Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обеспечение и социальное страхование населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.
Основные типы пенсионных систем
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Перечень документов на выплаты
Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:
- заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
- паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
- ИНН и СНИЛС;
- реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.
Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:
- свидетельство о рождении ребенка;
- справка о рождении;
- справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
- справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
- больничный лист по беременности и родам;
- свидетельство о заключении брака;
- справка о составе семьи;
- справка о том, что ребенок проживает с родителями;
- постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.
Малообеспеченным и безработным:
- справка с последнего места работы;
- справка о заработной плате;
- справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
- справка о составе семьи;
- платежки по коммунальным услугам;
- договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
- справки с места учебы несовершеннолетних детей.
Дополнительно понадобятся:
- справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
- справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
- удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.
Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.
На детей выплачивают следующие пособия:
- единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
- ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
- региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.
Обновленная таблица детских пособий в 2022 году:
Наименование пособия |
Размер выплаты, руб. |
|
С 01.01.2021 |
С 01.02.2021 |
|
Изменение МРОТ |
12 792 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
18 004,12 |
18 886,32 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%) |
6752,00 |
7082,80 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей) |
6752,00 |
7082,80 |
Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
29 600,48 |
29 600,48 |
Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство) |
18 004,12 |
18 886,32 |
Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство) |
137 566,13 |
144 306,87 |
Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней) |
58 878,40 |
58 878,40 |
Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней) |
340 795,00 |
340 795,00 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
675,15 |
708,23 |
Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву |
28 511,40 |
29 908,46 |
Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву |
12 219,17 |
12 817,90 |
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца |
2457,58 |
2578,00 |
Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет |
3481,83 |
3652,44 |
Виды пенсий и социальных пособий в РФ.
Все существующие в настоящее время пособия по целевому назначению можно разделить на три группы. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и, так называемых, социальных пособий.
Пенсии — это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. В соответствии с действующим ныне Законом о государственных пенсиях в РФ выплачиваются пенсии:
- · по старости;
- · по инвалидности;
- · за выслугу лет;
- · по случаю потери кормильца:
- · социальные пособия.
Рассмотрим каждую группу отдельно.
Пакет документов для оформления
Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:
- Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя; Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.
Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.
Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:
- Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
- Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.
Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:
- Фамилия, имя, отчество;
- СНИЛС;
- Адрес проживания;
- Номер телефона;
- Серия, номер, дата и место выдачи паспорта; Дата и место рождения; Пол.
Процедура заполнения бланка проста:
- Указание адресата – отделения ПФР;
- Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
- Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
- Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
- Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
- Перечисление прилагаемых документов;
- Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
- Дата заполнения с подписью и расшифровкой.
Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:
- Участвовавших в ВОВ;
- Военных;
- Космонавтов;
- Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.
Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.
Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:
- ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
- ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников
Пенсия за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:
— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;
— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):
– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;
— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.
При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».
Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.
Обязательное пенсионное страхование
Данная форма пенсионного обеспечения регулируется нормами Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Указанным актом определены категории лиц, которые могут претендовать на получение пенсии, а также условия ее назначения.
Данный вид пенсионного обеспечения носит массовый характер. Такой мерой социальной поддержки государство пытается компенсировать заработок, который граждане получали до наступления оснований для оформления пенсии.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:
-
Страховые:
- по старости (в т.ч. досрочные);
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
- Накопительные.
Потенциальными получателями пенсии являются застрахованные лица, в числе которых могут быть:
- россияне по гражданской принадлежности;
- иностранцы или апатриды, проживающие постоянно либо временно в России;
- иностранцы или апатриды, проживающие в стране временно.
При этом они должны входить в одну из категорий граждан:
- Работающие. При этом учитывается работа по трудовому договору или контракту; по гражданско-правовому договору; по договору авторского заказа, а равно при наличии статуса автора произведения. Не исключено и получение пенсии лицом, трудящимся за пределами страны, при условии, что таковой добровольно уплачивает страховые взносы;
- Самозанятые с источником дохода от своей деятельности (нотариус, адвокат, ИП и т.д.);
- Члены крестьянско-фермерских хозяйств;
- Члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, основное занятие которых – традиционные отрасли хозяйства;
- Священнослужители и ряд иных категорий, которые являются участниками пенсионных правоотношений в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 167 от 15.12.2001.
Кроме пенсий и пособий, государством предусмотрены отдельные фиксированные выплаты для некоторых категорий граждан. Они призваны социально защитить этих людей в период нетрудоспособности.
К ним относятся:
- дополнительные выплаты пенсионерам, если их пособия не дотягивают до принятого в регионе их проживания минимального уровня жизни;
- доплаты героям России и СССР, узникам концлагерей, ветеранам войн и т. д.;
- набор социальных услуг для льготников, стоимость которых они могут компенсировать денежными средствами;
- материнский капитал, который получает семья, если в ней родился второй ребенок или последующие дети и т.д.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране – это не только пособия, которые начисляются пожилым людям, но и целая система материальной поддержки большого количества нетрудоспособных граждан.
Пенсионная система России
Сложившаяся к настоящему времени пенсионная система в России представляет из себя совокупность юридических норм и правовых, экономических и организационных институтов, позволяющая гражданам иметь регулярное материальное обеспечение в виде пенсий. Под пенсиями подразумеваются не только выплаты гражданам, достигшим пенсионного возраста, но и выплаты гражданам, имеющим право на это по другим основаниям (инвалиды, иждивенцы и другие категории граждан).
Юридическую основу пенсионной системы РФ составляют нормативно-правовые акты (НПА). В основе всего массива НПА находятся шесть Федеральных законов. Именно они определяют понятие и виды пенсий. На них и выстроено вся система пенсионного обеспечения в России.
Названия этих шести законов приведены на схеме ниже.
Какие виды пенсий существуют по законодательству РФ
В нашей стране предусмотрено несколько вариантов пенсионного обеспечения. Эти выплаты предназначены для того, компенсировать получателю доход, который был у него в период трудовой деятельности или поддержать социально-незащищенных членов общества (инвалидов, детей-сирот и др.). Таблица показывает классификацию этого типа государственного субсидирования согласно российскому законодательству:
Виды пенсий |
|||
По обязательному пенсионному страхованию |
По государственному обеспечению |
По негосударственному обеспечению (добровольная) |
|
Страховая |
Накопительная |
||
Существующие варианты:
|
Не подразделяется |
Законодательно предусмотрены категории:
|
Категорий нет |
Виды пенсий для имеющих трудовой стаж
Трудовые пенсии подразделяются на 3 главных вида:
Наступление пенсионного возраста. Претенденты на такую пенсию должны иметь запись в трудовой книжке о стаже работы не менее 5 лет. На момент ее начисления мужчине должно исполниться 60 лет, женщине – 55. Для отдельных профессий возрастной порог снижен.
Наступление инвалидности. Такая пенсия выплачивается имеющему стаж гражданину. Размер зависит от группы инвалидности, ограниченности к труду и возможности самообслуживания.
Потеря кормильца. Пенсия выплачивается нетрудоспособным гражданам, относящимся к категории иждивенцев. Прежде всего это малолетние дети, родители либо супруги, лишившиеся кормильца, ближние родственники, осуществляющие уход за нетрудоспособными внуками, сестрами, братьями.
Такой вид пенсии гарантируется государством незащищенным слоям населения. Социальное обеспечение соответствует прожиточному минимуму в конкретном регионе. Несколько увеличить его может наличие стажа работы и страховые взносы. Пока человек официально работает (вне зависимости от возраста), он не может претендовать на соцпенсию.
Виды социальный пенсий:
Причина | Описание |
---|---|
По старости | Выплачивается гражданам без стажа и накоплений. Главное условие – достижение границы пенсионного возраста. Обычно это люди, которые так и не заработали себе стаж. |
По инвалидности | Ее получают люди, имеющие подтвержденную инвалидность. Полагается людям, которые полностью или только частично потеряли возможность работать |
По утере кормильца | Для несовершеннолетних, а также тех, кто находится на очной форме обучения. То есть назначается людям, которые в силу возраста не могут сами себя содержать. |
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.