Автобусным «зайцам» КоАП больше не страшен

26.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автобусным «зайцам» КоАП больше не страшен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.

Льготы на проезд в общественном транспорте

Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами

Категория людей

Льгота

Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы

Бесплатный проезд

Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы

Бесплатный проезд

Ветераны труда, труженики тыла

Бесплатный проезд

Реабилитированные лица

Проездной талон

Инвалиды

Проездной талон

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

Проездной талон

Оштрафовать нельзя высадить: какие полномочия есть у контролеров общественного транспорта?

Имели ли право контролеры высаживать детей и какую ответственность понесут виновные?

По словам юриста Артема Баранова, контролеры не имели право высаживать детей. Такое правило следует из Федерального закона от 20 апреля 2022 г. № 98-ФЗ.

«Согласно этому закону, ответственность за принудительную высадку несет водитель. Его могут привлечь к ответственности в виде штрафа в 5 000 рублей. Также могут быть привлечены должностные лица, например, перевозчик, тогда он будет привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 25 000 до 30 000 рублей», – говорит Эксперт.

Контролеры также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству, им грозит замечание, выговор или увольнение.

Интересно, что высаживать за безбилетный проезд нельзя детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых. Однако несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.

Могут ли контролеры штрафовать и высаживать безбилетников?

Проезд без билета это административное Правонарушение. Такое правило устанавливается в кодексах об административных правонарушениях каждого субъекта Российской Федерации.

Так, контролеры «Мосгортранса» в Москве и кондукторы «Мострансавто» в Подмосковье выписывать штраф не имеют права.

Они могут предложить безбилетнику оплатить проезд согласно тарифу или покинуть транспорт на ближайшей остановке.

А вот контролеры ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» выписать штраф могут, однако требовать оплатить его сразу они не имеют права – необходимо составить акт об административном правонарушении и оплатить его в течение 60 дней.

Правила проезда ЦППК, то есть в электричках, жестче – безбилетник обязан оплатить на месте проезд кассиру-контролеру, причем помимо стоимости проезда с него взимается сбор за оформление билета в поезде.

Если «заяц» платить отказывается, он обязан покинуть электричку на ближайшей остановке. Интересно, что и в таком случае он обязан оплатить стоимость проезда до этой станции.

В противном случае на безбилетника составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов.

«В Санкт-Петербурге контролер может только предложить оплатить билет или зафиксировать факт безбилетного проезда. Согласно ст.

2 Закона Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном» безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере от 100 рублей. Данный закон устанавливает, что контролер не может оштрафовать пассажира, такие полномочия представлены правоохранительным органам», – заключает Артем Баранов.

Другой комментарий к Ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Перевозка пассажиров и багажа на всех видах транспорта осуществляется на основе гражданско-правового договора перевозки (ст.786 ГК). По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира и доставить его в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, т.е. проезд без билета является нарушением договора перевозки.

Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются договор купли-продажи и установленные правила оплаты проезда.

2. Объективная сторона характеризуется противоправным бездействием — неоплатой пассажиром проезда, независимо от причины отсутствия проездного документа — пассажир не приобрел билет, использовал просроченный проездной документ, утерял его.

3. Субъектом данного правонарушения является физическое лицо — пассажир, т.е. гражданин, пользующийся услугами транспортного средства.

4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно: лицо сознает противоправность своих действий, предвидит их общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.

Льготы на проезд в общественном транспорте

Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами

Читайте также:  Росстандарт дополнил Общероссийский классификатор единиц измерения
Категория людей Льгота
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы Бесплатный проезд
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы Бесплатный проезд
Ветераны труда, труженики тыла Бесплатный проезд
Реабилитированные лица Проездной талон
Инвалиды Проездной талон
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей Проездной талон

На данный момент не во всех районах России приходится платить штрафы. В 22 субъектах не штрафуют (Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская, Хабаровский край, Воронежская, Сахалинская).

Для чего введен запрет на высадку детей из транспорта?

Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.

То есть изначально изменения направлены на то, чтобы уберечь детей, оказавшихся в неприятной ситуации с отсутствием денег, от еще более неприятной ситуации — высадки в незнакомом месте на значительном расстоянии от места назначения.

К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях. То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф. А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.

В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам. И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети. А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.

При покупке билета пассажиру обязательно предложат оформить страховой полис от несчастных случаев. Конечно, это стоит дополнительных денег, но при наступлении страхового случая пассажир будет иметь право на возмещение компенсации вреда.

Страхование оформляется в отношении только одной поездки и действует только на том маршруте, который будет указан в документе. Начало действия страховки – максимум за полчаса до посадки в поезд, обычно страховые компании начинают отсчет с момента посадки в поезд. Заканчивается срок действия страхового покрытия сразу же, как только пассажир покидает вокзал прибытия по маршруту.

Компенсация по страховому полису полагается, если в результате несчастного случая наступила смерть, инвалидность, или был причинен вред здоровью пассажира.

Оштрафовать за отсутствие страховки не могут, но иногда всё же стоит ее оформить, чтобы в случае несчастья получить компенсацию.

Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.

Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.

Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:

  • полное наименование суда, в который подается жалоба;
  • данные о заявителе;
  • информация о должностном лице, вынесшем постановление;
  • описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
  • мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
  • заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
  • перечень приложений.

Льготы на проезд в общественном транспорте

Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами

Категория людей Льгота
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы Бесплатный проезд
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы Бесплатный проезд
Ветераны труда, труженики тыла Бесплатный проезд
Реабилитированные лица Проездной талон
Инвалиды Проездной талон
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей Проездной талон

На данный момент не во всех районах России приходится платить штрафы. В 22 субъектах не штрафуют (Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская, Хабаровский край, Воронежская, Сахалинская).

Можно ли не платить штраф за безбилетный проезд или избежать факта наложения штрафа

Рассмотрим несколько вариантов развития событий, когда штраф можно будет не оплачивать:

  1. В случае, когда постановление об административном нарушении было выписано и оформлено, оплаты штрафа можно избежать. Для этого придется подать иск в судебные органы и доказать свою невиновность. Наши юристы в этом вам помогут.
  2. Если же постановление не было оформлено, но при этом комиссия, в составе которой должен быть представитель органов власти или сотрудник Полиции, хотят оформить документ о совершившем правонарушении, то вопрос можно попытаться решить на месте. Гражданин может приобрести билет и продолжить двигаться дальше на общественном транспорте.
  3. Если же к пассажиру обратился контролер, то гражданин может покинуть транспорт, не приобретая билет.

А в том случае, когда срок обжалования постановления прошел, избежать уплаты штрафа не получится.

Читайте также:  Удерживаются ли алименты с пенсии военнослужащего

Кто может оштрафовать и в каком случае, порядок взыскания

Сам перевозчик не имеет права выписывать штраф. Составлять бумаги на взыскание может либо сотрудник полиции, либо органы местной власти. Если постановление не было выписано — административного правонарушения не было и платить ничего не надо.

Все штрафы поступают в бюджет. Не нужно платить на месте кондуктору или другому непонятному человеку без оформления документов о нарушении.

Начиная с 2021 года детей до 16 лет запрещено высаживать из транспорта, даже если не собираются платить за проезд.

В отношении остальных пассажиров действует простое правило — человек оплачивает проезд либо высаживается на следующей остановке.

Кондуктор имеет право:

  • требовать оплатить проезд;
  • вызывать полицию или скорую помощь в отдельных случаях;
  • проверять наличие проездных билетов;
  • изымать поддельные документы — студенческие, проездные, справки и другие.

Кроме того, если пассажир находится в состоянии сильного алкогольного опьянения, в сильно загрязненной одежде, нарушает спокойствие других пассажиров, то его могут удалить из салона.

Большинство кондукторов могут только требовать оплатить проезд или покинуть транспорт. В крайнем случае оформляется акт об административном правонарушении, который нарушитель должен подписать. Квитанция о штрафе придет ему домой.

Также оформить штраф может местный орган власти или полицейский. Паспорт, водительские права, другие настоящие и важные для пассажира документы изымать кондуктор не имеет права. Но он может забрать поддельные или подозрительные:

  • справки;
  • студенческие;
  • удостоверения.

Любой документ, который должен подтвердить льготный или бесплатный проезд, но выглядит недостоверным, он может изъять. Например, если видно, что была заменена фотография или подделана печать.

Как накладывается штраф? Составляется акт об административном правонарушении, который подписывает нарушитель и кондуктор. Затем ему выдается квитанция кондуктором или представителем власти.

Где и как оплатить штраф?

Для того, чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте, необходимо выполнить следующий порядок действий:

  • Ввести установленный идентификатор начисления, указанный на бланке выданного постановления (отмечен в графе УИН). Он же может проставляться и в соответствующей квитанции об оплате.
  • Любой из способов оплаты должен предусматривать ввод единого уникального идентификатора начисления. Уточнить способы и возможности тех или иных платежных инструментов можно запросто на ресурсе услуг города Москвы. После того, как в соответствующие графы будут введены серия и номер выданного на руки Постановления, для правонарушителя откроется раздел «Детально», с указанием реквизитов «Идентификатора».
  • Важно отметить, что ввод как серии, так и номера Постановления осуществляется без дополнительной простановки пробелов в форму. Ввод серии предусмотрен исключительно кириллицей.
  • Среди многочисленных способов оплаты штрафных Постановлений стоит отметить использование сервиса портала государственных услуг Москвы. Для этого необходимо лишь проследовать инструкции, указанной на сайте.
  • Стандартным вариантом является оплата штрафа посредством использования банковских сервисов, что отличается выгодностью и удобством в первую очередь для жителей различных других регионов, имеющих непосредственный доступ к сети Интернет и располагающих счетом в банке. Важно отметить, оплата наложенного штрафа за безбилетный проезд предусматривается определенным банком в зависимости от регламента оказанных услуг. Стоит предварительно уточнить возможность проведения подобного платежа, обратившись за помощью к банковскому служащему.

Процедура наложения штрафа

Кто накладывает штраф за безбилетный проезд?

Штрафы может оформить только уполномоченное лицо: это может быть сотрудник полиции либо назначенное должностное лицо органов исполнительной власти. Действуют должностные лица на основании ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ. В регионах же могут быть назначены другие уполномоченные операторы и контролеры. Перечень прав и обязанностей контролеров определяется по усмотрению региональных и муниципальных властей. Например, в Москве проверить проездные билеты и документы, дающие право на льготный или бесплатный проезд, могут:

  1. Контролеры ГУП «Мосгортранс». Они работают в автобусах, троллейбусах и трамваях на тех маршрутах, которые им даются в наряде-задании. Такие контролеры не наделены правом выписки штрафов за проезд без билета или неоплаченную перевозку багажа. Но они вправе обязать пассажира приобрести посадочный талон и оплатить перевозку багажа либо попросить покинуть пассажира салон на следующей остановке. Также контролеры наделены правом изъять поддельный проездной или льготный документ при отсутствии сопровождающего удостоверения, подтверждающего право на льготы.
  2. Контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Такие контролеры работают в городском транспорте и метрополитене. К функциям контролера по должностной инструкции может входить выявление факта безбилетного проезда, возбуждение дел об административном правонарушении, связанного с проездом без билета. Таким образом, именно этот тип контролеров выписывает штрафы. Но изымать поддельные или неправомерно используемые проездные они не вправе.

Контролеры должны быть одеты в форменную одежду и иметь служебное удостоверение, а также предъявлять его по требованию граждан.

Общий порядок наложения штрафа предполагает следующие шаги:

  1. Органы исполнительной власти назначают должностное лицо либо комиссию по проверке билетов в общественном городском транспорте.
  2. Назначается день, когда сотрудники полиции или комиссия проверяют наличие билетов у пассажиров.
  3. При обнаружении пассажира без билета они просят его купить билет, а если тот отказывается, то в отношении него выписывается штраф, и документально оформляется правонарушение.
  4. Для составления протокола контролер может запросить у гражданина документ, который удостоверяет его личность. Если этот документ отсутствует, может быть привлечен сотрудник полиции для установления личности.
  5. Постановление о нарушении вместе с квитанцией об оплате выдается нарушителю под расписку. При отказе получить протокол об этом факте составляется отдельный акт.
Читайте также:  Как принять на работу гражданина Узбекистана в 2022 году

В случае обнаружения пассажира без билета в морском или воздушном транспорте ему предлагают покинуть транспорт по прибытии в остановочный пункт (так как высадить его при движении не представляется возможным) либо приобрести билет. Если оба варианта безбилетного пассажира не устраивают, то приглашают сотрудника полиции и сотрудника таможенного контроля, которые выпишут штраф.

Если перевозчик сочтет, что перевозка безбилетного пассажира причинила ущерб, то он может возместить убытки в суде. В этом случае компании придется самостоятельно доказать, что имел место ущерб, и подтвердить сумму документально. Рассматривать такое дело в суде будут по правилам Гражданского кодекса. Но такие дела для российских судов не являются распространенной практикой: слишком высоки издержки по сравнению с возможной компенсацией.

Не всякому контролеру дано штрафовать

Контролеры в московском общественном транспорте бывают двух категорий: контролеры ГУП «Мосгортранс» и контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они отличаются друг от друга не только униформой, но и набором полномочий.

Даже если не знать их форму одежды, то отличить их можно, внимательно присмотревшись к нашивке логотипа на рукаве. В идеале, контролеры должны представляться и показывать свое удостоверение. Но это в идеале, а в реальной жизни это происходит нечасто. Хотя сам пассажир имеет право требовать от контролера предъявить удостоверение.

Сотрудников «Организатора перевозок» отличает еще и нагрудный знак с индивидуальным номером. Кроме того, для решения конфликтных ситуаций этим контролерам не так давно дали видеорегистраторы, которые должны включаться при каждой проверке билетов.

Нарушение и наказание

Скажем сразу, что безбилетный проезд в Германии входит в категорию административных нарушений, которые наказываются немалым штрафом. При этом повторное нарушение предполагает более жесткое наказание.

Ассоциация немецких адвокатов определяет безбилетный проезд как мошенничество, связанное с получением услуг обманным путём.

При разоблачении контролёром «зайцу» придётся раскошелиться на 60 евро — именно таким является размер штрафа.

Если нарушение повторится, то здесь одним штрафом обойтись не удастся, и оно будет квалифицироваться как уголовная ответственность. Правда, безбилетника в тюрьму не посадят, но условная судимость навсегда останется в его биографии.

Если человек систематически ездит без билета, то может попасть в тюрьму на несколько месяцев.

Важно знать, что попытка убежать от контролёра считается уголовно наказуемым деянием!

Напомним, что в 2014 году штраф за безбилетный проезд в Германии составлял 40 евро, но с 1 апреля 2015 года сумма увеличилась до 60 евро.

В некоторых городах проводились эксперименты с пассажирами.

Например, в Бохуме «зайцам» предлагали вместо оплаты штрафа приобрести проездной билет на проезд в общественном транспорте на месяц или на год. Эксперимент прижился не везде, между тем в Эссене эта модель успешно действует уже более 15 лет.

Никто не застрахован от случайностей, но всегда надо помнить, что нарушение правил влечёт за собой наказание, и надеяться на благополучный исход дела при постоянной езде без билета в общественном транспорте Германии уж точно не стоит.

Разновидность транспорта в РП и стоимость проезда

Польские граждане, впрочем, как и работники государственного аппарата неимоверно гордятся своей транспортной системой и транспортом, в частности. В Польше можно встретить трамваи, автобусы, метро (в нескольких городах, с недлинными линиями), медленные и скоростные электрички. Для простого украинца, стоимость проезда в польском общественном транспорте покажется очень высокой, но для европейцев, такие цены оправданы.

Тем более, что качество самого транспорта на высоком уровне: автоматизированные двери, система кондиционирования, система обогрева, идеальная чистота и соответствие графику. Стоимость двадцати минутного билета — 3.4 зл., одноразовый (75 минут) — 4.4 зл., суточный обойдется в 15 зл.

Конечно, в таком случае, более целесообразно купить городскую карту, стоимостью в 280 злотых, сроком действия — три месяца, и зоной действия во всех общественных транспортах города. Для таких категорий населения как: жители, возрастом от 65 лет; студентов, с действующем студенческим билетом до двадцати шести лет; школьники и инвалиды — имеют возможность оформить скидку на городскую карту в 50%.

Штраф за проезд электричке

В Москве эта проблема зачастую решается обращением к сотрудникам полиции, так как безбилетники утверждают, что паспорт они с собой не носят, а значит, квитанцию выписать нельзя. Поэтому контролер вправе передать нарушителя в руки сотрудников правоохранительных органов.

Также меняется размер штрафов за безбилетный проезд в городском транспорте, поездах городских линий и метро. Раньше штраф составлял 0,5 базовой величины, с 31 января – от 0,5 до 1 базовой величины.

Этот механизм уже отработан в Финляндии, Польше и некоторых других странах Европы, где железные дороги прошли через приватизацию, объяснил г-н Аристов. Между тем в тексте законопроекта прописано, что если речь идет об электричке или пригородном поезде, то с зайца перевозчик сможет требовать через суд сумму, равную тарифу на перевозку взрослого пассажира на расстояние 10 км, умноженному на 50.


Похожие записи: