Учетная политика и основные особенности учета в управляющей компании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика и основные особенности учета в управляющей компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.
Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.
Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.
Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.
Предоставление льгот потребителям
Изменение порядка налогообложения жилищно-коммунальных услуг у налогоплательщиков не должно повлиять на размер платежей, вносимых населением, а призвано лишь исключить из практики налогоплательщиков нерациональные операции по начислению и принятию к вычету НДС в одинаковом размере. Так, оплачивая коммунальные услуги по тарифу для населения, включающему налог, управляющая организация не имеет ни права, ни возможности начислять плату за коммунальные услуги гражданам исходя из тарифа, уменьшенного на НДС. Ведь сама стоимость коммунальных ресурсов (сформированная с учетом затрат организации коммунального комплекса) не могла измениться только потому, что для посредника, не создающего добавленной стоимости, введена налоговая льгота.
Налогоплательщик, руководствующийся пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не вправе применять вычет «входного» налога, предъявленного поставщиками и подрядчиками, и не должен начислять налог в бюджет со стоимости реализованных работ и услуг. Однако налогоплательщик обязан исполнять федеральное и региональное законодательство и предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде скидок с цены (тарифа). В связи с этим он имеет право получить соответствующую компенсацию из бюджета.
Согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ если работы, услуги реализуются с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, то налоговую базу следует определять как стоимость реализованных работ, услуг, исчисленную исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы льгот при определении налоговой базы не учитываются. На этом основании организации, уплачивающие НДС в отношении коммунальных услуг, могут рассчитывать на компенсацию из бюджета суммы льгот без учета НДС (другими словами, тариф уменьшается на сумму НДС) . Дело в том, что получение сумм возмещения убытка не является налогооблагаемой операцией, а НДС сумму убытка не формирует, так как налогоплательщик не уплачивал в бюджет НДС по предоставленным населению льготам.
Управление многоквартирными домами: налогообложение в ЖКХ
Вопрос: Управляющая компания ЖКХ является плательщиком НДС. Она приобретает у ООО “Теплоснабжение” коммунальные услуги и реализует их населению. Начисляется ли НДС на коммунальные услуги (на тарифы для населения, утвержденные отделом цен, муниципальным образованием)?
Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 287-ФЗ) в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29. В силу данной нормы не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Таким образом, реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями ЖКХ:
– до 01.01.2010 – облагается НДС в общеустановленном порядке;
– после 01.01.2010 – не облагается НДС, если данные услуги приобретаются управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Если в муниципальном образовании тарифы установлены (без НДС) то у управляющей компании ЖКХ суммы, полученные от жильцов для оплаты коммунальных услуг, совпадают с суммой, причитающейся поставщику – организации коммунального комплекса.
Однако, как правило, тарифы устанавливаются с учетом НДС – орган регулирования (администрация муниципального образования или РЭК) накручивает НДС на тарифы и утверждает их – делая пометку «с учетом НДС» или «в том числе НДС».
Если организация коммунального комплекса находится на общем режиме налогообложения и выставляет счета управляющей компании ЖКХ с НДС (тариф «в т.ч. НДС» или «с учетом НДС»), то в этом случае у управляющей компании ЖКХ возникает разница в силу того, что в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ управляющая компания ЖКХ освобождена от уплаты НДС при реализации коммунальных услуг населению и населению предъявляется тариф без НДС, а перед поставщиком (организацией коммунального комплекса) необходимо рассчитываться в размере суммы, увеличенной на величину НДС.
В этом случае есть два варианта действий:
– управляющей компании ЖКХ отказаться от налоговой льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ:
Напомним, что на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
– управляющей компании ЖКХ предъявлять потребителям за коммунальные услуги суммы, включающие НДС, но не выделять НДС отдельной строкой.
Это позволит, во-первых, управляющей компании ЖКХ избежать убытков. Во-вторых, пользоваться предоставленной законом налоговой льготой и не платить НДС по коммунальным услугам в бюджет.
Проводки входного НДС по льготным видам деятельности
В бухгалтерском учете обложение входным НДС будет отражаться на счете 19 (используются разные субсчета для разных операций). Вот как будут выглядеть проводки:
- дебет 41 «Товары», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― отражение поступления товара от поставщика без учета НДС;
- дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», кредит 60 ― выделение НДС, который впоследствии можно представить к вычету;
- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 ― принятие входящего НДС к вычету;
- дебет 41, кредит 19 ― отражение НДС для необлагаемых операций и входящая в стоимость купленного товара (услуги, работы).
В зависимости от вида деятельности фирмы нужно использовать наряду со счетом 41 «Товары» и другие счета – 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.
Облагаются ли ндс коммунальные услуги для населения
Вопрос обложения НДС стоимости услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, не раз становился предметом судебных разбирательств. ФНС России в письме от 06.02.2013 № ЕД-19-3/11 разложила этот вопрос «по полочкам».
Порядок от ФНС России
Налоговики напомнили, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав являются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Однако предоставление коммунальных услуг гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая компания) НДС не облагается (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Необходимым условием для применения данной льготы является приобретение этих коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса).
Таким образом, льгота распространяется только на управляющие компании, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам. А реализация таких услуг организациями коммунального комплекса от обложения НДС не освобождается. При этом дополнительно к цене (тарифу) к оплате покупателю предъявляется соответствующая сумма налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Поэтому реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации управляющей компанией коммунальных услуг гражданам (населению) исчисление НДС на основании подп.
29 п. 3 ст. 149 НК РФ не производится. Управляющая компания учитывает «входной» НДС по приобретенным коммунальным услугам в их стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ). Следовательно, граждане оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им управляющей организацией, по стоимости, учитывающей сумму НДС.
Если граждане приобретают коммунальные услуги непосредственно у организаций коммунального комплекса, то согласно п. 6 ст. 168 НК РФ соответствующая сумма НДС включается в цену (тариф).
Налоговики отметили, что независимо от того, кому реализуются коммунальные услуги (управляющей компании или непосредственно гражданам) их стоимость с учетом НДС будет одинаковой, а вот порядок предъявления НДС — разный.
Управляющей организации предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога.
Поэтому у управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) убытка от предоставления населению коммунальных услуг не возникает.
Свою точку зрения налоговики проиллюстрировали на числовом примере.
Тариф на коммунальные услуги для организаций установлен в размере 100 руб. без НДС, а для населения — 118 руб., в том числе НДС 18 руб.
Если организация коммунального комплекса реализует услуги управляющей организации, то последней предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (то есть 100 руб. плюс 18 руб.), которая учитывается у управляющей организации в стоимости таких коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг населению производится за 118 руб. без НДС.
Если организация коммунального комплекса реализует услуги непосредственно населению, то к оплате предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС, то есть 118 руб.
Налоговики считают, что предложенный ими порядок полностью соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72. Она заключается в следующем.
Если при утверждении тарифа коммунальной услуги его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате исполнителю коммунальных услуг дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС правомерно.
Если же при утверждении размера тарифа в него была включена сумма НДС, то у нее отсутствуют основания для предъявления к оплате исполнителю коммунальных услуг суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Тариф уже включает в себя НДС
Отметим, что на практике встречаются случаи, когда налоговики накручивали НДС на тариф, установленный для населения (то есть уже включающий в себя НДС). Но такой подход неправомерен.
Цена реализации коммунальных услуг по договорам, заключаемым управляющими компаниями с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
В пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) сказано следующее.
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. То есть организации коммунального комплекса реализуют коммунальные услуги управляющим компаниям по тарифам для граждан. А этот тариф уже включает в себя НДС (п. 6 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10).
Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД
При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.
В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.
Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.
Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.
В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.
Пример. Когда можно не распределять НДС
ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:
Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.
Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:
210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.
Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.
Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.
Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:
Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).
Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:
(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.
У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.
Когда раздельный учет по НДС вести необязательно?
Отсутствие раздельного учета не позволяет также использовать льготы по налогообложению, на что обращает внимание п. 4 ст. 149 НК РФ. Этого же мнения придерживаются Минфин и ФНС, периодически указывая в своих письмах на неправомерность применения льготы при отсутствии раздельного учета НДС. Арбитражная практика в таких случаях тоже подтверждает правомерность действий финансового и налогового ведомств, которые не признают подобные льготы за налогоплательщиками и расценивают их применение в подобной ситуации как нарушение ст. 149 НК РФ.
Однако в п. 4 ст. 170 НК РФ допускаются и моменты, когда раздельный учет вести необязательно даже при наличии операций, которые относятся к разным режимам или отличаются между собой необходимостью в налогообложении.
Подробно о случаях, когда раздельный учет НДС необязателен для применения, вы узнаете из публикации «Когда раздельный учет «входного» НДС не ведется?».
К необлагаемым НДС операциям относят и реализацию за пределами РФ. Поставка товаров, оказание услуг в этом случае не являются объектами для начисления налога. То есть, если российская организация осуществляет работы на территории иностранного государства, необходимости для начисления НДС не возникает. При оказании услуг или отгрузке товаров рекомендуется в договоре дополнительно прописывать место реализации товаров или выполнения работ для предотвращения претензий со стороны проверяющих. Однако при этом документы следует подготавливать по правилам российского законодательства.
Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода — на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения — на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.
— Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, — делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев», кандидат экономических наук Анна Черепанова. — Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.
Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.
— Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, — подчеркивает Вадим Чекалин. — Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.
Необходимые определения
НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.
В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.
На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.
Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.
Что делать с расходами?
С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).
Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос №1. Как учитываются суммы, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг, в ТСЖ?
Порядок отражения в ТСЖ сумм, поступивших от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг, напрямую зависит от того, что прописано в уставе организации. Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке.
В этом случае составляют следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
- Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.
В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:
- Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
- Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
- Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.
Вопрос №2. Предоставляет ли управляющая компания отчетность страховым организациям?
Да, в случае наличия в компании наемного персонала организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отсюда вытекает обязанность предоставлять отчетность в Пенсионный фонд по страховым взносам в разрезе сотрудников. Управляющие компании могут воспользоваться правом применять пониженные ставки страховых взносов.
Такая возможность предоставляется в случае, когда управление недвижимостью – единственный вид деятельности организации.
Вопрос №3. Как правильно отразить на счетах расчеты с собственниками недвижимости по пеням, начисленным за несвоевременную оплату коммунальных услуг?
Многие управляющее компании допускают ошибку в учете пеней, начисляя их самостоятельно по аналогии с выручкой в составе доходов. Пени можно признать в учете только в случае определения их судебным решением или же по факту признания их должником, о котором свидетельствует их оплата. Поэтому признание пени в качестве дохода в организации ЖКХ возможно только после оплаты:
Вопрос №4. Как ведется учет и налогообложение субсидий и субвенций, выделенных из бюджета на финансирование определенных программ?
Учет и налогообложение средств, полученных в виде субсидий и субвенций, ведется по аналогии с учетом целевого финансирования. Поступившие субсидии не попадают под налогообложение НДС, не являются доходом организации при расчете налога на прибыль. Имущество, которое может быть приобретено впоследствии за счет средств субсидий и субвенций, не уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.
Вопрос №5. Как отражаются в учете активы, переданные компании ЖКХ ее собственником сверх величины уставного фонда?
Средства, полученные компанией от собственника, не относящиеся к уставному капиталу, показывают в учете следующими проводками:
- Дт 10, 51, 50, 08 Кт 75 – поступили средства
- Дт 74 Кт 84 – увеличена нераспределенная прибыль.
Полученные таким образом активы не являются объектом обложения налогом на прибыль.
При реализации коммунальных услуг есть льгота. НДС не начисляйте, когда коммунальные услуги оказываете в жилых помещениях. В остальных случаях, например при реализации услуг в административных зданиях, НДС начислите в общем порядке. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.
Отвечает Ваш персональный эксперт
Нет, указанные льготы по нежилым помещениям применять нельзя. А вот собственник объекта для этого случая значения не имеет. Иными словами, если юридическое лицо владеет жилым объектом, то коммунальные услуги для него так же следует выставляет без НДС. Это следует из подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 17 июня 2016 г. № СД-3-33/2768.
Льгота по НДС для управляющих организаций
Также некоторые представители Федерального Собрания неоднократно указывали на необходимость введения в НК РФ легального перечня коммунальных услуг, чтобы избежать разночтений при толковании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Дело в том, что имеющиеся в действующем законодательстве понятия разнятся (п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ОКУН, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 08.06.1993 № 163). Тем не менее закон был принят практически в том виде, в котором он поступил от субъекта законодательной инициативы. А Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предложила Совету Федерации провести мониторинг правоприменительной практики данного закона в целях устранения в дальнейшем правовых коллизий.
Фактически новые льготы по НДС повышают ликвидность компаний, выполняющих, по сути, посреднические функции (хоть и по договорам поставки, подряда и оказания услуг)1. Поэтому не следует рассчитывать на снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг для потребителей, поскольку налоговая нагрузка непосредственных производителей коммунальных ресурсов и подрядных организаций осталась прежней. Заметим, что к рассмотрению законопроекта № 164297-5 во втором чтении были подготовлены поправки, предусматривающие освобождение от обложения НДС также и деятельности организаций коммунального комплекса плюс управляющих организаций и ТСЖ в целом, однако они были отклонены.
Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.
Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.
Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.
Если речь идет о ситуации, когда УК управляет домом и выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, работает норма пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. В ней обозначено, при соблюдении каких условий не подлежат обложению НДС на территории РФ операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Освобождение действует при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
Сами РСО при реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ и т. д.) не вправе применять освобождение от обложения НДС. Поэтому операции по реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ) РСО облагают налогом в общеустановленном порядке (см. письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03-07-14/53310, от 04.04.2017 № 03-07-11/19541, от 13.12.2016 № 03-07-14/74358).
Как пояснила ФНС в Письме от 27.12.2016 № СД-19-3/197, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей компании производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) НДС на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не исчисляется. При этом в силу п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные УК организациями коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг, учитываются у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Следовательно, физические лица (потребители) оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им УК, по стоимости, учитывающей сумму НДС.
Какие существуют льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ
ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:
- в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
- в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.
Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.
Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.
Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).
Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:
- электроэнергии;
- снабжение водой;
- устройство канализации;
- обеспечение природным газом;
- отопления;
- вывоз твердых неопасных отходов.
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.