Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Услуги сторонних организаций по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. При этом существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции. От выбора категории зависит ведение бухгалтерского и налогового учета у экспедитора
29.05.2015Автор: Дарья Батова, эксперт по финансовому законодательству
Нормативное регулирование отношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, осуществляется Гражданским кодексом (гл. 41 ГК РФ), Федеральным законом (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ)) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила)).
По договору транспортной экспедиции одна сторона, которой является экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента, являющегося грузоотправителем или грузополучателем) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Основными условиями договора транспортной экспедиции является перевозка груза. При этом экспедитор может сам перевозить товары, но чаще всего для этих целей он привлекает стороннюю организацию.
Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные и дополнительные.
Основные услуги по договору транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой груза. К ним относятся:
- организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта и по выбранному маршруту;
- заключение договоров перевозки от имени клиента или экспедитора;
- обеспечение отправки и получения груза и т.д.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, непосредственно связанных с доставкой грузов (п. 1 ст. 801 ГК РФ):
- получение необходимых для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза и его получение в пункте назначения.
Двойственная правовая природа договора транспортной экспедиции
Существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции.
Анализируя нормы гражданского законодательства, можно прийти к выводу, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. Доказательством данной точки зрения являются обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг (ст. 801 ГК РФ).
В судебной же практике также нет единого мнения по поводу природы договора транспортной экспедиции. Одни суды считают, что договор на транспортно-экспедиционное обслуживание не является посредническим и признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (пост. Восемнадцатого ААС от 04.02.2013 № 18АП-13552/12, Десятого ААС от 03.08.2011 № 10АП-5481/11, от 30.11.2010 № 10АП-6721/10, ФАС МО от 27.11.2008 № КГ-А40/10970-08, от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07, Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98). Другие же придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что договор транспортной экспедиции является, по сути, посредническим договором (пост. Девятого ААС от 24.12.2010 № 09АП-30921/2010).
В то же время чиновники, разъясняя порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг, упоминают, что договор транспортной экспедиции, являясь самостоятельным видом договора, содержит элементы условия, аналогичные посредническому договору (письма Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161, от 01.11.2012 № 03-07-09/148, от 21.09.2012 № 03-07-09/132, от 17.11.2011 № 03-07-11/316).
Таким образом, считаем, что договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать признаки посреднического договора или договора о возмездном оказании услуг.
Договор транспортной экспедиции и сопутствующие документы
Договор транспортной экспедиции обязательно должен быть заключен в письменной форме. Также при необходимости клиент должен выдать экспедитору доверенность на осуществление определенных действий.
Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок их составления и формы утверждены Минтрансом России (приказ Минтранса России от 11.02.2008 № 23).
К экспедиторским документам относятся:
1. поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания услуг экспедитором клиенту в рамках договора;
2. экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором груза для перевозки последнего от клиента либо от другого грузоотправителя;
3. складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору (п. 8 Правил). При этом в поручении должны быть указаны достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и т.п.
После того как экспедитор рассмотрит поручение, он направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо отказе в согласовании услуг. Лишь только после согласования сторонами указанного поручения оно подлежит исполнению.
При приеме груза экспедитор предоставляет клиенту экспедиторскую расписку. Расписка является доказательством получения груза и наделяет экспедитора правом владения грузом до момента его передачи клиенту или иному грузополучателю по окончании перевозки.
Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора. Предположим, что в соответствии с заключенным договором транспортная организация самостоятельно осуществляет перевозку груза. Услуги по перевозке груза являются услугами по обычному виду деятельности.
Налоговый учет транспортной экспедиции
При получении груза от клиента у экспедитора не возникает налогооблагаемого дохода. Передача груза клиентом экспедитору также не является объектом налогообложения по НДС.
Бухгалтерский учет транспортной экспедиции
Определим, что при передаче груза право собственности на полученный груз к экспедитору не переходит.
Груз, полученный от клиента, организация-экспедитор должна учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по стоимости, установленной договором транспортной экспедиции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). При получении груза от клиента в учете экспедитора делается следующая проводка:
Дебет 002
— груз, полученный от клиента, принят к учету.
При передаче груза по транспортной накладной конечному грузополучателю стоимость груза списывается. При этом в учете делается запись:
Кредит 002
— груз сдан грузополучателю.
Отнесение договора транспортной экспедиции к посредническому или договору об оказании услуг оказывает непосредственное влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора.
Посреднический договор
При таком виде договора экспедитор привлекает сторонние организации для непосредственной перевозки груза. В данном случае экспедитор предъявляет клиенту разными суммами свое вознаграждение и расходы, связанные с организацией перевозки.
Налог на прибыль. Поступления от юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала или агента не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Кроме того, расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 9 ст. 270 НК РФ).
В связи с этим если договор транспортной экспедиции носит характер посреднического договора, то только вознаграждение экспедитора включается в налоговую базу по налогу на прибыль.
Что касается расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, в том числе в виде сумм, уплачиваемых сторонним организациям, то они подлежат возмещению клиентом и не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2, 3 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, письма Минфина России от 24.05.2012 № 03-03-06/1/270, от 30.01.2012 № 03-11-06/2/13, от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 01.12.2009 № 03-11-06/2/252, от 30.03.2005 № 03-04-11/69).
НДС. Организации при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения при исполнении договора (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Несмотря на то что договор транспортной экспедиции не перечислен в указанной статье, чиновники сочли возможным применение положений статьи 156 Налогового кодекса к договору экспедиции. Свой вывод они основывают на сходстве перечисленных выше договоров (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 30.03.2005 № 03-04-11/69, от 21.06.2004 № 03-03-11/103).
После оказания услуг, предусмотренных договором (день передачи груза грузополучателю), экспедитор на сумму вознаграждения должен исчислить НДС и в течение пяти календарных дней выставить клиенту счет-фактуру (подп. 1 п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ).
Вместе с тем суммы, уплаченные экспедитором другим организациям для перевозки груза, не включаются в налоговую базу по НДС. Соответственно, оснований применения налогового вычета по данным суммам также не имеется.
Обратите внимание: если договором транспортной экспедиции предусмотрен авансовый порядок расчетов, то на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящего оказания услуг в рамках договора, необходимо начислить НДС в части платежей, соответствующих размеру вознаграждения (письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103). Аналогичная позиция представлена и в судебной практике (пост. ФАС СКО от 05.02.2013 № Ф08-8177/12, от 18.10.2010 по делу № А32-43596/2009-46/716, Пятнадцатого ААС от 21.10.2011 № 15АП-7867/11).
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации-экспедитора при осуществлении расчетов с клиентом и сторонними организациями (перевозчиками) делаются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)
— получено вознаграждение от клиента;
Дебет 62 субсчет «НДС с авансов» Кредит 68 субсчет «НДС»
— начислен НДС с аванса;
Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 90-1
— отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «НДС»
— начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— списана себестоимость оказанных услуг;
Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
— сторонней транспортной компанией оказаны услуги по перевозке груза;
Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)
— экспедитору компенсируются расходы по перевозке;
Дебет 76 Кредит 51
— оплачены услуги организации-перевозчика.
Документы. В случае если договором транспортной экспедиции предусмотрено вознаграждение экспедитору, а также обязанность клиента возместить расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, то экспедитору необходимо составить отчет и представить его клиенту. К такому выводу пришли налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797).
В качестве документов, которые подтверждают уплату соответствующих сумм, могут выступать:
- отчет экспедитора — суммы вознаграждения;
- складские документы, транспортные накладные, акты выполненных работ — суммы оплаты услуг сторонних организаций по перемещению груза.
К отчету также прилагаются оправдательные документы, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета (товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами, копии платежных документов, счет-фактура экспедитора на сумму своего вознаграждения и на сумму возмещаемых расходов).
ПРИМЕР
ООО «Экспедитор» заключило договор транспортной экспедиции с ООО «Клиент» на организацию перевозки товаров на сумму 500 000 руб. Условиями договора установлено право экспедитора привлекать сторонние компании к организации перевозки груза. Вознаграждение компании по договору транспортной экспедиции составляет 29 500 руб. По договору предусмотрено перечисление вознаграждения авансом. ООО «Экспедитор» заключило от своего имени договор с ООО «Перевозчик» на железнодорожную перевозку груза. Стоимость услуг транспортной компании равна 88 500 руб. Собственные расходы экспедитора, связанные с оказанием услуг по договору, составили 12 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Экспедитор» делаются записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы»
— 29 500 руб. — получено вознаграждение в виде аванса;
ДЕБЕТ62 субсчет «НДС с авансов» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»
— 4500 руб. (29 500 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с аванса;
ДЕБЕТ 002
— 500 000 руб. — груз, полученный от клиента, принят к учету;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
— 88 500 руб. — стоимость услуг ООО «Перевозчик» списана за счет клиента;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 90-1
— 29 500 руб. — отражена выручка в виде вознаграждения;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»
— 4500 руб. — начислен НДС с выручки;
Кредит 002
— 500 000 руб. — списан груз, переданный грузополучателю;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69, 70
— 12 000 руб. — учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
— 12 000 руб. — списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»
— 29 500 руб. — сумма аванса зачтена в счет экспедиторского вознаграждения;
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 62 субсчет «НДС с авансов»
— 4500 руб. — принят к вычету НДС, исчисленный с аванса;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»
— 88 500 руб. — получены от клиента средства для оплаты услуг перевозчика;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» КРЕДИТ 51
— 88 500 руб. — оплачены услуги ООО «Перевозчик».
Прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, отражается следующим образом:
ДЕБЕТ 90-9 Кредит 99
— 13 000 руб. (29 500 — 4500 — 12 000) — отражен финансовый результат.
Договор на оказание услуг
Как отмечалось выше, экспедитор может самостоятельно выполнять обязанности перевозчика. В этом случае договор транспортной экспедиции несет в себе признаки договора возмездного оказания услуг. Такой вид договора применяется к транспортной экспедиции и в том случае, если экспедитор все-таки привлекает третьих лиц к перевозке, но не хочет, чтобы клиент знал об этом.
Налоговый учет. Если транспортно-экспедиционные услуги оказываются по схеме договора возмездного оказания услуг, то цена такого договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. При таком виде договора расходы экспедитора по организации перевозки груза учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ). В случае если экспедитор привлекает к перевозке сторонних лиц, то выплаты перевозчику, не компенсируемые клиентом, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 16.02.2009 № 03-03-06/1/65).
Налоговой базой по НДС является общая стоимость предоставленных услуг (ст. 154 НК РФ).
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации при отражении упомянутой операции осуществляются следующие записи:
ДЕБЕТ 002
— груз, полученный от клиента, принят к учету;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
— поступили денежные средства по договору транспортной экспедиции;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
— начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 69, 70
— учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
— списана себестоимость оказанных услуг;
КРЕДИТ 002
— списан груз, переданный грузополучателю.
Документы. В случае если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по перевозке груза, то все произведенные расходы должны быть документально подтверждены. Таким образом, экспедитор предъявляет клиенту следующие документы:
1) товарно-транспортные документы:
- товарно-транспортная накладная (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272),
- путевой лист (формы 4С, 4П) (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);
Деятельность эвакуаторов
Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке автомобилей с использованием тягачей с прицепами и эвакуаторов?
Ответ: да, подпадает, если перевозка выполняется по возмездным договорам, заключенным с гражданами или организациями.
Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит определения автотранспортных перевозок. Поэтому для классификации услуг следует использовать нормы других отраслей права (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно главе 40 Гражданского кодекса РФ организации и предприниматели оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров на основании договоров перевозки (ст. 784 ГК РФ). В соответствии с условиями таких договоров услуга перевозки заключается в том, что перевозчики обязуются доставить вверенный им отправителем груз в пункт назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ) либо перевезти в пункт назначения пассажира (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации грузом, предназначенным для перевозки, являются автомобили (п. 3 ст. 2 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).
Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если они удовлетворяют ряду условий. Таким образом, если деятельность организации (предпринимателя) по автоперевозкам соответствует всем перечисленным условиям, то независимо от характера перевозимых грузов она может применять ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/249.
Следует отметить, что при транспортировке неисправных автомобилей к местам их ремонта ЕНВД можно платить по другому основанию. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) такие услуги соответствуют коду 017610 подгруппы 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». Следовательно, при перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта ЕНВД нужно рассчитывать как с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-11-11/33, от 8 июля 2008 г. № 03-11-04/3/318.
Из этого правила есть исключение. Услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств на ЕНВД не переводятся (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ). Гарантийный ремонт выполняется за счет производителя (поставщика), поэтому владелец неисправного автомобиля эти услуги не оплачивает (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Таким образом, если неисправный автомобиль транспортируется к месту ремонта в рамках гарантийного договора (и потребитель эту услугу не оплачивает), такой вид деятельности под ЕНВД не подпадает. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/201.
Кроме того, ЕНВД нельзя применять в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Принудительная эвакуация выполняется в рамках производства по делам о нарушениях правил дорожного движения и не предполагает заключения каких-либо договоров с владельцами эвакуируемых автомобилей. С доходов от оказания таких услуг организация должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747.
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
- счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
- о сторонах сделки;
- перевозимых ТМЦ;
- дополнительных документах;
- транспортном средстве, осуществляющем доставку;
- пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
- дате доставки груза;
- прочие данные.
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
- номер ТТН;
- дату ее составления;
- информацию о товаре;
- реквизиты участников сделки;
- прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Оформление экспедитором счетов-фактур при оказании услуг по организации перевозок в рамках договора транспортной экспедиции.
Министерство финансов Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА в Письме от 3 октября 2012 года N ЕД-4-3/16555 (О порядке выставления счетов-фактур по НДС при оказании услуг экспедиции) сообщает следующее:
Согласно п.3 ст.168 и п.3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счета-фактуры выставляются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), и поэтому в счетах-фактурах указываются данные по реализуемым продавцом товарам (работам, услугам). В соответствии с п.1 ст.801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации услуг по перевозке груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В связи с этим и принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, для комиссионеров (агентов).
Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.
В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).
Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.
Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.
- Транснефть Финанс
- Северсталь ЦЕС
- РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Компания Braun
- Мостотрест
- Альфа-Банк
- Мособлгаз
- Газпромбанк
- МКУ Управление Делами Администрации
- ФКР Москвы
- Аппарат Мэра и Правительства Москвы
- ВТБ Лизинг
- Гипромез
- АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
- Русское море
- Издательство Просвещение
- ИЦЛС Биотехнология
- ГУП Моссвет
Что такое транспортно-экспедиционные услуги
Услуги экспедитора — это принятие транспортно экспедиционной компанией обязательств по перевозке грузов любыми видами транспорта на усмотрение заказчика. В комплекс операций, связанных с экспедированием, входит:
- разработка маршрута;
- погрузка имущества клиента в транспортное средство, затарка в контейнер;
- доставка груза на ж/д станцию, в порт, аэропорт;
- заключение дополнительных договоров с транспортно экспедиторскими компаниями, работающими в регионах по пути следования;
- оплата тарифов перевозки;
- выгрузка и погрузка на каждом промежуточном этапе;
- заполнение транспортных накладных, других документов, необходимых для таможни, страховой компании и т.д.;
- предоставление транспортно экспедиторских услуг при перевозке опасных, ценных, тяжеловесных грузов;
- обеспечение охраны;
- организация временного хранения;
- разрешение нестандартных ситуаций, возникающих в процессе грузоперевозок.
Экспедиторская компания в постоянном режиме информирует грузоотправителя о реальном местонахождении груза, организует розыск в случае утери, фиксирует в страховых документах порчу. На складах консолидированного хранения от экспедитора перевозчика может потребоваться организовать переупаковку и паллетирование, проконтролировать взвешивание и маркировку товаров. Все эти и другие, оговоренные с заказчиком, операции экспедиторская компания производит самостоятельно, клиент же получает невредимый груз в пункте назначения.
Порядок формирования дохода (вознаграждения) экспедитора.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 февраля 2011 года N 03-03-09/10 (О порядке формирования дохода (вознаграждения) экспедитора) сообщает следующее:
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, организация, исполняющая обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции и не являющаяся перевозчиком, при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.
Плюсы профессионального экспедирования
Основное преимущество компании экспедитора перед обычными перевозчиками — меньшая стоимость сервиса. Более привлекательное ценовое предложение основано на том, что тарифы на услуги транспортной экспедиции рассчитываются за всю грузоперевозку в целом. Клиенту не требуется заключать отдельные договоры с каждым региональным перевозчиком, подстраиваясь под сиюминутные изменения прайса. У крупного транспортного экспедитора фиксированная стоимость сочетается с отлаженной логистикой, что выгодно и удобно заказчику. Помимо этого очевидного преимущества есть и другие:
- отсутствуют расходы на аренду подвижного состава;
- организация мультимодальных перевозок;
- упрощенный для клиента документооборот;
- сокращение сроков оказания транспортно экспедиционных услуг;
- консолидирование грузов на складах;
- сохранность доставляемых грузов;
- сопровождение опасных ADR грузов 1-7 классов.
Услуги экспедитора включают резервирование грузовых средств на конкретные даты, перевод документов на иностранные языки, прохождение таможенного контроля и многое другое. В обязанности транспортного экспедитора также входит контроль за соблюдением договорных обязательств, он следит за пломбированием и маркировкой контейнеров, работает с рекламациями. Все это выполняется в соответствии с правовыми нормами РФ и международными конвенциями о транспортной экспедиции.
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |
Условия договора на экспедиторские услуги
При формировании условий договоров на осуществление транспортных и экспедиционных услуг возникает проблема квалификации вида договора транспортной экспедиции, суть которой заключается в том, считать ли такой договор разновидностью посреднической сделки (поручения, комиссии, агентирования и т.п.) либо относить его к договорам, аналогичным возмездному оказанию услуг.
От правильной правовой квалификации договора транспортной экспедиции напрямую зависит решение таких важных для обеих сторон сделки вопросов, как порядок отражения финансово-хозяйственных операций, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции, в бухгалтерском учете, а также порядок их налогообложения. В отличие от договора возмездного оказания услуг затраты, возмещаемые агенту (поверенному, комиссионеру и т.п.) в рамках посреднического договора, не относятся на его расходы в бухгалтерском учете и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль; начисленный же на них НДС перевыставляется заказчику соответствующих услуг и не может быть принят к вычету исполнителем.
Отношения по договору транспортной экспедиции регулируются гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее — Федеральный Закон N 87-ФЗ), а также ведомственными нормативными актами. Таким образом, нормативное регулирование договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) обособлено от регулирования представительских договоров (гл. 39 «Поручение», гл. 51 «Комиссия», гл. 52 «Агентирование» ГК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции — договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом законом не запрещено, а конкретным договором на транспортно-экспедиционное обслуживание может быть дополнительно закреплено право экспедитора привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц.
До введения в действие Гражданского кодекса РФ в ст. 105 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик было закреплено применение к договору транспортной экспедиции правил договора поручения, если экспедитор действует от имени отправителя, или комиссии, если он действует от своего имени. Данная статья прекратила свое действие с 01.03.1996 с введением нового ГК РФ, в котором договор транспортной экспедиции был выделен в качестве самостоятельного договора.
Документ утвержден ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1; в настоящее время применяется в части, не противоречащей частям первой и второй ГК РФ.
На сегодняшний день сложилась неоднозначная практика разрешения вопроса о посредническом характере действий экспедитора в случае привлечения им третьих лиц для исполнения своих обязанностей.
Так, налоговые органы утверждают, что экспедитор, который только организует перевозку грузов, заключает договоры с третьими лицами от своего имени или от имени клиента и за его счет, выступает в качестве посредника .
НДС по услугам экспедитора и при расчетах векселем // Российский налоговый курьер. 2005. N 22.
Минфин России в Письме от 16.10.2000 N 04-02-05/2 сообщает, что в целях налогообложения следует учитывать положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ч. III, разд. I, подгруппа 633), согласно которым отдельные операции, выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относятся к посреднической деятельности (например, таможенные операции с очисткой груза). В то же время услуги и работы, связанные с деятельностью экспедиций, организацией перевозок по поручению грузоотправителя или грузополучателя, получением и приемкой грузов, подготовкой транспортной документации, и ряд других ОКВЭД не относит к посреднической деятельности.
Сложившаяся к настоящему времени судебная практика в вопросе правовой квалификации договоров транспортной экспедиции также неоднозначна. Если ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.06.2004 по делу N А56-20147/03 не признает посреднический характер таких договоров, то в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2004 N Ф08-5071/2003-1971А приводятся обратные доводы.
В этих условиях следует четко обозначить права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции и на основании анализа этих прав и обязанностей сделать вывод о порядке бухгалтерского учета и налогообложения соответствующих операций. В частности, следует ответить на следующие важные вопросы, возникающие у участников данных сделок:
- оформлять ли выполненные в рамках договора транспортной экспедиции работы отчетом экспедитора с приложением к нему платежных и иных документов, подтверждающих фактические затраты экспедитора для их возмещения заказчиком данных услуг, либо единым актом приема-сдачи выполненных работ;
- можно ли применять для возмещения транспортных и иных затрат экспедитора централизованно установленные по этим услугам отраслевые тарифы вместо фактически произведенных им расходов;
- можно ли выставлять заказчику услуг транспортной экспедиции единый счет-фактуру на полную стоимость понесенных расходов экспедитора, включая вознаграждение последнего.
Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании
5 Федерального закона N 87-ФЗ не оплачивать, а именно возмещать экспедитору понесенные им расходы, по нашему мнению, к отчету экспедитора должны прилагаться копии договоров, заключенных им от своего имени, но за счет клиента.
В любом случае, так как затраты экспедитора на организацию перевозок грузов клиента осуществлены в конечном счете в интересах последнего и за его счет, несмотря на то что предоставление отчета агента в рамках договора транспортной экспедиции необязательно, относить указанные затраты на финансовый результат экспедитора неправомерно.
Более того, в Письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797 отмечено: «Данные расходы при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения, отчетом агента, а в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза — первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.)».
Таким образом, в целях налогообложения прибыли налоговыми органами принимается порядок документального оформления затрат экспедитора в виде его отчета с приложением первичных документов. При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Федеральным законом N 87-ФЗ и другими федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (ст. 1 Закона N 87-ФЗ). Представление экспедитором отчета с приложением копий первичных документов, подтверждающих понесенные им затраты для исполнения договора, необходимо только при условии закрепления соответствующей обязанности в договоре транспортной экспедиции.
Можно сделать вывод, что закон обязывает экспедитора представить клиенту экспедиторский документ (документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции), оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, а также документы, представление которых оговорено в договоре транспортной экспедиции.
В целях устранения вышеописанных противоречий в организации документального оформления услуг транспортной экспедиции в договоре целесообразно предусмотреть представление экспедитором и иных документов, не предусмотренных законом (например, отчета экспедитора), а также первичных документов, подтверждающих понесенные экспедитором затраты.
Следует отметить, что для подтверждения экономической обоснованности расходов и направленности их на получение дохода экспедитору необходимо подтвердить сам факт оказания услуги по перевозке грузов. Как указано в п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильное составление или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления Конвенции. При этом согласно п. 1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий и удостоверения принятия груза перевозчиком. Согласно п. 1 ст. 5 КДПГ накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
Конвенция заключена в Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983.
Таким образом, международная транспортная накладная (СMR) является документом, установленным законодательством (вышеуказанной Конвенцией), подтверждающим факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией. Необходимость наличия накладной для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль отмечалась в Письме УМНС России по г. Москве от 07.07.2003 N 26-12/37027. Сведения, которые в обязательном порядке должна содержать накладная, указаны в п. 1 ст. 6 КДПГ. К ним относятся, в частности, расходы, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза).
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |
Право на выбор системы налогообложения или его смену имеется у транспортного предприятия в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
Дт 62 Кт 90,
- НДС от реализации:
Дт 90 Кт 68,
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
- косвенные затраты:
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- затраты учтены в финрезультате:
Дт 90 Кт 20, 26.
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
- затраты отнесены на финрезультат:
Дт 90 Кт 44.
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».