Категории водительских прав в Казахстане
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Как проходит обучение водителей
Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:
Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.
В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.
1) лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста:
подкатегория А1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см 3, максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы) и скоростью более 50 км/час, то есть скутеры;
подкатегория В1 — моторизованные трициклы и квадрациклы;
2) лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста:
категория А — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
категория В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3 500 кг;
подкатегория С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D и подкатегории D1, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
3) лицам, достигшим возраста двадцати одного года, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года:
категория С — автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, за исключением относящихся к категории D и подкатегории D1; автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
4) лицам, достигшим возраста двадцати трех лет, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории D1; не менее двух лет категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, троллейбусами и трамваями; автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого на превышает 750 кг;
5) лицам, имеющим право управлять транспортными средствами, относящимися к категориям В, С или D и подкатегориям С1 или D1, при наличии стажа управления соответствующей категорией транспортного средства не менее двенадцати месяцев:
категория ВЕ — автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3 500 кг;
категория СЕ — автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
подкатегория С1Е — автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 000 кг;
категория DЕ — автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
подкатегория D1Е — автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 000 кг.
При этом нынешние водительские удостоверения признаются действительными в течение срока их действия.
Категории прав в казахстане 2021
- А, А1 – двухколёсные мотоциклы;
- В – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышающим 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- ВЕ – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешённая максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- В1 – трициклы и квадроциклы;
- С, С1 – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг;
- СЕ, С1Е – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра, или полуприцепом;
- D – автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров;
- D1 – автобусы с вместимостью не более 28 сидячих мест и длиной не более семи метров;
- DE, D1E – сочленённые автобусы или автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее тонны;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
Полезные ссылки
- Генеральная прокуратура
- Комитет по правовой статистике
- Подать заявление в органы прокуратуры
- Проверить наличие страхового полиса
- Проверить техосмотр
Категории водительских прав: расшифровка
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
A | Мотоциклы
Требование к получению: возраст от 18 лет |
A1 | мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды: — максимальной скоростью более 50 км в час; — рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров; — максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт. Требование к получению: возраст от 16 лет |
Статья 73. Допуск лиц к управлению транспортными средствами
Документы следует подавать в СпецЦОНы. Если нет возможности подать документы в СпецЦОН, нужно обратиться в регистрационное полицейское отделение.
Предоставляются следующие документы:
- Оформленным бланком на выдачу прав;
- Документом, удостоверяющим личность;
- Адресной справкой;
- Медсправкой;
- Квитанцией, свидетельствующей об оплате пошлины;
- Экзаменационным листом.
Получить удостоверение международной формы без сдачи экзаменов можно на срок до 3 лет, но не больше того срока, в течение которого действуют национальные права.
Подтверждение права нахождения за рулём – водительское удостоверение – неотъемлемая часть комплекта документов, подтверждающих право нахождения за рулём автомобиля.
Благодаря своему компактному размеру, документ очень удобен в применении. Он содержит большой объём передаваемой информации.
Помимо указания категории ТС, к которой допущен водитель, там прописаны все персональные данные владельца.
Права могут служить для подтверждения личности, как и паспорт.
Формат документа, подтверждающего право водителя находиться за рулём, утверждён приказом МВД России № 365 в 2009 г., где идёт речь о введении удостоверения в действие. Позже были введены корректировки, согласно которым в 2021 г. (начиная с 4 апреля) стали появляться непривычные водителям аббревиатуры, написанные латинскими буквами в выдаваемых правах обновлённого образца.
В удостоверении нового типа сохранилось 14 граф, как и в старом, из них 9 находятся на лицевой стороне.
В них прописаны:
- личные данные водителя, заполняются из паспорта (графы 1–3);
- В №4 – пункты a), b), c) – информация о дате выдачи документа, сроке действия и выдавшего их органа;
- № 5 – данные удостоверения (серия и номер), совпадающие с теми, что указаны на другой (оборотной) стороне;
- графы 6–8 – фото собственника,личная подпись и место жительства, регистрации;
- № 9 – разрешённые к вождению категории транспорта.
Оборотная сторона содержит следующие графы (10–14), расположенные в виде таблицы (кроме граф 13, 14):
- графы 10–11 – напротив открытой категории будет вписан срок действия удостоверения;
- № 12 используется как раз для проставления особых отметок, связанных с открытой категорией прав;
- штрих-код, находящийся слева от таблицы, считается графой 13;
- № 14 отводится под указание обозначений, связанных со всеми категориями, разрешёнными к вождению, а также туда вносится информация об общем сроке стажа.
Сначала 2014 г. ГИБДД ввело пиктограммы новых подкатегорий (хотя выдавать документы нового образца стали с 2021 г., изменения утвердили в 2014 г.) Сделано это было для соответствия установленным пунктам Венской Конвенции – международного договора о приведении ПДД к общему знаменателю.
Теперь оформление водительских документов максимально приближено к западным стандартам. С обновлённым удостоверением возможна поездка по большинству европейских автомагистралей без проблем взаимопонимания с сотрудниками ГИБДД.
Введены особые категории – В1 и Е.
Первая (В1) обозначает допуск к управлению ТС с рулём мотоциклетного типа, в основном это трициклы и квадроциклы.
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами): категория «А» — мотоциклы;
Данная категория разрешает управлять мотоциклами, как с коляской, так и без нее. Согласно правилам дорожного движения, мотоциклы представляют собой транспорт с двумя колесами, в некоторых случаях с боковым прицепом.
Также, открытая категория А разрешает управлять любыми транспортными средствами, вес которых не превышает 400 килограммов.
Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:
- сетка волнистых линий на лицевой стороне;
- микротекст;
- штрих-код на оборотной стороне.
Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.
Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.
В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.
Группа подкатегорий ВУ
Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:
- А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
- В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
- С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
- С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
- D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
- D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;
Необходимо учесть некоторые особенности указанных групп ВУ:
- позиции D1Е и DЕ отличаются одна от другой тем, что в последнем случае отсутствуют ограничения по массе грузового прицепа и разрешается перевозка сочлененных автобусов;
- D1 отличается от D1E допустимой разрешенной массой прицепного устройства;
- C1E и С1Е, а также D1 и D1Е определяют идентичные требования к прицепным устройствам, различаясь непосредственно разрешенным видом транспорта (соответственно, грузовик и автобус).
Подкатегории не относятся к отдельным позициям, а являются дополнениями к общим категориям.
Как получить водительские права в Казахстане. Правила
Транспортное удостоверение категории А разрешает управлять следующим мототранспортом:
- мотоколяски;
- мотоциклы;
- мотоциклы с мотоприцепами.
Под определение мотоцикла подходит двухколесный транспорт, имеющий объём двигателя от 50 кубических сантиметров и максимальную скорость более пятидесяти км/ч. Допускается наличие боковой коляски. Ещё к мотоциклам относятся трёхколесные и четырехколесные средства передвижения, масса которых не превышает 0,4 т. без учета аккумулятора.
Литер А1 разрешает управлять только мотоциклами. Эти удостоверения выдаются для управления скутером или квадроциклом. Транспорт должен соответствовать следующим характеристикам:
- мощность до одиннадцати киловатт;
- объём двигателя от 50 до 125 кубов;
- отсутствие мотоприцепа.
В категорию В входит легковой автотранспорт. Он должен соответствовать следующим требованиям:
- масса не более трех с половиной тонн;
- девять сидячих мест вместе с креслом водителя;
- возможно наличие груза до 0,75 т.;
- прицеп может иметь больший вес, но тогда он должен быть меньше авто.
К этой группе относится легковой автомобильный транспорт с тяжелым грузом. В 2021 году гражданин имеет право управлять машиной с прицепом, подходящим под эти характеристики:
- вес более 0,75 т.;
- общая масса больше 3,5 т.;
- масса груза больше массы автомобиля без нагрузки.
Для получения ВЕ требуется сдача дополнительного экзамена, так как удостоверение относится к отдельной группе.
Это подкатегория, которая появилась сравнительно недавно. В официальных документах практически нет четкой информации о том, что подходит под определение этого авто. В статье 25 ФЗ№196 указано, что сюда относятся трициклы и квадроциклы.
В категорию С включены грузовые машины разнообразной вместимости:
- массой от трех с половиной тонн;
- машины с прицепом меньше 0,75 т.
Литера С включает в себя весь автомобильный транспорт, применяющейся для грузоперевозок.
Категория СЕ включает в себя автотранспорт с прицепом более 0,75 т. Т/С обязывает иметь определенные навыки управления, потому что сложно совершать маневры на таком тяжелом автомобиле. Существует запрет на движение по некоторым трассам.
В С1 входят облегченные транспортные средства для грузоперевозок. Параметры для этих автомобилей:
- масса от трех с половиной до семи с половиной тонн;
- автомобиль с грузом до 0,75 т.
Когда гражданин получает права категории С, то С1 ставится автоматом. В 2021 году появляется возможность сдать на подкатегорию С1 отдельно.
Категория «А» в водительском удостоверении очень популярна. Расшифровка – доступны мотоциклы. Причем не только стандартными мотоциклами, но и моделями, что предусматривают коляску. Конечно, мотоколяски стали не так часто встречаться, но, тем не менее, рассматриваемый транспорт всё ещё иногда используется, и эта категорияправ позволяет на нем ездить, не опасаясь неприятного столкновения с органами дорожного контроля.
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Получение обновленной категории
Водительские права и категории транспортных средств в 2022 году довольно сильно изменились. Начать с того, что в удостоверение были добавлены новые категории, потому не удивительно, что водители интересуются, как получить категорию, что им нужна, но которой они на данный момент не обладают.
Принцип получения новой формы, что будет расширять ваши права, достаточно простой – нужно пойти в автошколу, пройти обучение, сдать испытание и получить свою дополнительную категорию. Если этого не сделать, но водить неразрешенный для себя транспорт, можно обзавестись серьезными проблемами. Начать со штрафа, размер которого зависимо от типа нарушения будет составлять от 5 тыс. рублей, но в некоторых случаях достигает и 15 тыс. рублей. Но это наказание ничто, если учитывать, что нарушителя отстранят от управления, а его авто будет отправлено на штрафстоянку, пока он не получит права со всеми отметками.
Получить юридическую помощь по вопросам категорий водительских прав можно на нашем сайте.
Требования к участникам дорожного движения
Водитель автотранспортного средства, участвующий в дорожном движении (ДД) на территории Казахстана, обязан соблюдать предъявляемые к нему требования, в числе которых:
- знание и соблюдение ПДД, а также положений Закона о внесении изменений в ПДД;
- строгое соблюдение требований сигналов регулировщика и светофоров, дорожной разметки и знаков, используемых для регулирования ДД, световой и звуковой сигнализации, которая применяется в ходе дорожных работ, а также звуковых и световых сигналов автотранспорта специальных и оперативных служб;
- участник движения не должен своим поведением причинять вреда остальным водителям, а также их транспортным средствам, обязан обеспечивать безопасность ДД;
- содействовать поддержанию в надлежащем состоянии дорожного покрытия, знаков, светофоров и других технических средств регулировки ДД.
Водительские права в Казахстане: документы
Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.
Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.
Права для иностранца: как заменить иностранное ВУ на российское
Использовать автомобиль в России могут как граждане РФ, так и иностранцы. Без соблюдения каких-либо специальных правил и условий, главное чтобы у них были действительные водительские права, и они признавались на территории РФ. А в какой стране эти права были выданы и, собственно, чьим гражданином является водитель, инспектору все равно – хоть из Украины, хоть из Занзибара.
Во-вторых, если иностранные права использует гражданин РФ. Для граждан России замена иностранных прав на российские права обязательна независимо от рода деятельности и целей эксплуатации ТС. Правила о признании иностранных прав распространяются только на иностранных граждан, и в отношении россиян не применимы (Постановление ВС РФ № 38-АД18-8 от 27.12.2018).За нарушение этого правила могут привлечь к ответственности по ст. 12.7 КоАП.
Замена казахстанских прав на российские в 2021
- Заполненный бланк на получение водительского удостоверения по форме, согласно приложению 7к Правилам. Данный документ не предоставляется в Государственную корпорацию
- Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности)
- Медицинская справка и ее копия
- Свидетельство об окончании курсов и его копия, или документ, полученный через автоматизированную информационную систему (за исключением случаев самоподготовки)
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
- Документ, подтверждающий стаж работы (справка с места работы) для присвоения категорий «С», «D1», «D», «Tm», «Tb»
- проверяют, за все ли экзамены получены о;
- проверяют, уплачена государственная пошлина;
- далее оформляют удостоверение согласно Приказу МВД № 365 от 13 мая 2009-го;
- соотносят, какие категории возможно перенести в наши национальные права согласно медзаключению (п. 138 Регламента);
- заносят сведения о выдаче удостоверения в информационные системы Госавтоинспекции;
- наконец, гражданин СНГ (иных стран) ставит свою подпись в заявлении, что подтверждает факт получения им удостоверения.
Замена водительских прав в Казахстане возможна в режиме онлайн.
26 марта 202026 октября 2021 35.8K 10
Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дорожного движения». В декабре 2021 года президент страны Касым-Жомарт Токаев поднял вопрос о проверке водительских документов через информационные системы, что позволило бы водителям не носить с собой их оригиналы, и поручил МВД внести изменения и дополнения в законодательные акты. Новый закон вступает в силу 13 февраля текущего года. Ранее в Казахстане за отсутствие одного из водительских документов предусматривалось предупреждение (если впервые) или штраф 5 МРП.
Теперь водителям при управлении автомобилем достаточно будет иметь при себе только один документ – удостоверяющий личность. Выданные в Казахстане водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также документ, подтверждающий прохождение техосмотра полицейский будет проверять через планшет. А в населенных пунктах и на трассах, где нет доступа к интернету, проверка будет осуществляться по каналам радиосвязи.
«Новые нормы не коснутся иностранцев, не имеющих казахстанского водительского удостоверения и управляющих транспортом, не зарегистрированным в Казахстане. Хочу отметить, что такая же возможность управлять автотранспортом без водительских документов внедрена в таких странах, как Грузия, Украина, Польша, Латвия и Литва, где также были внесены соответствующие изменения в национальные законодательства. Исключение обязанности водителей иметь при себе и предъявлять водительские документы – это еще один шаг, направленный на развитие современной технологичной “сервисной” полиции. Государство значительно упростило управление транспортом, но водители по-прежнему должны помнить о своей ответственности за безопасность других участников дорожного движения. Поэтому, пользуясь случаем, хочу призвать и водителей, и пешеходов к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения и культуры вождения. Потому что дорога не прощает ошибок», – отметил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев.