Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.
Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году
Игорь Викторович Цирин, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
Резкое сокращение НПА связано с тем, что некоторые из правил по охране труда объединили и в целом упростили, но не сделали менее строгими. Из обновленных правил убрали все конкретные цифры по выдаче СИЗ, гендерные и возрастные ограничения. Теперь нет и дублирования информации со ссылками на частоту проведения медосмотров, СОУТ и многое другое. То есть, чуть ли не из многотомных мануалов они превратились в легкие инструкции, который каждый работодатель может адаптировать в соответствии с классом опасности на производстве и наличием других негативных факторов.
Теперь специалистам по охране труда придется изучить все нормативно-правовые документы, благо, их количество сократили, а затем собрать те правила, которые будут на 100% соответствовать специфике и требованиям организации. Но и это еще не все! Нужно пересмотреть кучу документов.
При этом сам Игорь Цирин считает, что именно индивидуальный подход поможет сократить уровень травматизма на производстве. Он также подчеркивает значимость получения обратной связи от специалистов по охране труда. К слову, эксперт приводит существенные доводы в пользу оптимизации и модернизации системы охраны труда. Например, в ходе пересмотра правил и норм при работах на высоте удалось сократить частоту травматизма с 420 случаев до 365 в год буквально за 6 лет.
В принципе, даже такая динамика считается положительной, а все трудности, с которыми сейчас столкнутся специалисты по ОТ, носят лишь временный характер. Правда, как отмечает Цирин, времени на подготовку не так много. Поэтому поспешите с изучением новых правил по охране труда и их адаптацией, а также начинайте приводить все соответствующие документы в порядок.
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
ОХРАНА ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Охрана труда и противопожарные мероприятия.
Территория автотранспортного предприятия должна быть ограждена сплошным забором, в котором устраи-вают специальные пожарные въезды (ворота).
План эвакуации автомобилей на случай пожара разрабатывают для каждой стоянки. В этом плане да-ются описание порядка и очередности эвакуации, дежур-ство водителей в межсменное время и выходные дни, порядок хранения ключей зажигания.
На площадках открытого хранения автомобилей при числе их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20м. Расстояния до производственных зданий принимают равными 15. 20 м в зависимости от степени огнестой-кости зданий, а до зданий, где производят техническое обслуживание автомобилей, не менее 10м. Между ав-томобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2м. Неисправные автомобили и прицепы, ожида-ющие ремонта, хранят отдельно от исправных. Автомо-били-цистерны, перевозящие топливо и другие, горючие или взрывоопасные вещества, хранят отдельно от дру-гих автомобилей.
Помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей отделяют от помещений для хранения автомобилей несгораемыми стенами и пере-крытиями.
Территорию стоянки нельзя загромождать предме-тами, которые могут помешать рассредоточению авто-мобилей в случае пожара. Против запасных ворот дол-жны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.
На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнём и хра-нить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Нельзя прогревать холодные двигатели, картеры коро-бок передач и редукторы мостов, топливные баки ди-зельных двигателей и другие узлы автомобилей откры-тым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обти-рочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажига-нием.
В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользоваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяльными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, бал-лоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под горючих легковоспламеняющихся жидкос-тей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые ав-томобили.
При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров ре-комендуется очищать площадки стоянок от сухой тра-вы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу ши-риной 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесо-разработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расче-та один трос (штанга) на 10 автомобилей.
Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесозаготовок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сго-раемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.
Лестницы и чердаки производственных и служебных помещений должны быть всегда свободны. Запрещает-ся их использование под производственные или склад-ские помещения. Чердаки должны быть постоянно заперты, а ключи от них храниться в проходной или у дежурного персонала.
3.1.1. Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны отвечать требованиям действующих строительных норм и правил и других нормативных актов.
3.1.2. Этажность здания, в котором размещаются АТС, работающие на КПГ, а также помещения для их технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом рассчитываются:
— допустимый объем помещения исходя из условий, что допустимая удельная масса газа (концентрация газа) в помещении при максимально возможном аварийном поступлении КПГ в помещение из одного баллона, имеющего наибольшую емкость, и при отсутствии аварийной вентиляции, составляет 2,886 г/м3;
— фактический свободный объем помещения, который определяется по разности между геометрическим (строительным объемом) и суммарным объемом занимаемого технологическим оборудованием и подвижным составом (на практике свободный объем помещения допускается принимать равным 80 % геометрического объема помещения).
Если свободный объем помещения больше допустимого даже при отсутствии аварийной вентиляции, то независимо от количества АТС, работающих на КПГ и находящихся в помещении, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности остаются такими же, как и для автомобилей, эксплуатируемых на нефтяном топливе.
Если свободный объем помещений меньше допустимого, то помещения относятся к категории А согласно действующим нормативным актам. При этом указанные выше помещения должны быть оборудованы:
— непрерывно действующей системой автоматического контроля воздушной среды в помещении с установкой датчиков довзрывоопасных концентраций;
— аварийной вентиляцией кратностью не менее 5 объемов помещения в час с резервными вентиляторами;
— электрооборудованием согласно требованиям действующих нормативных актов для зоны класса В1а;
— легкосбрасываемыми конструкциями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов для помещений категории А.
3.1.3. Помещения для технического обслуживания, ремонта, проверки технического состояния и хранения АТС, работающих на ГСН, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. При этом концентрация газа в помещении (в случае выпуска газа из баллона) не должна превышать 1,45 г/м3.
Если расчетное количество поступающего газа превышает указанную величину, то помещение должно быть дополнительно оборудовано:
— системой автоматического контроля воздушной среды;
— системами аварийной вентиляции и аварийного освещения, выполненных во взрывозащищенном исполнении.
3.1.4. Над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС должны быть вывешены надписи (установлены знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте.
3.1.5. В производственных помещениях должны быть выделены специальные места для курения.
3.1.6. Приемка в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных организаций, отдельных производственных помещений, цехов, участков должна производиться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами при участии представителей Федеральной инспекции труда, Госсанэпиднадзора России и ГПС МЧС России, соответствующих профсоюзных органов.
3.1.7. Не допускается:
— загромождать подходы к местам расположения пожарного инвентаря, оборудования и извещателей электрической пожарной сигнализации;
— устанавливать в помещениях АТС в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок их расстановки;
— загромождать ворота запасных выездов как изнутри, так и снаружи.
3.1.8. У наружного входа в производственные и вспомогательные помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.
3.1.9. Вновь строящиеся помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС оборудуются средствами автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
3.1.10. В помещения, в которых производятся работы с применением вредных, взрывоопасных и пожароопасных веществ, не должны допускаться лица, не участвующие в непосредственном выполнении работ.
3.1.11. В помещениях должны быть аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
3.3.1. Створчатые ворота производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию организации и выезда с нее — внутрь.
3.3.2. Выезд (въезд) АТС из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается (разрешается только через отдельные наружные ворота).
3.3.3. Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспечивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче механизма подъема и спуска.
3.3.4. Наружные ворота помещений для хранения, технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года минус 15 °С и ниже следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами при следующих условиях:
— при количестве пяти и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещениях технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния АТС;
— при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4 и менее метров от наружных ворот;
— при количестве двадцати и более въездов в час, приходящихся на одни ворота в помещении хранения АТС, кроме легковых АТС, принадлежащих гражданам;
— при хранении в помещении пятидесяти и более легковых АТС, принадлежащих гражданам.
Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться автоматически.
При температуре зимой ниже минус 25 °С должны дополнительно устраиваться тамбуры-шлюзы.
3.3.5. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Въездной уклон должен быть не более 5 %.
2.1.4.1. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
2.1.4.2. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
2.1.4.3. Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
2.1.4.4. Снятые с АТС детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали — на стеллажи.
- Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производятся с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
- Размеры конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.
2.1.5.1. Проверять техническое состояние АТС и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы системы питания и зажигания, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом.
2.1.5.2. Для осмотра АТС в темное время суток и осмотра АТС снизу на осмотровой канаве или подъемнике следует пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 50 В, защищенным от механических повреждений, или электрическим фонарем с автономным питанием.
2.1.5.3. При проверке технического состояния АТС необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.
2.1.5.4. Испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистемы и т.д., плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы.
2.1.5.5. При испытании и опробовании тормозов АТС на роликовом стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» АТС с роликов стенда.
- Выполнение регулировок тормозов АТС, установленного на роликовом стенде, допускается только при выключенных стенде и двигателе АТС автомобиля. Перед пуском двигателя АТС и включением стенда необходимо убедиться, что работники, выполняющие регулировку, находятся в безопасной зоне.
Обзор для специалиста по охране труда за период с 04.09.2020 г. по 18.09.2020 г.
Интервью с Егором ИВАНОВЫМ, начальником Управления государственного надзора в сфере труда Роструд В 2020 году ГИТ проводят плановые проверки по проверочным листам. Будет ли Роструд менять подход к надзору, отменят ли проверочные листы?
Нет. Проверочные листы — это правильная история.
Они позволяют выстроить процедуру надзора так, чтобы мы смотрели за результатом. Нам не важно, как моется тарелка, нам важно, чтобы она была чистая. Для нас главное, чтобы число пострадавших на рабочих местах сокращалось. Поэтому мы будем следить, чтобы работодатель выстроил СУОТ и обеспечивал ее функционирование. Какие он выберет для этого методы, как организует контроль — это личное решение работодателя.
Чем более тщательный контроль мы установим, тем больше загоним и инспекторов, и работодателей в тупик.
Нам этого не нужно. Выход — проверочные листы, которые позволяют проверить только те элементы системы, которые действительно важны. И если у работодателя нет несчастных случаев, на него не поступает жалоб от работников, значит, система работает без сбоев, и нам не нужно проверять сам процесс.
Охрана труда: новые требования в 2020 году
В 2020 г.
изменились правила эксплуатации энергоустановок и некоторых инструментов и приспособлений, уточнены правила проведения специальной оценки условий труда. В Правила охраны труда (ПОТ) при эксплуатации энергоустановок внесены изменения, касающиеся контроля за соблюдением данных правил. С 25 января 2020 г. наряду с Рострудом и ГИТ контролирующие мероприятия осуществляет Госэнергонадзор.
В ПОТ при эксплуатации тепловых энергоустановок внесены подобные изменения . Изменения предусматривают, что контроль за соблюдением требований ПОТ во время производственных процессов и эксплуатации тепловых энергоустановок будет осуществлять Госэнергонадзор. Другие контролирующие мероприятия, касающиеся соблюдения Правил, осуществляются Рострудом и ГИТ.
В рамках правил охраны труда изменения коснулись еще трех отраслей. внесены изменения в ПОТ при работе на высоте, в строительстве и при работе с инструментом и приспособлениями.
Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:
- приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
- приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
- приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
- совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
- федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
- приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам
Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).
Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу №
Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.
Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.
Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. Чтобы ее провести, после изменения законодательства члены комиссии должны пройти внеочередную проверку знаний в учебном центре (п. 3.3 Порядка обучения № 1/29). Только после этого комиссия может провести проверку знаний новых правил у сотрудников организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» укажите «внеочередная».
К чему обязывают работодателей новые правила по охране труда на автомобильном транспорте?
В целях обеспечения охраны труда на автомобильном транспорте работодатель обязан:
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
- обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов;
- проводить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- осуществлять контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;
- принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.