Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?
В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.
Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.
За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.
Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.
В разработке статья о «налоговом мошенничестве»
С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.
Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.
В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.
Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.
Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:
- финансовые операции;
- оформление патента;
- регистрация товарного знака;
- другие юридически значимые операции.
Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.
Смягчение уголовной ответственности за налоговые преступления
Законодателем изначально не предлагалось реформировать систему судов общей юрисдикции, повысив их независимость и квалификацию судей: был предложен ряд поправок, которые изменили основания и порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления. Приведем ключевые для налогоплательщиков-организаций изменения.
1. Увеличены суммы крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов с организации и уклонения от исполнения обязанностей налогового агента, при неуплате которых должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Теперь в соответствии со ст. ст. 199 и 199.1 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и/или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и/или сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм вышеуказанных налоговых платежей либо превышает 6 млн руб. Особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и/или сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и/или сборов либо 30 млн руб. .
Абзац 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 383-ФЗ.
Необходимо отметить, что согласно данным МВД России число налоговых преступлений, выявленных сотрудниками органов внутренних дел, за январь — июнь 2010 г. по сравнению с этим же периодом прошлого года сократилось на 38,9%. Всего сотрудниками органов внутренних дел выявлено 9861 тыс. преступлений данной категории . Безусловно, повышение предельного порога недоимки, которая теперь признается «криминальной», является не единственным, но одним из существенных факторов декриминализации сферы налоговых правоотношений.
Уголовная ответственность по статье 199 УК РФ
Статья применяется к правонарушениям, совершенными организациями, в случае уклонения ими от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Правонарушение — непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые организация обязана представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.
Лицами, которые могут быть признаны виновными по статье 199, могут быть как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо просто бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Также ответственность может быть возложена на любое лицо, если в обязанности его входило подписание налоговой отчетности и обеспечение уплаты налогов (сборов, взносов).
Это правило действует и в отношении уполномоченного представителя организации и лиц, которые формально не являлись, например, руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером), но фактически исполняли их обязанности.
Данный подход отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
Таблица 2
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Размер нарушений
(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд) |
Наказание
(одно из наказаний списка) |
Крупный | более 5 000 000,00,
при доле неуплаченных сумм 25 % и более или более 15 000 000,00 вне зависимости от доли неуплаченных сумм |
Штраф
от 100 000,00 до 300 000,00 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока арест на срок до шести месяцев, лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока |
Особо крупный
(или совершенное группой лиц по предварительному сговору) |
более 15 000 000,00,
при доле неуплаченных сумм 50 % и более Либо более 45 000 000, 00 вне зависимости от доли неуплаченных сумм |
Штраф
от 200 000,00 до 500 000,000 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока |
По-прежнему существуют организации, в которых часть зарплаты выплачивается «в белую» с удержанием НДФЛ и начислением всех взносов, а часть «в черную» (в конвертах и т.п.), без удержания/начисления установленных налогов и взносов.
Возможно, руководители считают, что у них компания маленькая и уголовная ответственность им не грозит. Возможно, они забывают, что в расчет берутся 3 года подряд.
Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)
По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.
Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.
Таблица 3
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Наказание | |||
Штраф | Принудительные работы / лишение права занимать должности | Арест | Лишение свободы / лишение права занимать должности | |
В крупном размере | от 100 000,00 до 300 000,00 | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока | на срок до 6 месяцев, | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока |
В особо крупном размере | от 200 000,00 до 500 000,00 | до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока | нет | до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока |
Уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за преступления в сфере налогообложения
Успешное развитие современной уголовно-правовой науки в России невозможно без знания особенностей и тенденций развития зарубежного уголовного законодательства.
Французский правовед Марк Ансель отмечал, что «изучение зарубежного права открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчётливо выявляются в сравнении с другими системами. Проводимое сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» .
Один из видных отечественных специалистов в области уголовного права профессор Н.С. Таганцев отмечал по поводу значимости изучения зарубежного законодательного опыта для развития собственного национального права: «Конечно, при подобной оценке на первом плане должно стоять национальное значение правовых положений: не для удивления или восхваления со стороны чужеземцев создаются законы, а для удовлетворения потребностей страны. Но и полное отчуждение от права других народов, от их исторического правового опыта, от вековой работы человечества было бы пагубно для национального развития права. Во всяком праве, а, следовательно, и в нашем, рядом с моментом национальности существует и момент всеобщности; не может какой-либо обладающий зачатками дальнейшего развития жизни народ противоположить себя человечеству, такое отчуждение от живущего есть признак вымирания жизни»». Это относится и к законодательству об ответственности за налоговые преступления.
Изучение диспозиций «налоговых» норм уголовного законодательства зарубежных государств, говорит о наличии множества вариантов их конструирования. Общим же является то, что все способы уклонения от уплаты налогов осуществляются посредством обмана или оставления в неведении налоговых органов относительно объектов налогообложения. Поэтому в законодательстве ряда государств мира (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай, США, Финляндия, Франция и др.) уклонение от уплаты налогов определяется как «невыполнение обязанности быть честным, обман или налоговое мошенничество»1. Особый интерес представляют для нас правовые системы Германии и Франции, поскольку они родственны российской и имеют обширный опыт борьбы с налоговыми преступлениями в условиях рыночной экономики.
Германия считается одной из самых богатых стран мира, что во многом определено проводимой рациональной налоговой политикой. Население страны отличается законопослушностью, но, как и везде, находятся лица, нарушающие налоговое законодательство, «борьбу с которыми ведёт служба нало-гового розыска — «Штойфа» .
Для системы уголовного законодательства ФРГ характерно то, что большинство уголовно-правовых запретов, устанавливающих ответственность за совершение отдельных преступлений и образующих Особенную часть, содержится в Уголовном кодексе. Но кодификация уголовного законодательства не завершена, существует много иных законодательных актов, которые называются дополнительными (Nebengesetze) и имеют ту же юридическую силу, что и УК Германии .
По мнению немецких учёных, «преступления в сфере налогообложения (наряду с такими преступлениями, как нарушение прав на товарные знаки, таможенные преступления, отдельные виды мошенничества, преступления в сфере банкротства) относятся к категории экономических»4. Ответственность за них предусмотрена разделом I части VIII Положения о налогах 1977 г. (Abgabe nordnung), ч. 2 369 которого указывает, что «в отношении налоговых преступлений действуют общие нормы уголовного законодательства, если иное не предусмотрено самим Положением»1.
К уголовно наказуемым деяниям в Положении о налогах относятся»: ч. 1 369 — укрывательство лица, совершившего уклонение от уплаты налогов, нарушение таможенных правил, подделка знаков уплаты пошлин; 370 — уклонение от уплаты налогов; 372 — таможенные нарушения, если лицо вопреки запрету ввозит, вывозит или перевозит через территорию Германии какие-либо предметы без заявления об этом в установленном порядке таможенным органам;
373 — совершение налогового преступления в составе банды, состоящей из трех и более человек, созданной для систематического уклонения от уплаты налогов и пошлин или для систематического нарушения таможенных правил, если лица задержаны при осуществлении такого рода действий;
374 — уклонение от уплаты налогов, если лицо ради собственной выгоды или в пользу третьего лица приобретает или помогает сбыту товаров, укрытых от налога на потребительские товары, или таможенных сборов;
375 — приобретение или сбыт товаров или изделий, за которые не уплачены налог или пошлина и др.
Наиболее интересен для нашего исследования 370 Положения, в котором предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (Steuerhinterziehung)3. В качестве объекта этого преступления «принято понимать имущественные интересы («в зависимости от вида налогов — соответственно интересы государства или Европейского сообщества» ), по аналогии с обычным мошенничеством» .
Согласно ч. 1 370, лицо считается виновным и подлежит уголовной ответственности, если «представляет в финансовые органы неправильные или неполные сведения о фактических доходах, подлежащих налогообложению, либо вопреки общественному долгу оставляет финансовые органы в неведении…» .
Как видим, диспозиция, как и в наших «налоговых» составах, содержит перечисление способов совершения преступления, которые, к тому же, очень похожи, что говорит о присутствии тех же недостатков.
Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».
Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:
– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
– временного психического расстройства;
– слабоумия;
– иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».
В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:
– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;
– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;
– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Основания для прекращения преследования по уголовному делу
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов, то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба. Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Уголовная ответственность за налоговые преступления
Действующее законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение налогового преступления только вменяемого физического лица в возрасте старше 16 лет. Если речь идет о привлечении к уголовной ответственности за совершение налогового преступления юридическим лицом, то ответственность может быть возложена на главного бухгалтера компании или ее собственника (учредителя/участника). Важно! Уголовная ответственность за налоговые преступления грозит лишь за действия, совершаемые за последние три года.
В соответствии со ст. 198 УК РФ размер наказания физического лица за совершение налогового преступления зависит от суммы налоговой задолженности перед бюджетом, в частности:
- в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 2, 7 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
- в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере 4,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% от суммы подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающих 30 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
Что касается юридических лиц, то согласно ст. 199 УК РФ за умышленную неуплату налогов им грозит следующая уголовная ответственность:
- в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 15 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., либо размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
- в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 15 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 45 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
В завершение рассматриваемого вопроса, хочется еще раз отметить, что к наказаниям за налоговые преступления в виде уголовной ответственности приводят нарушения, прямо предусмотренные ст.198-199.4 УК РФ. Основным критерием при квалификации рассматриваемых видов налоговых преступлений, является умысел подозреваемого лица. На практике уголовные дела о налоговых преступлениях, как правило, состоят из большого количества томов. При расследовании налоговых преступлений у юридических лиц изымается вся первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность, которая приобщается к материалам уголовного дела в качестве прямых и косвенных доказательств. При этом мало кто знает, что неуплата налогов перерастает в разряд налогового преступления, за которое грозит реальная уголовная ответственность, наступает в следующих случаях:
- после проведения налоговой проверки, по результатам которой налоговым органом будет вынесено решение о начислении налогов, сборов, пени;
- сумма начислений по результатам проверки должна составлять 6 млн. руб., либо 2 млн. руб. при условии, что доля неуплаченного налога или сбора превышает 10% от суммы налогов или сборов, которые не были уплачены налогоплательщиком;
- обязательное вступление в законную силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки;
- если следственными органами и судом доказан умысел уклонения от уплаты налогов.
Налоговые преступления в России с каждым годом набирают все большие обороты, в связи с чем, так же стремительно ужесточается уголовная ответственность за их совершение. Из-за отсутствия требуемых знаний налогового законодательства и особенностей рассмотрения дел о налоговых преступлениях, подозреваемые лица (налогоплательщики) зачастую сами того не понимая, на допросах дают показания против самих себя. Более того, подозреваемые лица необдуманно предоставляют следственным органам первичную и иную бухгалтерскую документацию, благодаря чему следственные органы доказывают умысел в неуплате налогов. Адвокат по налоговым преступлениям убережет Вас от совершения непоправимых ошибок, ведь одно неаккуратное слово или действие может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную ст.198 УК РФ, ст. 199 УК РФ.
Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений
Дата публикации: 19.05.2015 10:18 (архив)
В Бурятии есть недобросовестные налогоплательщики, которые с целью снижения налоговой нагрузки применяют схемы минимизации налогов путем использования фиктивного документооборота с подставными организациями. Это доказали совместными усилиями налоговые, правоохранительные и следственные органы.
Советским районным судом г. Улан-Удэ 03.02.2015 вынесен приговор в отношении руководства одной крупной строительной организации.
Эта организация, являясь крупным игроком на строительном рынке республики, в недалеком прошлом выиграла ряд конкурсов по государственным контрактам по таким значимым подрядам и объектам, как реконструкция кинотеатра «Дружба» в здание Русского драмтеатра им. Бестужева, реконструкция здания Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Цыдынжапова, строительство детского сада в Кижинге, школы в Кяхте и другим.
Руководители организации Цыдыпов и Пронькинов, решили воспользоваться наличием подконтрольных им фирм и ИП (строительная организация являлась генеральным подрядчиком по крупным объектам строительства) для совершения налоговых преступ-лений. Для этого они оформляли фиктивные договоры с на оказание работ и осуществление поставок в адрес подконтрольных организаций. При этом никаких работ и поставок по этим договорам не делалось. Затем, они представляли в налоговый орган налоговые декларации с заведомо ложными сведениями.
Понятие способа совершения преступления в криминалистике
Совершение налоговых преступлений теоретически исследовалось многими видными криминалистами. Г. Г. Зуйков написал докторскую диссертацию по этой теме, поэтому ему принадлежит безусловный приоритет в определении понятия. Он полагал, что способ совершения преступления представляет собой непременный элемент любого преступления. Это обусловлено тем, что любое преступное деяние совершается с помощью соответствующего поведения субъектов, намерения которых невозможно реализовать по-другому. Изучение подобных способов и использование полученной информации в научно-организационной работе в области борьбы с преступностью, должно иметь в основе позиции закономерностей, которые определяют состав и формы поведения человека.
Учение криминалистики, посвященное способам совершения преступлений, основано на эмпирическом познании, диалектическом и материалистическом толковании понятия способ совершения аналогичных преступлений одним и тем же лицом (разными лицами).
Абсолютная повторяемость этих способов в соответствии со всеми их признаками полностью исключается, при этом происходит повторение способов при сохранении действия детерминирующих факторов, включая цели и мотив преступного деяния, объективную обстановку совершения, личные качества преступника, особенности предмета преступления и др.). Поскольку происходит качественное и количественное изменение детерминирующих факторов, то происходит и неизбежное изменение способов совершения преступлений с сохранением некоторой совокупности повторных признаков. Повторные признаки способа совершения преступного деяния отражаются в следовой картине и выявляются в процессе осмотра места происшествия. Все это дает возможность получить криминалистически значительную информацию для расследования и раскрытия преступления.
Криминалистика рассматривает способ совершения преступления в качестве важнейшего элемента и характеристики объективной стороны состава преступного деяния. Его можно отнести к предмету доказывания, что является основой выдвижения версий.
В процессе следственной работы категория «способ совершения преступления» дает возможность:
- определения признаков преступлений и прогноза развития преступной деятельности, включая ее следственную картину;
- выдвижения и обоснования следственных версий, направлений и методов их проверки;
- определения системы оперативных, следственных и розыскных действий, опираясь на соответствующий способ совершения преступления;
- формирования моделей следственной деятельности в области расследования конкретного преступного деяния;
- составления плана мероприятий по документированию преступлений лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности.
Способ совершения преступления характеризует качественную составляющую преступного деяния. Он отражает, каким образом было осуществлено преступление, какие приемы и в какой последовательности использовались, каков был механизм и какие средства и силы применил преступник для совершения преступного действия. Именно рассматриваемое понятие способно характеризовать качественные признаки преступлений, отражая, их индивидуальные особенности и раскрывая преступные действия в определенных случаях. Знание способов дает возможность выявления преступлений, круга причастных лиц и установки характера преступных действий.