Как службы сопровождения и органы опеки вместе помогают приемным семьям

02.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как службы сопровождения и органы опеки вместе помогают приемным семьям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обратиться в органы опеки имеет право каждый гражданин, который имеет подозрения касательно того, что законные представители несовершеннолетнего ребёнка обращаются с ним не в соответствии с установленными нормами и правилами.

Как обратиться в органы опеки

Не стоит медлить с таким обращением, если:

  • ребёнок был оставлен родителями, а такая ситуация может угрожать его здоровью или жизни;
  • имеет место жестокого обращения с ребёнком со стороны взрослых;
  • взрослые, на которых возложена ответственность по заботе о ребёнке, постоянно находятся в алкогольном или наркотическом состоянии;
  • ребёнок выгнан на улицу и обратно в дом его не пускают;
  • ребёнок постоянно находится без присмотра со стороны взрослых;
  • внешний вид ребёнка неопрятный, одет он не по сезону, просит у посторонних людей еду и деньги, на вид кажется, что ему необходимо оказать помощь медицинского характера.

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

Требования, предъявляемые к приемным родителям

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
  • Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
  • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
  • Автобиография;
  • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
  • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Читайте также:  Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Документы для опеки над ребенком: основные заблуждения

  1. Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
  2. У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
  3. У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
  4. Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
  5. Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.

Для чего создаются органы опеки и что они делают? Представьте ситуацию: по дороге на работу вы не раз встречаете ребенка, который просит милостыню у прохожих. Вам это не нравится, но вы добрый человек и хотите помочь ребенку. Как это сделать?

Можно отвести ребенка в ближайшее отделение полиции и забыть о нем. Но лучше сообщить об этом случае в органы опеки, так как их работа – помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Ребенка определят в приют или, если в вашем городе такого нет, в детское отделение больницы, где его отмоют, накормят, и там он будет дожидаться решения своей судьбы.

Нищенствовать ребенок может, если:

  • потерялся;
  • родители умерли, но никто не поставил в известность органы опеки;
  • родители – алкоголики или наркоманы и не заботятся о своем ребенке;
  • родители злоупотребляют своими правами, заставляя ребенка просить милостыню.

Органы опеки выясняют все эти вопросы, и либо лишают или ограничивают в правах родителей ребенка, или ребенок получает статус сироты и ему назначается пенсия. Только после этого органы опеки решают, куда определять ребенка. Возможны несколько вариантов, и все они находятся в ведомстве этих органов:

  • передача ребенка в детский дом;
  • передача ребенка в приемную семью;
  • передача ребенка в патронатную семью;
  • усыновление;
  • опека или попечительство.

Если вам становится известно о ребенке, остающемся без заботы и надзора родителей, о психически больном человеке, о котором некому позаботиться, следует сообщить о них в органы опеки для исправления ситуации.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

Рекомендуем прочесть: Персональная пенсия в россии

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Читайте также:  Обязан ли продавец вернуть аванс за квартиру, если покупатели передумали

Функции опеки и попечительства

Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.

В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:

  • обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
  • учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
  • отслеживание судьбы несовершеннолетних;
  • размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
  • участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.

Ко мне обратился судья, смогу ли я провести экспертизу по вопросу усыновления двухлетнего ребенка. Суть спора была в том, что за него боролись две семьи. Формально они были практически в равных условиях: многодетные, с безупречной репутацией. При этом одна была из числа родственников ребенка, а вторая — приемная.

В приемной семье малыш оказался случайно. Его родители погибли в результате несчастного случая, когда ребенку было два года. Органы опеки поместили его в больницу и начали искать родственников. Но поиски затягивались, и накануне лета специалист из опеки попросила медсестру присмотреть за мальчиком. Женщина с семьей жила в деревне. Решили, что ребенку там будет лучше.

Медсестра согласилась и оформила опеку. В семье малыша приняли как родного, окружили заботой. За лето мальчик окреп, начал говорить, и чувствовал себя прекрасно. Но тут нашлись родственники, которые отдавать мальчика не захотели — планировали его усыновить. Но и новая семья мальчика была готова к усыновлению. И тогда обе семьи подали встречные иски в суд.

Была долгая и непростая экспертиза, но закончилось все благополучно — в в интересах ребенка. Мне удалось примирить семьи, убедить, что нужно объединиться во благо малыша. Мальчик остался жить в деревне, а родственники помогают его воспитывать.

Изменения в законодательстве

За последние десять лет финансовая и иная поддержка семей, воспитывающих детей, потерявших родителей, значительно увеличена. Это связано с тем, что государство ведет политику, направленную на уменьшение количества детей, воспитывающихся вне семьи, в детских приютах и интернатах. Такая политика привела к довольно значительному уменьшению как количества детских приютов, так и количества детей, в них проживающих.

Если изучить российское законодательство, направленное на поддержку семей с детьми, взятыми под опеку, то можно понять, что установленная материальная поддержка достаточно большая. Однако, зачастую, на региональном или муниципальном уровне чиновники не спешат оповещать граждан, решивших взять малыша под свою опеку обо всех, положенных им льготах. В одних случаях это связано с простым равнодушием чиновников, в других можно проследить и коррупционную составляющую.

  • позвонить по указанным телефонам;
  • обратиться с вопросом к юристам сайта онлайн,

и вы сможете получить исчерпывающую и юридически грамотную консультацию по любому интересующему вас вопросу.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;

Виды пособий и их размер

Материальные трудности возникают в тот момент, когда в семье появляется еще один человек, нуждающийся в удовлетворении жизненных потребностей. Государство хорошо это понимает и назначает нуждающимся денежные преференции. Выплаты ответственным за несовершеннолетних гражданам оформляются в виде регулярных отчислений. Их величина зависит от ряда факторов. Основной целью поддержки является финансовое обеспечение потребностей малолетнего.

Сумма, направленная из бюджета, не может рассматриваться как обычная прибавка к бюджету семейства. Деньги должны идти на удовлетворение нужд малолетнего. Величина отчислений ежегодно увеличивается благодаря индексации. Изменение размера субсидии зависит от:

  • уровня инфляции;
  • прожиточного минимума, установленного действующим законодательством;
  • среднего уровня оплаты труда.

По состоянию на 2020 год актуальные цифры составляют:

  1. 15 тыс. рублей — на несовершеннолетнего до 12 лет.
  2. 20 тыс. рублей – на малолетнего старше двенадцати лет.
  3. 14,5 тыс. рублей — единоразовая госпомощь после принятия ребенка под опеку.
  4. Дополнительные выплаты за счет бюджета субъекта РФ (рассчитываются органами МС).

Кто является опекуном?

Если вы хотите стать опекуном, вам нужно выяснить, какие к этому человеку предъявляются требования. Если их не выполнить, последует отказ органов опеки. Однако не всегда эти требования легко выполнить. Давайте разбираться.

По закону опекуном является человек, занимающийся воспитанием детей до 14 лет. Он несет полную ответственность за их действия, представляет интересы ребенка.

Может совершать от его имени юридически значимые действия. Опека также может быть установлена над совершеннолетним гражданином, признанным судом недееспособным. Это происходит в случаях, когда лицо страдает психическим заболеванием и не осознает своих действий.

Если человек оказывает помощь и содействие несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, его называют попечителем. Лицо старше 16 лет может быть признано дееспособным через суд.

Детям и недееспособным гражданам органы опеки обязаны назначить опекуна в течение 1 месяца после того, как они поступили к ним на учет. До этого времени ответственность несут представители данных органов. У ребенка старше 10 лет для назначения опекуна обязаны взять согласие.

Читайте также:  Срок давности по штрафам ГИБДД в 2023 году

Не стоит считать, что государство «сбывает с рук» ребенка и забывает об этом. Круг обязанностей органов опеки очень широк. Специалисты отвечают за детей в той же степени, что и опекуны. Первым вменено в обязанности проверять, обоснованно ли ребенка доверили вторым. С этой целью работники опеки осуществляют контроль за семьей. Методы многообразны. Служащие требуют справок из учебных и медицинских учреждений, посещают дом, где проживает ребенок, чтобы лично убедиться в том, что ему создаются нормальные условия. Кроме того, опека следит за использованием средств, выплачиваемых опекуну. То есть чтобы они тратились на нужды ребенка, а не желания взрослого. Крайне важно делать это все ненавязчиво, чтобы не навредить малышу. Потому люди грубые, неграмотные, не любящие детей в таковых структурах не задерживаются.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Ссылка на законодательный сайт с публикацией закона.

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

В какой орган обращаться для получения разрешения?

Вопросами опеки и попечительства в каждом регионе заведуют региональные органы социальной защиты населения . Например, в Ярославской области это Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии и территориальные отделы департамента, а в Москве районные отделы социальной защиты населения.

Государственная услуга по выдаче разрешения оказывается органами по месту жительства несовершеннолетнего или недееспособного собственника.



Похожие записи: