Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.
Помимо задач по выявлению изменений состояния земель, оценки и прогноза мониторинг обеспечивает научно обоснованной информацией государственные органы и других заинтересованных лиц, которая затем используется для ведения государственного земельного кадастра, организации землепользования и проведения землеустройства. Сведения мониторинга также служат источником информации для граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель (ст. 67 ЗК).
Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
Функции надзорных структур носят характер:
- предупредительный;
- информационный;
- карательный.
Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.
Надзор проводится в нескольких формах:
- в виде проверок планового и внепланового характера;
- непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
- устранения обнаруженных нарушений.
Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.
Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:
- Рекультивации земельных объектов.
- Улучшению земель.
- Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
- Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
- Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
- Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
- Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.
Органы земельного контроля
Что касается контроля земельной сферы, то им занимается росприроднадзор. Этот орган следит за выполнением обязанностей относящихся к рекультивации земель после завершения разработки полезных месторождений для ископаемых мелиоративных, строительных, лесозаготовительных, а также других работ, которые осуществляются для собственных и внутрихозяйственных надобностей; исполнение мероприятий направленных на улучшение земель и охране почв от водной эрозии, ветреных воздействий, и других процессов ухудшающих земельное состояние; пользование лесами и земельными участками в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и.т.д.
Россельхознадзор занимается назначениями на сельскохозяйственных землях надзора, который будет следить за исполнением Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О регулировании государством плодородных земель сельскохозяйственного назначения» по сохранению, а также воспроизведению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, это относится и к мелиорированным землям; исполнение задач для предотвращения самовольного снятия, уничтожения и перемещения слоя почвы, который является плодородным, и порчи земель в результате неверного использования агрохимикатов, пестицидов или других средств опасных для окружающей среды и здоровья человека.
Из этого следует, что первый из указанных органов занимается контролем за соблюдением требований по пользованию земель всех категорий; а второй орган учавствует в надзоре за исполнением требования относящихся к защите земель; третий же орган со своими полномочиями имеет влияние на категорию земель сельскохозяйственного назначения и суб категорию сельскохозяйственного пользования, которая входит в состав земельной категории населенных пунктов.
Государственные инспекторы отвечающие за охрану и пользование землями при исполнении своих обязанностей имеют полное право: посещать объекты и организации при наличии служебного удостоверения, обследовать земельные участки, которые находятся во владении, а также собственности и аренде; выдавать предписания обязательного характера относящиеся к вопросам по соблюдению требований законодательства в земельной сфере, а также сообщать о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок; заниматься составлением протоколов свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства, а после отправлять их на рассмотрение определенным должностным лицам, которые занимаются административными правонарушениями.
Муниципальный земельный контроль — это вид деятельности, который осуществляется местными органами самоуправления с целью обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, пересечению и выявлению законодательных нарушений в земельной сфере в пределах муниципального образования.
Во время определения объекта муниципального земельного контроля нужно знать о двух обстоятельствах. Первое, при осуществлении этого надзора органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Для этого есть методические рекомендации специального характера, в которых говорится о порядке взаимодействия органов, исполняющих муниципальный земельный контроль, и Росреестра.
Во-вторых, в случае если государственный надзор земельного характера (пункт 1 статья 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (пункт 3 статья 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то земельный контроль муниципальной направленности — только за использованием земель. Этот подход объясняется тем, что надзор по охране за землями является одной из разновидностей экологического контроля, которым с 2006 года 1 января органы местного самоуправления не осуществляют.
Земельный контроль определяется муниципальными и нормативными правовыми документами органов местного самоуправления. Обычно этим контролем занимается комитет местной администрации. Что касается правообладателей земельных участков, то они обязаны: обеспечить присутствие своих представителей или свое присутствие во время осуществления мероприятий по муниципальному контролю земельной направленности; представлять акты свидетельствующие о нравах на земельные участки, о особых режимах использования земель, проектно-технологические, а также иные материалы, которые регулируют вопросы защиты и использования земель; помогать в организационных моментах относящихся к мероприятиям муниципального контроля в земельной сфере, и обеспечивать необходимые условия для специалистов отдела муниципального контроля.
Вместе с муниципальным и государственным контролем земельное законодательство рассматривает возможность на осуществление земельного контроля в общественных масштабах (пункт 3 статья 72 ЗК РФ).
Общественный земельный контроль — это деятельность граждан направленная на проверки и соблюдения установленного порядка для подготовки, а после принятия органами исполнительной государственной власти решений, которые имеют отношение к законным интересам и правам всех граждан, юридических лиц и земель находящихся под защитой.
Земельный контроль общественного характера используется только тремя категориями субъектов: территориальными органами общественного самоуправления, организациями общественной направленности и гражданами. Существует очень важное отличие общественных субъектов экологического контроля, а также субъектов земельного контроля: согласно статье 12 Закона о защите окружающей среде за экологическим контролем следят общественные и другие некоммерческие объединения. В Российской Федерации Земельный кодекс определяет участие общественности в этом смысле более узко (без других объединений некоммерческого характера). Но тем не менее в роли субъекта по экологическому контролю в Законе о защите окружающей среды не отмечаются органы территориального общественного самоуправления.
Основываясь на статье 27 Закона о самоуправлении местного характера под общественно-территориальным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территориальных поселений для самостоятельного и под свою ответственность применения собственных инициатив относящихся к вопросам местного значения. Что касается самоуправления на общественной территории, то оно действует в пределах территорий проживания граждан: многоквартирный жилой дом; подъезд многоквартирного жилого дома; жилой микрорайон; группа жилых домов; населенный пункт сельской направленности, который не является поселением; другие места проживания граждан.
Под добровольным рассматривается общественное объединение, самоуправляемое некоммерческое формирование, основывающееся на желании граждан, которое объединилось на общественной основе интересов по реализации обеих задач, отмеченных в уставе общественного объединения. Конституция Российской Федерации составляет правовую основу, для участия общественности в контроле за земельным состоянием опираясь на Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Коренные народы малочисленного населения, а также их объединения являются особым субъектом общественного земельного контроля, который не указывает в ЗК Российской Федерации. Но как отмечает в подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», эти субъекты имеют полное право на осуществление контроля за землями разных категорий, которые необходимы народу.
Особенности муниципального контроля
Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане;
- индивидуальные предприниматели.
Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.
Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:
- округа, если объекты расположены в его границах;
- поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
- муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.
Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
Функции надзорных структур носят характер:
- предупредительный;
- информационный;
- карательный.
Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.
Надзор проводится в нескольких формах:
- в виде проверок планового и внепланового характера;
- непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
- устранения обнаруженных нарушений.
Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.
Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:
- Рекультивации земельных объектов.
- Улучшению земель.
- Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
- Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
- Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
- Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
- Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.
Муниципальный земельный контроль
«Муниципальный земельный контроль на территории Одинцовского городского округа» — деятельность уполномоченных должностных лиц Администрации Одинцовского городского округа Московской области направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусмотрена административная и иная ответственность.
Должностные лица Администрации Одинцовского городского округа Московской области в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- требований, связанных с выполнением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
- требований, связанных с проведением мероприятий по удалению борщевика Сосновского.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:
- проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений;
- проведения плановых (рейдовых) осмотров земельных участков;
- проведения плановых и внеплановых проверок.
Должностные лица уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными земельными инспекторами и имеют удостоверения муниципального земельного инспектора Одинцовского городского округа Московской области.
Муниципальный земельный контроль
- Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
- Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).
- Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).
- Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за:
- — соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
- — использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;
- — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
- — своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;
- — исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
- — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
- — выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
- Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:
- — проведения плановых и внеплановых проверок;
- — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
- Оформление результатов проверок
Другой комментарий к Ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации
1. В соответствии с комментируемой статьей муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьи 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют компетенцию органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Так, к вопросам местного значения поселения относится земельный контроль за использованием земель поселения; муниципального района — земельный контроль за использованием земель межселенных территорий; городского округа — земельный контроль за использованием земель городского округа.
Применяются Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644.
2. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель. ЗК наделяет органы территориального общественного самоуправления правом осуществления общественного земельного контроля. Учитывая роль и значение общественных объединений, ЗК РФ возлагает на них функции общественного земельного контроля.
В соответствии с Положением о контроле за проведением землеустройства, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы при осуществлении контроля за проведением землеустройства взаимодействуют с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Приказом Роскомзема от 20 января 1995 г. N 4 утверждена Памятка по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель. Задачей общественного контроля за использованием и охраной земель является проверка исполнения земельного законодательства государственными органами, физическими и юридическими лицами, а также обеспечение реализации прав трудовых коллективов предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, на которых они основаны, и граждан на участие в управлении государственными и общественными делами в области использования и охраны природных ресурсов и конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Общественный контроль за использованием и охраной земель проводится на стадиях планирования и территориального зонирования использования земель, проектирования и согласования места размещения различных объектов, использования земельных участков юридическими и физическими лицами. В Памятке определены права и обязанности общественных инспекторов при осуществлении ими земельного контроля.
Осуществление земельного контроля органами местного самоуправления
Помимо контроля со стороны государства, существуют и иные виды контроля в сфере землепользования. Серьезное значение при этом отводится муниципальному земельному контролю. Статья 72 Земельного кодекса РФ закрепляет действие муниципальной законодательной базы.
Осуществление муниципального земельного контроля за эксплуатацией наделов земли в муниципальных образованиях возложено на органы местного самоуправления либо органы, уполномоченные ими, согласно законодательству нашей страны, и на основании предписаний, вынесенных местной властью.
Локальные правовые нормы, регламентирующие действия по проведению контроля, распространяются на конкретное муниципальное образование и исполняются в отношении любых участков, находящихся на данной территории, не зависимо от того, кто является их собственником (государство, муниципалитет или частное лицо).
Исходя из положений Земельного кодекса РФ, осуществление муниципального земельного контроля происходит только в отношении землепользования. Возможность контролировать процесс охраны землевладений местной власти не представлена. Нормативные акты муниципальных органов в отношении земельного контроля регулируют процесс исполнения проверок за эксплуатацией наделов в рамках конкретной территории и устанавливают специальный орган, контролирующий эксплуатирование наделов.
Контроль за использованием и охраной земель
Основные задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (неограничен какими-либо сроками).
Контроль за рациональным использованием и охраной земель осуществляется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также иными (невластными) субъектами — общественными организациями, собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.
Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В своевременных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.
Кто осуществляет муниципальный земельный контроль
Производство земельного контроля входит в полномочия местного органа власти. По действующему законодательству местная власть обладает широкими полномочиями в области надзора за использованием земли в пределах своего муниципального образования.
Это дает им право на проверку использования земельных участков, которые относятся не только к муниципалитету, но и к федеральным землям, а также принадлежащим частным лицам.
Для выполнения мер по государственному регулированию происходит сотрудничество федеральной и местной власти, в частности совместный анализ, а также осуществление некоторых экспертиз.
Служебные нормативно-правовые акты в сфере рационального использования земельных ресурсов содержат в себе сведения о том, что должностные лица, осуществляющие контрольные функции в сфере использования земли, могут занимать определенные должности:
- первый заместитель руководителя администрации – является главным земельным инспектором муниципалитета;
- сотрудники отдела по управлению муниципальным имуществом и торговлей – выступают в роли местных инспекторов;
- руководитель вышеназванного отдела – является заместителем главного муниципального инспектора.
Механизм общественного контроля проявляется в производстве неких контрольных мероприятий общественными организациями по проверке правомочности издания исполнительными властями и муниципалитетом решений в отношении интересов граждан и представителей мелкого бизнеса, а также обеспечении исполнения указаний по использованию земель и охране территорий.
Управление Росреестра как органа государственного надзора
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:
- контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
- надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
- контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
- контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
- установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
- исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
- устранение правонарушений в данной сфере.
Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:
- (о Росреестре);
- (о Росреестре);
- (об утверждении регламента органа).
Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.
Что такое земельный контроль
Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.
Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:
- недопущение самовольного захвата земель;
- устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
- переоформление юридическими лицами участков;
- регулирование процедур приобретения земли;
- мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
- регулирование порядка выделения участков;
- обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
- размежевание границ между участками.
Формы, виды и методы земельного надзора и контроля
Приведенные научные позиции показывают неоднородность оценок экологического и соответственного земельного контроля. Более того, становление и развитие земельного контроля вполне обоснованно привело к его признанию не только в качестве функции управления в сфере использования и охраны земель34, но также в качестве межотраслевого правового института и института земельного права, на что неоднократно обращалось внимание в научной литературе35. В основе такого понимания земельного контроля, по мнению Г.А. Ларионова, лежит признание двух факторов объективного характера, а именно множественности его правовой природы и комплексности отношений земельного контроля36.
При этом вопрос о земельном контроле как правовом институте – предмет научных дискуссий. Так, по мнению А.Ю. Винокурова, государственный земельный контроль должен рассматриваться отдельно, в том числе и от природоресурсного контроля и надзора, поскольку представляет собой институт земельного права, являющегося самостоятельной, отличной от экологического права отраслью37. Контроль за использованием земли относится к правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, и другими учеными38.
Сходная позиция высказывается в отношении экологического контроля, который выделяется в качестве института экологического права39. В доктрине административного права по-разному предлагается институциализация этой отрасли права, например, выделяется подотрасль – организация государственного управления в сферах и отраслях (Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор»)40. Контроль рассматривается как административно-правовой институт, который задействован в различных сферах публичной и частноправовой деятельности41. Публичный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования выделяется в особенной части системы административного права42. В системе муниципального права выделяются институты, объединяющие нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью43.
О.В. Калугина также рассматривает государственный земельный контроль в качестве обязательного элемента механизма государственного управления и правового института, значимость которого определяется в том числе исходя из представления о земле, являющейся объектом земельных отношений, как о природном объекте, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю44. Этот вывод
Данные общие нормы основан на нормах подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющий принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, а также ст. 6 Кодекса, предусматривающей объекты земельный отношений – земли как природного ресурса и природного объекта, земельных участков (их частей) как недвижимое имущество, а также объекты права собственности и иных прав.лежат в основе выделения земли и земельных участков в качестве объектов земельного надзора и контроля, обусловливающих специфику надзорно-контрольной деятельности в сфере земельных отношений. В научной литературе природные объекты (вода, недра) также выделяются в качестве подконтрольных объектов45.
В доктрине земельного права обращается внимание и на другое значение земельного контроля. По мнению ученых, земельный контроль – важнейшая функция и традиционная правовая мера, предусмотренная земельным законодательством46, или земельно-правовая мера47.
Г.А. Ларионов расширил понимание земельного контроля, считая, что он одновременно должен служить гарантией соблюдения требований рационального использования и охраны земель48.
Научные оценки земельного контроля не ограничиваются вышеизложенными мнениями, однако даже они свидетельствуют о важности и многозначности земельного контроля как категории земельного права, подвергшейся в 2011 г. кардинальной трансформации в результате принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Внесенные этим Законом изменения в ст. 71 Земельного кодекса РФ, которыми государственный земельный контроль был заменен на государственный земельный надзор, положили начало формированию в земельном праве и законодательстве контрольно-надзорной деятельности. В основе правового регулирования такой деятельности лежит разграничение понятий надзора и контроля в земельном законодательстве.
Между тем в доктрине земельного права данные термины используются как равнозначные, а понятия надзора и контроля отождествляются. Так, Е.А. Галиновская указывает на действия уполномоченных федеральных органов государственной власти при осуществлении государственного земельного надзора (контроля), которые отслеживают соблюдение собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями конкретных установленных законодательно требований в области охраны земель49. М.С. Студеникина обращает внимание на проблему передачи субъектам Федерации некоторых полномочий федеральных органов по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением требований земельного и другого законодательства50. О.В. Воронцова предлагает принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля51. Такие подходы к соотношению земельного надзора и контроля представляются необоснованными и противоречащими действующему земельного законодательству.