Коммунальные ресурсы ненадлежащего качества
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммунальные ресурсы ненадлежащего качества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируются положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила).
Как оформить перерасчет за некачественные коммунальные услуги
- ОДПУ показывает, сколько тепла поступило в МКД за соответствующий месяц 2021 года.
- Общий объем потребленной тепловой энергии делим на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме = объем потребленной энергии за месяц.
- Результат из п. 2 умножаем на площадь квартиры = объем потребления квартирой тепла в расчетном месяце.
- Результат из п. 3 умножаем на действующий в соответствующем месяце 2021 года тариф = размер платы за отопление квартиры в соответствующем месяце 2021 года (на сегодняшний день в Новосибирске действует следующий тариф — 1 505,98 руб./Гкал).
Нет. Потому что без прибора учета невозможно определить объемы потребленной тепловой энергии. В данном случае плата за тепло рассчитывается по нормативу.
- В доме установлена автоматика, которая регулирует объем поступающего в дом тепла в зависимости от температуры наружного воздуха: система ежедневно в течение отопительного периода сама определяет, сколько тепловой энергии необходимо запустить в дом (разницу начислений также потом корректируют по итогам прошедшего года).
- Не было прибора учета, потом поставили (тогда за период без прибора расчет будет по нормативу).
- Сломался прибор учета тепловой энергии, и его не сразу починили (за период поломки расчет будет по нормативу, после ремонта по показателям прибора, а в следующем году будет сделана корректировка с учетом данных).
Как правило, годовую корректировку делают управляющие организации. А те жители, кто находится на прямых договорах с поставщиком тепловой энергии, получат перерасчет непосредственно от него.
В своих публикациях, касающихся вопросов учёта и оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на цели отопления и ГВС в МКД 5, я отмечал недостатки существующего законодательства в данной области и приводил рекомендации по их устранению. К сожалению, эти рекомендации не дошли до органов законодательной и исполнительной власти РФ, и воз, как говорится, остался там, где он и был. Поэтому оплата, особенно за горячую воду на нужды ГВС, в разных регионах РФ отличается в разы.
Актуальность данной проблемы ещё раз подчеркнула статья «О необходимости актуализации Правил предоставления коммунальных услуг в части внедрения модели справедливых расчётов за горячую воду», опубликованная в НТ № 10, 2017 г., где говорится, что в рамках НП «РТ» создана Рабочая группа по совершенствованию законодательства в части упорядочения методики расчёта платы за коммунальные услуги по нагреву воды в системе ГВС в МКД.
Постановление от 6 февраля 2019 г. по делу № А60-7380/2018
где:
V – общий объем используемой на протяжении указанного периода теплоэнергии многоквартирного жилого дома;
Sи – общая площадь индивидуального помещения;
Sд – общая площадь всех помещений многоквартирной постройки, куда входят также помещения общего пользования;
Т — установленный службами ЖКХ тариф на предоставляемую теплую энергии.
Уважаемая Лариса Серегина, из Ваших слов сложно сделать вывод о правильности или о неправильности начислений. Не могли бы Вы написать более конкретно какие именно показания передаете, хотя бы за три месяца и что Вам начисляют. Естественно при условии, что Ваш прибор учета тепла теплоснабжающая компания берет во внимание, при выставлении счетов за тепло.
За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В квартире никто не зарегистрирован и не проживает
Если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, то отсутствуют основания для перерасчета. Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354, ЖК.
Такая позиция сформирован многочисленной судебной практикой Арбитражных судов, где органы ГЖН выдавали предписания УО, региональным операторам о проведении перерасчетов. В судебном порядке такие предписания признаются недействительными.
ГЖН провели проверку УО и выявила, что УО отказала в перерасчете за обращение с ТКО в ситуации, когда собственник (или иные потребители) фактически не проживали (в том числе временно) в квартире.
УО обратилась в суд, указав, что что перерасчет размера платы по обращению с ТКО возможен в случае, когда расчет за такую услугу производится исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан, только в отношении зарегистрированных, но временно выбывших из жилого помещения граждан. В случае отсутствия зарегистрированных в помещении лиц, расчет производится по количеству собственников такого помещения.
Суд встал на сторону УО и признал предписание незаконным по следующим причинам.
Частью 11 ст. 155 ЖК установлено общее правило — неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перерасчет возможен при временном отсутствии в порядке, предусмотренном Правилами № 354.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено начисление за обращение с ТКО по числу собственников при при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Верховный суд определением от 23.05.2018 № АКПИ18-238 признал положение п. 148(36) Правил 354 соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК.
Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями
Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2021 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.
До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2021 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.
Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:
- контролировать уровень предоставляемых услуг;
- способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
- осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
- давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.
Основания для перерасчета, предусмотренные в законе
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:
- предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Самое распространенное нарушение — это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 ) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время — не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).
Прямой договор с ресурсоснабжающей организацией. Расторгнуть ли договор
В этой ситуации управляющая компания может направить все свои усилия на выполнение своих обязательств по качеству обслуживания жилого дома.
По данным Минстроя России, около 40% задолженности в ЖКХ — это долги управляющих компаний перед поставщиками ресурсов.
Периоды отсутствия горячего водоснабжения учтены истцом при перерасчете исходя из периодов отсутствия ресурса.
В соответствии с п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилых домах и одноквартирных жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.
Немного ранее заявители были выселены из коммерческого помещения. Суды действовали таким образом, что граждане могли быть выселены из служебных помещений без предоставления другого жилья, поскольку они не состояли, не состоят и не могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не являются малоимущими.
Теперь жители могут требовать перерасчета не только в случае отключения воды, света или газа, но и в случаях некачественного предоставления коммунальных услуг, ссылаясь на Жилищный кодекс. Ранее такая возможность была прописана только в правилах предоставления коммунальных услуг.
Сайт «Российская газета»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012. Номер сертификата ЭЛ № ФС 77 — 50379.
С 7 ноября 2020 года вступили в силу изменения в статью 157 Жилищного кодекса РФ. Потребителю будет произведен перерасчет поставщиком коммунальных услуг. В случае прямых договоров перерасчет будет осуществлять поставщик ресурсов.
А. обратился в МУП «Коммунсервис» с просьбой произвести перерасчет за поставку холодной и горячей воды на основании определения Костромского районного суда от 08.11.2016, No. 2-1230/2016. Однако приведенное истцом судебное решение не устанавливает факт подачи холодной и горячей воды ненадлежащего качества по адресу истца в указанный период.
Не существует. Достаточно, если он содержит все необходимые данные. Кроме того, необходимо правильно указать информацию о заявителе и организации, которой адресовано заявление. Неплохо также подготовить необходимые документы и подумать о сроках подачи заявления.
Мы помогаем решать проблемы законным путем и даем ответы на ключевые вопросы. Мы советуем, как лучше поступить в юридических вопросах.
Если причина плохого качества коммунальных ресурсов — внутридомовые сети, то обслуживающая организация компенсирует жителям затраты поставщика ресурса на перерасчет», — говорят в УК.
В судебном заседании истец Ковалева Е.А. поддержала вышеуказанные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Она рассказала, что вода в их квартире была «кофейного цвета» и что им регулярно приходилось менять фильтры для воды. Они принесли воду для питья, так как вода из крана была непригодна для питья.
В соответствии с пп. 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилых домах и многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г.
Взыскать с МУП «Коммунсервис» Костромского района в пользу Ковалева Е.А. и Ковалева В.Н. компенсацию морального вреда.
Решение городского суда по делу №М-3248/2017
Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.
На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают. Если возникают внеочередные работы, их включают в график. Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.
Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.
Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.
УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.
Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.
При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:
- проходы;
- расположенные на этажах и между ними площадки;
- электроснабжение лифтов, лифтовых или других, если имеются в доме, шахт;
- пространства технического назначения;
- территории чердаков;
- подвальные пространства.
Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.
Для вычислений берутся объемы помещений:
- площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
- общих проходов;
- подъездов;
- холлов, вестибюлей, колясочных;
- комнаты консьержки.
Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.
В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.
Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.
Расчет коммунальных расходов на СОИ не так сложен, как кажется на первый взгляд. Его может выполнить любой собственник. Для этого достаточно воспользоваться формулой расчета:
С=N*Sодм*Sкв/S, где
- С – КР на СОИ (коммунальные расходы на общее имущество);
- N – Утвержденный региональными властями норматив на используемые ресурсы;
- Sодм – Участок общедомового имущества;
- Sкв – Площадь квартиры собственника или нежилого помещения;
- S – Общая площадь дома за вычетом Sодм.
Пример. Произведем вычисления СОИД электроэнергии. Берем двухкомнатную квартиру 47 м2. Предположим, что норматив равен 4,03.
- Общедомовая Sодм составляет 1000 м2, а общая составляет 5000 м2. Расход электроэнергии рассчитывается по вышеприведенной формуле подстановкой значений:
- С=4,03*1000*47/5000=37,9 руб.
- Таким образом, размер платы за электроэнергию составит 37,9 руб.
Как оформить перерасчет за некачественные коммунальные услуги
- ОДПУ показывает, сколько тепла поступило в МКД за соответствующий месяц 2021 года.
- Общий объем потребленной тепловой энергии делим на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме = объем потребленной энергии за месяц.
- Результат из п. 2 умножаем на площадь квартиры = объем потребления квартирой тепла в расчетном месяце.
- Результат из п. 3 умножаем на действующий в соответствующем месяце 2021 года тариф = размер платы за отопление квартиры в соответствующем месяце 2021 года (на сегодняшний день в Новосибирске действует следующий тариф — 1 505,98 руб./Гкал).
Нет. Потому что без прибора учета невозможно определить объемы потребленной тепловой энергии. В данном случае плата за тепло рассчитывается по нормативу.
- В доме установлена автоматика, которая регулирует объем поступающего в дом тепла в зависимости от температуры наружного воздуха: система ежедневно в течение отопительного периода сама определяет, сколько тепловой энергии необходимо запустить в дом (разницу начислений также потом корректируют по итогам прошедшего года).
- Не было прибора учета, потом поставили (тогда за период без прибора расчет будет по нормативу).
- Сломался прибор учета тепловой энергии, и его не сразу починили (за период поломки расчет будет по нормативу, после ремонта по показателям прибора, а в следующем году будет сделана корректировка с учетом данных).
Как правило, годовую корректировку делают управляющие организации. А те жители, кто находится на прямых договорах с поставщиком тепловой энергии, получат перерасчет непосредственно от него.
В своих публикациях, касающихся вопросов учёта и оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на цели отопления и ГВС в МКД 2, я отмечал недостатки существующего законодательства в данной области и приводил рекомендации по их устранению. К сожалению, эти рекомендации не дошли до органов законодательной и исполнительной власти РФ, и воз, как говорится, остался там, где он и был. Поэтому оплата, особенно за горячую воду на нужды ГВС, в разных регионах РФ отличается в разы.
Актуальность данной проблемы ещё раз подчеркнула статья «О необходимости актуализации Правил предоставления коммунальных услуг в части внедрения модели справедливых расчётов за горячую воду», опубликованная в НТ № 10, 2017 г., где говорится, что в рамках НП «РТ» создана Рабочая группа по совершенствованию законодательства в части упорядочения методики расчёта платы за коммунальные услуги по нагреву воды в системе ГВС в МКД.
Порядок перерасчета за некачественные КУ
Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2022 № Ф06-15316/2022 по делу № А12-4577/2022, АС ЗСО от 19.09.2022 № Ф04-3939/2022 по делу № А03-12727/2022, АС ЦО от 29.02.2022 № Ф10-5264/2022 по делу № А09-1717/2022).
В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2022 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.
В своих публикациях, касающихся вопросов учёта и оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на цели отопления и ГВС в МКД 5, я отмечал недостатки существующего законодательства в данной области и приводил рекомендации по их устранению. К сожалению, эти рекомендации не дошли до органов законодательной и исполнительной власти РФ, и воз, как говорится, остался там, где он и был. Поэтому оплата, особенно за горячую воду на нужды ГВС, в разных регионах РФ отличается в разы.
Актуальность данной проблемы ещё раз подчеркнула статья «О необходимости актуализации Правил предоставления коммунальных услуг в части внедрения модели справедливых расчётов за горячую воду», опубликованная в НТ № 10, 2017 г., где говорится, что в рамках НП «РТ» создана Рабочая группа по совершенствованию законодательства в части упорядочения методики расчёта платы за коммунальные услуги по нагреву воды в системе ГВС в МКД.
По итогам заседания Рабочей группы принято решение выйти с предложением по актуализации норм законодательства, регулирующего порядок определения коммунального ресурса и расчёта платы за коммунальные услуги в части ГВС на площадки Правительства РФ и профильные ведомства. Для этого подготовить соответствующий проект с учётом общей выработанной позиции ТСО по данному вопросу.
Полагаю, что нижеприведённый материал поможет при разработке данного проекта.
Проценко Сергей Николаевич, ЗАО «Никольское» [ 12:02:00 / 09.02.2018]
Автору спасибо, статья безусловно полезная и интересная. Но она была бы еще полезней, если бы проблема рассматривалась не только на фоне сравнения гражданского и жилищного законодательства, а была дополнена сравнением: как должно быть в соответствии с требованиями естественного «законодательства». Как должно быть по законам и правилам физики и теплотехники. По существу, предлагаемые автором алгоритмы построены на естественных законах, но он не рискнул позиционировать предложенные модели в качестве определяющих для правовых законов. Полагаю, что по этой причине предлагаемые автором рекомендации диссонируют со смыслом статьи. Рекомендуется: «1. Надо распределять не ресурсы, деньги». Невозможно распределить деньги, не распределив ресурсы. Энергетический баланс по теплоэнергии и материальный баланс по воде являются основой для составления стоимостных балансов для этих ресурсов. Сейчас натуральные балансы по теплу и по воде без особых проблем и достаточно достоверно формируются ТСО с детализацией (в качестве конечного потребителя) до МКД или отдельного здания. Трудности возникают при распределении ресурсов внутри здания. Но это преодолимые трудности. Используя приборно-расчетные методы и следуя правилам теплотехники можно предложить алгоритмы распределения ресурсов внутри дома, так, чтобы балансовые отношения выдерживались во всей цепочке: источник тепла и воды, тепловая сеть, МКД, отдельные помещения в МКД. Алгоритмы сбалансированного внутридомового распределения каждого ресурса должны быть основой для постановки бухгалтерского учета УО. В этой сфере сейчас нет порядка, необходимой детализации, а, следовательно, и должной достоверности.
Итак, физическая модель процесса теплоснабжения и ГВС с детализацией до помещения и с соблюдением балансовых отношений (требование закона сохранения) является основой, предопределяющей составление экономической модели процесса, в которой натуральные показатели конвертируются в стоимостные, и корректность которой также проверяется балансом. Правовые модели теплоснабжения и ГВС будут корректны и справедливы для субъектов процесса только в том случае, если не будут противоречить ни физической, ни экономической моделям.
Несмотря на все сказанное, статья безусловно очень полезная. Спасибо.
Спор и первая инстанция. Дело масштабного значения
Итак, когда ко мне обратился мой товарищ с просьбой о представлении его интересов в банальном споре по оплате ЖКХ, честно говоря, мы не рассчитывали, что итог будет таким, и в нашу пользу…
ООО «Народная управляющая компания» обратилась в суд с обычным иском о взыскании задолженности по оплате ЖКУ с моего доверителя за весь период ее правления — почти три года — с ноября 2012 по август 2015. Сумма — почти сто тысяч рублей.
Однако, мы в свою очередь, с иском согласились лишь частично. Дело в том, что в нашем городе стабильно долго, более 10 — 15 лет подряд вода, которая поступает в водопроводную сеть города из Ладожского озера, по своим свойствам не соответствует требованиям СанПин, в частности превышена её цветность и перманганатная окисляемость.
Эта проблема в нашем городе возникла давно, никто ее предметно не решал, хотя такое качество воды не вызывает эпидемиологических опасений. Управляющей компании было предложено окончить дело миром, но ее представители на это не согласились, поэтому нами был подан встречный иск, привлечены к участию в деле ресурсоснабжающая организация, администрация поселения, Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии.
Мы запросили и приобщили к материалам дела в суде протоколы исследования воды, которые проводит наш Центр гигиены ежемесячно в соответствующих мониторинговых точках, часть протоколов и сведений о состоянии воды были запрошены судом по нашему ходатайству. Мы опирались в своих требованиях на ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О санитарно=эпидемиологическом благополучии населения», «354-е» Правила оказания ЖКУ, а также на соответствующие санитарные нормы и правила.
УК парировала наши доводы тем, что:
1) нет доказательств, подтверждающих ненадлежащее качество воды в квартире потребителя;
2) нет доказательств того, что потребитель сообщал о ненадлежащем качестве, а они в свою очередь об этом впервые слышат;
3) ответственности они нести не могут, так как не занимаются водоподготовкой,
ну и так далее…
Не сложно догадаться, что в суде первой инстанции быстро оценили масштабы данной проблемы и возможные перспективы в случае удовлетворения встречного иска. Это мы четко поняли еще в первом заседании, когда только озвучили позицию (сперва рассчитывали не заявлять встречные требования, без них обойтись).
Местный Роспотребнадзор нас не поддержал, третьи лица оставили всё «на усмотрение суда»… Хотя и те и те живут в городе и платят как все за эту воду…
Встречный иск нам, увы, тут тоже не помог: решением суда первой инстанции нам во встречных требованиях было отказано, а требования «Народной» УК удовлетворены полностью…
Особенно обострилась проблема учёта и оплаты горячей воды в МКД с открытой системой ГВС после введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. До настоящего времени идут судебные споры по этой проблеме между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и потребителями этих услуг. Различные арбитражные суды по-разному трактуют данную проблему, и поэтому в решение этой проблемы был вынужден вмешаться Верховный суд РФ.
Суть проблемы сводится к тому, что в настоящее время имеются две системы (два подхода) учёта, распределения и оплаты ГВС и отопления в МКД, которые не согласовываются друг с другом.
На рисунке приведена схема учёта и оплаты горячей воды и отопления в МКД при открытой системе ГВС, которая действует в настоящее время.
Как видно из данного рисунка, учёт и оплату горячей воды и отопления можно условно разделить на две части:
Учёт и оплата коммунального ресурса в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Учёт распределения и оплата коммунальных услуг в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Особняком в данной схеме стоит оплата за КР и КУ непосредственно от потребителя в РСО, минуя Исполнителя. Это не соответствует сегодняшнему законодательству (закон о прямой оплате на момент написания статьи находится на рассмотрении в Госдуме РФ. – Прим. авт.). Пока такая схема оплаты может приниматься в некоторых случаях, оговорённых в жилищном законодательстве, но в данной статье мы не будем рассматривать этот вопрос.
Порядок перерасчета за некачественные КУ
Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2022 № Ф06-15316/2022 по делу № А12-4577/2022, АС ЗСО от 19.09.2022 № Ф04-3939/2022 по делу № А03-12727/2022, АС ЦО от 29.02.2022 № Ф10-5264/2022 по делу № А09-1717/2022).
В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2022 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.
Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?
Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.
Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.
В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.
Результирующий судебный акт по делу — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2017 г. (кассационная инстанция) № Ф06-15316/2016. Вступило в законную силу.
Управляющая компания отказывается считать водоснабжение по счетчику, что делать
До 2019 года такое действие считалось правомерным в том случае, если счетчиками было оборудовано только несколько квартир из всего жилого дома. Однако в связи со вступлением в силу 1 января 2019 года Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 №1708 установлен новый порядок расчета платежей за ЖКУ, включая воду. Это означает, что теперь в МКД, не оборудованном приборами учета потребления коммунальных ресурсов, плату (как и раньше) начисляют по общим нормативам, однако если в части квартир все же стоят счетчики, то для этих собственников плату должны считать исходя из реального объема потребленного.
Если УК отказывается рассчитывать плату за воду по счетчику, то это является прямым нарушением действующего законодательства. Владельцу квартиры, чьи права были нарушены, следует пожаловаться в вышестоящие инстанции (более подробно об этом написано ниже).