О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния

04.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это не плохо и не хорошо. И вряд ли можно оценивать его с такой позиции — хорошо-плохо, правильно-неправильно. Разводу предшествует нарушение «гомеостаза» семейной системы, в которой становится невыносимо существовать всем ее членам. Развод — это один из способов разрешить сложившуюся ситуацию, в некоторых случаях — единственный.

Основные причины разводов

  • алко- или наркозависимость одного из супругов;
  • бытовое насилие;
  • измена;
  • отсутствие жилья у молодой пары, проживание с родителями супругов под одной крышей, вмешательство родственников в жизнь семейной пары;
  • финансовые трудности;
  • непримиримые противоречия во взглядах на жизнь;
  • длительные периоды разлук из-за командировок, арестов и прочих обстоятельств одного из супругов;
  • невозможность иметь детей, нежелание одного из супругов иметь детей;
  • психологическая незрелость супругов.

Аддиктивное поведение одного из супругов, а также бытовое насилие — самые частые факторы. И если отвечать на вопрос «стоит ли разводиться?», то в нижеперечисленных случаях мой ответ — «да»:

  • если один из партнеров проявляет физическое, сексуальное, экономическое насилие в отношении другого супруга, а также в отношении детей;
  • если один из партнеров имеет психическое расстройство (диагноз, подтвержденный врачом-психиатром) и его поведение может представлять опасность для других людей;
  • если один из партнеров алко- или наркозависим.

Когда надо разводиться и зачем нужен психолог

Супруги могут столкнуться с фактом, что их мнения и взгляды, цели и ценности сильно расходятся, и никто не готов друг другу уступать. И тогда наступает момент, когда оба супруга признают, что их отношения не имеют развития, и принимают решение развестись.

Если разобраться в ситуации самостоятельно не получается, лучше всего обратиться к семейному психологу. Находясь внутри ситуации, будучи погруженными в массу переживаний и эмоций, сложно быть объективным. Семейный психолог для пары — это возможность получить трезвый взгляд со стороны, увидеть «точку трудности», услышать и понять друг друга, а уже после принимать взвешенное решение.

На этапе развода и после него возникает много организационных, «перестроечных» вопросов. Если не удается прийти к общему мнению по поводу раздела имущества, воспитания детей и прочим моментам, может потребоваться медиатор. Он помогает сторонам построить конструктивный диалог и прийти к компромиссу.

Грех ли жениться на разведённой?

Есть такое понятие в Церкви: икономия, принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, чтобы не было хуже. Вот по этому принципу — можно. Сейчас Церковь при разводе не исследует обстоятельства, а лишь констатирует, что брак распался и восстановить его не представляется возможным, а правящий архиерей даёт благословение на второй церковный брак (венчание), в крайнем случае, даже и на третий, но не более. На этом, церковная икономия в Православной Церкви заканчивается (а католики, например, вообще её не допускают, не благословляют повторные браки и не причащают второбрачных никогда).

Так как надо предельно ясно понимать, что евангельский и церковный идеал — однобрачие. Один мужчина и одна женщина в вечности. И ничего более, кроме любви. К нему призывает Христос и Его Церковь: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3–9).

Моисей, применяет икономию, чтобы, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, по причине жестокосердия древних евреев и нравственной распущенности, они, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. А Христос Спаситель возвещает людям идеал, то что ждёт Бог от каждого человека, то каким должно быть устроение Божьего мира, то что принесёт людям радость и мир с Богом и друг другом.

Контекст определяет смысл

Впервые это утверждение находим в главе 5 Евангелия от Матфея, когда Иисус говорил о грехе прелюбодеяния:

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (Матфея 5:27-32)

Весь этот отрывок показывает что является блудом и насколько серьезны его последствия, одно из них – это развод, или разделение. Блуд является причиной того, что кто-то оставляет свою жену, а если мужчина оставляет жену не по причине прелюбодеяния, то дает ей повод прелюбодействовать. Если же кто-то разведется по той причине, что она прелюбодействовала, то тот, кто женится на этой женщине совершает прелюбодеяние, потому что она прелюбодействовала будучи в браке.

Читайте также:  Как оформить медсправку на права

Допускает ли православие повторный брак?

Ольга Дидковская

Отвечает протоиерей Валентин Макаров:

– Как есть Божья воля на то, чтобы молодые люди вступали в брак, так и нет Его воли на то, чтобы люди брак расторгали. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Однако, сам Господь допускает в Своих словах одно условие, при котором брак разрушается – это супружеская измена или прелюбодеяние. Об этом исключении мы там же находим Его слова.

В супружеском союзе есть много тайн. Недаром ап. Павел в своем послании к Ефесянам, которое мы обычно читаем на венчании, говорит о тайне брака. Христианский смысл брачного союза он уподобляет отношениям Жениха Христа со Своей Невестой – Церковью. Ранее Павла об этом говорит Иоанн Креститель на берегах Иордана, называя себя другом Жениха. Еще значительно ранее их обоих об этом говорят пророки Иеремия, Иезекииль, Осия, сравнивая Израиль с блудливой невестой, которая отвергла своего Жениха и, не дождавшись Его, ушла вслед других. Такие весомые примеры из Священной истории однозначно наделяют брак большой глубиной, а не мелким «пожениться», как на это смотрят не знающие Бога люди.

Не секрет, что причиной большинства разводов становится супружеская неверность. Стоит только пустить в сердце змею, а в постель чужого супруга/супругу. Грех, поселившись в сердце, начинает рождать своих младенцев в виде побочных страстей: гнев и злобу по отношению к тем, к кому человек должен проявлять любовь и милость. Становится невыносимым видеть своих жену или мужа и своих детей. Домашние только одним своим присутствием и неведением будут молчаливо обличать и судить блудника. Или же неверная жена начинает цепляться к живущему с ней по любым мелочам, делая совместную жизнь невыносимой.

Если человек думает, что из-за одного раза никто не узнает, то сам себя обманывает. Твое лицо будет как у Каина, помраченное и опущенное. Семья разбита, брак распался.

Но нет худа без добра. Часто в момент душевных потрясений люди и приходят к Богу. Только Он способен утешить и излечить любую травму. Преданные женщины, как правило, с детьми, находят для своих сердец настоящего Жениха, Который не изменит и не предаст. Мы подошли к самой сути вопроса: «Что им дальше делать?» К этому моменту бывший муж уже давно живет с другой, и только лишь изредка просит увидеть своих детей, считая, что имеет на это полное право.

А что мы видим с противоположной стороны? Благочестивые молодые люди, пытаясь достичь духовной чистоты, граничащей с ритуальной, ищут себе исключительно дев, чтобы быть у них первыми. Притом, кроме невинности, они еще ищут округлостей и стройностей. Что ж, имеют право, здесь не поспоришь. Только такие поиски могут затянуться на долгие годы, а там, не за горами 40 лет? Будет ли честно искать себе 20-летнюю невесту, если рядом есть 30-летние, не менее тебя жаждущие найти своего единственного, чтобы стать ему верной женой и матерью его детей? А если даже кто-то из них были раньше замужем? Разве они не могут надеяться на восстановление здоровой супружеской жизни и нормального мужского воспитания как своих, так и общих детей?

Вступающие в брак отдают себя друг другу в жертву. Ты уже не себе принадлежишь, а своей семье. А раз отдаешь себя, то зачем ищешь своего? Наши тела, время, силы принадлежат нашим супругам. Только душами мы принадлежим Богу. И, если ты видишь, что можешь вытереть чьи-то слезы, подарить радость частично осиротевшим детям, дать надежду и возможность уврачевать нанесенные прежде раны, то проявишь мужество. Может, тогда ты станешь настоящим мужчиной. А пока, имеющих бороды – много, а мужчин мало.

Причины супружеской неверности

Большинство исследователей сошлись во мнении, что основные причины адюльтера:

  • Новая влюбленность. Подобная ситуация встречается в долгосрочных браках, когда партнеры устали друг от друга либо никогда не любили вторую половину.
  • Месть. Измена супруга способна подтолкнуть партнера на ответные действия, особенно если ранее существовали подозрения на этот счет.
  • Недостаток внимания и любви. Женщина, не получающая ласку от супруга, ищет ее в других мужчинах, при этом наличие новой влюбленности необязательно — важно удовлетворить потребность в сопереживании.
  • Остывшие чувства. Закономерное окончание супружества двух людей, которые поняли, что их отныне ничего не связывает.
  • Случайность. Супружеская измена может произойти по стечению обстоятельств, незапланированно. В основном — в состоянии алкогольного опьянения либо в нестандартной обстановке.

Как покаяться в измене мужу или жене и какая епитимия накладывается на согрешившего?

Вопрос: «Как покаяться в измене мужу или жене»? Ответ: так же, как каются в других грехах, — в православном храме на исповеди перед священником. И в этом случае духовник, согласно церковным канонам, может и должен наложить ту или иную епитимию на согрешившего.

Учитывая всеобщую развращённость и усиленное действие духа блуда в мире, к примеру, я не налагаю на таковых положенные 15 лет отлучения от причастия, однако на некоторое, гораздо меньшее время все же их отлучаю.

Тут открытым остается вопрос о прощении согрешившего другим супругом. Это уже они должны решать между собой. Покаяние на исповеди вовсе не предполагает открытие этого греха одного супруга перед другим. Иногда лучше оставить его в неизвестности. Впрочем, повторяю, это уже дело семейное.

«Кто разведется с женою своею…»

Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31–32)

. Чтобы правильно понять слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев существовал обычай, позволяющий им разводиться с их женами. Жене, которая стала противна мужу, муж писал разводное письмо. После этого жена являлась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея.

О разводе в законе Моисея сказано: «Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, – то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена» (Втор.24:1–4)

Читайте также:  Ответственность работодателя за задержку заработной платы

.

Как видим, в законе Моисея указывается на обычай, разрешающий мужу отпускать жену с разводным письмом, которая «не найдет благоволения в глазах его»

, то есть мужа,
«потому что он (муж) находит в ней что-нибудь противное»
. Но, наряду с этим повелением, в законе Моисеевом содержится предписание о том, что муж не должен после развода сочетаться браком со своей бывшей женой.

Слова Иисуса Христа ничем не нарушили закон Моисея, который запрещал разведенной жене вступать в повторный брак со своим прежним мужем. Но слова Спасителя дополнили Ветхозаветный закон следующими предписаниями. Иисус Христос предписывал не разводиться с женой ни по какой иной причине, кроме греха прелюбодеяния, и не жениться на разведенной. То есть Иисус Христос не отменял развода, разрешенного по Закону Моисея, но уточнял условия, при которых этот развод допустим, и указывая для этого одну единственную причину. Такой причиной, оправдывающей развод, является измена супружеской верности, то есть грех прелюбодеяния.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему наш Господь Иисус Христос называет женитьбу на разведенной – грехом прелюбодеяния?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– По определению. Что такое прелюбодеяние? Прелюбодеяние – это нарушение человеком того, что благословлено Богом. А в данном случае получается так: женат на одной, потом – на другой… Когда человек живет брачной жизнью с одной женщиной, а потом – с другой (даже если этому есть какие-то оправдания, например, жена – умерла) – это уже противно замыслу Божьему! Да, церковь даже венчает второй брак, но всё равно это есть прелюбодеяние, потому что в этом есть измена своей первой жене. Это надо понимать.

Недаром священникам запрещено вступать во второй брак, чтобы, если даже его жена умрет или, не дай Бог, покинет его по какой-то причине – он в этом смысле мог остаться непорочным перед Богом.

Протоиерей Александр Березовский: – Священник – как образец…

Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, священник должен быть образцом, только, к сожалению, современный человек утратил всякие образцы. Например, на современном Западе кидают помидоры в Папу Римского, потому что он, видите ли, не благословляет гомосексуалистов и аборты! Люди думают, что церковь – это некая организация по обслуживанию населения, а потому она должна благословлять всё, чего бы им не захотелось! А это совсем не так.

Церковь – это проводник учения Христова, которое зовет человека к ангельской жизни или, как минимум – к человеческой, а не к демонической и самоубийственной. Может быть, церкви начать благословлять пьянство, наркоманию, воровство, грабеж, убийства? Это, вроде бы, даже смешно звучит, но люди-то – совершенно искренне возмущаются!

Протоиерей Александр Березовский: – Например, люди возмущены и тем, почему не благословляется гражданский брак? Сейчас все так живут! А как еще иначе?

Протоиерей Димитрий Смирнов: – А церковь еще не благословляет грабеж банков! А почему? Банки всегда грабили, и сейчас грабят! Вот пока мы говорим, ограбили еще какой-то банк! Почему бы церкви не благословить? Приходит человек в церковь и говорит: «Я хочу ограбить банк. Батюшка, отслужите молебен, чтобы всё прошло благополучно».

Чем отличается от блуда

Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного — мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние — это когда изменяешь мужу или жене.

Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.

Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.

Блуд и прелюбодеяние — в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам . Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.

Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.

Прелюбодеяние — преступление седьмой заповеди

Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.

Смертных грехов семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запета.

Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).

Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.

Прелюбодеяние — это преступление седьмой заповеди. Она запрещает половые отношения вне брака. Господь также не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами.

Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.

Читайте также:  Новые правила приема экзаменов в ГИБДД в 2023 году

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Дополнительные советы по истреблению плотской страсти

Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

  • Христианин обязан избегать греха пьянства, что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
  • Одной из важнейших орудий в борьбе — сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели — очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
  • Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
  • Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
  • Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
  • В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.

Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.

Духовная и телесная чистота (целомудрие) — это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

В храм ради спасения семьи

Вспомним Иоанна Златоуста, утверждавшего: если вы хотите разрушить вселенную, поссорьте мужа и жену. Это очень мудро, ведь мир состоит из стран, страны — из городов, города — из семей, а семьи — из мужа и жены. Сегодня идёт война против семьи с использованием всех существующих ресурсов. Никому не нужны семьи, нужен человек, атомизированный в обществе, чтобы им, как марионеткой, было легко управлять. А семья — это наше всё, это малая церковь, радость жизни, уверенность и надёжность. Это прочная конструкция, которая берёт начало в раю.

Бог создал мужчину и женщину как семью, повелев им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Надо держаться за это установление и стараться проповедовать семью — крепкую, любящую, надёжную, обязательно большую — чтобы там были бабушки, дедушки, дяди, тёти. Обратите внимание на Восток: какое там отношение к семье! Почтение к матерям и старикам, многодетность. Нам есть о чём поплакать и помолиться.

В заключение хочу сказать: все священники зовут людей в храмы — на молитву, на службу, на Евхаристию. Причастие — это тоже семья: мы через Чашу соединяемся со Христом, объединяемся в большой живой богочеловеческий организм. Мы становимся частью Христа, и Он входит в нашу жизнь. Это залог того, что семья наша будет хранима Богом.

Записала Екатерина Щербакова


Похожие записи: