Информация по гражданским делам апелляционной инстанции

12.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация по гражданским делам апелляционной инстанции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Некоторые участники судопроизводства в силу определенных обстоятельств не могут являться на заседания. Особенно такая практика распространена при рассмотрении дел о расторжении брачных отношений. Неявка одной из сторон не является поводом для отказа в рассмотрении иска. Перенести заседание суд может. Но если ответчик либо истец не явится на последующие заседания, то приговор будет вынесен без присутствия заинтересованного лица. Известны случаи, когда вердикт выносился без истца и ответчика.

Где стороны узнают о судебном решении

В сети существует множество ресурсов, предлагающих узнать решение суда по фамилии истца. Самая актуальная информация присутствует на официальных сайтах самих судов. Также можно посмотреть следующие ресурсы, представленные в таблице.

№п/п Наименование ресурса для поиска Особенности
1 ГАС РФ «Правосудие» Для просмотра нужной информации не потребуется специальных знаний и много времени. Пользователю достаточно зайти на сайт и щелкнуть «Поиск судебных актов». На экране отобразится форма для заполнения. После внесения известных по делу данных следует кликнуть кнопку «Найти», после чего на мониторе отобразятся результаты поиска.
2 Арбитражный суд федерального уровня На главной странице потребуется перейти в картотеку арбитражных дел, затем в форму поиска внести известную о деле информацию, после чего пользователи узнают результаты поиска.
3 РосПравосудие База данного ресурса очень обширна. Процесс поиска нужной информации немного отличается. Здесь потребуется указать наименование суда, ФИО судьи либо адвоката. Дальнейшие действия определяются характером отобразившихся данных. Чтобы облегчить поиски рекомендуется использовать фильтры.
4 ФССП России С главной страницы сайта потребуется перейти в «Банк данных исполнительных производств», после чего выбирается критерий поиска (физлицо, юрлицо, по номеру ИП либо ИД). Далее в форме поиска указывается территориальный орган, фамилия, имя, отчество и дата рождения участника процесса. После клика по клавише «Найти» и ввода кода с картинки на мониторе можно посмотреть результаты поиска

Комментарий к статье 125 УПК РФ

1. Согласно части 1 ком. статьи обжалованы могут быть не только действия и решения, но и бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Это делает возможной судебную защиту, даже тогда, когда следователем, дознавателем, прокурором и судом не выносится никакого процессуального решения, которое могло бы быть предметом обжалования, но именно это нарушает права заинтересованных лиц (например, уклонение от оформления сообщений о совершенном преступлении либо от возбуждения уголовного дела без вынесения постановления об отказе; перенесение судьей судебного заседания без вынесения решения о его отложении и т.д.).

2. Обращает на себя внимание тот факт, что в ком. статье не предусматривается обжалование действий, бездействия и решений органов дознания. Представляется, что они могут обжаловаться по аналогии закона. Как указал КС РФ, общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как УПК, так и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», предполагает и общность процедур судебного контроля за действиями органов, осуществляющих такую проверку. Соответственно, вопрос об ограничении конституционных прав в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий по проверке информации о противоправных деяниях и лицах, к ним причастных, подлежит разрешению в процедурах, обусловленных характером уголовных и уголовно-процессуальных отношений . Пленум ВС РФ разъясняет, что по смыслу ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в порядке статьи 125 УПК могут быть обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания .

———————————
Постановление Конституционного Суда от 09.06.2011 N 12-П по делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова; абзацы четвертый и пятый пункта 6.2, абзац пятый пункта 3 мотивировочной части.
Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

3. В части 1 ком. статьи установлен критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном данной главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная норма существенно развивает положения, сформулированные еще в Постановлении КС РФ от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР, а также в Определении от 21.12.2001 по жалобе гр. А.Ю. Власова на нарушение его конституционных прав статьей 218 УПК РСФСР и Определении от 24.05.2005 N 256-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.А. Корягина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 УПК РФ. В них Конституционный Суд признал за заинтересованными лицами право на обжалование в тех случаях, когда действиями и решениями порождаются последствия, выходящие за рамки собственно процессуальных отношений и приводящие к нарушениям конституционных прав и свобод, которые уже не могут быть эффективно восстановлены в ходе последующего судебного контроля в судебном разбирательстве (решения о производстве обыска, наложении ареста на имущество, продлении срока предварительного следствия, приостановлении производства по делу, применении мер пресечения, включая залог и подписку о невыезде; об отказе в признании потерпевшим, а также отказ следователя в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам, непредоставление свиданий с близкими родственниками и ограничение в праве вести переписку и т.п.). В подобных случаях заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность прибегнуть к судебной защите еще во время проведения досудебного производства. Однако, в отличие от решения Конституционного Суда, законодатель в УПК РФ пошел еще дальше, предоставив право обжалования в суд безотносительно того, выходят ли отрицательные последствия действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования и прокурора за рамки сугубо процессуальных отношений или нет. Сам факт нарушения ими конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является теперь достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства. Этого не учитывают в своей практике некоторые судебные органы.

Кто вправе подать жалобу в суд на действия (бездействия) и решения органов дознания и предварительного расследования?

Жалобу в суд в порядке ст. 125 УПК РФ вправе подать две категории лиц:

  • лица, являющиеся участниками уголовного судопроизводства — обвиняемый, подозреваемый, защитник, потерпевший, свидетель, его адвокат, лицо, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и законные представители, эксперт, специалист, переводчик, понятой, частный обвинитель, если обжалуемые действия (бездействия) или решения способны причинить ущерб конституционным правам и свободам указанных лиц или затруднить им доступ к правосудию;
  • не являющиеся участниками уголовного судопроизводства любые иные лица, права и законные интересы которых затронуты (нарушены) обжалуемыми действиями (бездействиями) или решениями (например, поручитель (статья 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято в ходе досудебного производства по делу).

Куда, в какой суд следует подать жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ?

Жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть поданы как непосредственно в суд, так и в суд через орган дознания, начальника органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Перед подачей адресованной в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ или одновременно с подачей такой жалобы в суд можно подать также аналогичную жалобу, адресованную непосредственно руководителю следственного органа (на действия и решения следователя) или прокурору (на действия и решения дознавателя, органа дознания или следователя) в порядке ст. 124 УПК РФ. Если жалоба, поданная в порядке ст. 124 УПК РФ, была удовлетворена руководителем следственного органа или прокурором, суд в зависимости от того, на какой стадии движения жалобы был установлен факт удовлетворения аналогичной жалобы руководителем следственного органа или прокурором, отказывает в принятии жалобы или прекращает производство по жалобе.

Жалобы, поданные в порядке ст. 125 УПК РФ, рассматриваются районными и гарнизонными судами.

При определении суда, в который следует обратиться с жалобой, следует исходить из территории по месту нахождения органа расследования. Так, по общему правилу жалобы подлежат рассмотрению районным судом по месту совершения преступления, а подследственность уголовных дел также определяется местом совершения преступления. Если же место производства предварительного расследования определено в соответствии с требованиями частей 2–6 статьи 152 УПК РФ не по месту совершения преступления, то такие жалобы рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях подлежат рассмотрению гарнизонными военными судами.

Как происходит рассмотрение судом жалобы, поданной на основании ст. 125 УПК РФ?

Рассмотрение жалобы в порядке судебного контроля производится судьей единолично в общем порядке, предусмотренном для судебного разбирательства. Суд проверяет доводы лица, подавшего жалобу, в открытом судебном заседании по правилам состязательного процесса. Рассмотрение жалобы в закрытом судебном заседании допускается в порядке, предусмотренном ст. 241 УПК РФ.

В судебное заседание вызываются заявитель, его защитник и (или) представитель, прокурор, сотрудник, действия или решения которого обжалуются. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует проведению судебного заседания.

При проверке доводов жалобы действуют правила, определяющие его пределы:

  • суд не вправе предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела, в частности, делать выводы об обоснованности обвинения, оценке доказательств и о квалификации деяния;
  • суд не должен ограничиваться установлением лишь того, соблюдены ли должностными лицами формальные требования закона, а обязан удостовериться в фактической обоснованности обжалуемого решения.

Срок подачи кассационных жалоб

Согласно статье 376.1 Гражданско-процессуального кодекса РФ, кассацию необходимо сформировать и направить в течение трех месяцев с момента судебного решения. Однако этому в обязательном порядке должна предшествовать процедура апелляции. Если пропустить этот шаг, то возможности подать кассацию не будет.

Сущность этих этапов заключается в том, что вы говорите суду: вы не учли все материалы дела и доказательств не хватало. Вам отвечают: окей, мы все проверим, но единственное, на что вы можете рассчитывать, это смягчение решения.

И только тогда вы можете задаться вопросом, а законно ли вообще будет такое решение суда. И, не дожидаясь дня вступления решения по апелляции, можете готовить следующую претензию.

Как уже говорилось выше, кассация подается и в Президиумы субъектов федерации, и в Верховный суд. Здесь важно понимать, что, минуя областные инстанции, обращаться в Верховный суд напрямую нельзя.

Срок подачи в две инстанции единый, то есть не будет исчисляться с каждой новой подачи кассации. Только после отказа удовлетворить ваши требования вы вправе обращаться в вышестоящие инстанции.

Порядок подачи рассмотрения жалобы в порядке 125 УПК РФ

Жалоба с приложенными документами подаётся в районный суд, по месту совершения деяния, которое содержит признаки преступления, либо по месту нахождения органа, в котором происходит расследование уголовного дела.

Читайте также:  Наказание за оставление места ДТП в 2023 году

Жалоба может быть подана заявителем, защитником или представителем через органы дознания, следствия и т. д., которые выносили постановление либо самостоятельно. Рассматривается жалоба судом в течение 5 рабочих дней на основании чего, суд принимает решение признать постановление незаконным либо оставить жалобу без удовлетворения.

Результата рассмотрения жалобы по существу

В данном случае по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ может является:

  • Отказ в удовлетворении жалобы;
  • Удовлетворение рассматриваемой жалобы;

В случае отказного судебного акта следует учесть, что заявитель не лишен дальнейшего обжалования постановления судьи в соответствующий суд субъекта РФ в апелляционном порядке, однако для этого необходимо готовить мотивированную жалобу уже на судебный акт и без помощи опытного специалиста в данном случае не обойтись.

Практические советы применения ст.125 УПК РФ

У должностного лица, отказавшего в возбуждении уголовного дела, есть обязанность в течение 24 часов после вынесения постановления направить его копии заявителю и прокурору. Обычно это делается почтой. При направлении копии постановления заявителю в письменном виде разъясняются его право на обжалование и порядок подачи жалобы.

Этапы обжалования:

  1. Ознакомление с решением (постановлением).
  2. Подача заявления о предоставлении материалов проверки для ознакомления.
  3. Изучение материалов.
  4. Подготовка и подача жалобы.

Как уже было сказано, есть три инстанции, уполномоченные рассмотреть жалобу. Но следует учитывать некоторые моменты направления заявления в каждую из них:

  1. Суды рассматривают жалобу независимо от того, было ли ранее обжалование, куда именно и какое решение было принято. В этом случае суд выступит универсальной инстанцией, куда можно обратиться, минуя все остальные или пройдя обжалование, скажем, в прокуратуре.
  2. Прокурор, надзирающий за соблюдением закона при рассмотрении обращений по фактам преступлений, также примет и рассмотрит жалобу вне зависимости от того, обжаловались ли постановление руководителю следственного органа или нет.
  3. Обращаться с жалобой на следователя или дознавателя к вышестоящему должностному лицу бывает малоэффективно. Об этом свидетельствует практика. Поэтому для ускорения принятия по жалобе решения и для большей уверенности в объективности зачастую целесообразно писать сразу же в прокуратуру, а уже затем в суд. Вместе с тем, следует учесть, что процессуальные возможности у прокуратуры и руководителя следственного органа несколько более широки. Эти инстанции, в отличие от суда, вправе при удовлетворении жалобы указать на конкретные процессуальные действия, которые необходимо будет осуществить следователю (дознавателю), и установить конкретные сроки их выполнения. Руководитель следственного органа, более того, вправе сам возбудить уголовное дело по результатам рассмотрения жалобы. Суд ограничится только возвращением материалов для проведения повторной проверки и обяжет устранить выявленные нарушения.
  4. Чтобы процесс обжалования не затянулся, целесообразно заранее определить самый эффективный в конкретном случае вариант. Любой адвокат, имеющий опыт работы с конкретным органом расследования, решение которого обжалуется, подскажет, куда лучше всего обращаться в вашем случае.

Реализация обжалования процессуальных актов со стороны следствия отличается от процедуры, предполагающей апелляционное оспаривание решения суда. Эти институты схожи по своей сути, но различны по условиям и принципам реализации.
Определяются иные сроки обжалования постановления в отказе в возбуждении уголовного дела, составление заявления и характер обращения.

Основания для правомерного отказа прописаны в статье 24 УПК РФ. В данной статье указываются следующие положения (основания).

Вот они:

  • Факты и доказательства, описанные в заявлении, не могут полностью подтвердить факт преступления. Говоря проще, недостаточное количество доказательств;
  • В результате проверки обвиняемой стороны, государственные органы не смогли найти ничего для возбуждения уголовного дела. Это допрос, обыск и другое. Если в результате проверок ничего не было найдено, в возбуждении дела будет отказано;
  • Был нарушен срок исковой давности. Подать заявление можно в четко отведенный срок. Если заявитель в срок не уложился, то документ принят не будет, вне зависимости от веса предоставленных доказательств;
  • Один из участников дела скончался. При этом это может быть как жертва, так и преступник;
  • В заявлении нет информации о заявителе, а также его подписи;
  • Обвиняемое лицо неприкосновенно.

В уголовном процессе нет ограничивающего срока для подачи жалобы на незаконный отказ в возбуждении уголовных дел. Но есть понятие срока давности привлечения к уголовной ответственности. Соответственно, никто не будет всерьез рассматривать жалобу об отказе в возбуждении уголовного дела по преступлению, по которому истек срок давности.

В тоже время, потерпевшая сторона всегда заинтересована в оперативности возбуждения уголовного дела, поскольку это важно для эффективного сбора доказательств совершения преступления.

Таким образом, как только становиться известно о принятии необоснованного процессуального решения, необходимо его обжаловать, требовать отмену и возбуждения уголовного дела по результатам рассмотрения материалов доследственной проверки.
Для сведения: Срок рассмотрения жалобы для должностных лиц, установленный УПК, составляет три дня со дня получения жалобы, с возможностью продления до десяти суток.

  1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
  2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.
  1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
  2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
    2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.
    Положение части третьей статьи 124 в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом
  3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
  4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.
  1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
  2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
    Положение части третьей статьи 125 в его конституционно-правовом истолковании не препятствует допуску представителя к участию в рассмотрении жалобы потерпевшего на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора независимо от того, принимал ранее представитель участие в деле или нет.
  3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
  4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
  5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
    1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
    2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
  6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
  7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.
  1. Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса.
  2. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48.1 и 49 настоящего Кодекса.
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Срок рассмотрения жалобы прокурором на отказ в возбуждении уголовного дела

Для начала следует внимательно ознакомиться с таким документом, как постановление об отказе в возбуждении уголовного производства. Запросите его непосредственно в правоохранительных органах, если оно не было вручено вам на руки. Заявление о предоставлении постановления направляется в правоохранительные органы с заказным письмом с уведомлением или же передается лично заявителем. В ответ на поданное заявление следователь либо дознаватель должны прислать вам сведения о времени и дате, когда вы сможете ознакомиться с материалами проверки. Само ознакомление происходит в отделе полиции или СК, в котором было вынесено соответствующее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Конечно лучше делать это не самостоятельно, а заручившись поддержкой опытного адвоката по уголовным делам. Надо изучить внимательным образом все материалы проверки и само постановление. Постановление состоит из мотивированной и резолютивной части. В мотивированной части обычно содержатся доводы следователя, дознавателя, участкового уполномоченного. В резолютивной расписаны все законные основания, на которые опирался представитель правоохранительных органов при отказе в возбуждении уголовного дела. Обжаловать успешно постановление можно, если есть определенные описки, неточности, процессуальные и фактические ошибки, явные нарушения установленных законодательных норм, которые в свою очередь были допущены следователем или дознавателем.


В статье 24 Уголовно-процессуального кодекса имеются определенные законные основания. Они регламентируют по закону причину отказа в возбуждении уголовного дела.


  • Нет события общественно опасного деяния. Это значит то, что нет события преступления в соответствии с нормами части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
  • Нет состава в деянии преступления. Тут уже событие имело место быть, но его невозможно квалифицировать как уголовное преступление;
  • Необоснованность. В этом случае не возбуждается уголовное дело если постановление было вынесено преждевременным способом без детального изучения информации, сведений, фактов о наличии уголовного преступления.

Также отказ будет, если вынесенное постановление ничем не мотивированное. Такое постановление может быть вынесено без внятных причин и часто оно не соответствует нормам уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.


Обычно практика показывает то, что люди чаще всего сталкиваются с отказами в возбуждении уголовного дела, которые выносят участковые. В этом случае жалобу можно подать начальнику либо руководителю отделения полиции. Подается документ в виде заявления от гражданина непосредственно в канцелярию следственной организации. В ситуации, когда постановление об отказе вынес следователь следственного комитета надо подавать жалобу в отдел СКР. В соответствии с установленными уголовно-процессуальными нормами Российской Федерации срок рассмотрения такой жалобы составляет пять календарных дней с того момента, когда документ был получен начальником отделения полиции либо руководителем следственного органа. В отдельных случаях на основании норм статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ срок рассмотрения жалобы может быть увеличен до десяти календарных дней. Делается это с обязательным уведомлением стороны, которая подает жалобу. Важно отметить то, что если руководитель СКР либо отдела полиции признает все-таки вынесенное постановление законным не лишает заявителя права обратиться с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов в судебные органы, либо же в прокуратуру.

Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

Если вы хотите обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору, то в этом случае сроки рассмотрения схожи со сроками обращения к руководителю следственных органов. При этом многие юристы отмечают, что жалоба прокурору более эффективная по сравнению чем просто обращение в СКР или к руководителю отделения полиции.


Обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по закону можно в районном суде. Подается заявление по месту совершения общественно опасного деяния, которое содержит признаки состава преступления. Законодательство позволяет подать гражданину жалобу как через судебный орган, так и через руководителя СКР, следователя, прокурора, дознавателя в соответствии с нормами статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

По закону срок рассмотрения жалобы судебным органом составляет пять календарных суток с момента поступления документа. Подать жалобу можно лично, через своего представителя по нотариально-заверенной доверенности или же направить заказным письмом с уведомлением. На практике лучше всего осуществить передачу жалобы личным образом, так как нет риска пропуска процессуальных сроков обжалования. После того, как жалоба будет принята судья вызовет заявителя в судебное заседание. Можно ходатайствовать о рассмотрении дела в ваше отсутствие на основании статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ.


У должностного лица, отказавшего в возбуждении уголовного дела, есть обязанность в течение 24 часов после вынесения постановления направить его копии заявителю и прокурору. Обычно это делается почтой. При направлении копии постановления заявителю в письменном виде разъясняются его право на обжалование и порядок подачи жалобы.

Этапы обжалования:

  1. Ознакомление с решением (постановлением).
  2. Подача заявления о предоставлении материалов проверки для ознакомления.
  3. Изучение материалов.
  4. Подготовка и подача жалобы.

Немаловажным моментом в законодательстве является своеобразное уточнение к каждой статье. Оно называется комментарием. И ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса указывает на некоторые нюансы относительно нашего сегодняшнего вопроса.

Например, жалобы возможны тогда, когда они затрагивают конституционные права и свободы граждан. То есть у процесса имеется конституционная основа. При этом в обязательном порядке нужно обращаться в суд.

Также жалоба может быть подана не только в один орган. Согласно современным законам, потерпевший имеет право подать ходатайство в суд, а также прокурору и дознавателю одновременно.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй – шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

Основания для подачи претензии

Жалоба на судью должна быть связана исключительно с его профессиональной деятельностью. Жаловаться стоит при нарушении законодательных норм при ведении дела, препятствовании разбирательству или при явной заинтересованности в исходе процесса. Сообщить о дисциплинарном проступке судьи можно в случаях:

  • явных нарушений УПК РФ;
  • умышленного затягивания разбирательства, нарушения сроков;
  • несоответствия протоколов событиям, происходящим в ходе судебного дела;
  • отказа в приобщении к делу документов, предоставляемых спорящими сторонами;
  • неудовлетворения относящихся к делу ходатайств;
  • безосновательного игнорирования представленных доказательств;
  • ущемление одной стороны в процессе в пользу второй;
  • доказанной заинтересованности судьи в исходе процесса;
  • нарушении этики;
  • нарушении правил ведения судебного разбирательства.

Исчерпывающий перечень оснований для подачи жалобы на судью приведен в ГП, АС, АП и КоАП РФ .

Внесудебная жалоба в современном отечественном уголовном судопроизводстве: понятие и признаки

В 1720 году Петр I учредил при Сенате специальную должность для приема челобитен, получившую в 1722 году название «рекетмейстерство»2. Единственной обязанностью этой службы являлось рассмотрение челобитных, поданных на высочайшее имя. В последующем подобные органы стали не только обязательным элементом в системе высших органов государственной власти страны, но и получили распространение по управленческой горизонтали и вертикали.

В мае 1743 года решением императрицы Елизаветы Петровны при Сенате был создан отдел прошений. Установленный ею порядок работы с прошениями в принципиальном плане сохранился до первого десятилетия XIX века. В 1810 году был учрежден Государственный совет, при котором наряду с другими органами власти существовала Комиссия прошений.

Формирование правовых основ уголовного судопроизводства, в том числе и переход ко второму этапу развития процессуального института обжалования в рамках Судебных уставов 1864 года, стало возможным только благодаря отмене крепостного права. Получив право жаловаться, возбуждать судебные иски, прибегать к законному способу восстановления нарушенных прав, крестьяне направляли тысячи жалоб и прошений во все возможные инстанции от «благородия» мирового посредника до царского «величества»3.

В период крепостного права, когда существовали сословные суды, формирование правового института жалобы было невозможно. Для этого достаточно сказать о праве помещика ссылать крестьян в Сибирь (1760 г.), а затем и на каторжные работы (1765 г.). Особенно следует акцентировать внимание на обстоятельстве, когда в 1767 году крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

Крестьяне практически целое столетие (до отмены крепостного права) были лишены полноценных юридических прав жаловаться в центральные органы и местные органы на произвол губернских и уездных властей, в том числе и при осуществлении в отношении них уголовного преследования.

Об этом очень ярко написал Г.А. Джаншиев: «Кому ни известно, что право сильного и богатого в дореформенные времена instrumentum regni, было возведено в систему, … если сталкивались, с одной стороны, бесправный обыватель и с другой – располагающий силою по своему общественному положению помещик, богатый купец, умевший, последний, при помощи «барашка в бумажке», первый же просто одним властным словом, подкрепленным подобающим жестом и мимикою, прекращать жалобы потерпевших…»1.

Второй этап развития института обжалования в отечественном уголовном процессе охватывает период с 1864 года (принятие Судебных уставов) до Октябрьской революции 1917 года, которая с начала де-факто, а потом де- юре отменила Уставы уголовного судопроизводства и определила вектор дальнейшего его развития на долгие семьдесят пять лет.

Принятые в 1864 году Судебные уставы, в частности Устав уголовного судопроизводства, вывели Россию в число наиболее прогрессивно развитых правовых держав, однако следует согласиться с исследователями в том, что «система уголовного судопроизводства, сложившаяся с принятием Устава, была далека от совершенства и не в полной мере гарантировала равноправие сторон уголовного процесса»

Так, например, Н.В. Григорьева конкретизировала эти недостатки и сделала вывод о том, что в этом документе: «не было указаний о том, что следователь обязан разъяснить право обжалования и порядок его реализации участникам процесса, не содержались последствия, которые наступают, если следователем не будут выполнены сроки препровождения жалобы по назначению, не были указаны последствия удовлетворения жалобы, за исключением возможности передачи производства по делу другому следователю с признанием недействительным след ственных действий (ст. 507); не указывалось, могло ли лицо обжаловать решения по жалобе в вышестоящий суд1. Говоря о контроле и надзоре за соблюдением закона, прав и свобод участников уголовно-процессуальных правоотношений, ученые отмечают, что «судебный контроль над предварительным следствием «был сродни контролю ведомственному, что неизбежно снижало его эффективность»2.

В целом, несмотря на проведенные в России контрреформы 1870 – 1892 годов, которые очень серьезно ослабили позиции демократических завоеваний Уставов, следует согласиться с оценкой В.В. Сидорова в том, что обжалование в уголовном процессе приобрело черты самостоятельного правового (уголовно-процессуального) института3.

Переходя к анализу третьего этапа развития мировоззренческих идей (принципов) на сущность жалобы в уголовном процессе и его значения для социальных институтов общества, отметим следующее.

Уставы уголовного судопроизводства установили государственную обязанность охранять общество от уголовных правонарушений, восстанавливать по возможности нарушенный правовой порядок и взыскивать с виновного4.

Рассматривая сложную и противоречивую ситуацию начала XX века, А.С. Александров отмечал, что с 90-х годов XIX века в теории уголовного процесса и в правоприменительной деятельности акцент был сделан в сторону интересов государственной власти. Именно в это время происходят такие изменения в правовой идеологии, которые позволяют отметить, что маятник качнулся в сторону усиления публичного (государственного) начала5.

Совершенствование уголовно-процессуального порядка рассмотрения и разрешения жалоб в порядке статьи 124 УПК РФ

Несмотря на то, что ученые-процессуалисты на протяжении длительного времени изучают предмет жалоб, поступающих и рассмотренных на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, единого мнения на этот счет не существует. Несомненно, все исследователи согласны с тем, что предметом обжалования являются действия (бездействие) и решения должностных лиц, производящих предварительное расследование. Разграничение понятий «решение» и «действие» является дискуссионным моментом в уголовно-процессуальной науке. Одна группа ученых говорит, что эти термины являются синонимами1, другие придерживаются позиции о том, что эти понятия не тождественны2.

На наш взгляд, данные понятия не тождественны, но нет смысла уделять этому пристальное внимание, так как принятое решение влечет за собой определенное действие. Эти понятия взаимосвязаны и обжалованию подлежит та часть, которая была связаны с нарушением закона. Например, следователь на основании информации, предоставленной сотрудниками уголовного розыска о том, что в жилище подозреваемого находится похищенное имущество, принял решение о проведении обыска в жилище, вынес соответствующее постановление о производства обыска, но, не получив на то соответствующего судебного разрешения, осуществил указанное следственное действие. В данном случае решение о проведении обыска законно, а вот действия следователя не законны, соответственно они и должны быть обжалованы.

Тем не менее, проведение мониторинга и ведение статистики о том, на что и какие участники уголовного процесса чаще всего жалуются ,необходимо, так как это поможет понять и скорректировать деятельность правоприменителей и законодателей в данной правовой области.

Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ за 2013 год, зарегистрировано 2 206 249 преступлении1, в 2014 году зарегистрировано 2 190 578 преступлений2. В то же время по данным МВД России с января по декабрь 2013 года возбуждено 1761,5 тыс. уголовных дел3, за аналогичный период 2014 года возбуждено 1728,6 тыс. уголовных дел, что на 1,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года4. Разница в численных показателях обусловлена тем, что органы прокуратуры отражают число всех преступлений, а МВД РФ, только те преступления, которые расследуют только правоохранительные органы, входящие в систему МВД РФ.( См. Приложение 4)

Читайте также:  Получить международные водительские права в 2023 году

Представленные результаты позволяют нам увидеть примерную картину числа пострадавших в результате совершения преступлений, и соответственно только часть тех лиц, которые тем или иным образом вовлечены в уголовно-процессуальные отношения в связи с совершенными преступлениями.

В ходе производства предварительного расследования права и свободы участников уголовного процесса могут быть не только ограничены в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, но и, как показывает практика, нарушены.

Конституция РФ в ст. 52 содержит положение, в соответствии с которым государство берет на себя обязательство охранять права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обеспечить пострадавшим от рук пре ступников беспрепятственный доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Нельзя говорить о реализации назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), если не восстановлены права, свободы и законные интересы потерпевшего, а также лиц, незаконно и необоснованно подвергнутых обвинению, осуждению и ограничению в правах.

Однако реальное положение дел с соблюдением прав участников уголовного процесса в ходе уголовного судопроизводства, особенно на его досудебных стадиях, свидетельствует об имеющих место серьезных нарушениях. Индикатором этой негативной практики служит статистика обращений граждан, которые безуспешно пытались восстановить свои права, свободы и законные интересы, в том числе и во время досудебного производства на региональном уровне, с жалобами в адрес центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и непосредственно его руководства1.

Динамика роста обращений потерпевших выглядит так: – в первом квартале 2014 года поступило 19 283 обращения. Одновременно наблюдается уменьшение обращений, связанных с необоснованным отказом в возбуждении уголовного дела, на 16,5% (с 857 до 715); – во втором квартале 2014 года поступило 23 751 обращение. Обжалованию постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел – 980 (рост на 14,2%); – в третьем квартале 2014 года поступило 24 356 обращений, по поводу недостатков в работе следственных подразделений – 2 451 обращение (увеличение на 11,6%); – в четвертом квартале 2014 года поступило 29 527 обращений граждан и организаций, что превышает аналогичный период прошлого года на 60% (18 407). (См. Приложение 5, 6)

Наиболее часто граждане обращались по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики, с преступными проявлениями против личности, а также охране общественного порядка и общественной безопасности.

В соответствии с обзором МВД России «О рассмотрении обращений граждан и организаций в органах внутренних дел Российской Федерации в 2014 году»1 возросло количество обращений граждан в связи с недостатками работы следственных подразделений на 20,1% (с 39 176 до 47 043).(См. Приложение 7)

Дополнительной иллюстрацией существования проблем, связанных с нарушением закона на досудебных стадиях уголовного процесса, служат статистические данные Генеральной прокуратуры РФ2.

Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства (См. Приложение 8) показал, что всего выявлено нарушений законов в 2013 году – 4 860 918, а в 2014 году – 5 921 866, рост – 21,8%. , в том числе при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в 2013 – 3 489 553, а в 2014 – 3 605 162, рост – 3,3%.

Отменено постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела в 2013 году – 23 498, а в 2014 году – 19 066, снижение –18,9%.

Отменено прокурором и по его инициативе постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в 2013 году – 2 575 024.

В 2014 году – 2 518 508, снижение – 2,2%, на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении в 2013 году – 352 598, а в 2014 году – 362 072, рост – 2,7%.

Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров

В силу ч. 2 ст. 125 УПК РФ жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора.

Как видим, современный российский законодатель не только не ограничивает перечня решений, действий (бездействия) органов предварительного расследования, а также прокуроров, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, но и предоставляет право подачи такой жалобы фактически неограниченному кругу лиц.

Таким образом, право на обжалование в суд отказа в принятии заявления о преступлении, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела имеют: 1) заявитель (лицо как физическое, так и юридическое); 2) лица, чьи конституционные, а равно процессуальные права были нарушены в связи с отказом в принятии заявления о совершенном преступлении, а равно с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

К последним следует отнести тех, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по нереабилитирующим основаниям, а также тех, в отношении которых в резолютивной части документа конкретный процессуальный вывод хотя и не сделан, но их имена и фамилии упомянуты в описательно-мотивировочной части постановления, что зачастую имеет преюдициальное значение для иных отраслей права. Естественно, что жалобы в таком случае могут быть принесены их законными представителями, а в последнем случае — и защитниками.

Например, постановлением начальника службы криминальной милиции районного ОВД отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Вместе с тем из описательно-мотивировочной части постановления усматривается, что мотивом отказа в возбуждении уголовного дела является не отсутствие вины конкретного лица вообще, а лишь неустановление последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ.

Как видим, данный вывод органа дознания хоть и косвенно, но все же имеет преюдициальное значение при решении вопросов о привлечении водителя к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, предъявлении к нему иска о возмещении вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Право принесения жалоб на постановление о возбуждении уголовного дела принадлежит лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, его защитнику.

В остальных случаях правом на обжалование в суд решений и действий органов предварительного расследования (прокуроров) наделены: 1) потерпевший; 2) законный представитель потерпевшего; 2) гражданский истец; 3) законный представитель гражданского истца; 4) лицо (как физическое, так и юридическое), по заявлению которого уголовное дело было возбуждено; 5) лицо, задерживавшееся по делу в порядке ст. 91-92 УПК РФ; 6) лицо, допрашивавшееся по делу в качестве подозреваемого; 7) лицо, привлекавшееся по делу в качестве обвиняемого; 8) защитники и законные представители лиц, привлекавшихся по делу в качестве обвиняемого; задерживавшихся в порядке ст. 91-92 УПК РФ, а равно допрашивавшихся по делу в качестве подозреваемых; 9) гражданский ответчик; 10) законный представитель гражданского ответчика; 11) лицо, чье имущество изъято входе предварительного расследования при проведении обысков, выемок, а равно и иным образом; 12) лицо, на чье имущество в процессе предварительного расследования наложен арест; 13) иные лица, конституционным правам и свободам которых решениями и действиями (бездействием) соответствующих участников процесса причинен ущерб, которым данными решениями и действиями (бездействиями) затруднен доступ к правосудию.

При поступлении жалобы от ненадлежащего лица судья с указанием причин возвращает ее своим письмом ненадлежащему заявителю.

Порядок рассмотрения жалоб на постановления о прекращении уголовного дела

По сложившейся практике о прекращении дела составляется мотивированное постановление, в котором указываются: дата и место его вынесения; должность, фамилия и инициалы его вынесшего; обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; результат предварительного следствия с указанием о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование; применявшиеся меры пресечения; пункт, часть, статья УПК РФ, на основании которых прекращается уголовное дело или уголовное преследование; решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временном отстранении от должности, контроля и записи переговоров; решение о вещественных доказательствах, порядок обжалования данного постановления (ч. 1 ст. 213 УПК РФ).

В случаях, когда прекращение уголовного дела допускается только с согласия обвиняемого или потерпевшего, в постановлении отражается наличие такого согласия.

Таким образом, жалоба в порядке ст. 125 УК РФ может быть подана только на состоявшееся процессуальное решение, которое в данном случае будет выступать как в качестве объекта обжалования, так и судебно-контрольной проверки на предмет его законности, обоснованности и справедливости.

Основаниями к прекращению уголовного дела на досудебных этапах движения дела являются предусмотренные законом обстоятельства, которые либо исключают возможность производства по делу, либо влекут освобождение лица, в отношении которого велось дело, от уголовной ответственности. В последнем случае уголовное дело может быть прекращено только тогда, когда все события, в связи с которым оно возбуждалось, выяснены полно, всесторонне и объективно; имеются как фактические, так и правовые основания прекратить производство по делу, разрешив его без направления в суд.

Основания к прекращению уголовного дела (уголовного преследования) делятся на реабилитирующие: отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств; а также нереабилитирующие, когда органы предварительного расследования, установив в деянии лица все признаки преступления, вправе освободить его от уголовной ответственности на условиях, предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законами (п. 3-6 ч. 1 ст. 24, ст. 25-26, п. 3-8 ст. 27, ст. 28 УПК РФ).

Процессуальный порядок прекращения уголовных дел в стадии предварительного расследования обладает некоторыми особенностями в зависимости от характера и оснований к их прекращению. Так, орган дознания и следователь как процессуально самостоятельные лица прекращают уголовное дело своим постановлением только в случае, если речь идет о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого.

В то же время прекращение уголовного дела указанными субъектами уголовного процесса в порядке ст. 25, 26, 28 УПК РФ допускается только с согласия прокурора. Практика применения законодательных актов об амнистии также показывает, что в постановлениях высших законодательных органов о применении амнистии, как правило, содержится указание, что уголовные дела по этому основанию (п. 3 ст. 27 УПК РФ) прекращаются также только с согласия прокурора.

Кроме того, уголовно-процессуальный закон запрещает прекращение дел по нереабилитирующим основаниям, если обвиняемый против этого возражает. По этому поводу в ч. 2 ст. 27 УПК РФ записано: прекращение уголовного преступления по основаниям, указанным в п. 3 и 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, 26 и 28 УПК РФ, а также в п. 3, 6-8 ст. 27 УПК РФ, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Характерной особенностью нашей правоприменительной практики является то, что постановление о прекращении уголовного дела, составляемое лицом, производящим дознание, утверждается руководителем органа дознания. Перечь органов дознания дан в ст. 40 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы постановление о прекращении уголовного дела соответствовало бы материалам уголовного дела, т.е. содержало обоснование принимаемого органом предварительного расследования решения путем приведения анализа и оценки добытых в ходе расследования доказательств. Оценка доказательств производится в свете положений как материального, так и процессуального права. Анализ должен заканчиваться выводом о необходимости прекращения уголовного дела.

Сущность (фабула) дела излагается таким образом, чтобы было понятно, что послужило поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, какие именно обстоятельства установлены в процессе расследования, какими фактическими данными это подтверждается, по каким юридическим основаниям дело подлежит прекращению.

Постановление должно состоять из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. При необходимости в процессе изложения делаются ссылки на листы дела, подтверждающие конкретные обстоятельства.

В резолютивной части постановления формулируется решение о прекращении уголовного дела, приводятся его основания со ссылкой на уголовно-процессуальный закон.

Постановление подписывается лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, при необходимости утверждается либо санкционируется руководителем органа дознания, прокурором.

Копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору. Одновременно следователь в письменной форме уведомляет всех заинтересованных лиц о принятом решении (ч. 4 ст. 213 УПК РФ), разъясняет им порядок обжалования.

Грубое нарушение перечисленных правил может быть рассмотрено в качестве основания отмены постановления о прекращении уголовного дела.


Похожие записи: