Все, что следует знать о бюджете страны

17.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все, что следует знать о бюджете страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

Мероприятий в сфере организации финансового оборота с целью обеспечения страны денежными вливаниями для поддержания своего статуса называются бюджетной политикой. Она предполагает формулировку целей, разработку механизма управления налогами, регулирование экономико-социальных процессов.

Задачи определяют направления политики. Это создание эффективно работающей системы межсубъектных отношений для управления финансами. Основными инструментами выступают фискальные рычаги воздействия, трансферты, госзакупки, госзаймы.

Важно. По Бюджетному кодексу РФ, Президент ежегодно докладывает Федеральному Собранию о финансовой политике на очередной и планах на ближайшие три периода. Послание определяет стратегические ориентиры, согласованные с общими задачами государства.

определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет простыми словами — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы. Другой вид аккумулирования государственных денег — ЗВР (золотовалютные резервы).

Государственный бюджет существует со времен возникновения королевств, царств, княжеств, эмиратов… Только в былые времена (но и сейчас в некоторых странах) казной единолично распоряжался правитель, а сейчас в большинстве государств этим занимается правительство и парламент. В СМИ регулярно появляются новости о коррупции, «распиле» бюджетных средств, и это большая проблема для страны, ведь определенная часть дохода государства оседает в карманах нечистых на руку политиков, а не улучшает жизнь всех его граждан. Но это уже другая история.

Основные функции госбюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности путем финансирования армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.

В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.

Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.

Акцизы – вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф.

Налогоплательщиками акциза являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Подакцизными товарами являются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей;

10) прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) оприходование на территории РФ организацией, не имеющей свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Оприходование – принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов;

3) получение на территории РФ нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Получением нефтепродуктов признаются приобретение нефтепродуктов в собственность, оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов, и оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, а также получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенной из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

4) передача на территории РФ организацией нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов собственнику указанного сырья либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья;

7) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

8) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

9) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;

10) передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделении его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

11) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

12) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

13) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию РФ с территории Республики Беларусь;

14) получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки;

2) как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемые объектом налогообложения, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

Читайте также:  До какого года продлена бесплатная приватизация квартир

От уплаты акцизов освобождается продукция, которая экспортируется за пределы стран, являющихся членами СНГ.

Программы по снижению

Таким образом, бюджет является инструментом достижения и поддержания стабильности экономики.

В настоящее время бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и местных органов власти. Доходы государства определяются в основном налогами. Источники и структура доходов бюджета определяют экономические отношения, складывающиеся между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе реализации основного финансового фонда страны — государственного бюджета.

Формой проявления этих экономических отношений являются различные виды платежей организаций, предприятий и граждан в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Доходы бюджетов, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между всеми возможными участниками общественного воспроизводства, а с другой стороны, являются объектом дальнейшего распределения, определенной стоимости в руках государства, поскольку последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы бюджетов, относящихся к бюджетной системе, формируются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи во всех возможных формах и других поступлений в соответствии с законом о бюджете на исследуемый финансовый год. Доходы обезличены, за исключением случаев, предусмотренных специальным законодательством.

Значительная часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет, а в региональные и местные бюджеты зачисляются налоги и сборы, собираемость которых низкая.

Бюджеты всех уровней формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Исходя из этого, оптимальный фискальный федерализм должен реализовываться, прежде всего, на основе оптимальной налоговой системы государства.

Налоги являются основной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они формируют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля этих доходов обычно составляет около 50%. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, определяется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарных предприятий) и ряда специальных фондов.

Государственный бюджет — это правовая форма формирования и расходования денежных средств государства в лице его руководящих органов на определенный период времени.

Как правило, бюджет составляется на финансовый год, который сегодня соответствует календарному году, то есть годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. В истории России был период с 1922 по 1930 год, когда финансовый год начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Это был период восстановления экономики страны после Первой мировой войны и последующей гражданской войны, когда доходы бюджета во многом зависели от сельского хозяйства, а сельскохозяйственный год (особенно сбор урожая зерновых и овощей) в нашей стране заканчивался в среднем в начале октября.

С количественной точки зрения, государственный бюджет не следует отождествлять с государственными финансами. Во-первых, несмотря на свою важность, государственный бюджет является лишь частью государственных финансов, поскольку последние также включают финансы государственных организаций. В этом смысле государственный бюджет является лишь центральным денежным фондом государства. Во-вторых, нельзя забывать о государственных финансах, предметом которых является государственная собственность. Доходы от этого имущества включаются в состав доходов государственного бюджета, но само имущество остается отделенным от него.

Организационное отличие государственного бюджета от финансов государственных организаций состоит в том, что первый является фондом, управляемым непосредственно государством как аппаратом власти, а финансы государственных предприятий и организаций управляются государственной властью лишь опосредованно через назначенные государством (или в установленном им порядке) органы управления этими организациями.

Концепция государственных финансов носит экономический характер, в то время как концепция государственного бюджета носит преимущественно практический или юридический характер. Государство должно обеспечивать свое существование и существование общества, которым оно управляет. В этом и заключается основная цель государственного бюджета. За нормативно-правовым процессом его создания и использования обязательно скрываются процессы перераспределения стоимости в виде денег, т.е. в конечном итоге материальных благ в обществе. Однако эти процессы — и в этом особенность их проявления в форме государственного финансирования — происходят не добровольно, не по воле участников рынка, а принудительно, по воле государства в силу той материальной принудительной силы, которой оно обладает.

В отличие от внебюджетных средств государственных фондов, бюджеты органов государственной власти характеризуются тем, что направление использования их доходов не определяется заранее, и каждый год соответствующий орган государственной власти самостоятельно определяет, как будет расходоваться его бюджет.

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Социальные институты и их функции.

Понятие социального института в обществознании подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход Социальные институты и их функции.

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Общая структура бюджета

Общая структура федерального бюджета
4,285
2007 7,781 5,987
2008 9,276 7,571
2009 7,338 9,660
2010 8,305 10,118
2011 11,368 10,926
2012 12,856 12,895
2013 13,020 13,343
2014 14,497 14,832
2015 13,659 15,620
2016 13,460 16,427
2017 15,089 16,420
2018 19,455 16,709
2019 20,189 18,214
  • Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета Российской Федерации (2006—2018)
  • Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации (2006—2018)
Читайте также:  Договор купли-продажи квартиры 2023 года
[ + ]
Статистика
Преступность в России Взяточничество • Грабежи и разбои • Дорожно-транспортные происшествия • Изнасилования и покушения на изнасилование • Кражи • Незаконный оборот наркотиков • Терроризм • Тяжкий вред здоровью • Убийства и покушения на убийство • Хулиганство • Численность заключенных
Финансы России Бюджет • Валовый внутренний продукт (доля в мировом ВВП) • Регионы по ВРП (на душу населения) • Внешний долг • Дотации регионам • Инвестиции (основной капитал • иностранные) • Инфляция • Национальная оборона • Курсы валют (Доллар США • Евро) • Фонд национального благосостояния
Экономика России Износ основных фондов • История цен (бензин • нефть) • Производительность труда • Процент успешных космических запусков • Рост сельского хозяйства (площадь сельхозугодий • производство основных продуктов • доля импорта в обороте продовольственных товаров) • Экспорт углеводородов
Социальная сфера Автомобилизация • Автодороги, отвечающие требованиям • Бедность (по оценке Росстата • по оценке Всемирного банка) • Браки и разводы • Дефицит денежного дохода • Доля граждан, пользующихся госуслугами онлайн • Ставки по депозитам физических лиц • МРОТ • Потребление (алкоголь • продукты питания) • Прожиточный минимум • Трудовая сила (безработица • занятость • трудоспособное население) • Инвалиды • Неравенство (коэффициент Джини • распределение по доходам) • Субсидии и соцподдержка на оплату ЖКХ
Здравоохранение Больницы и места в них
Демография России Демографический прогноз до 2035 года • Возрастные группы • Мужчины и женщины • Продолжительность жизни (общая • процент дожития) • Суммарный коэффициент рождаемости
Численность населения Городское и сельское население (население в сельских поселениях) • Естественный прирост (рождаемость • смертность • материнская смертность • младенческая смертность • аборты) • Миграционный прирост (миграция в бСССР)
Наука и образование Индекс образования (по странам) • Финансирование науки • Численность учеников и учителей • Численность школ
История Масштаб репрессий • Потери в ВОВ (гражданские) • Универсиада 2013
Другое Список стран по ВВП (ППС) на душу населения • Итоги референдума о сохранении СССР

Понятие и характеристика платежного баланса страны

Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной (всеми ее экономическими субъектами – домохозяйствами, коммерческими предприятиями и правительством) за границу и поступивших в страну за определенный период. Разницу показывает сальдо платежного баланса. При превышении поступлений над оттоками образуется положительное сальдо, при обратной ситуации – отрицательное. Отрицательное сальдо платежного баланса вызывает уменьшение валютного резерва государства, что способствует ухудшению экономической ситуации в стране. Платежный баланс наглядно демонстрирует развитие внешней торговли страны, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций (прямых или косвенных), как осуществляется погашение внешнего долга, динамику международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирование внутреннего рынка и курса валюты.

Платежный баланс служит одним из источников данных для системы национальных счетов и непосредственно используется для расчета ВВП.

Для понимания ситуации в экономике страны важен не только сам по себе платежный баланс, но и его составляющие. Платежный баланс делится на две основные составляющие: платежный баланс по текущим операциям (текущий платежный баланс) – отражает движение товаров и услуг и баланс движения капиталов и кредитов – отражает приток и отток капитала в страну.

В свою очередь, текущий платежный баланс делится на торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей. Торговый баланс отражает разницу между импортом и экспортированием товаров без учета услуг. Торговый баланс и баланс движения капитала являются важнейшими экономическими показателями. Рассмотрим на примере, как сальдо торгового баланса воздействует на экономические процессы в стране.

Рост отрицательного сальдо торгового баланса приводит к тому, что страна больше расходует денег за границей, чем получает. В такой ситуации растет спрос на иностранную валюту со стороны участников торговых операций и одновременно увеличивается предложение национальной валюты – это провоцирует ослабление национальной валюты. При положительном сальдо торгового баланса возникает тенденция к укреплению национальной валюты.

При этом девальвация национальной валюты стимулирует экспортеров и делает менее выгодным импорт. В результате изменение валютного курса создает тенденцию к увеличению экспорта и сокращению импорта и таким образом способствует уменьшению отрицательного и возникновению положительно сальдо торгового баланса.

«Платежные балансы различных стран мира находятся в постоянном неравновесии. Например, отрицательно сальдо торгового баланса может уравновешиваться притоком капитала в страну и т. д. При этом от состояния платежного баланса зависит стабильность национальной валюты. А без этого невозможны сбалансированность бюджета и благоприятный инвестиционный климат в стране».

Баланс движения капиталов и кредитов отражает приток иностранных инвестиций и займов, а также объем внешних заимствований (кредитов) и капиталовложений за границей. Если приток денежных средств превышает их расходование, платежный баланс считается активным. Если страна больше расходует, чем получает, платежный баланс называется пассивным и в этом случае можно говорить о дефиците платежного баланса. При дефиците платежного баланса растет внешний долг, падает курс национальной валюты, истощаются золотовалютные резервы. Поэтому уравновешенность платежного баланса необходима для стабильного экономического развития страны.


Похожие записи: