Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих судебная практика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимательное ознакомление с перечисленными сведениями позволяет сделать правильный вывод о расплывчатости и сомнительности отдельных формулировок. В частности, вызывает сомнение требование Минобороны к обязательному отсутствию недвижимости у супруги. Тем самым, военнослужащего фактически обязывают брать в жены только лиц без постоянной регистрации, не имеющих в собственности ценного имущества, ухудшая таким образом его положение.
Какие действия могут быть отнесены к данной категории?
Ухудшением жилищных условий является:
- Раздел лицевого счета;
- Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
- Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
- Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
- Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
- Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
- Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.
Намеренные действия и их последствия
Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.
Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания — дело достаточно тонкое и спорное — так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:
- действительно бедственным положением человека;
- его сознательными действиями по части ухудшения жилищных условий.
Поэтому нередко подобные дела решаются и оспариваются гражданами в судебном порядке.
В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей. Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).
Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:
- человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
- совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.
Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:
- съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
- необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
- отказ от сделки дарения;
- самовольное поселение и прописка временных жильцов.
Предлагаем ознакомиться: Процедура приватизации квартиры в 2019 году: 〽 что нужно и с чего начать, как оформить приватизацию, пошаговая инструкция
Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.
Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:
- количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
- любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
- невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
- нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
- любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.
Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.
- Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
- Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
- Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
- Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.
В тематических письмах Конституционного Суда РФ приведены комментарии о том, что является ухудшением жилищных условий. В частности, подчеркивается необходимость следующих признаков для признания нарушений намеренными:
- умышленности;
- искусственного характера действий.
Факторы, которые следует учитывать на основе принятых судебных решений:
- переезд недееспособных родителей к детям (военнослужащим) не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в собственности;
- расторжение (заключение) брака является добровольным по действующему семейному кодексу, поэтому не может быть ограничено правами на получение льгот.
Чтобы минимизировать либо полностью исключить проблемы, следует оценивать представленные знания комплексно. До подачи заявления в муниципалитет проверяют пошагово соответствие действующим условиям постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внимательно изучают особенности местных законодательных актов, правил для военнослужащих. Спорные вопросы решают в судебных инстанциях.
Практика Московского городского суда
Сам по себе факт регистрации по месту жительства не является основанием для возникновения или прекращения права на обеспечение жилым помещением. При таких обстоятельствах принятое жилищной комиссией решение нельзя признать обоснованным (постановление Президиума Московского городского суда от 21.05.2019 по делу № 44 г-173/2019
).
Само по себе то обстоятельство, что состав семьи военнослужащего увеличился, не порождает субъективного права военнослужащего и новых членов его семьи на постановку на жилищный учет и получение ими мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом № 76, без учета положений ЖК РФ, которыми определяются критерии нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение Московского городского суда от 13.03.2019 № 4 г-2590/2019
).
На момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, уровень учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Москве на одного человека, превышал показатель 10 кв. м, военнослужащий был зарегистрирован по месту жительства и проживал в жилом помещении, площадью 74,6 кв. м, собственником которого являлась его мать.
Доводы о том, что в указанном жилом помещении он не проживал, а регистрация по месту жительства носила формальный характер, с целью не числиться среди лиц без определенного места жительства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о том, что при рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащий не сообщил о себе полной и достоверной информации, что противоречит условиям принятия граждан на жилищный учет (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2019 по делу № 33 а-5452/2019
).
Военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если такая справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие основания, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения (апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2019 по делу № 33-40203/2019
).
Сам по себе факт продолжительности службы более 20 лет и непредоставления при увольнении с военной службы иного жилого помещения, в отсутствие факта признания истца нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76
(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2019 по делу № 33-37743/2019
).
Реализация права на улучшение жилищных условий с помощью государственного жилищного сертификата, а именно приобретение жилого помещения, исключает обязанность государства обеспечивать его повторно жилым помещением даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ
(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2019 по делу № 33-32312/2019
).
У ответчика отсутствовали законные основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки истца на жилищный учет в 2002 г., согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали. В связи с этим суд обоснованно возложил на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2019 по делу № 33-20507/2019
).
Граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Само по себе то обстоятельство, что на момент увольнения с военной службы истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, не может быть принято во внимание, поскольку сделки по приобретению его супругой жилых помещений признаны ничтожными решением суда и в силу п. 1 ст. 167
ГК РФ
являются недействительными с момента совершения (
апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2019 по делу № 33-16327/2019
).
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы (п. 14 ст. 15 Закона № 76
).
Это, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ
, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ (
апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-13234/2019
).
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.
Пример №1:
- военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ;
- в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами;
- перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек;
- сам же мужчина снимал более просторную квартиру.
В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.
Пример №2:
- верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся;
- перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни;
- она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом;
- после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.
Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.
Намеренное ухудшение условий проживания военнослужащими
Об умышленном ухудшении жилья военнослужащим подробно сказано в Инструкции, на основании которой предоставляется служебное жилое помещение контрактникам или по договору социального найма.
Из данного документа следует, что к таким действиям относятся:
- Умышленное нарушение распорядка пользования жильем;
- Обмен жилья на площадь меньшую по размерам, что создает некомфортное проживание каждого члена семьи;
- Заключение фиктивного брака и регистрация новой половинки на своей территории;
- Расторжение брака и выделение долей в квартире;
- Нарушение пунктов договора социального найма или умышленная неуплата ренты за эксплуатацию жильем в течение длительного периода;
- Отчуждение определенной части квартиры благодаря сделке купли-продажи или составлению дарственной на ее долю, что существенно уменьшит используемую площадь для военнослужащего и его семьи.
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.
Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.
Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников
Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.
Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:
- любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
- любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
- действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
- регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
- любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
- осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
- заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
- расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
- заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.
На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.
Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.
Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:
- Добровольное освобождение военнослужащим жилого помещения, предоставленного из специализированного фонда военного ведомства, в связи с переводом и, соответственно, переездом в другую местность к новому месту службы.
- Направление вышестоящему командиру (или начальнику) проживающим в служебной квартире офицером (или прапорщиком) ходатайства в виде рапорта о предоставлении ему после увольнения со службы жилья для постоянного проживания.
- Регистрация в квартире, в которой проживает сам военнослужащий, его супруги, родителей, несовершеннолетних детей, не состоящих в законном браке, и иных граждан как по инициативе самого офицера (или прапорщика), так и в соответствии с судебным решением, если до момента вселения (или регистрации по адресу нахождения воинской части) эти лица:
- не имели иных пригодных для проживания помещений ни в пользовании, ни во владении;
- проживали в жилом помещении (на праве пользования или собственности), которое в установленном законом порядке было признано неподходящим для дальнейшего в нем проживания;
- были сняты с регистрационного учета в связи с заключением официального брака (в органах ЗАГС) с военнослужащим и последующим переездом к месту службы супруга;
- были сняты с регистрационного учета в связи с переездом к новому месту службы военнослужащего, который является их родителем.
- Утрата военнослужащим права пользования или владения жилым помещением вследствие отмены вступившим в законную силу судебным решением заключенной сделки, предметом которой было данное жилье.
Хотя в российском законодательстве прямо не установлен список признаков НУЖУ, анализ некоторых норм позволяет выделить главные критерии отнесения деяния к умышленному созданию неудовлетворительной среды для проживания. В число обязательных характеристик неправомерного поступка можно включить следующие:
- цель жильца – получить право стать на специальный учет, предусмотренный для нуждающихся граждан;
- в момент совершения лицо еще не внесено в очередь на бесплатное жилье;
- существование прямого умысла относительно незаконной выгоды в виде получения помещения в безвозмездное пользование;
- результатом принятых мер может стать наделение особым статусом субъекта, который нуждается в поддержке в решении квартирного вопроса.
Эти четыре основных пункта выделены в Постатейном комментарии ЖК, выданном 2005 года под общей редакцией Н.М. Коршунова. Однако гораздо большее практическое значение имеют выводы уполномоченных судебных инстанций, в частности Конституционного суда и Верховного суда РФ.
Когда жилье считается неподходящим?
Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.
Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:
- целостность несущих конструкций и перекрытий;
- исправность инженерных систем;
- влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
- наличие окон в квартире;
- размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.
Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.
Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий
Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:
- Обмен или продажа недвижимости.
- Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
- Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
- Регистрация в квартире третьих лиц.
- Раздел квартиры между несколькими собственниками.
- Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
- Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
- Выход из кооператива с соответствующим получением пая.
Законодательство не содержит конкретного определения явления. Имеется лишь статья 53 Жилищного кодекса РФ, где описываются последствия намеренного ухудшения гражданами условий проживания. Однако особенности правонарушения могут устанавливать местные органы самоуправления.
Под правонарушение попадают:
- любые коммерческие действия, связанные с переездом в жилье меньшего размера;
- фиктивный развод, совершенный с целью получить дополнительное жилье;
- перевод квартиры из жилого фонда в нежилой;
- принудительное переселение жильцов в менее благоустроенные дома из-за намеренного нарушения правил.
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.
Пример №1:
- военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ;
- в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами;
- перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек;
- сам же мужчина снимал более просторную квартиру.
В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.
Пример №2:
- верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся;
- перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни;
- она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом;
- после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.
Признаки и последствия ухудшения жилищных условий
Для того чтобы определить намеренное ухудшение жилищных условий, нужно тщательно и долго разбираться во всех фактах. Если человек уже находится на учете по предоставлению улучшенного жилья и одновременно провоцирует ухудшение жилищных условий, то доказать это будет сложно.
- Если на жилплощадь приведены родители, законнорожденные дети или супруга (супруг) по решению суда, которые ранее проживали в квартире, признанной непригодной для жилья (это доказано в судебном порядке).
- Родные люди (родители, дети, супруга) не имели до этого своей жилплощади.
- Супругой было потеряно право пользования жильем из-за бракосочетания с владельцем жилплощади, причем имеется постановлено, что она должна переехать на территорию проживания мужа.