Как снять с учета ККМ в налоговой в 2023
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять с учета ККМ в налоговой в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее распространенные ситуации снятие ККТ с учета – прекращение ведения хоздеятельности, связанное с ликвидацией ООО или закрытием ИП. В каждом из перечисленных случаев снятие с регистрации осуществляется в общем порядке. При этом к пакету документов следует дополнительно приложить выписку из Росреестра о прекращении деятельности ИП или юрлица.
Как снять с учета ККМ: вопросы и ответы
Вопрос № 1. ИП Кукушкин передал в ФНС документы для снятия ККТ с регистрации. Специалист налоговой потребовал от Кукушкина предъявить кассовый аппарат (принести его в налоговую). Правомерны ли действия ФНС?
Ответ: Требования специалиста ФНС в данном случае не противоречат действующему законодательству. Как правило, налоговики осматривают ККТ при снятии контрольных показаний инженером ЦТО. Однако в исключительных случаях работник фискальной службы может потребовать предъявление ККТ непосредственно в инспекцию.
Вопрос № 2. ИП Соловьев лично передал в ФНС комплект документов для снятия ККТ с регистрации. Что для Соловьева является подтверждением о принятии документов?
Ответ: Получив документы от Соловьева, сотрудник фискальной службы может выдать расписку о получении бумаг. Если Соловьев составит заявление в 2-х экземплярах, то на одно из них (с отметкой о получении, датой и подписью ответственного сотрудника ФНС) он может оставить себе в качестве подтверждения.
Вопрос № 3. На ООО «Каштан» числиться старый кассовый аппарат, который не используется при ведении деятельности. Какие документы необходимо подать «Каштану» для снятия кассы с учета?
Ответ: Снятия старых касс с регистрации осуществляется в общем порядке. Факт неиспользования кассы в деятельности подтверждает Журнал операциониста и Z-отчет, снятый сотрудников ЦТО.
Поправки в Закон № 54-ФЗ для продавцов товаров, которые подлежат маркировке
С 29.12.2022 г. действует Закон от 29.12.2022 г. № 597-ФЗ, на основании которого скорректирован Закон № 54-ФЗ по онлайн-кассам. При реализации маркированных товаров через онлайн-кассу разрешено не оформлять запрос о маркировочном коде, а в уведомлении о реализации маркированного товара взамен маркировочного кода указывать код товара — GTIN.
Указанное правило действует в следующих сценариях:
- реализация через торговый автомат;
- реализация в общепите с выдачей товара до или после момента расчета. К примеру, напиток оплачен через терминал, а заказ получен позже, на кассе;
- реализация юрлицу или ИП при оплате наличными или картой.
Документы на списание с учета кассы при закрытии ИП
В стандартной ситуации достаточно двух документов: заявления с просьбой снять терминал с регистрации и отчета о закрытии фискального накопителя.
Порядок выполнения процедуры
Теперь перейдем уже непосредственно к конкретике. Посмотрим, как правильно закрываться, когда можно поработать удаленно, через личный кабинет на сайте. Для него понадобится еще и регистрационный ключ. На ресурсе ФНС нужно зарегистрироваться заранее. Естественно, большая часть предпринимателей для упрощения отчетности давно это сделала. Но остались такие, кто до сих пор не желают идти в ногу с прогрессом. Сразу отметим, что это неправильный выбор, который может сопровождаться серьезными финансовыми издержками.
Итак, при добровольной процедуре, нам нужно как-то оповестить орган, что произошел тот ил иной инцидент. Что мы хотим инициировать снятие с регистрации кассового аппарата в налоговой, и у нас на это есть резонные причины.
Дополнительные документы
Первым из них выступает отчет — снятие последних данных с регистратора, которые необходимы для завершения процедуры. Если сама техника функционирует, то с этим проблем никаких не будет. Гораздо сложнее ситуация, если она повреждена. Причем имеет значение и характер поломки. При каких-то неисправностях, связанных с кассовым оборудованием, которые не повлияли на сам фискальный регистратор, его можно просто извлечь. А вот если он пришел в негодность, и данные с него получить уже не выйдет, характер задачи меняется.
Необходимо будет отправить соответствующий запрос напрямую к производителю. Пояснить ситуацию, указать на необходимость формирования отчетности. Отказать в данном случае он не может по закону. Прибудет технический специалист, который либо увезет оборудование с собой, либо решит проблему на месте. В этом варианте выделяется дополнительное время, за которое нужно извлечь информацию. Это до 60 календарных дней с момента формирования заявки.
А вот если произошел факт хищения, то никаких итогов предоставить уже не получится, и ФНС по закону даже не может их требовать. Но при этом способен инициировать проверку, которая призвана выявить наличие или отсутствие кражи. Ориентироваться работники будут на доказательства обращений в инстанции. Поэтому как только ответственное лицо заподозрило преступление, хищение объекта, нужно сразу подать заявление в правоохранительные органы. Там получить талон о том, что прошение принято, и вместе с копией самой заявки сохранить его, а затем предъявить при проверке. Можно действовать и превентивно. То есть, когда происходит снятие с учета фискального накопителя, приложить к документам на отправку еще и все бумаги, полученные в полиции.
Снятие ККТ по инициативе налоговой
Когда снятие учета ККТ происходит по инициативе налогового органа по причине какого-либо нарушения ИП или ООО, то заявление в налоговую не подают. Но дальнейшая регистрация кассы возможна только при устранении нарушений. Когда процедура осуществляется по истечении срока, то в налоговую направляются дополнительные документы.
К примеру, в течение месяца с даты снятия ККТ с налогового учета следует предъявить перечень фискальных данных, которые размещены в накопителе. Далее процедура происходит по аналогии с порядком, который проводится при принятии решения самим владельцем кассы. Необходимость в данном мероприятии может быть связана с несколькими причинами. На основании этого и определяется перечень документов, которые необходимо направить в налоговую в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017 (именно до этого момента допускалась регистрация техники старого образца), применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года. Таким образом, старый порядок снятия ККТ с регистрационного учета (а установлен он был Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470) действовал до 01.07.2017. Именно поэтому указанное постановление признано утратившим силу с 01.07.2017 на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1173.
Напомним, обозначенным положением был предусмотрен такой порядок снятия ККТ с регистрационного учета (п. 16, 17).
Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ |
О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа |
К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации |
О снятии с регистрации ККТ также делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе |
Об использовании старой ККТ
В письме, к которому мы уже обращались, – № ЕД-4-20/1602 ФНС указала, что осуществление после 01.07.2017 расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием ККТ, не отвечающей требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (некоего устройства), грозит привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Однако на сегодняшний день возникли трудности с обновлением «парка» ККТ, так как производители не успевают поставить необходимое количество техники. В связи с этим от Минфина стали поступать разъяснения о том, при каких обстоятельствах за неприменение контрольно-кассовой техники при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг организация (ИП) не должна привлекаться к административной ответственности. Речь идет об обстоятельствах, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ в части применения ККТ. Такой мерой является, в частности, заключение пользователем договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством предельного срока возможности его использования.
Представленный подход «прорекламирован» финансистами в многочисленных письмах, в том числе:
– майских – письма от 26.05.2017 № 03-01-15/32505, от 24.05.2017 № 03-01-15/31928, № 03-01-15/31910, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 15.05.2017 № 03-01-15/29259, № 03-01-15/29258, № 03-01-15/29256, от 05.05.2017 № 03-01-15/28073, № 03-01-15/28071;
– апрельских – письма от 27.04.2017 № 03-01-15/2576, от 21.04.2017 № 03-01-15/24314, от 20.04.2017 № 03-01-15/23898, № 03-01-15/23881, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313.
Кроме того, информация о наличии озвученного подхода представлена в материале С. М. Линейкиной «Наказания за розничную продажу алкоголя без ККТ можно избежать».
Налоговики, со своей стороны, приняли во внимание разъяснения Минфина, о чем свидетельствуют их письма от 08.06.2017 № ЕД-3-20/3941@, от 30.05.2017 № ЕД-4-20/10227.
В письмах от 14.06.2017 № 03-01-15/36887, от 07.06.2017 № 03-01-15/35588, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 (направлено Письмом ФНС РФ от 08.06.2017 № ЕД-4-20/10927) чиновники финансового ведомства добавили: при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ в соответствии с нормами Федерального закона № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией (ИП) и покупателем (клиентом). Вот для этих-то целей, по мнению ФНС, и пригодится старая ККТ (см. Письмо № ЕД-4-20/11625@).
* * *
С 01.07.2017 ККТ, не отвечающая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона № 290-ФЗ, снимается с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии с учета. При этом такую ККТ (устройство) ввиду отсутствия онлайн-кассы (при условии, что пользователем были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ в части применения ККТ) можно использовать для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией (ИП) и покупателем (клиентом). При таких обстоятельствах организации (ИП) к административной ответственности за неприменение ККТ не привлекаются.
Новые правила применения ККТ с июля 2018 года
В Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ действуют поправки, которые изменили правила работы с ККТ:
Изменение 1: необходимость перехода на применение ККТ, которые передают информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде;
Изменение 2: Теперь можно проводить регистрационные действия с ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
Изменение 3: Необходимо изготавливать кассовые чеки и бланки строгой отчетности (БСО) исключительно кассовыми аппаратами с возможностью направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя;
Изменение 4: БСО равноценен и равнозначен кассовому чеку;
Изменение 5: Обязательно применяют ККТ при оказании услуг, а также плательщики ЕНВД;
Изменение 6: Обязательно используют фискальный накопитель плательщики ЕНВД, «патентного» налога, и лица, работающими в сфере услуг. При этом можно заменять накопитель один раз в три года;
Изменение 7: Теперь при регистрации кассового аппарата в ФНС необязательным является техобслуживание;
Изменение 8: Все кассовые аппараты и технические средства операторов фискальных данных должны проходить экспертизу;
Изменение 9: Необходимо регистрировать все произведённые кассовые аппараты и фискальные накопители в реестре ФНС;
Изменение 10: Определены условия, когда можно применять ККТ в автономном режиме.
Что важно при снятии кассы с учета
Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.
Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.
Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.
Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.
В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.
Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.
Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.
Интеграция систем ЕГАИС и «Честный ЗНАК»
В 2023 году планируется продолжить эксперимент по интеграции систем маркировки ЕГАИС и «Честный знак».
На данный момент те, кому нужно купить онлайн кассу для продажи алкогольной продукции и участвующие в проекте по объединению систем, могут не указывать адрес точки продаж в «ЧЗ» – информация об этом автоматически подгружается из ЕГАИС. Кроме того, из ЕГАИС В «Честный знак» также могут передаваться следующие виды документов:
- отчеты о производстве;
- заявки о ввозе этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с кодами идентификации на территорию России;
- товарно-транспортные накладные (ТТН).
Отметим, что при регистрации карточки товара в Национальном каталоге участникам эксперимента следует указывать атрибут «Код ФРАП».
Фискальный накопитель
Самый важный элемент кассы – фискальный накопитель (ФН). Это мозг ККТ. На нем содержится вся фискальная информация, которая передается в ФНС. Законодательство требует от пользователя кассовой техники обеспечить его сохранность в течение 5 лет после окончания использования. Об этом сказано в пункте 2 статьи 5 закона 54-ФЗ.
Таким образом, когда ИФНС снимет кассу с учета, следует извлечь из нее накопитель и хранить 5 лет. Данные с него могут понадобится ФНС для последующих проверок. Как известно, все сведения о расчетах на ККТ поступают в распоряжение налоговой службы непосредственно в момент проведения операции. Однако накопитель является первоисточником и резервным хранилищем этой информации. И если налоговая не обнаружит у себя какие-то необходимы фискальные данные за последние 5 лет, она может запросить ФН у бывшего ИП.
Следующий вопрос: что делать с кассовым аппаратом дальше? После извлечения из него фискального накопителя его можно передать (продать) другому предпринимателю или организации.
Если ККТ работает в автономном режиме
Если предприниматель работает в деревне, поселке или иной местности (с населением не более 10 тыс. человек), отдаленной от сетей связи, он может использовать ККТ в автономном режиме. Список таких населенных пунктов утверждает региональная власть и публикует на своем сайте.
Суть автономного режима в том, что аппарат записывает все операции на фискальный накопитель, но не передает их в налоговую службу, так как не подключен к интернету. Как закрыть ИП с автономной кассой? Когда фискальный накопитель будет закрыт, данные с него следует передать в ФНС. Это может быть сделано несколькими способами:
- физически передать ФН в ИФНС. Данные считают, подключив накопитель к компьютеру, а затем вернут;
- считать данные в центре технического обслуживания и записать их на цифровой носитель и направить их через сайт ФНС в электронном виде.
Применяемый в машинах фискальный накопитель должен обеспечивать хранение в неизменном виде в течение 30 дней реквизитов следующих фискальных документов (п. 4 ст. 4.1. ФЗ о ККТ):
- отчет о регистрации и изменении ее параметров;
- отчет об открытии смены;
- кассовый чек и коррекционный чек;
- отчет о закрытии смены и фискального накопителя;
- отчет о состоянии расчетов;
- подтверждение оператора.
В течение всего срока службы фискального накопителя и в течение 5 лет с момента окончания его использования должны сохраняться реквизиты отчета:
- о регистрации;
- об изменении параметров регистрации;
- о закрытии фискального накопителя.
Одной из задач налоговой инспекции во время проведения данной процедуры является выявление соответствия информации из фискального накопителя — сведениям, что содержатся в кассовом журнале. Также работники ФНС выявляют правильность проведения процедуры деактивации прибора. Вся информация, изъятая из фискального накопителя, хранится в архиве регистрирующего органа. Важно отметить, что в действующих законах отсутствует строгий регламент, согласно которому проводится рассматриваемая процедура. Это означает, что требования налоговой инспекции могут различаться в зависимости от региона, где работает предприниматель. Для того чтобы избежать возможных ошибок, рекомендуется предварительно проконсультироваться с работниками данной службы.
Также следует сказать о том, что данная операция может быть выполнена при участии доверенного лица, представляющего интересы предпринимателя. Для того чтобы доверенное лицо могло работать с документацией, необходимо оформить официальную доверенность, заверенную в нотариальном агентстве. При подаче документов, доверенному лицу необходимо приложить к пакету документов свой паспорт и оригинальный экземпляр доверенности. Остальной порядок проведения процедуры закрытия кассы ничем не отличается от вышеописанного процесса.
Кому готовиться к изменениям
Разъяснения для 2018 года четко дали понять – под новые требования закона попадает почти вся розничная торговля. Большинство предпринимателей, даже применяющих спецрежимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патент), обязаны начать использование на своих предприятиях новой ККТ уже с 1 июля.
Отсрочку на год получила розница и общепит без наемных работников. А также до 2019 года могут подождать:
- Компании и предприниматели на ЕНВД (кроме общепита и розницы).
- ИП некоторых видов деятельности, приобретавшие патент. Например, салоны красоты, химчистки, ремонтные мастерские, ветеринарные клиники. (Полный список приводит ст. 346.43 НК РФ).
- Организации и предприниматели, использующие бумажные БСО.
- Предприниматели, использующие вендинг, если они не торгуют подакцизными товарами и заводской номер не указан на корпусе устройства.
- Компании и предприниматели на вмененке.
У этих категорий предпринимателей еще есть время подготовиться к новым требованиям и расходам на кассовую технику.