеты, которые специализируются исключительно на подготовке фармацевтов. Это Пермская, Пятигорская академии. В интернете есть форумы и сайты этих учебных заведений, на которых можно получить всю интересующую информацию. Много возможностей предоставляют для студентов-заочников московские вузы. Учитывая тяжелое материальное положение и необходимость работать без отрыва от производства, вузы Москвы облегчают подачу документов абитуриентам. Это можно сделать на сайте заочного обучения фармацевтов.
Профильная переподготовка
Провизору не нужно новое образование для смены профиля работы, поскольку после окончания медицинского вуза по направлению «Фармация» выпускникам доступна ординатура. Это постдипломная специализация, позволяющая освоить более узкую профессию. Учиться требуется будет не больше 2 лет, поэтому такой вариант переподготовки многие считают предпочтительным.
Варианты специализации в ординатуре после вуза:
- Управление и экономика фармации. Эта специализация позволяет занимать должность заведующего аптекой и организовывать работу фармацевтов.
- Фармацевтическая технология. После окончания этой ординатуры люди изготавливают лекарственные формы в аптеках и участвуют в производстве медикаментов на профильных предприятиях.
- Фармацевтический анализ. Работающие в этой области люди отвечают за контроль качества производства медикаментов и лекарственных средств в аптеках. Также такие работники требуются в исследовательских фармакологических центрах.
Если нет желания сразу приступать к работе, можно поступить в аспирантуру и стать научным сотрудником. Выпускники выбирают интересующий их профиль и сдают экзамены. Иногда отмечается высокий проходной балл из-за небольшого набора в аспирантуру, поэтому следует хорошо подготовиться. Аспирантура проходит в вузе и во многом напоминает предыдущие годы учебы.
Обучение на фармацевта в России
Заочно можно окончить вуз по специальности «Фармацевт», курсы провизоров, если имеется диплом о среднем медицинском образовании. Учебные заведения принимают студентов на второе высшее, дистанционное и заочное образование.
В России можно поступить в любой медицинский вуз, в котором есть специальность фармацевт. Заочное образование бывает двух видов: дистанционное и очно-заочное. Дипломы не отличаются – после дистанционной учебы выпускник получает документ об окончании заочного отделения.
Есть академии или университеты, которые специализируются исключительно на подготовке фармацевтов. Это Пермская, Пятигорская академии. В интернете есть форумы и сайты этих учебных заведений, на которых можно получить всю интересующую информацию. Много возможностей предоставляют для студентов-заочников московские вузы. Учитывая тяжелое материальное положение и необходимость работать без отрыва от производства, вузы Москвы облегчают подачу документов абитуриентам. Это можно сделать на сайте заочного обучения фармацевтов.
Стоимость обучения на фармацевта
Учиться в столичных вузах, конечно же, дороже всего. Около полумиллиона в год потратят студенты, которые учатся МГУ, около 300 000 при поступлении на учебу РНИМУ Пирогова, средняя цена учебы – 200 000 рублей. Дешевле учиться в регионах, где год может стоить 50 000 – 100 000 рублей.
Стоимость учебы в колледжах, техникумах и училищах будет на порядок дешевле. Около 150 000 отдадут поступающие в наиболее именитые ссузы столицы, а наиболее бюджетные цены начинаются от 50 000 рублей.
При условии, что учеба на фармацевта в Москве займет не более 4х лет, средняя цена учебы в колледже, техникуме или училище сэкономит до миллиона рублей семейного бюджета.
Где обучают на фармацевтов заочно?
Фармацевту заочное обучение Москва предоставляет для этого несколько высших учебных заведений, а также средне специальных.
Если хочется получить навыки по данной специальности быстро и безболезненно, то можно пойти в фармацевтический колледж. Туда берут после окончания девятого или одиннадцатого класса, возможна очно-заочная форма обучения. Окончив колледж, студент получает сертификат по специальности фармацевт и может спокойно устраиваться на работу в аптеку.
Где учат на фармацевта заочно еще? Конечно же, в высшем учебном заведении, куда можно поступить как после одиннадцатого класса, так и после окончания фармацевтического колледжа. Высшее фармацевтическое образование предоставляют химико-фармацевтические академии или фармацевтические факультеты медицинских институтов или университета. После окончания можно получить специальность провизора, что открывает более широкие перспективы в плане трудовой деятельности.
Обучение на фармацевта заочно требует более длительного времени, чем очная форма образования, но ненамного. Если говорить о вузе, то оно будет составлять 5,5 лет, вместо пяти при очной форме обучения.
Для поступления на очно-заочную форму также нужно сдавать вступительные экзамены (русский язык, химию, биологию, а в некоторых институтах и физику). В пакет документов, которые предоставляются в приемную комиссию, должны входить аттестат о школьном образовании, полис обязательного медицинского страхования, справка из поликлиники о возможности прохождения обучения, паспорт, фотографии, справка с места работы. Вступительные испытания начинаются в июле месяце, после окончания школьных экзаменов. А зачисление на факультет происходит во второй половине августа, когда все желающие уже сдадут вступительные экзамены.
Что нужно, чтобы поступить на заочное отделение
Лицам, у которых есть среднее специальное образование по специальности фармацевт, предоставляют в приемную комиссию диплом. При поступлении на дистанционную форму, личное присутствие при подаче документов может не понадобиться.
Перед подачей документов рекомендуется задать некоторые вопросы на сайте учебного заведения:
- Сколько стоит обучение и изменяется ли цена из года в год в связи с инфляцией?
- Нужно ли приезжать на сессию или можно сдавать академическую задолженность через Интернет?
- Можно ли закончить учебное заведение досрочно и как это отразится на цене за обучение?
- Как часто поддерживается связь с преподавателями и есть ли индивидуальный куратор?
- Есть ли выход на зарубежные вузы и что необходимо сделать, чтобы туда поступить ?
- Помогает ли вуз трудоустраивать своих выпускников?
Если абитуриент не имеет среднего специального образования, то необходим аттестат и результаты ЕГЭ.
Имеются бюджетные места и платное образование. Конкурс на бесплатное заочное образование фармацевтов очень большой – до 10 человек на место. Гораздо проще поступать на заочный факультет.
Чтобы стать врачом любой специализации, нужно получить высшее образование в медицинском вузе. Фельдшерского диплома о среднем профессиональном образовании и курсов переподготовки недостаточно для получения врачебной квалификации.
Программа ВУЗа отличается от программы колледжа, поступить со средним медобразованием на 2-3 курс медицинского ВУЗа не получится. Никаких преимуществ для выпускников ССУЗа не предусмотрено, поэтому поступать придется на общих основаниях, на первый курс.
Единственное право, которое предоставляется фельдшеру заключается в выборе формы вступительных испытаний. ЕГЭ, обязательное для абитуриентов-школьников, можно заменить внутренними экзаменами ВУЗа. Сдавать придется следующие предметы:
- биология;
- химия;
- русский язык.
Дополнительные баллы можно получить за красный диплом медицинского колледжа или стаж работы по специальности.
Также разрешается сдать экстерном некоторые дисциплины первого курса. При этом каждый ВУЗ самостоятельно определяет такую возможность в целом и для каждого конкретного случая. На общий срок обучения это не влияет.
Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- истории фармации;
- нормативных правовых актах и других документах по вопросам здравоохранения, фармацевтической деятельности, делопроизводства;
- организационной структуре учреждений здравоохранения, фармацевтической службы республики;
- основах трудового законодательства;
- правилах и нормах охраны труда и пожарной безопасности в аптечных учреждениях;
- экономике аптечных учреждений;
- фармацевтической терминологии, чтении и переводе латинской части рецепта;
- строении и функциях тела человека и его органов, функциональной взаимосвязи органов и тканей;
- вопросах нарушения функций человеческого организма;
- медицинской терминологии, причинах, клинической картине, диагностике состояний, требующих неотложной помощи;
- систематике и номенклатуре микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека;
- основных вопросах гигиены и санитарно-гигиенического режима;
- формировании здорового образа жизни;
- строении, физических и химических свойствах представителей основных классов органических и неорганических соединений;
- основных качественных реакциях на катионы и анионы, основных методах количественного анализа;
- теоретических основах и изготовлении всех видов лекарственных форм;
- номенклатуре готовых лекарственных средств промышленного производства;
- основах организации обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- правилах выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств по ним;
- вопросах приемочного контроля лекарственных средств;
- правилах хранения, учета и отпуска лекарственных средств, в том числе ядовитых, наркотических и психотропных;
- показаниях к применению лекарственных средств, их основных побочных эффектах, противопоказаниях;
- международных и торговых названиях лекарственных средств;
- правилах заготовки и сушки лекарственного растительного сырья, контроля его качества, химическом составе, применении, особенностях действия;
- составлении сборов для лечения основных заболеваний;
- физических и химических свойствах лекарственных веществ;
- основных методах качественного и количественного анализа лекарственных средств;
- видах внутриаптечного контроля качества лекарственных средств и его организации в аптечных учреждениях;
- ассортименте и использовании изделий медицинского назначения;
- основах делового общения;
- порядке проведения маркетинговых исследований;
- использовании применяемых в отрасли информационных технологий
Заочное и дистанционное образование
Если речь идет о фармации и медицине, то насколько возможно и целесообразно заочное образование? В мире есть очень четкий ответ — невозможно и нецелесообразно.
Кто рискнет доверить свою жизнь фармацевту или врачу (а их пациенты зачастую сопоставляют между собой), который учился заочно?
Меньший объем изучаемого материала, ограниченный контакт с преподавателями, недостаточное количество практических занятий — все это приводит к снижению качества и количества освоенных знаний. Да и уповать на усердность и ответственность студентов в самостоятельной подготовке не стоит. В мировой практике существует понятие «Distance learning», или по-другому «e-learning». В переводе с английского это означает — дистанционное/онлайн/интернет-обучение.
При этом под дистанционным обучением подразумевают повышение квалификации или переподготовку тех, у кого уже есть диплом о высшем фармацевтическом или медицинском образовании, но никак не получение основного диплома.
К сожалению, люди очень часто путают понятия «дистанционное обучение» и «заочное образование». Первое широко распространено во всем мире и действительно является замечательным источником получения новых знаний. Такие курсы существуют в любом направлении по любой специальности при, практически, каждом вузе.
Обучение на курсах осуществляется в соответствии с учебно-тематическими планами.
Украинские дипломы о высшем фармацевтическом образовании (у нас после вуза студенты выпускаются с дипломом специалиста — аналога которому в развитых странах мира нет), кроме тех, которые выдаются после заочного образования, приравниваются к дипломам бакалавра, и для дальнейшей практики необходимо, помимо подтверждения диплома, еще и доучиваться в магистратуре. Даже если вы получили диплом магистра, то, к сожалению, количество кредитов по профессиональным дисциплинам не отвечает таковому кредитов, необходимых для подтверждения диплома за рубежом, и вам все равно необходимо будет доучиваться 1–2 года в магистратуре. Дипломы, полученные после заочного образования, в развитых странах мира не признаются.
Качество образования, особенно медицинского и фармацевтического, играет важную роль в обществе. В такой развитой стране, как США, где качество медицинской помощи очень высокое, здравоохранение ориентировано на профилактику заболеваний, и качество подготовки квалифицированного персонала тоже достаточно высокое, врачебные и фармацевтические ошибки являются актуальной проблемой. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, смертность от врачебных ошибок в 2013 г. в США стала 3-й по численности среди всех причин, уступив место сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.
В Украине, к сожалению, такая статистика не ведется. Однако высокие показатели в такой развитой стране, как США, заставляют задуматься о положении вещей в Украине. Поэтому важно предотвращать возможность возникновения таких ошибок с самого начала, уделяя большее внимание фармацевтическому и медицинскому образованию, реформированию и усовершенствованию.
В дальнейшем мы будем изучать особенности системы последипломного фармацевтического обучения, что стоит перенять украинской системе образования и в какую сторону двигаться при ее развитии и реформировании.