1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования:
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гражданин имеет право приобрести в собственность или взять в аренду государственную или муниципальную землю. Сделать это можно двумя способами: на аукционе или напрямую, без торгов; второй способ выглядит привлекательнее с финансовой точки зрения. Для него разработана процедура предварительного согласования (ПС), и она доступна для любого гражданина.
Предварительное согласование земельного участка для ведения садоводства.
Как упоминалось выше, дачные участки с 01 января 2019 года считаются садовыми.
По этой причине, запускать предварительное согласование можно в отношении садовых участков.
Следует обратить внимание на один нюанс.
Этот аспект создает определенное непонимание и путаницу в получении земли.
Нюанс состоит в следующем.
Существует 2 похожих, но не тождественных вида разрешенного использования земельных участков:
- садоводство,
- ведение садоводства.
Похожие названия создают иллюзию у неискушенных читателей, что указанные ВРИ идентичны.
Это не так.
Садоводство и ведение садоводства, абсолютно разные виды разрешенного использования.
В частности,
- садоводство предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях. Садоводство связанно с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством. Он имеет в Классификаторе код 1.5.
- ведение садоводства предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Ведение садоводства предполагает размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.
Указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …». Он имеет в Классификаторе код 13.2.
Понимание этих различий имеет важное значение.
Через предварительное согласование получают участки для ведения садоводства.
Получение постановления о предварительном согласовании.
Данная стадия это фактически завершение успешного прохождения процедуры предварительного согласования.
На данной стадии администрация принимают постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановление утверждает схему участка, которая прилагалась к заявлению.
Данное постановление дает право получения земельного участка в аренду или собственность без торгов.
Обратите внимание.
Словосочетание «без торгов» не означает, что участок отдают бесплатно.
За него придется платить, потому что предварительное согласование, как упоминалось ранее, это не льгота.
Один из способов определения возможной цены земельного участка смотрите в 2-х видео.
Основы предварительного согласования
Процедура ПС не является льготной; получить землю таким способом можно многократно. Возможность закреплена в следующих документах:
- Статья 39.6 Земельного кодекса РФ, В ней перечислены возможности предоставления ЗУ без проведения торгов (по заявлению).
- Статья 39.15 ЗК РФ. Статья содержит полное описание процедуры ПС.
- Статья 39.18 ЗК РФ. Статья содержит информацию о том, кто может воспользоваться процедурой ПС.
Воспользоваться услугой могут следующие категории граждан:
- Физические лица, подавшие заявление о ПС предоставления ЗУ. Поводом может служить ИЖС, садоводство, ведение дачного или личного подсобного хозяйства.
- Члены некоммерческих организаций, имеющих в собственности ЗУ, если они используются для дачного хозяйства, садоводства или огородничества.
- Граждане, у которых есть три и более ребенка.
- Религиозные организации и лица, имеющие в собственности здания или сооружения.
Что надо знать о решении и как избежать отказа
Смысл решения о ПС надела – утверждение схемы расположения угодий. Если вы все сделали правильно и собрали все необходимые документы, оснований для отказа в ПС предоставления участка не будет.
Решение выдается на руки, после чего следующим шагом заявителя будет обращение к кадастровому инженеру. Специалист составит межевой план, после чего участок зарегистрируют; постановка на кадастровый учет – процедура бесплатная.
Решение дает его обладателю право на получение ЗУ без проведения торгов. У документа есть два ограничения:
- Участок приобретается для соответствующих целей, указанных в заявлении, менять которые нельзя.
Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка
- Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
- Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
- Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
- — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
- Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
- Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.
Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:
- 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
- 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
- 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
- 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- 8) цель использования земельного участка;
- 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
- К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);
- 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
- 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
- 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
- В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.
За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!
Случаи изъятия участков земли
Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.
В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.
Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.
Особенности принудительного изъятия земли
К некоторым особенностям изъятия земли у собственника в принудительном порядке относят оценку правомерности действий самого собственника. Так, если в ходе изъятия земельного участка, будет выяснено, что он использовался с нарушением норм действующего земельного законодательства, то он может быть изъят на безвозмездной основе.
В случаях если нарушения носят незначительный характер, то размер возмещения может быть несколько уменьшен или же собственнику придется возместить ущерб, причиненный им земле.
Другой особенностью является тот факт, что независимую оценку участка и всего, что на нем расположено, оплачивает тот уполномоченный орган, который выступил инициатором изъятия, а несобственник, даже если последний заказал эту экспертизу самостоятельно. Потраченные средства ему возмещаются со стороны уполномоченного органа власти.
Уполномоченным органом определяется управляющая компания, которая осуществляет все работы: кадастровую оценку, реальную рыночную стоимость, переговоры с собственником, составление соглашения или подготовку иска в судебный орган.
Собственник со своей стороны имеет право защищать свое право собственности всеми законными способами, настаивать на осуществлении его права собственности и соблюдения норм Конституции РФ, по которой никто не может лишить права собственности, не имея на то достаточных оснований. Если собственник докажет в суде, что его земельный участок не подходит для тех нужд, под которые его хочет реализовать государство, то решение об изъятии может сложиться в его пользу и право собственности останется за ним.
1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пашни, сады, огороды, сенокосы, выгоны).
2. Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий; они расположены в пределах городской, сельской, поселковой черты.
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.
4. Земли особо охраняемых территорий – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
5. Земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
6. Земли водного фонда – земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
7. Земли запаса – земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Эти земли служат резервом для предоставления земель.
Земли запаса могут находиться в государственной и муниципальной собственности.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Структура земельного фонда не является постоянной.
Перечень документов для подачи
Наряду с заявлением необходимо приложить перечень документов, который определяется законодательством:
- Паспорт гражданина или учредительные документы (для юридических лиц).
- Документы, которые подтверждают право лица на передачу территории без конкурса. Это может быть договор о том, что земля будет осваиваться (комплексное освоение) или выписка из реестра юрлиц, которая подтверждает особый статус организации (например, религиозное или общественное объединение) и т.п.
- Если до сих пор не была проведена процедура межевания на местности, подают также схему расположения участка (т.е. в будущем предполагается официально обозначить границы и составить соответствующие документы).
Если после принятия заявления было обнаружено еще одно, поданное ранее на тот же участок, совпадающее полностью или отчасти в представленной схеме, местная администрация объявляет о прекращении разбора заявления, поданного позднее. Об этом информируют претендента на землю.
Решение о предварительном согласовании должно содержать определенную информацию:
- основание для передачи участка;
- ФИО или наименование организации;
- место расположения рассматриваемого объекта;
- адрес и площадь участка;
- категория земли;
- реестр документов, прилагаемых к решению.
Принятое решение действительно сроком на 2 года. Оно является основанием для дальнейшего оформления объекта.
Решение может содержать отказ о предоставлении участка согласно статье 39.16 ЗК. Связано это может быть с определенными причинами:
- ошибки при составлении схемы;
- заявитель не имеет оснований для обращения с заявкой на оформление земли без проведения аукциона;
- земельный надел уже располагает пользователем;
- объект выставлен на аукцион;
- площадь больше допустимых норм в законодательстве;
- данный объект считается участком, отведенным для регионального или муниципального строительства.
Порядок рассмотрения заявлений
Заявления рассматриваются комиссией в порядке их регистрации. Если к заявлению гражданина или юр. лица приложена схема расположения надела в форме бумажного носителя, то уполномоченные представители своим решением могут составить этот документ в электронном виде без взимания оплаты.
Если после подачи заявления гражданином будет обнаружено ранее поданное заявление другого лица с предоставлением схемы, на которой границы участков по двум заявкам совпадают частично или полностью, то уполномоченная комиссия приостанавливает действие поданного заявления вторым заявителем и направляет ему извещение с обоснованным решением по этому вопросу.
Срок принятия распоряжения по заявлению, поданному вторым гражданином, приостанавливается до выяснения подлинности ранее предоставленной схемы и принятия решения в ее отказе или утверждении. В тридцатидневный срок после подачи заявки уполномоченный орган рассматривает заявление и определяет отсутствие или находит причины для отказа в предварительном слушании по этому вопросу.
Если отказных оснований не обнаружено, то распоряжение о согласовании предварительного заявления направляется заявителю. Постановление об отказе в предварительном слушании должно содержать основания для отрицательного решения.
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Как сделать схему земельного участка самостоятельно?
Для справки:
Если чиновники будут убеждать, что Схему имеет право готовить только кадастровый инженер или другой дипломированный «специалист», то посылайте кодекс.
В пункте 4 статьи 11.10 ЗК говорится:
«Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом».
Мне известны 2 инструмента для самостоятельной подготовки Схемы расположения земельного участка:
- через сайт Росреестра,
- с использованием бесплатной (ознакомительной) версии программы АРГО.
Возможные причины отказа
Кроме очевидных случаев, когда переданы не все документы или в бумагах есть неточности, фактические ошибки, нечитаемый текст и т.п., основания для отказа могут быть такими (достаточно любого одного из перечисленных признаков):
- Нет возможности передать территорию лицу, заявившему на него свои права – например, земля не для ИЖС, а для коммерческой деятельности или не для религиозной организации, а для частной компании (в тех случаях, когда такая возможность не предусмотрена).
- Участок образован, но его границы необходимо уточнить – есть ошибки в схеме, неточности.
- Участок образован, но его расположение противоречит нормам земельного законодательства (например, он частично или полностью входит в природоохранную зону, на закрытую территорию федерального подчинения и т.п.).
- Территория уже предоставлена некоммерческой компании или же гражданам, которые ведут дачное хозяйство, обустраивают огород или сад для личных целей (в том числе и для ИЖС или комплексного развития).
- На территории уже стоит здание или объект высокой степени готовности (его строительство пока не завершено), которое является собственностью других частных лиц или компаний.
- На земле стоит объект, которым владеют федеральные или муниципальные органы власти.
- Уже принято решение о том, что настоящая территория будет использоваться для целей федеральных или муниципальных органов.
- Земля находится на территории, которая определена договором о развитии.
- Земля находится на территории, подпадающей под уже подписанный договор, по которому предполагается комплексное развитие.
- Участок на данный момент является объектом аукциона (или уже поступило соответствующая информация о том, что торги будут проводиться в ближайшее время).
- Площадь превышает максимальный показатель, который разрешен по законодательству.
- Нет определенной категории данной территории – сельскохозяйственные, населенных пунктов и т.п. (или не определен вид ее использования).
- Фактическая площадь территории превышает заявленную в документах более, чем на 10%.
Отказ можно оспорить, обратившись к руководству департамента Администрации или же сразу составив исковое заявление, чтобы начать судебное разбирательство.