Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.
Почему необходимо обеспечение заявки по 44-ФЗ
Смысл обеспечения заявки и контракта, требования по которым предъявляются на основании 44-ФЗ, состоит в том, что заказчик получает дополнительные гарантии покрытия убытков как при проведении процедуры выбора поставщика, так и при последующем исполнении работ по договору.
Закон 44-ФЗ, требуя обеспечить заявки, добивается следующего:
- Компании, претендующие на участие в государственных закупках, демонстрируют определенный уровень платежеспособности.
- Количество поданных на каждую из процедур заявок сокращается.
- Снижается вероятность уклонения победителя от подписания контракта.
Что лучше: спецсчет или банковская гарантия
Давайте сравним спецсчет и банковскую гарантию.
Плюсы | Минусы |
---|---|
бесплатно, дополнительно ничего покупать не надо; спецсчет можно открыть за пару минут. | придется заморозить свои деньги, вытащить их из оборота. |
По банковской гарантии:
Плюсы | Минусы |
---|---|
не надо владеть нужной суммой, при хорошем раскладе она не понадобится; даже если деньги есть, не надо вытаскивать их из оборота. | стоит денег, от 1000 рублей; оформляется от двух часов до нескольких дней. |
Общие правила обеспечения заявок
Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.
- Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
- Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
- Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
- В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
- Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
- внесение денег на специальный счёт;
- предоставление независимой гарантии.
Когда обеспечение заявки не возвращается
Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.
В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:
- согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
- согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.
Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ
В 223-ФЗ детального описания обеспечительных мер не предусмотрено. То, что не урегулировано в самом законе, заказчик вправе прописать в своём положении о закупке.
В 223-ФЗ не прописан порядок, сроки, случаи возврата обеспечительной заявки. Поэтому прежде чем участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо открыть не только документацию о закупке, но и посмотреть, как эти нормы урегулированы в положении о закупке данного заказчика.
В самом законе прописано, что обеспечение заявки может осуществляться:
- путём внесения денежных средств;
- предоставлением банковской гарантии;
- иным способом, предусмотренным ГК РФ, например, залогом. Исключение иных способов работает только в случае, если участники закупки — субъекты малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
Что такое обеспечение заявки?
Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия. В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.
Благодаря подтверждению обеспечению заявки поставщик подтверждает серьезность своих намерений бороться за контракт. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.
Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены
Антидемпинговые меры следует принимать во внимание отдельно. Их цель заключается в контроле чрезмерного снижения цены при проведении закупок. Если в процессе торгов участником снижается цена на 25% и более, то свои действия он должен подкрепить обеспечением, повышенным в 1,5 раза.
При начальной (максимальной) цене закупки в 15,0 млн. руб. или менее, участник вместо повышенного обеспечения имеет право предоставить сведения о том, что в течение одного года до той даты, когда была подана заявка, он без нарушений выполнил не меньше трех контрактов (или не меньше четырех контрактов в течение двух лет). Отметим, что не меньше 75% таких контрактов должны исполняться без применения неустоек. Кроме того, может быть предоставлена информация о том, что на протяжении трех лет до той даты, когда была подана заявка, поставщиком успешно исполнено три или более контрактов, и каждый из них исполнялся без уплаты неустоек. В подобных случаях цена одного уже исполненного участником контракта должна быть не меньше 20% от цены государственного контракта, для заключения которого этот участник подает заявку.
Определяемся с размером обеспечения заявки
Величина обеспечения привязана к цене контракта, поэтому чем больше начальная цена контракта, тем большую сумму нужно будет внести. Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Если поставщик является малым предприятием, организацией уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов, социально ориентированной некоммерческой организацией, обеспечение заявки не должно превышать 2% от начальной цены контракта.
Важно! Выданная банковская гарантия может быть признана недействительной. Основные причины:
- Отсутствие нужных данных;
- Просрочка банковской гарантии (срок должен на 2 месяца превышать время окончания подачи заявок);
- Сведений о гарантии может не быть в реестре.
В какой срок необходимо вернуть исполнителю обеспечение исполнения контракта
С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами.
Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.
Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики.
Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике.
И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ. С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей.
Обеспечение договора – это своеобразная гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства. Действующая редакция 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению договора.
Этот вопрос организатор закупки может решать на свое усмотрение.
Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации.
Порядок предоставления обеспечения договора Если заказчик хочет обезопасить себя от действий недобросовестного поставщика, он может предъявить требование о предоставлении обеспечения контракта (контракта).
Сумма и порядок его внесения обязательно прописываются в закупочной документации.
Обеспечение может быть предоставлено двумя способами:
- В виде залога денежных средств.
При этом поставщик, с которым заключается контракт, переводит требуемую сумму на расчетный счет заказчика.
Когда и как происходит возврат обеспечения?
Если участник проигрывает торги, то средства, являющиеся финансовым обеспечением, возвращаются ему или компании, выступившей ее гарантом, то есть банку или иной финансовой структуре. После исполнения всех обязательств по контракту, также происходит возврат финансового обеспечения.
Процедура возврата на сегодняшний день не урегулирована до конца российским законодательством. В ФЗ № 44 указано, что средства подлежат возвращению после исполнения всех пунктов контракта, но каким должен быть механизм этого процесса и в какие сроки он должен происходить, никаким документом не регламентируется. Поэтому такими документами между заказчиком и исполнителем, а также между исполнителем и гарантом должны стать договоры.
Именно договор становится правоустанавливающим документом для действий сторон при любом развитии ситуации. Поэтому соответствующий пункт договора должен быть тщательно продуман и четко прописан. Сроки возврата обеспечения тоже оговариваются в контракте.
Все преимущества нового запроса котировок
Уже с 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок. Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, эксперт редакции составил 14 особенностей нового запроса котировок. К примеру, изменить извещение о запросе котировок будет нельзя, так же, как и продлить запрос, если подана одна или 0 заявок. А с помощью комикса заказчики успеют за неделю подготовиться к новому запросу котировок. А, чтобы вы не запутались мы разработали удобного помощника, он знает про новый запрос котировок все, и уже сейчас в формате чата готов ответить на вопросы и рассказать про преимущества такого способа.
Заказчики привыкли использовать запрос котировок в электронной форме, когда надо закупить недорогой товар, и сделать это в сжатые сроки. С 1 апреля можно делать это быстрее и закупать товар с более высокой НМЦК. Заказчики будут использовать в своей работе новый формат запроса котировок, который сильно отличается от предыдущего.
Что такое обеспечение заявки, в какой форме осуществляется обеспечение заявки при проведении аукциона
Согласно ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в обязанности заказчиков аукционных или конкурсных мероприятий по закупкам для госнужд входит установление обеспечения для поданных к участию заявок. Условие об обеспечении является обязательным и применяется ко всем участвующим в торгах. Без исполнения требований об обеспечении заявка не будет принята к рассмотрению.
Основное назначение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе — отсеивание случайных субъектов, претендующих на заключение сделок для госнужд, еще на первоначальном этапе подачи заявочных обращений. Проще говоря, обеспечительные меры представляют собой гарантию добросовестности и благонадежности претендующего на участие в торгах заявителя.
Условия возврата обеспечения контракта
Банк может вернуть клиенту деньги только в следующих случаях:
- Если участником тендера были допущены ошибки в подаче заявления на участие.
- Исполнитель решил отказаться от участия в конкурсе до того, как он начался.
- Заказчик передумал проводить тендер на выбор поставщика.
- Если участник конкурса не был выбран бенефициаром.
- Когда конкурс признается недействительным из-за несоответствия законным нормам или по причине форс-мажора.
- После подписания договора произошло его расторжение по соглашению обеих сторон или по инициативе бенефициара. Заказчик не должен иметь каких-либо претензий к исполнителю.
- Участники договора решили изменить способ обеспечения выполнения условий контракта.
- Контракт был подписан, после чего исполнитель полностью выполнил свою работу. У заказчика не должно иметься никаких претензий к принципалу.
Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий можно оформить запрос на возврат обеспечения по БГ.
Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта
Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту.
Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта.
Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.
Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?