Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
Какие отходы относятся к ТКО по ФККО 2019 – 2020 гг?
Обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
В соответствии с ФККО в тип отходов коммунальных, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению включены следующие группы отходов:
- Отходы коммунальные твердые (код ФККО 7 31 000 00 00 0),
- Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код ФККО 7 33 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении транспортных услуг населению (код ФККО 7 34 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 35 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению (код ФККО 7 36 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 37 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению ( код ФККО 7 39 000 00 00 0).
Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 37 100 02 72 5 |
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Обращение и вывоз ТКО: общие правила
Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.
Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:
- Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
- Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
- Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
- Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.
Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.
Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.
Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:
Сфера деятельности | |
Орган местного самоуправления |
|
Управляющая организация (ТСЖ, УК) | наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов |
Региональный оператор | оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора |
Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.
Статистика утверждает, что половина всех образующихся отходов доступна для переработки. И лишь 50% мусора должны быть утилизированы или захоронены. Места для расположения полигонов обычно подбираются администрациями населенных пунктов, но предварительно они согласуют их размещение с местным населением.
Что из себя представляет полигон для ТКО? Это специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования коммунальных отходов. На нем расположены объекты для хранения отходов, а еще объекты для их последующего захоронения.
В Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” №89-ФЗ от 24 июня 1998 года указано, каким образом с помощью полигона исключается отрицательное влияние на внешнюю среду. Это реализуется с помощью природоохранных мероприятий, наличиях технических сооружений и определенных решений, обеспечивающих защиту природы.
Подтверждающие факты добываются с помощью постоянного мониторинга состояния окружающей среды собственниками полигона, а также соблюдения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В ст. 12 прописано запрещение захоронений отходов в границах населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, курортных, рекреационных, лесопарковых, водоохранных зон и водосборных площадях, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Обращение с твердыми бытовыми отходами – прибыльное направление предпринимательской деятельности. Компании, которые оказывают услуги в данной сфере, всегда будут востребованы на рынке. Но так как ТБО представляет собой смесь отходов 4-5 класса опасности, для работы с ними необходимо получить лицензию Росприроднадзора. Для этого потребуется:
- подготовить огромный список документации;
- пройти промежуточные проверки в Роспотребнадзоре и согласования в других ведомствах;
- оборудовать производственную площадку в соответствии с требованиями нормативных актов;
- подготовить автомобиль для перевозки твердых бытовых отходов;
- обеспечить выполнение требований в вопросах квалификации сотрудников;
- создать условия для безопасного обращения с опасными отходами.
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.
Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.
Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
А зола относится к твердым коммунальным отходам?
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, к ТКО относятся только определенные виды отходов. Золошлаковые отходы, которые образуются в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических установках, не относятся к твердым коммунальным отходам.
Вместе с тем, согласно «Правил по обращению с твердыми коммунальными отходами» (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г № 1156), в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих разгрузку контейнеров, повредить контейнер, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию или захоронению ТКО. Следовательно, если образованные отходы в результате отопления домовладений и помещений твердым топливом (дровами или углем) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнеры не допускается.
Деятельность региональных операторов
Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.
С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.
Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:
- иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
- предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
- управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.
Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?
TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.
Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.
Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.
Виды ТКО с кодами по ФККО
В соответствии с действующим законодательством каждому типу отходов присвоен индивидуальный номер. Это позволяет значительно упростить процедуру их отгрузки и ликвидации. Мусор необходимо вывозить согласно принятой кодировке. Законом устанавливается общий порядок, которому должны следовать коммунальные службы. В противном случае организации облагаются большими административными штрафами.
В таблице ниже представлены коды наиболее распространенных типов отходов и их расшифровка.
Кодировка | Описание |
7 31 110 02 21 5 | Крупногабаритные остатки и ненужные продукты, которые остаются от жильцов многоквартирных комплексов. |
7 31 200 01 72 4 | Пыль и мусор, подметаемый с улиц. |
7 31 210 00 00 0 | Отложения, которые остаются во время зимней уборки территорий возле домов. |
7 31 300 00 00 0 | Растительные типы отходов, которые остаются в процессе переработки. Их можно классифицировать в качестве уличных отходов, принадлежащих коммунальщикам. |
7 33 100 00 00 0 | Остатки от работы различных организаций и предприятий. Остаточный хлам, появляющийся в процессе производства и считающийся браком. |
7 31 200 02 72 5 | Мусор, остающийся во время обработки парков, скверов и других зон для отдыха городского населения. |
7 37 100 02 72 5 | Отходы, которые остаются после уборки общественных и развлекательных помещений. |
7 37 000 00 00 0 | Уборочные элементы в заведения образования, культуры, искусства. |
7 35 100 02 72 5 | Остатки, появляющиеся во время обработки территорий, которые относятся к торговым заведениям, рынкам и различным площадкам. |
7 34 951 11 72 4 | Багажные отходы и прочие ненужные вещества в процессе транспортировки продукции. Просрочка. |
7 34 205 21 72 4 | Остатки, относящиеся к продуктам жизнедеятельности жильцов судов. |
Что такое твердые коммунальные отходы, в общих чертах представляет каждый. К ним относятся различные продукты жизнедеятельности человека, мусор из жилых и общественных помещений и пр.
В действующих законодательных нормах приведен полный список ТКО, с которым можно ознакомиться в любое время. В нем представлена кодировка и полное описание мусора. Эти данные нужны для более простого распознавания и классификации в процессе погрузки, транспортировки и утилизации выброшенного.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |