Регулирование аутсорсинга в законодательных актах Российской Федерации

26.06.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование аутсорсинга в законодательных актах Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда государственное (муниципальное) учреждение передает на аутсорсинг часть задания, установленного для него учредителем, может нарушаться норма федерального законодательства о защите конкуренции – она запрещает совмещать функции органов государственной власти (органов местного самоуправления) и хозяйствующих субъектов (за исключением случаев, установленных федеральными законами)[3]. В ситуации, когда учреждение отдает часть своего задания другому поставщику, оно начинает не само оказывать услугу, а организовывать ее предоставление, что уже относится к функциям учредителя (органа власти). Таким образом, происходит совмещение функций учреждения как хозяйствующего субъекта и органа власти.

Аутсорсинг услуг вне рамок задания.

1. В Сыктывкаре муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей (школа искусств) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания: на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Для этого учреждение заключило договоры с несколькими исполнителями на изготовление и доставку зимней горки, поставку светового оборудования, обустройство новогодних городков и т. д. ФАС решила, что АУ было наделено функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения[9].


Передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения.


2. В Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (лицей) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания (проведение на базе лицея торжественных мероприятий, посвященных 100-летию В. И. Муравленко). Средства субсидии учреждение направило на оплату по договорам, заключенным с различными организациями и ИП, например, на изготовление и поставку выставочного оборудования, организацию питания участников мероприятий. Антимонопольная служба сочла, что лицей удовлетворял не свои нужды, обусловленные оказанием образовательных услуг в рамках уставной деятельности, а нужды администрации как самостоятельного органа местного самоуправления, наделенного статусом муниципального заказчика[10].

3. В Перми муниципальное автономное учреждение культуры (театр) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания. Средства предназначались для проведения фестиваля «Белые ночи в Перми» – администрирования мероприятий (разработка концепций и сценариев проектов, обеспечение работы переводчиков, подготовка сметной документации, ведение и составление договоров, ведение переписки, информационно-консультативные услуги по подготовке конкурсных процедур, юридические консультации, подготовка финансовой отчетности, обеспечение работы творческих коллективов и артистов), а также для организации прибытия участников фестиваля (подготовка виз для зарубежных участников, организация логистики, международного проезда и проезда по России участников фестиваля). Эти услуги учреждение самостоятельно не оказало, а закупило их у ряда исполнителей. Согласно позиции антимонопольного органа учреждение организовало выполнение названных работ (услуг) иными лицами, реализовав тем самым функции органа местного самоуправления[11].

Кто попадает в зону риска?

Примечательно, что все приведенные случаи проверок ФАС и последующих судебных разбирательств относятся к автономным учреждениям, а большинство из них – еще и к отрасли культуры. Видимо, это связано с двумя обстоятельствами.

Во-первых, закупочная деятельность автономных учреждений, которую они ведут на основании «рамочного» Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и собственных положений о закупке, традиционно вызывает критику ФАС. Ведь, руководствуясь этим законом, можно достаточно свободно осуществлять закупки у единственного поставщика[12].

Во-вторых, культурные мероприятия, особенно масштабные и емкие по вкладываемым в них бюджетным ресурсам, как правило, всегда на виду и могут вызывать неоднозначный резонанс. Это повышает вероятность получения контролирующими органами соответствующих обращений от лиц, которые по тем или иным причинам критически настроены по отношению к конкретным учреждениям и (или) их учредителям.

В любом случае передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения. И есть все основания полагать, что если подобная практика учреждений других отраслей попадет «под прицел» ФАС, ее выводы тоже будут неблагоприятны для учреждений и их учредителей.

И аутсорсинг, и аутстафинг являются англоязычными терминами, которые пришли к нам из Соединенных Штатов Америки.

Аутсорсинг подразумевает под собой внешний источник. А это означает, что свои второстепенные функции организация передает фирме субподрядчику, который предоставляет услуги в той или иной сфере. Как правило, аутсорсинг основывается на подписанном договоре между сторонами. Его итогом является профессиональная поддержка на определенный период времени.

Однако, в последнее время наравне с аутсорсингом стал появляться аутстаффинг. Однако, его ошибочно считают разновидностью аутсорсинга. Это совсем другая услуга. Переводится как “вне штата”. Особенность такого вида сотрудничества заключается в том, что определённая часть работников в компании работает вне основного штата и оформляется юридически в специально созданной компании.

Однако, свои задачи выполняет под контролем другой организации или физлица, которая выступает заказчиком и оплачивает их деятельность. Получается, что основные трудовые отношения у работника возникают как раз с аутстаффером, при этом заказчик остается в стороне. А компания аутстаффер, в свою очередь, оказывает определённые услуги заказчику, по заранее согласованному акту на возмездной основе.

Анализ зарубежного опыта показывает, что механизм аутсорсинга активно применяется в секторе государственного управления. В зарубежных странах современный период активного развития аутсорсинга деятельности органов государственной власти начался в 1990-е годы. Во многом развитие аутсорсинга было связано с реформами государственного управления, с развитием концепций так называемого нового государственного управления (New Public Management). Активное развитие аутсорсинга соответствовало практически всем основным принципам «нового государственного управления» (внедрение рыночных механизмов в государственное управление, повышение требований к эффективности и результативности деятельности органов власти, прозрачность государственного управления, децентрализация управления), по­этому неудивительно, что передача части государственных функций на аутсорсинг стала одной из ключевых составляющих реформ государственного сектора, которые проводились в большинстве стран — членов ОЭСР в 1990–2000-е годы.

Основными лидерами в развитии аутсорсинга среди стран — членов ОЭСР являются англо-саксонские страны (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), страны Скандинавии (Швеция, Дания, Финляндия) и Дальнего Востока (Сингапур, Гонконг, Южная Корея). ОЭСР регулярно проводит оценку общего объема аутсорсинга в государственном секторе. При этом применяется методика, использующая расширенное определение аутсорсинга как общего объема товаров и услуг, закупаемых государственным сектором (включая все уровни бюджетной системы) у негосударственного сектора. Согласно оценке ОЭСР, по данной методике в 2009 году аутсорсинг государственного сектора в странах — членах ОЭСР составлял в среднем около 10 % ВВП. При этом доля аутсорсинга весьма различалась в различных странах — членах ОЭСР: от 2,7 % ВВП в Мексике до 19,4 % ВВП в Нидерландах. С 2000 по 2009 год доля аутсорсинга в ВВП стран — членов ОЭСР возросла в среднем на 1,5 %. Максимальный прирост был отмечен в Нидерландах и Франции.

По мнению экспертов ОЭСР, функции государственных органов, передаваемые на аутсорсинг в странах — членах ОЭСР, можно разделить на три группы. В первую группу входят функции, исполняемые так называемыми синими воротничками. Это обеспечивающие функции, примерами которых являются уборка помещений, вывоз мусора, общественное питание, услуги по охране. Все функции данной группы не относятся к ключевым миссиям и задачам деятельности органов власти. Исполнение данных функций относительно просто стандартизируется и не предъявляет высоких требований к квалификации и образовательному уровню исполнителей. Как правило, функции данной группы достаточно легко могут быть переданы на аутсорсинг.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

Ко второй группе функций можно отнести обеспечивающие функции, требующие достаточно высокой профессиональной квалификации исполнителей. К этой группе функций относятся в том числе функции, связанные с информационными технологиями, финансы и бухгалтерия, управление персоналом, юридическая поддержка, операционные функции, связанные с документооборотом. В последние 20 лет аутсорсинг в государственном секторе в странах ОЭСР был связан прежде всего с аутсорсингом данной группы функций. Наиболее популярным является аутсорсинг функций, связанных с информационными технологиями.

К третьей группе государственных функций, передаваемых на аутсорсинг, относятся непосредственно ключевые функции государственных органов власти. Аутсорсинг данных функций является достаточно редким. Следует отметить, что даже в странах-лидерах целесообразность аутсорсинга ключевых функций органов власти часто оспаривается и является предметом активных дебатов политиков и экспертов.

Нормативно правовое регулирование аутсорсинговых услуг в Российской Федерации

Договор аутсорсинга включает в себя несколько основных важнейших пунктов.

  • Предмет. Одним из них является предмет договора. Это одно из существенных условий составления соглашения. Если предмет договора не определен, то такой акт считается недействительным и незаключенным. Чаще всего предметом договора является оказание услуг возмездного характера в определенной сфере деятельности. Например, услуги в области налогового или бухгалтерского учета.
  • Цена договора. Ещё один из основных пунктов. Этот пункт должен быть сформулирован в соответствии с тем или иным принципом ценообразования. Также учитываются правила, которые содержатся в пятом разделе Налогового кодекса.Денежные средства могут выплачиваться ежемесячно и соизмеряться с количеством оказанных услуг, также могут выплачиваться единоразово в установленной сумме. В случае состав договора может оговариваться аванс, а также сроки окончательного расчета.
  • Срок. Третий важнейший пункт- это срок договора, а также порядок приемки результата. И несмотря на то что срок не относится к существенным условиям, всё же, этот пункт договора крайне важен. Обратимся к главе 39 Гражданского кодекса, где говорится о возмездном оказании услуг.Здесь нет упоминания о сроках, однако если вы хотите получить результат как можно быстрее, то о сроках всё-таки нужно упомянуть. Устанавливается начало проведения работ, а также срок их окончания.Однако, в соответствии с принятым решением сторонами, могут быть предусмотрены и промежуточные сроки, которые связаны с отдельными видами услуг. Дополнительным соглашением или договоренностью между сторонами могут быть внесены изменения сроков.
  • Права и обязанности. К обязанностям исполнителя в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса, относится необходимость действовать строго в установленных рамках договора и осуществлять деятельность по выполнению заданий от заказчика. Чем более подробно договор будет описывать суть деятельности исполнителя, тем меньше проблем вас будет ожидать.Например, исполнитель обязуется своевременно и, что самое главное, в полном объёме оказывать услуги в конкретной сфере. Деятельность сотрудника можно конкретизировать. А также важно прописать обязанности заказчика, которые также устанавливаются в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса.Основная обязанность заказчика – это оплата полученных услуг. Она начисляется в соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса. Заказчик может прописать в договоре необходимость проверки хода и качества работ, и только по факту одобрения оплачивать произведенную деятельность в соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса.
  • Ответственность. Договор должен содержать пункт об ответственности сторон, которая может наступать в связи с нарушениями сроков, а также других значимых пунктов договора. В пункте «ответственность сторон» прописываются штрафные санкции, также случаи, когда договор может быть расторгнут по обоюдному согласию, или лишь одной стороной.

Расторжение договора – один из обязательных пунктов соглашения. Как правило, наступает в случае, когда зафиксировано неоднократное нарушение сроков оплаты по договору.

В этой ситуации исполнитель может возобновить действие договора, если заказчик устранит свои нарушения в течение отведенного срока рабочих дней.

А также договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, с условием извещения заказчика.

Важно! В случае если наступили форс-мажорные обстоятельства, расторжение договора возможно при обоюдном согласии.

И аутсорсинг, и аутстафинг являются англоязычными терминами, которые пришли к нам из Соединенных Штатов Америки.

Аутсорсинг подразумевает под собой внешний источник. А это означает, что свои второстепенные функции организация передает фирме субподрядчику, который предоставляет услуги в той или иной сфере. Как правило, аутсорсинг основывается на подписанном договоре между сторонами. Его итогом является профессиональная поддержка на определенный период времени.

Однако, в последнее время наравне с аутсорсингом стал появляться аутстаффинг. Однако, его ошибочно считают разновидностью аутсорсинга. Это совсем другая услуга.

Переводится как «вне штата».

Особенность такого вида сотрудничества заключается в том, что определённая часть работников в компании работает вне основного штата и оформляется юридически в специально созданной компании.

Однако, свои задачи выполняет под контролем другой организации или физлица, которая выступает заказчиком и оплачивает их деятельность.

Получается, что основные трудовые отношения у работника возникают как раз с аутстаффером, при этом заказчик остается в стороне.

А компания аутстаффер, в свою очередь, оказывает определённые услуги заказчику, по заранее согласованному акту на возмездной основе.

Прежде чем заключается договор на оказание услуг аутсорсинга, необходимо каждому предпринимателю понять, что будет выгодно именно для его компании. Для этого делаются специальные расчеты. Их цель – понять, какова будет разница между выполнением услуг постоянного штатного сотрудника и сотрудника вне офиса.

Для начала учитываются затраты, которые компания несет на оплату работы сотрудника, который работает в офисе. Затем эти затраты сравниваются со стоимостью оплаты работы, которую выполняет человек по договору аутсорсинга внештатно. Чаще всего, компания которая предоставляет сотрудников по договору аутсорсинга самостоятельно назначает стоимость услуг на определенный срок.

Сопоставив две этих величины, вы можете сделать вывод о том, что будет выгоднее именно для вашей компании.

Аутсорсинг заключается в передаче задач, что являются вспомогательными или сопутствующими на плечи сторонней, внешней организации, что специализируется в целевой области и имеет достаточным штат, техническое обеспечение, опыт и знания.

Особенность заключается в том, что персонал выполняет трудовые задачи предприятия-нанимателя, при этом работает в другой организации.

Специалист подчиняется правилам и требованиям, что предлагает ему компания-работодатель. При этом контроль деятельности сотрудника осуществляется как со стороны заказчика услуг, так и нанимателя, который подписал договор на выполнение действий.

Нет каких-то общих правил, какие конкретно функции передаются в аутсорсинг, а какие остаются закрепленными за компанией. При этом тенденция указывает на внедрение договорного типа работы в сферах:

  • Кадровое делопроизводство;
  • Периодическое выполнение/поддержание целостности компьютерной системы;
  • Создание программных продуктов, их отладку или постоянное ведение;
  • Ведение бухгалтерии;
  • Юридические услуги для предприятия;
  • Уборка офисных/производственных помещений;
  • Организация поездок – заказ билетов, бронирование отелей, договоренность о встречах;
  • Разработка рекламных акций, полиграфия;
  • Организация питания для сотрудников;
  • Обеспечение безопасности на различных уровнях;
  • Ремонт/обслуживание имущества на учете предприятия;
  • Администрирование.

Посмотрите видео о нюансах юридического аутсорсинга:

Из-за облегчения нагрузки на производство удается составить четкий план деятельности и поставить цель, к которой должна прийти компания.

Читайте также:  Где учиться на айтишника: сравниваем вузы, колледжи и курсы

Как у любого процесса, у аутсорсинга есть плюсы и минусы.

Среди преимуществ внедрения аутсорсинга стоит выделить:

  • Возможность получить услуги высшего качества и/или более дешево;
  • Способствует развитию организации за счет внедрение инновационных возможностей компании, так как можно использовать интеллектуальный потенциал и опыт известных компаний;
  • Компания становится более гибкой, если на рынке ситуация резко изменится;
  • Значительно проще найти поставщика, у которого более низкая цена или выше технологические возможности. Это обеспечивает простоту ликвидации производственных мощностей или их переквалификацию;
  • Новые ресурсы и современные навыки получить можно быстрее;
  • Снимает нагрузку с предприятия и предоставляет возможность максимально эффективно развивать компанию;
  • Ранее необходимые ресурсы на выполнение работ, переданных аутсорсинговой компании, стоит перераспределить и получить дополнительную инвестицию в бизнес;
  • Можно сократить штат сотрудников;
  • Большая эффективность и качество выполняемых работ.

Среди недостатков:

  • Не все услуги можно передать на аутсорсинг, так как это угрожает конфиденциальности компании и снижает скорость ее работы из-за необходимости запрашивать сведения из другой организации. Утечка важной информации может привести к утрате конкурентоспособности;
  • На психологическом уровне доверие посторонней организации ниже;
  • Передача отдельных видов деятельности, которые в совокупности с целевым направлением приводили к успеху, могут привести к снижению доходов;
  • При внедрении большого количества аутсорсинговых услуг возрастают затраты на их оплату;
  • Высокий риск не качественного оказания услуг.

Очень часто аутсорсинг путают с аутстаффингом. Здесь можно почитать об их отличиях.

Поддержка информационных систем

  • При заключении договора на оказание IT-услуг специалисты по компьютерным технологиям советуют предусмотреть следующие моменты, которые могут повлиять на качество всего процесса аутсорсинга в целом:
  • Определение и описание (качественное и количественное) предоставляемых сервисов
  • Дни и часы предоставления сервиса, включая тестирование, поддержку и модернизацию
  • Допустимое время простоя без учета времени проведения согласованных плановых работ
  • Размер компенсации (в процентах от суммы ежемесячного платежа) в случае отклонения от допустимого времени простоя
  • Формы компенсации (например, скидка со следующего ежемесячного платежа за услуги)
  • Показатели заявляемой надежности и производительности платформ, каналов и сетевого оборудования
  • Обязанность аутсорсера регулярно фиксировать текущее состояние информационной инфраструктуры пользователя
  • Передача всей информации, необходимой для управления информационной системой, пользователю после окончания действия договора
  • Гарантии от технических сбоев приложений, баз данных, коммуникационных линий связи, потери информации или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц
  • Ответственность сторон при использовании сервиса

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Экономическая и правовая характеристики аутсорсинга

Аутсорсинг опирается на использование преимуществ, обусловленных привлечением организаций-профессионалов, что устраняет необходимость тратить время и средства на «настройку» соответствующих процессов своими силами. Система государственных (муниципальных) услуг, будучи открытой системой, также не лишена возможности передачи е составляющих (процессов) на исполнение субъектам извне. Это очень важное качество, поскольку оно дает возможность развитию системы не только за счет внутренних ресурсов (как правило, ограниченных бюджетом, кадрами, техническими средствами и т.п.), но и за счет сил наиболее продвинутых в тех или иных сферах представителей общества – профессионалов.

Однако не следует идеализировать ситуацию и повсеместно внедрять аутсорсинг. Ранее было показано: аутсорсинг имеет и отрицательные стороны. Если аутсорсинг вспомогательной деятельности обусловлен лишь интересами двух сторон – лица, передающего исполнение деятельности на аутсорсинг, и аутсорсера, то аутсорсинг самой государственной или муниципальной услуги, учитывая публичную значимость, имеет несколько иные условия его использования.

Мы считаем, что при установлении в нормативных правовых актах возможности передачи полномочий (их части) государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по оказанию государственной (муниципальной) услуги1 на аутсорсинг должны учитываться следующие общие условия.

1. Аутсорсинг должен обеспечивать достижение хотя бы одного из следующих эффектов: сокращение затрат и (или) улучшение качества государственной (муниципальной) услуги и (или) повышение ее доступности. В случае невозможности сокращения затрат социальный, публичный положительный эффект от улучшения качества и доступности государственной (муниципальной) услуги при аутсорсинге должен быть больше отрицательного эффекта повышения расходов. Иными словами, дополнительные затраты должны быть оправданы.

Как совершенно справедливо указывается учеными-административистами, при аутсорсинге такой критерий, как сокращение расходов бюджета, не должен быть решающим. Основными критериями, позволяющими оценить целесообразность передачи функций, должны являться повышение эффективности реализации переданных функций, увеличение степени доступности и качества оказываемых услуг1. Отмечается, что критический анализ международного опыта использования аутсорсинга в органах исполнительной власти и организациях государственного сектора показывает, что в среднем органы и организации, использовавшие аутсорсинг в направлении «повышение качества исполнения функций», были более успешны в достижении своих целей, чем те, кто рассчитывал на значительное сокращение издержек на исполнение своих функций, хотя в половине случаев сокращение издержек достигалось. Изложенное выше обстоятельство следует принимать во внимание при определении приоритетов использования технологий аутсорсинга в рамках мероприятий по реализации Концепции административной реформы, так как в самой Концепции административной реформы нет определенности по приоритетному направлению оптимизации2.

Вместе с тем для препятствования неоправданному увеличению расходов необходимо выработать критерии определения качества и доступности той или иной услуги. Здесь необходимо развивать институт стандартов качества государственных (муниципальных) услуг, а также проводить мониторинг практики финансирования, направленный на достижение уровня соответствующих стандартов. Стандарты качества позволят установить, справляется ли орган исполнительной власти или организация (учреждение) со своими обязанностями и стоит ли передавать функцию на аутсорсинг, а также позволят оценить, как справляется с данными обязанностями аутсорсер, удобно ли это для услугополучателей, оправданы ли вложенные в аутсорсинг средства. Кроме того, появится возможность проводить оценку эффективности управления и расходования бюджетных средств.

2. Административно-правовой режим предоставления государственной или муниципальной услуги не должен изменяться в сторону снижения правовых гарантий (требований к качеству, размеру платы за услугу, информированию услугополучателей, порядку обжалования, обязанностям по соблюдению конфиденциальности и др.), предоставляемых услугополучателям, даже при передаче функции по оказанию данной услуги на аутсорсинг.

В соответствии с п. 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 3731) регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Как видно, об иных организациях, наделенных публичными полномочиями, не упоминается. Складывается ситуация, при которой позиция получателей государственных или муниципальных услуг, если они были переданы на аутсорсинг сторонним организациям, значительно ослабляется (ведь они формально не обязаны соблюдать регламент); режим оказания публичных функций, выполнение которых

Читайте также:  Новгородская область. Сроки охоты-2023

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 22. Ст. 3169. государство (муниципалитеты) призвано гарантировать, «искривляется» и становится не соответствующим своему статусу и назначению; нарушается баланс интересов. Данная проблема окажется особо острой в случае аутсорсинга, реализуемого путем передачи полномочий с одновременным исключением таких полномочий у передающего, – получатели услуг будут лишены выбора услугодателя. Как справедливо отмечает Н. В. Путило: «Государство, связанное системой международных обязательств и комплексом конституционно закрепленных прав граждан, обязано либо предоставить эти услуги непосредственно через систему государственных органов и учреждений, либо организовать процесс их предоставления негосударственными структурами так, чтобы существенные стороны потребления (бесплатность, общедоступность и т.д.) этих услуг были неизменными. При этом качество государственного управления во многом определяется качеством предоставляемых публичных услуг, и если ранее эти услуги оказывались государственными организациями, а затем были переданы частным организациям, то при низком качестве деятельности последних претензии российских граждан все равно будут обращены к государству»1.

Делегирование публично-правовых прерогатив может коснуться, таким образом, только индивидуальных актов или организационных мер. Конституцией Швеции формально предусматривается возможность законодательной передачи административных полномочий частным организациям, таким как торговые фирмы, ассоциации, общественные образования, фонды или даже физические лица; закон необходим в случае, если такое делегирование предполагает осуществление государственных полномочий (ст. 11). Однако это требование не распространяется на принятие мер регламентарного характера, разрешенных законом1.

В любом случае при анализе той части деятельности, которая будет передаваться на аутсорсинг, нужно выяснить, не будет ли создана угроза безопасности личности, общества или государства (например, возникновением коррупциогенных факторов, нарушением информационной безопасности, нарушением конкуренции, нарушением имущественных, личных неимущественных и иных прав, дистабилизацией гражданского оборота, созданием условий для возникновения и развития преступлений и т.д.). Цель передаваемой на аутсорсинг деятельности, масштаб возможных негативных последствий при решении вопроса о применении аутсорсинга, степень контроля за аутсорсером и технические и правовые способы минимизации риска будут иметь основополагающее значение.

Полагаем, изначально все возможные критерии допустимости передачи конкретных полномочий на аутсорсинг установить в настоящее время вряд ли возможно. В связи с этим необходимо закрепить показанные выше в работе основополагающие условия такой передачи (принципы) для обеспечения последующего контроля (ex post control) судами. В ходе практики, в том числе судебной, выкристаллизуются более конкретные условия передачи полномочий на аутсорсинг.

Что такое аутсорсинг простыми словами

В переводе «outer-source-using» как раз и означает «привлечение извне». То есть, аутсорсинг – это услуги, которыми активно пользуется фирма, однако сама не является их прямым производителем, а привлекает сторонние компании, которые решают какие-либо задачи организации-заказчика по заключенному ранее договору в рамках долгосрочного сотрудничества.

Кто такой аутсорсер? Это и есть компания или отдельный специалист, которые предоставляют профильные услуги. Примеры наиболее распространенных форм взаимодействия организации заказчика и аутсорсера:

  • услуги по уборке офисов;
  • организации питания;
  • IT-обслуживание;
  • доставка воды;
  • бухгалтерия.

Простыми словами, аутсорсинговая компания – это фирма / организация, которая предоставляет узкопрофильные услуги на основе договора. Договор аутсорсинга заключается на срок от одного года и больше.

Основные разделы соглашения

Чаще всего встречаются следующие пункты:

  • Вступительная часть, где указываются наименования сторон, лица, подписывающие документ, и основания, на которых действуют эти лица.
  • Предмет договора – здесь указывается перечень услуг, которые берется выполнять аутсорсинговая организация.
  • Объем работ и цена. Этот пункт требует наиболее тщательной проверки, потому что важно указать, какие конкретно функции будут выполнять аутсорсеры и размер оплаты услуг.
  • Права и обязанности сторон.
  • Порядок приемки выполненных работ.
  • Ответственность сторон – здесь указываются последствия несоблюдения сроков сдачи работ или выполнение работ ненадлежащего качества, указывается размер неустойки и штрафов.
  • Разрешение споров – в этом разделе необходимо предусмотреть досудебный порядок решения споров, отметить, в каком суде будут рассматриваться все разногласия в случае их возникновения.
  • Срок действия договора – чаще всего они заключаются на 1 год с дальнейшей пролонгацией.
  • Порядок изменения и расторжения договора. В этом разделе необходимо отметить порядок заключения дополнительных соглашений и расторжения контракта.
  • Прочие условия. В этот пункт следует включить все прочие условия, которые стороны посчитают важными.
  • Реквизиты, подписи и печати сторон.

Понятие и правовое регулирование

Аутсорсинг – это относительно новый вид оказания услуг малому, среднему и большому бизнесу. Представляет собой передачу юридическим лицом или иной организацией на основании составленного договора определенных функций предпринимательской деятельности в отношении другой компании. По своей сути аутсорсинг является простой профессиональной поддержкой на протяжении действия заключенного контракта.

Справка. Впервые понятие аутсорсинга появилось на территории Соединенных Штатов Америки, ещё двумя десятками лет ранее, но и сегодня в России оно набирает популярность.

Вопросы аутсорсинга регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с главой 39 этого нормативно-правового акта, отношения в формате аутсорсинга строятся по принципу возмездного оказания услуг. А это значит, что исполнитель в лице аутсорсинговой компании должен предоставить интересующую услугу, а заказчик обязуется оплатить данные услуги.

  • Статья 779 ГК рассказывает о нюансах составления договора.
  • Статья 780 ГК говорит об исполнении договорных обязательств.
  • Статья 781 решает вопросы оплаты.
  • Статья 782 ГК говорит о возможности одностороннего отказа.
  • Статья 783 содержит нормы регулирования договора.

Как получить максимум

  1. Удостовериться, что в компании налажены бизнес-процессы и есть внутренние регламенты работы.
  2. Сформулировать, какие потребности бизнеса должен закрыть аутсорсинг. Не передавать на аутсорс процессы, критически важные для компании.
  3. Просчитать экономическую эффективность от перехода на аутсорс. Возможные параметры для анализа: сокращение прямых и косвенных затрат, улучшение операционки, повышение привлекательности для инвесторов.
  4. Письменно описать ожидания: они должны быть объективными и достижимыми.
  5. Сформулировать запрос предложения (Request for Proposal) и выбрать провайдера услуг.
  6. Определить критерии отбора (цена, информационная безопасность, гибкость условий) и составить на их основе оценочную таблицу.
  7. Определить рейтинг аутсорсинговых компаний, используя формулу расчета.
  8. Запросить проекты договоров и проанализировать условия. Обращать внимание, как формируется стоимость, каковы условия выхода из договора и прочее.

И помните: в отличие от штатных сотрудников, аутсорсер не скажет вам, что «так нельзя» или «я так никогда не делала и делать не буду». Цель провайдера бухгалтерию компании под условия текущего законодательства, причем сделать это качественно и с гарантией.

Услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсером

Сегодня многие предприятия пользуются услугами организаций, осуществляющих ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета, — аудиторских, бухгалтерских или юридических фирм. Как правило, ведение учета специализированной организацией ведется по следующей схеме. В штате организации имеется специалист, который ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в специализированную организацию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Преимущества данного вида аутсорсинга очевидны: не каждая организация может содержать высококвалифицированного специалиста, оплата труда которого достаточно высока. Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочно-правовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.).


Похожие записи: