Детская инвалидность — перечень заболеваний, сколько платят

21.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Детская инвалидность — перечень заболеваний, сколько платят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Четыре степени нарушения здоровья

В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.

Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:

  • Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
  • Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
  • Недееспособность (инвалидность).

Проблема инвалидности в России и в мире. Инвалидность как социальная проблема.

Статистика инвалидности в России и в мире выглядит следующим образом:

  • Согласно статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в 2015 году в мире проживало более 1 миллиарда инвалидов (людей с ограниченными возможностями). Это составляет 15% от всего населения.
  • Примерно 110-190 миллионов людей старше 15 лет имеют значительно ограниченные возможности в деятельности.
  • В России, по данным Первого российского портала для инвалидов, проживает более 10 миллионов человек с ограниченными возможностями, что составляет 7% от общей численности населения.
  • В целом во всем мире имеется тенденция к увеличению количества инвалидов.
  • Инвалиды чаще, чем остальные люди, нуждаются в медицинской помощи. Но из-за ограниченных возможностей они не всегда могут её получить. Проблема неудовлетворенности медицинских потребностей людей с ограниченными возможностями остро стоит во всем мире.

Россия следует принципам политики в отношении людей с ограниченными возможностями, которые были выработаны мировым сообществом в последние десятилетия:

  • Правительство страны должно создавать систему, которая помогала бы устранить причины инвалидности, бороться с её последствиями.
  • В 1993 году эксперты ООН пришли к выводу о том, что нетрудоспособность в первую очередь создана самим обществом. Правительство должно обеспечивать такие условия, при которых инвалиды могли бы добиваться во всех сферах тех же результатов, что и здоровые люди.
  • Инвалид должен быть полноценным членом общества, иметь права и обязанности, а государство должно обеспечивать их соблюдение.
  • При проведении любых мероприятий нужно учитывать особенности инвалидов из разных групп, так как изначально они имеют разные возможности.
Читайте также:  Как ИП заплатить налоги в 2022 году

Существуют разные классификации инвалидности в зависимости от тех или иных критериев:

В зависимости от возраста человека
  • дети-инвалиды;
  • взрослые инвалиды.
В зависимости от причины (см. выше)
  • инвалиды войны;
  • инвалиды труда;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды по общему заболеванию.
В зависимости от степени утраты трудоспособности
  • I группа – полностью утратившие трудоспособность;
  • II группа – частично либо временно утратившие трудоспособность;
  • III группа – трудоспособные, но нуждаются в щадящих условиях труда.
В зависимости от степени утраты способности к передвижению
  • мобильные;
  • маломобильные;
  • неподвижные.
В зависимости от вида нарушенной функции
  • расстройства двигательной сферы;
  • расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ;
  • расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания;
  • психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.

Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий

По российскому законодательству дети-инвалиды имеют право на бесплатное протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, протезов, включая эндопротезы и ортезы, а также ремонт технических средств реабилитации (ТСР), протезно-ортопедические изделия в том числе.
Предоставление техсредства осуществляется в рамках ИПР.

Для того, чтобы получить ТСР, родителям ребенка-инвалида необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по месту жительства или орган соцзащиты. К заявлению о предоставлении ТСР прилагаются свидетельство о рождении и паспорт законного представителя (другой документ, удостоверяющий личность) и ИПР.
В случае невозможности предоставления ТСР, его ремонта или самостоятельного приобретения ТСР, родители имеют право на компенсацию в размере потраченных средств, но не более стоимости соответствующего ТСР или услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240.

Бесплатно ремонт ТСР можно сделать на основании заключения медико-технической экспертизы, подав заявление в уполномоченный орган.

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.

Под инвалидами в нашей стране понимаются лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Отметим, что с 01.07.2022 порядок и основания признания лица инвалидом регулируются Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».

В соответствии с пунктом 5 Правил о признании лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

В соответствии с пунктом 6 данных Правил, наличие одного из настоящих условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Таким образом, инвалидность устанавливается не по факту наличия определенного диагноза, а в зависимости от наличия стойких расстройств функций организма, степени их выраженности, вызванных ими ограничений жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты.

В случае признания гражданина инвалидом бюро медико-социальной экспертизы должно также установить причины инвалидности. Причина инвалидности влияет на установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 15 Правил о признании лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности:

а) общее заболевание;

б) трудовое увечье;

в) профессиональное заболевание;

г) инвалидность с детства;

д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;

е) военная травма;

ж) заболевание получено в период военной службы;

з) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

л) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;

м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;

н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

о) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;

р) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;

с) иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Перечень причин инвалидности сформулирован как открытый, что позволяет бюро медико-социальной экспертизы указывать прямо не поименованные в перечне причины, установленные в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в приказе Минтруда России от 28.11.2019 № 742н среди иных причин, установленных законодательством Российской Федерации, названы также инвалидность вследствие аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г.; вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г.; взрыв на станции Свердловск-Сортировочная.

Читайте также:  Как получить финский шенген в 2022 году [Обновлено 5 ноября]

Порядок установления причин инвалидности утвержден приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н.

По общему правилу в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.

Если причина инвалидности иная, гражданин должен представить комиссии документы, подтверждающие факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности. Пока документы не представлены, в качестве причины инвалидности также указывается общее заболевание, при этом гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида (п.14 Правил признания лица инвалидом).

Таблица № 2. Причины инвалидности и документы, которые их подтверждают

Причина инвалидности Подтверждающие документы
Трудовое увечье Один из следующих документов:
  1. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС)
  2. Заключение государственного инспектора по охране труда, других уполномоченных должностных лиц (органов) о причинах повреждения здоровья
  3. Решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве
Профессиональное заболевание Один из следующих документов:
  1. Акт о случае профессионального заболевания
  2. Медицинское заключение о профессиональном заболевании
  3. Решение суда об установлении факта профессионального заболевания
Инвалидность с детства Медицинские документы, подтверждающие что:
  1. Инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникших в детстве, наступила до достижения возраста 18 лет;
  2. или

  3. По клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности
Инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Документы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, об обстоятельствах ранения (контузии, увечья), клинических проявлениях их последствий или решение суда об установлении факта ранения (контузии, увечья), связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Военная травма Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний Или Записи в военных билетах, подтверждающих службу в отдельных частях, группах, отрядах и соединениях (для лиц, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения) Или Документ, подтверждающий пребывание в составе партизанских частей и соединений (для лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны)
Заболевание получено в период военной службы Военно-медицинские документы: свидетельство о болезни, заключение ВВК, справки военно-медицинских учреждений, а также справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС Заключение военно-врачебной комиссии
Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС Один из следующих документов:
  1. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
  2. Специальное удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  3. Удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС Удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк» Удостоверение, подтверждающее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк» Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Заболевание связано с последствиями радиационных воздействий Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета (или военно-врачебной комиссии) о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с радиационным воздействием.
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска Удостоверение гражданина из подразделения особого риска и заключение ВВК либо заключение межведомственного экспертного совета, или заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации об установлении причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска
Заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий Справка, выданная военным комиссариатом, об обслуживании гражданином действующих воинских частей Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий, и справка о заболевании (ранении, контузии, увечье), полученном гражданином во время обслуживания указанных воинских частей.
Инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан Удостоверение ветерана боевых действий единого образца, выданное на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан
Вследствие аварии в г. Арзамасе 4 июня 1988 г. Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г.
Вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г. Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г.
Взрыв на станции Свердловск-Сортировочная Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось вследствие взрыва на станции Свердловск-Сортировочная

Человек признается инвалидом при проведении медико-социальной экспертизы, при которой дается комплексная оценка его состоянию на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием установленных классификаций и критериев. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности человека и его возможности к реабилитации.[13]

Условиями признания человека инвалидом являются:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

ВАЖНО: для признания человека инвалидом, необходимо наличие всех трех условий!

Причем признание человека инвалидом решается специально собранной комиссией экспертов бюро медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности человеку, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а ребенку в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Читайте также:  Ежемесячное пособие на ребёнка в 2023 году

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения человеком возраста 18 лет. По истечении этих сроков необходимо пройти освидетельствование на подтверждение или опровержение инвалидности. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а детям до 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет при следующих условиях:

— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом человека (установления категории «ребенок-инвалид»), имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;

— не позднее 4 лет после первичного признания человека инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения его жизнедеятельности;

— не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Переосвидетельствование человека, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья.

Человек направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, больница и др.), независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Лечебно-профилактическое учреждение направляет человека на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.[14]

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу человека, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (эти документы выдает лечебно-профилактическое учреждение).

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу. Отсюда следует, что эти организации буду собирать сведения о течении болезни очень тщательно и скрупулезно.

В случае если эти организации отказали человеку в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Это очень важный пункт в Постановлении, потому что именно он является ответом на многие заданные нам вопросы относительно инвалидности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению человека (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется человеку, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Человеку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Человеку, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ (КАТЕГОРИЯ «РЕБЕНОК ИНВАЛИД» ДО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ 2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ (УСТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»):

1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).

2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.

3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).

6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).

7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.

8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота.

11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ — III степени и коронарной недостаточностью III — IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ — III стадии).

13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III — IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ — III степени.

14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II — III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ — III степени.

15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.

16. Неустранимые каловые свищи, стомы.

17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).

18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.

19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.


Похожие записи: