Особенности налогообложения для иностранных организаций

24.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения для иностранных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За просрочку оплаты покупатель выплачивает пени, штрафные санкции. К какому виду дохода относится данная выплата по международному договору: к прибыли от предпринимательской деятельности (ст. 7 Соглашения с Российской Федерацией) или к другим доходам (ст. 18 Соглашения с Российской Федерацией)?

Как подтвердить налоговый статус

Поскольку фактическими получателями процентов являлись иные лица, при выплате процентов отсутствовали правовые основания для применения льготы.

Согласно договору с иностранной организацией расчеты за оказанные ею юридические услуги осуществляются в евро, а их стоимость установлена в долларах США.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.

Разницы, которые могут возникнуть при пересчете долларового обязательства на отчетную дату, а также в связи с применением в расчетах иной валюты, договорного курса не влияют на налоговую базу.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности.

Из пункта 1 ст. 420 ГК РФ следует, что стороной договора могут быть только лица, а из подраздела 2 «Лица» раздела I «Общие положения» ГК РФ следует, что лица — это только граждане (физические лица) и юридические лица. К такому же выводу приходит и арбитражная практика.

Согласно новым нормам Налогового кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года , дополнительное налогообложение в России у компании может возникнуть как минимум тремя путями. Во-первых, прибыль иностранных компаний, которые контролируются российскими бенефициарами, может быть обложена налогом в России как доход самих бенефициаров.

Налоги и взносы с доходов граждан стран-участниц ЕАЭС

В 2014 году был образован Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), что подтверждается соответствующим международным договором (далее – Договор о ЕАЭС). Первоначально в него входили три страны – Россия, Белоруссия и Казахстан, позднее к альянсу присоединились Киргизия и Армения. Основной целью было создание единой во всех отношениях экономической зоны. Это касается как пересечения границ, так и деятельности граждан государств-участниц на всей территории ЕАЭС.

Пожалуй, ни одна из вышеперечисленных стран не может упрекнуть Россию в плохом отношении к мигрантам. Скорее наоборот: иностранные гости охотно пересекают российские границы, иногда даже по несколько раз в день.

В какой стране тебе лучше жить? ⚡ Пройти тест за 2 минуты

Вполне нормально, если человек живёт неподалёку от границы с Белоруссией, и ездит в соседнее государство, например, за продуктами. А вот граждане Белоруссии отправляются в Россию чаще всего с иной целью – найти достойный заработок.

Граждане Казахстана тоже находят нашу страну весьма привлекательной в плане трудоустройства. Кто-то приезжает получать образование, за это время успевает найти работу и даже сделать несколько шагов по карьерной лестнице. А для кого-то первым испытанием становится именно поиск подходящей вакансии.

Четвёртой страной, разделившей принципы единства ЕАЭС, стала Армения. У большинства россиян армяне ассоциируются с представителями торговли. И надо сказать, вполне обоснованно: на каждом рынке найдётся улыбчивый представитель этой солнечной республики, который предложит купить у него сладкие персики/груши/абрикосы. Кроме того, многие граждане Армении действуют в качестве индивидуальных предпринимателей и держат небольшие магазинчики, где можно приобрести практически всё что угодно.

Киргизия стала пятым и на сегодняшний день последним государством, подписавшим международный договор. Мигранты из этой страны тоже устремляются в Россию с намерением найти работу. Что и говорить, степень конкуренции уже давно достигла максимума, ведь чаще всего работодатели отдают предпочтение соискателям-россиянам.

Удержание налога из доходов зарегистрированной за рубежом компании

Доходы зарубежных компаний от источников в России, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ, определяются в соответствии со ст. 309 НК. Налог на прибыль с таких доходов удерживается российской компанией, которая осуществляет выплату полученного контрагентом дохода (п. 1 ст. 310 НК).

При этом важно, заключен ли международный договор по вопросам налогообложения между РФ и страной, где зарегистрирована эта зарубежная фирма. Ссылка на приоритетность норм международного соглашения содержится в ст. 7 НК.

Чтобы налоговый агент применял специальные нормы в соответствии с заключенным РФ международным договором для исключения двойного налогообложения, зарегистрированная за рубежом компания должна предоставить ему сведения о месте своей регистрации, переведенные на русский язык. Все такие специальные нормы прописаны в ст. 312 НК.

Ассоциация международныхавтомобильных перевозчиков

При заключении договоров на перевозку грузов с иностранными транспортными компаниями грузовладельцам необходимо знать, что при расчетах за перевозку с такими компаниями они будут являться налоговыми агентами по уплате налога на прибыль иностранного лица не осуществляющего деятельность в России через постоянные представительства, но получающего доходы от источников в Российской Федерации.

Российские компании , которые выплачивают такие доходы, признаются налоговыми агентами не зависимо какую систему налогообложения они применяют.

Согласно ст. 310 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить и удержать налог с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, а также перечислить сумму налога в бюджет.

Читайте также:  Финансовая поддержка для начинающих предпринимателей

Налоговый агент, выплативший доход иностранной организации , должен уплатить налог с такого дохода не позднее дня, следующего за днем его выплаты.

Что такое доходы от международных перевозок (в том числе плата за простой и прочие платежи, возникающие при перевозках) для налогообложения налогом на доходы иностранного лица.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Исчисление налога на прибыль производится с общей стоимости перевозки, выплачиваемой иностранной организации, без деления указанной стоимости на стоимость перевозки на территории Российской Федерации и стоимость перевозки вне территории Российской Федерации.

Контролируемые иностранные организации

Зарубежным компаниям, которые контролируются российским собственником/собственниками, посвящена новая глава 3.4 в Налоговом Кодексе. Как уже было сказано, изменения, вносимые в российское налоговое законодательство по контролируемым иностранным компаниям, связаны с деоффшоризацией.

Так, отныне все российские собственники обязаны уведомлять о наличии компаний, приносящих доход за рубежом, а с 2021 года – и уплачивать налоги с получаемого за границей дохода. Причем в зависимости от репутации страны, в которой расположен этот бизнес, можно будет избежать двойного налогообложения или уменьшить налоговое бремя, либо же уплачивать налог со всех доходов полностью в России.

См. также:

  • «Что такое контролируемые иностранные компании?»;
  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Что из себя представляет контролируемая иностранная компания?

Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.

Контролирующие лица КИК и доли участия

К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.

Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.

Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).

Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)

Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.

Ответственность за нарушение законодательства о КИК.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.

При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.

Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.

Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.

Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.

Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)

Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).

Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.

Какие зарубежные компании являются контролируемыми

Зарегистрированная за рубежом организация признается контролируемой, если она не зарегистрирована в РФ как резидент, при условии, что лицо из России, контролирующее ее деятельность, является налоговым резидентом в Российской Федерации (ст. 25.13 НК). Налог на прибыль по общеустановленным в России ставкам обязано уплачивать юридическое лицо, которое имеет определенную долю участия в контролируемой иностранной организации.

Читайте также:  Выплаты приемной семье в 2023 году в Нижегородской области

При этом доля участия юрлица в контролируемой иностранной организации должна составлять более 25 либо свыше 10%, если совокупная доля всех владельцев-резидентов из России превышает 50% (п. 3 ст. 25.13 НК).

От налогообложения освобождается доход контролируемых зарубежных фирм лишь на условиях, прописанных в п. 7 ст. 25.13 НК. При этом важно предоставить все документы, подтверждающие право на льготы и переведенные на русский язык, в территориальную ИФНС (п. 9 ст. 25.13 НК).

Порядок исчисления налога

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль служит доход контролируемой заграничной фирмы, подтвержденный ее финансовой отчетностью и, при наличии, заключением аудитора. Все эти документы должны быть переведены на русский язык. Они предоставляются вместе с налоговой декларацией контролирующего их юрлица.

Аудиторское заключение обычно требуется составлять вместе с финотчетностью в соответствии с личным законом иностранной компании (т. е. налоговом законодательством, действующим в стране регистрации такой компании).

Налог на прибыль контролируемой зарубежной организации исчисляется с суммы прибыли, переведенной в рубли по среднему курсу инвалюты, установленному Центробанком России (п. 2 ст. 309.1 НК). При подсчете прибыли контролируемой зарубежной компании суммируются доходы, перечисленные в п. 4 ст. 309.1 НК, за исключением сумм, указанных в п. 3 данной статьи.

См. также статью «Как правильно заполнять декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов»

Сумма налога на прибыль уменьшается на суммы удержания с этой прибыли, уже взысканные в другом государстве, а также в РФ. Для подтверждения уплаты налога предоставляется соответствующее документальное подтверждение (п. 11 ст. 309.1 НК).

При расчете налогооблагаемой базы налогоплательщик – контролирующее лицо учитывает доход контролируемой заграничной организации лишь тогда, когда он превысил 10 млн руб. в эквиваленте (п. 7 ст. 25.15 НК).

Состав бухгалтерской и налоговой отчетности нерезидентов, осуществляющих деятельность в Российской Федерации

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и представлять в налоговый орган отчетность. Обязанности по сдаче отчетности налогоплательщиками уста­новлены подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых расчетов. Каждый налоговый расчет представляется в соответствующие сроки, и объем этой отчетности для иностранной организации по количеству сдаваемых налоговых расчетов может различаться.

Иностранные организации наря­ду с российскими должны представлять в налоговые органы:

  • Декларацию по налогу на прибыль иностранных организаций;
  • Сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов;
  • Декларацию по налогу на добавленную стоимость;
  • Декларацию по налогу на имущество;
  • Декларация по единому социальному налогу;
  • Сведения по налогу на доходы физических лиц;
  • Декларация по страховым взносам на обязательное Пенсионное страхование;
  • Декларация по земельному налогу;
  • Налоговая декларация по транспортному налогу;
  • Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации.

Налогообложение нерезидентов налогом на добавленную стоимость

Иностранные организации, осуществляющие реализацию товаров, через постоянные отделения на территории Российской Федерации, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские организации. И в соответствии с главой 21 НК РФ, исчисляют и уплачивают НДС в бюджет, а также представляют отчетность в налого­вые органы на общих основаниях.

Объект налогообложения – реализация товаров, услуг, работ на территории Российской Федерации. Налоговый период составляет квартал. Срок предоставления налоговой декларации — не позднее 20 числа месяца следующего за истекший налоговый период. Ставка налога составляет 20 %. Платежное поручение оформляется организацией на полную сумму НДС на основании представленной декларации. Контроль за исчислением НДС и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации. Иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в России, несмотря на то, что не состоит на налоговом учете в России, она все же является налогоплательщиком НДС. Исчисление, удержание и перечисление НДС при этом осуществляет налоговый агент — контрагент иностранной организации, состоящий на налоговом учете в России. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства, данные операции не являются объектами налогообложения на территории Российской Федерации. Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ.

Налогообложение иностранных организаций, имеющих в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации

Плательщиками налога на имущество являются иностранные организации, осуществля­ющие деятельность в Российской Федера­ции через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижи­мое имущество на территории Российской Федерации.

На­логовая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемая по его ос­таточной стоимости. Отчетный период — квартал, 6 месяцев, 9 месяцев. Налоговый период год. Ставка налога не должна превышать 2,2 % .

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностран­ных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные пред­ставительства, а также в отношении объек­тов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятель­ности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость таких объектов недвижимого имущества по данным органов техничес­кой инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализи­рованные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объ­ектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по месту на­хождения указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждо­го такого объекта, находящегося на терри­тории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Объектом налогообложения для ино­странных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается только находящееся на территории Российской Федерации недви­жимое имущество, принадлежащее этим иностранным организациям на праве соб­ственности.

Иностран­ные организации обязаны по истечении налогового (отчетного) периода представ­лять в налоговые органы по местонахожде­нию своих постоянных представительств, а также по местонахождению объектов недви­жимого имущества, не относящихся к их де­ятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговые декларации по налогу на имущество.

Читайте также:  Налог на выигрыш в столото в России в 2023 году

Налоговая декларация по налогу на имущество по итогам года представ­ляется не позднее 30 марта следующего года.

В случае наличия у организа­ции на балансе исключительно имущества, не относящегося к объектам налогообложения, стоимость указанного имущества не подлежит отражению в налоговой де­кларации по налогу на имущество органи­заций.

Особенности налогообложения иностранных организаций по транспортному налогу

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили, самолеты, яхты, и другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговый период – календарный год, отчетный период — первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления отчетности по итогам отчетного периода — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предоставления налоговых деклараций.

Постановка на учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им транспортного средства осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, которые осуществляют регистрацию транспортных средств и которые обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных у них и об их владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.

В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.

В разделе 1 расчета отразите суммы налога на прибыль, причитающиеся к уплате в бюджет с доходов, которые были выплачены в последнем квартале или месяце. Распределите эти суммы по кодам бюджетной классификации. Не включайте в раздел 1 сведения о выплаченных доходах, если фактическое право на них имеют физлица (в строке 020 подраздела 3.3 раздела 3 указан код «2» или «4»).

Коды ОКТМО и КБК

В поле «Код по ОКТМО» укажите код территории, где зарегистрирован налоговый агент. Определить его можно одним из трех способов. Первый: по Общероссийскому классификатору, утвержденному приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Второй: с помощью сервиса «Узнайте свой ОКТМО». И, наконец, третий способ – посмотреть на сайте ФНС России. Ячейки, оставшиеся пустыми, прочеркните.

По строке 020 укажите код бюджетной классификации (КБК), по которому налоговый агент должен перечислить налог в федеральный бюджет.

Срок уплаты

Срок уплаты налога на прибыль, который налоговый агент удержал из дохода иностранной организации, – не позднее следующего рабочего дня после выплаты дохода (ст. 246, п. 2 и 4 ст. 287, п. 1 ст. 310, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для каждой выплаты дохода и каждого КБК сумму налога и срок его уплаты укажите в разделе 1 отдельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (в рублях)

Укажите здесь сумму налога к уплате в бюджет в рублях. Бывает, что налоговый агент не перечислил налог в последнем квартале или месяце, так как предельный срок уплаты пришелся на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае порядок заполнения строки 040 будет таким.

Если иностранная организация получила доход в рублях, все равно укажите сумму удержанного налога по строке 040 раздела 1 за истекший отчетный (налоговый) период. Если доход выплачен в иностранной валюте, важно, уплатил ли налоговый агент налог до того, как подал в инспекцию расчет. Если на этот момент налог перечислен в бюджет, впишите его сумму в строку 040 раздела 1 за истекший отчетный (налоговый) период. Если налог не перечислен, поставьте прочерки в строке 040 раздела 1 расчета за истекший отчетный (налоговый) период.


Похожие записи: