Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Начиная с 3 августа 2018 года данные о каждом субъекте должны быть внесены в реестр (313-ФЗ от 03.08.2018). Чтобы попасть в базу, ничего специально делать не нужно. Она формируется автоматически на основе тех данных, которыми располагает ФНС:
- налоговая отчетность;
- данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- информация, которую передали в налоговую службу другие организации.
Реестр обновляется ежегодно 10 августа на основе тех сведений, которые поступили в ФНС до 1 июля. Например, если за календарный год у «малого» предприятия выросло количество работников (более 250 человек) или доход (более 2 млрд рублей), то 10 августа категорию такой компании изменят на «среднюю».
Субъект исключат из базы 10 августа текущего года, если он не предоставит в ФНС отчетность и данные о среднем количестве сотрудников за предыдущий год.
Некоторые сведения вносят и обновляют 10 числа каждого месяца, который следует за месяцем изменений:
- вносят сведения о вновь созданных компаниях;
- исключают организации, которые прекратили деятельность;
- изменяют «простые» данные: наименование, адрес, виды деятельности, информацию о выданных лицензиях;
- вносят сведения о производимом товаре и услугах и об участии субъекта в закупках.
Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации
Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:
- Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
- Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
- Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
- Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.
Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Господдержка малых предприятий в 2021 году
Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.
Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.
Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.
Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг)
Предельные значения для третьего критерия — размера «реализационной» выручки (определяется без учета НДС) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и НМА) за предшествующий календарный год — определены в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Но не прямо, а с отсылкой на правительственный акт.
Заметим: предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их утверждении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Причем ранее имелась норма (ч. 2 названной статьи), которая оговаривала периодичность принятия подобного акта — раз в пять лет. На основании пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона N 156-ФЗ она признана утратившей силу. Исходя из этого данное изменение теперь не ограничивает Правительство РФ каким-либо сроком для установления новых предельных значений для размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, в свою очередь, указывает на необходимость осуществления хозяйствующими субъектами регулярного мониторинга обозначенных предельных значений.
Вскоре после корректировки положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 13.07.2015 N 702) были утверждены новые предельные значения размеров выручки, подлежащие применению для определения статуса хозяйствующего субъекта.
Льготы и особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Все компании и ИП, попавшие в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, по умолчанию имеют право на льготы, предложенные государством для поддержки этих категорий юрлиц. Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы дать людям возможность выйти из теневого бизнеса и развивать новые виды инновационной деятельности, обеспечить их соцподдержкой на рабочих местах. Самый эффективный способ добиться этого – создать льготы для субъектов малого предпринимательства и послабления при уплате налогов.
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства существовали давно в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН. В последние годы к ним добавилась новая форма – налог на доходы для самозанятых, статус которых получил правовое положение субъектов малого предпринимательства.
В 2020 и 2021 годах из-за проблем и осложнений, которые принес бизнесу коронавирус, для организаций и предпринимателей, которые попадают под критерии субъектов малого предпринимательства, введены дополнительные льготы:
- по налогам: списание платежей или отсрочки, возврат уплаченного самозанятыми налога, перенос сроков представления деклараций;
- отсрочки по кредитам и дополнительное кредитование на льготных условиях, в том числе – для выплаты зарплат сотрудникам;
- выплаты на официально оформленных сотрудников;
- арендные каникулы.
Срок действия выписки из реестра СМП
Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.
Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.
В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.
Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.
Можно ли предоставить выписку из реестра СМП вместо декларации?
Согласно ч.3 ст.30 44-ФЗ участники закупок обязаны в заявках декларировать свою принадлежность к СМП, если в извещении Заказчиком установлено ограничение для этой категории поставщиков. Декларирование выполняется с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки. Если поставщик не подтвердит свое отношение к СМП, то его заявку отклонят за непредоставление требуемой информации (п.1 ч.6 ст.69 44-ФЗ).
Однако в закупках по 223-ФЗ Заказчики часто требуют подтвердить отношение к СМП либо в форме декларации, либо в форме выписки из реестра СМП. Таким образом, предоставлять выписку вместо декларации можно. Поставщик может либо продекларировать в своей заявке отношение к СМП, либо приложить выписку из соответствующего реестра.
Справка о субъекте малого предпринимательства: образец
Приведем для справки СМП образец, сформированный на основании запроса на сайте ФНС.
Напомним, что подтверждение того, что организация или ИП относятся к субъектам малого предпринимательства требуется при их участии в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ). Без такого подтверждения организация или ИП не получат преимуществ как представители малого бизнеса. При этом подачи сформированной на сайте ФНС выписки будет недостаточно (Письмо Минэкономразвития № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС № АЦ/13590/14 от 04.04.2014). Необходимо будет заполнить специальную декларацию, о форме и порядке заполнения которой мы рассказывали в отдельном материале.
А вот если организация или ИП участвуют в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами организаций в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ , то для подтверждения статуса малого или среднего предприятия будет достаточно либо заполнения и подачи декларации, либо предоставления на бумажном носителе или в форме электронного документа выписки СМП с сайта ФНС (Положение, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).
Справка о субъекте малого предпринимательства: образец
Приведем для справки СМП образец, сформированный на основании запроса на сайте ФНС.
Напомним, что подтверждение того, что организация или ИП относятся к субъектам малого предпринимательства требуется при их участии в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Без такого подтверждения организация или ИП не получат преимуществ как представители малого бизнеса. При этом подачи сформированной на сайте ФНС выписки будет недостаточно (Письмо Минэкономразвития № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС № АЦ/13590/14 от 04.04.2014). Необходимо будет заполнить специальную декларацию, о форме и порядке заполнения которой мы рассказывали в отдельном материале.
А вот если организация или ИП участвуют в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами организаций в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, то для подтверждения статуса малого или среднего предприятия будет достаточно либо заполнения и подачи декларации, либо предоставления на бумажном носителе или в форме электронного документа выписки СМП с сайта ФНС (Положение, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).
Субъекты малого и среднего предпринимательства — это… что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?
- Субъекты малого и среднего предпринимательства — 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) … Официальная терминология
- Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее — субъекты малого и среднего предпринимательства) — 1. Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее субъекты малого и среднего предпринимательства) хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Закон 60: О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве — Терминология Закон 60: О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве: 6. Городские программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства нормативные правовые акты органов государственной власти города… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы — 5. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы систематизированная база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — специальная социологическая теория, объектом изучения которой является предпринимательство как социально экономический феномен, а предметом закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения в… … Социология: Энциклопедия
- Торги — (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора
- Государственный заказ — (State order) Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета Размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ, у коммерческих… … Энциклопедия инвестора
- Астана — У этого термина существуют и другие значения, см. Астана (значения). Город, столица Казахстана Астана каз. Астана … Википедия
- Новоомский — Поселок … Википедия
- хозяйствующий субъект — 7.7 хозяйствующий субъект: Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Источник: ГОСТ 30772 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Корпорация МСП ведет Реестр в соответствии с статьей 8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 №262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2017 г. № 47753).
В Реестре содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым Корпорацией МСП оказана:
- финансовая поддержка в виде предоставления независимых гарантий и поручительств Корпорации МСП, обеспечивающих кредитные и иные обязательства малых и средних предприятий;
- поддержка в сфере образования в виде проведения обучающих мероприятий (семинаров) по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридически лиц».
В реестре содержатся следующие сведения в отношении каждого получателя поддержки:
- наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
- вид, форма и размер предоставленной поддержки;
- срок оказания поддержки;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
- информация (в случае ее наличия) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Записи в Реестр вносятся в не позднее 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки (заключения договора о предоставлении поручительства, выдачи независимой гарантии, проведения обучающего мероприятия (семинара)) или о прекращении оказания поддержки.
В случае изменения каких-либо сведений реестров о получателе поддержки такие изменения вносятся в Реестр в течение 10 дней.
Исключаются сведения из Реестра по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки.
Учет на микропредприятиях
Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.
При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.
Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.
Принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства в реестре СМСП
Начиная с августа 2016 года, существует официальный официальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Его ведет Налоговая служба РФ, которая самостоятельно заносит компании в реестр на основании данных из ЕГРЮЛ и сама же исключает из него, если компания больше не удовлетворяет этим критериям.
Принадлежность к субъекту СМП по ИНН определяется простым поиском в реестре, также контрагента можно найти по наименованию. Выдаваемые в справке сведения включают категорию – микропредприятие, малое или среднее, дату включения в реестр, местонахождение юридического лица, могут включать коды ОКВЭД. До создания реестра участники закупок подтверждали свою принадлежность декларацией за подписью руководителя участника закупки, включаемой в состав заявки, теперь для этого есть официальные доступные данные.
Можно ли принадлежность к СМП подтвердить выпиской из реестра?
Кому дают преимущества в госзакупках
Преимущества дают участникам с особым статусом. Информацию о преимуществах указывают еще на этапе планирования. Еще ее указывают в извещении и документации к закупке.
Особый, льготный статус в госзакупках контрактная система дает трем категориям участников.
Как доказать принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства? (Медведева Т
Изменения в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, который определяет требования к структуре уставного (складочного) капитала хозяйствующих субъектов, внесены Законом N 156-ФЗ. Для наглядности эти требования (до внесения в них поправок и после) представлены в таблице 1.
———————————
Федеральный закон от 29. 06. 2015 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Причем ранее имелась норма (ч. 2 названной статьи), которая оговаривала периодичность принятия подобного акта — раз в пять лет. На основании пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона N 156-ФЗ она признана утратившей силу.
Исходя из этого данное изменение теперь не ограничивает Правительство РФ каким-либо сроком для установления новых предельных значений для размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, в свою очередь, указывает на необходимость осуществления хозяйствующими субъектами регулярного мониторинга обозначенных предельных значений.
Вскоре после корректировки положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 13. 07. 2015 N 702) были утверждены новые предельные значения размеров выручки, подлежащие применению для определения статуса хозяйствующего субъекта. Между тем принадлежность хозяйствующего субъекта к малому и среднему бизнесу нужно еще доказать.
Для этого субъекту необходимо соответствовать условиям (критериям), определенным положениями Закона N 209-ФЗ. Всего таких критериев три: требования к структуре уставного (складочного) капитала, средней численности и размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг). Обозначенные критерии законодатель в середине 2015 г. изменил.
Повлекли ли за собой данные поправки изменение статуса хозяйствующих субъектов?
———————————
Федеральный закон от 24. 07. 2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Бизнес-структуры принято делить на крупные, средние и малые. Указанная градация используется во всем деловом мире, и Россия не является исключением.
Что дает российскому хозяйствующему субъекту признание его субъектом малого или среднего предпринимательства? Прежде всего, предоставляет возможность применить ряд дополнительных преференций (например, выкупать арендуемые площади на льготных условиях, вести бухучет по упрощенным правилам, использовать преимущества при госзакупках, послабления в кассовой дисциплине и налогообложении и т. д. ).