10 шаблонов, которые понадобятся бухгалтеру в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 шаблонов, которые понадобятся бухгалтеру в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Требования в рамках «встречных проверок».
Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.
Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.
Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
Эта связь не обязательно должна быть прямой.
В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.
Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.
Когда требование не является требованием
Бывает, что налоговики отправляют документ с требованием предоставить информацию в свободной форме. Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Налогоплательщик имеет право не исполнять это требование. Представить документы нужно только в том случае, если документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.
Обычно такие информационные письма, уведомления или сообщения рассылаются тогда, когда налоговая уже не вправе запросить документы по обычному требованию. Например, если истёк срок камеральной проверки. Но на такое письмо всё равно нужно ответить — указать в ответном письме причины отказа.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Требование по встречке вместо проверки
Случается, что налоговый орган несмотря на широкие полномочия по истребованию документов в рамках проверки (хотя бы и камеральной) запрашивает значительный объем документов в режиме «встречки»: за несколько лет, по всем сделкам и по всем контрагентам вообще. Это абсолютно не соответствует действующему законодательству. Требование вне рамок проверки должно иметь целью не самого адресата, а только его контрагентов (Постановление 9ААС № 09АП-76715/2021 от 14.12.2021 по делу № А40-105384/21).
В деле № А40-55951/2020, успешно прошедшем три судебных инстанции, выявлено сразу несколько случаев злоупотребления правами со стороны должностных лиц налогового органа: требование в режиме «вне проверки» было направлено по почте несмотря на многолетнее использование связи по ТКС, объем требуемых документов превысил 22 тыс. штук, на исполнение требования отводилось 10 дней, и вообще в день отправки письма на предприятии лично побывало несколько налоговых инспекторов – они проводили выездную проверку. Судьи единодушно признали недопустимость подобных нарушений (Постановление АС Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021).
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
Какой срок для ответа на требование?
Обычно в требовании указывается срок, до которого необходимо предоставить информацию или запрашиваемые документы. Как правило, на представление документов дается от 5 до 10 дней, на дачу пояснений — 5 дней.
Требование ИФНС может прийти по почте или в электронной форме. А еще его могут вручить налогоплательщику при личном визите в ИФНС.
Способ получения требования также влияет на сроки для ответа.
-
При получении требования по ЭДО нужно оповестить налоговую о его получении в течение 6 рабочих дней, иначе заблокируют расчетный счет. После приема начинает течь срок для ответа на требование.
-
Если требование пришло по почте, то нужно ответить на 6-ой рабочий день после получения. Если требование пришло с задержкой, ни в коем случае не выбрасывайте конверт. Опираясь на даты почтовых штампов, вы легко сможете доказать, что сроки ответа на требование не нарушены.
-
Если ИФНС вручает требование лично, то срок для ответа начинает течь с момента вручения.
Получается, что в рамках ЭДО у налогоплательщика могут быть 6 дополнительных дней, для подготовки ответа.
В случае, если по каким-либо причинам невозможно предоставить истребуемое документы в течение установленного срока, надо письменно уведомить ИФНС об этом с указанием причин. Причем сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения требования.
Для требований, представленных в рамках камеральной налоговой проверки, действуют иные сроки:
-
общий срок — 10 дней;
-
20 дней при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков;
- 30 дней при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет.
Необоснованные требования налоговой
Возникать могут разные ситуации, например, когда налоговая необоснованно требует дать пояснения. То есть компанией в отчетности ошибок не было допущено, но письмо от налоговой все же пришло. Что компании делать в данном случае?
Несмотря на то, что требование налогового органа является необоснованным, его нельзя отставлять без внимания. Это может привести к тому, что к компании будут применены санкции или к внеплановым проверкам. В соответствии с этим, налоговую следует уведомить о том, что те сведения, которые указаны в декларации, являются верными и ошибки компания не допустила.
То есть, нельзя игнорировать требование ИФНС, и при любом раскладе нужно дать пояснения, необходимые налоговой. Лучше будет, если данные пояснения будут зафиксированы в письменном виде. Тогда при возможных разногласиях организация сможет подтвердить, что пояснения даны своевременно, а требование налоговиков не оставлено без внимания.
Особенности продления срока представления документов
По общему правилу, компания должна представить в ИФНС документы в срок 10 рабочих дней с даты получения требования, по встречной проверке – в течение 5-ти рабочих дней.
Если проверяемое предприятие не имеет возможности исполнить требование в срок, оно вправе направить в инспекцию заявление о продлении срока представления документов, указав в нем причины непредставления документов и срок, в течение которого компания обязуется исполнить требование. Но есть один нюанс – такое заявление фирма должна составить и направить в ИФНС в течение 1-го дня после получения требования. Если компания нарушила этот срок и подала заявление позднее, инспекторы все равно обязаны его рассмотреть и учесть изложенные в нем факты и обстоятельства. Так как установленный на подачу ходатайства однодневный срок не является пресекательным.
Стоит отметить, что, ходатайствуя о продлении срока представления документов, организация должна указать причины, обосновывающие невозможность своевременного исполнения налогового требования. В числе причин общество вправе назвать:
- Большой объем запрошенных документов;
- Неисправность сканера, ксерокса. Безопаснее приложить к заявлению о продлении срока в ИФНС копию служебной записки о поломке техники, письмо сервисной службы о сроках ремонта;
- Удаленность от главного офиса архива;
- Нахождение части документов в обособленном подразделении;
- Отсутствие главного бухгалтера в связи с отпуском, служебной командировкой, болезнью. В таком случае также целесообразно подтвердить документально данный факт;
- Одновременное получение нескольких требований;
- Утрату документов вследствие форс-мажорных обстоятельств, подтвержденных справкой МЧС, МВД России. В этом случае в ходатайстве необходимо указать, что организация в настоящее время восстанавливает все документы, и назвать срок, когда она сможет направить документы.
НК РФ не называет количество дней, на которое ИФНС может увеличить срок представления документов. Поэтому каждое заявление о продлении срока налоговый орган рассматривает индивидуально. При принятии по нему решения он учитывает:
- Указанные фирмой-налогоплательщиком причины непредставления документов;
- Количество истребуемой документации;
- Факт представления в ответ на требование части документов;
- Запрошенные проверяемым налогоплательщиком сроки.
В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:
- невыполнение контрольных соответствий;
- разночтение данных с данными контрагентов;
- не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).
В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.
Код ошибки |
Значение кода |
Возможные причины |
1 |
Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции |
КА не представил отчет по налогу. КА сдал нулевую отчетность. Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА |
2 |
Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним) |
Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам. КА не отразил авансовый счет-фактуру |
3 |
Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур) |
Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА |
4 |
Ошибка в какой-либо графе отчетности |
Номер графы с ошибкой указан в скобках |
Пояснения по налоговому разрыву
Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.
Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.
Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.
По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.
Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.
Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.
- Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
- Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
- Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
- После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.
Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков. - После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
Когда налоговая запрашивает пояснения
Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:
- Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.
- Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.
- Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.
Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.
Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Письмо-ответ. Образец ответа на письмо-запрос
Учтите! Нормами налогового законодательства установлено, что должностное лицо может требовать представления документов, только когда есть основания для проведения налоговой проверки или при проведении «встречной» проверки контрагента или иных лиц, имеющих сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика.
П. 1 ст. 87 НК РФ устанавливается следующий перечень видов проверок: камеральная и выездная. Камеральная проверка организовывается в месте нахождения налоговой службы на основании материалов, представленных налогоплательщиком, а также на основании иных документов, которые имеются у органа.
Камеральная проверка может быть осуществлена в течение трех месяцев после предоставления документов лицом, уплачивающим налоги в налоговую службу. Закон не допускает продления срока проведения исследования материалов или его приостановления.
Учтите! Выделяют следующие основания для проведения камеральной проверки и истребования документов:
- при применении организацией льгот, которые установлены налоговым законодательном;
- в случае выражения желания организацией вернуться к НДС;
- в случае осуществления проверки в отношении платежей по налогам, которые были внесены в связи с пользованием природными ресурсами;
- при разрешении вопросов, касающихся осуществления налогового контроля.