Налоги 2023: единый налоговый счёт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги 2023: единый налоговый счёт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.
За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.
Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.
За период с 01 по 22 января — 28 января.
Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.
Налог на прибыль в 2022 году
Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:
Момент |
Комментарий |
Объект |
Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами |
Налогооблагаемая база |
Превышение доходов над расходами в денежном выражении |
Налоговый период |
Календарный год |
Ставки |
Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет) |
Исчисление платежа |
Регламентирован гл. 25 НК |
Правила уплаты |
Авансы — ежемесячно или ежеквартально За год — по окончании отчетного квартала |
Сроки уплаты |
Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом |
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Затраты и внереализационные расходы
1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.
Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.
2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.
3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.
На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.
4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.
5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.
6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.
В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу
Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.
Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):
— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;
— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.
Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).
Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.
О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):
— обнаружения переплаты;
— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;
— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).
Единый налоговый платеж
Казначейство откроет всем организациям и ИП единый налоговый счет (ЕНС). После этого компании смогут отправлять один платеж с двумя реквизитами: сумма и ИНН. Сотрудники ФНС без участия компании, на основании предоставленной отчетности, будут распределять деньги по разным фондам.
Теперь не будет таких ситуаций, где у компании по разным налогам есть задолженность и переплата из-за механической ошибки. Никаких начислений пени и дополнительных налоговых проверок. Обещают, что в будущем система будет работать в полностью автоматическом режиме.
Вся информация по счету будет доступна в личном кабинете налогоплательщика. Там можно будет посмотреть задолженности, статистику и получить выписку. Налоговая дополнительно планирует расширять возможности автоматического взаимодействия с предпринимателями. В будущем могут ввести функцию оплаты по номеру телефона, интеграцию с разными IT-системами предприятий.
Сальдо единого счета может быть положительным – организация оплатила больше, чем требовалось; отрицательным – тогда имеется задолженность перед ФНС, которую следует погасить и нулевым – бизнес все посчитал правильно. Сотрудники налоговой могут назначить внеочередную проверку, если предприятие несколько раз уйдет в минус по счету, даже если быстро исправит это.
Затраты по налогу на прибыль
Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:
– на учитываемые при налогообложении прибыли;
– неучитываемые при налогообложении прибыли.
Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.
Учитываемые затраты включают в себя:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты.
Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:
– должны быть экономически обоснованными;
– должны иметь стоимостную оценку;
– должны быть отражены в бухгалтерском учете;
– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;
– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.
При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.
Плательщики налога на прибыль
Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.
Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.
Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.
При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:
– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).
Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
— налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
Наименование доходов от федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов. Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц, включая налоговый доход от налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащий зачислению в бюджет Ненецкого автономного округа, передаваемый в полном объеме органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента.
—————————— *(1) Доходы от государственной пошлины подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти которых осуществляют юридически значимые действия, за совершение которых взимается указанная государственная пошлина. — от 3 июля 2021 г. N 193-ФЗ Приложение 2.
рублей — секретные расходы и расходы повышенной секретности в общем бюджете. 70 млрд.
рублей — на помощь онкобольным в общей структуре расходов на медицину; более 50 рублей — ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января; более 65% — закрытая часть расходов на Нацоборону; 11280 рублей — федеральный МРОТ; 453026 рублей — маткапитал.
Также, как и в предыдущие три года, не будет проиндексирован; По прогнозам Министерства Финансов РФ в предстоящем году ожидается высокая волатильность финасового рынка России, что связано с колебаниями зарубежных рынков и с новыми санкциями США в отношении России.
Приложение 2 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на год и на плановый период и годов». Нормативы распределения доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации на год и на плановый период и годов.
Нормативы зачисления в бюджет Ненецкого автономного округа доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, собираемых на территории Ненецкого автономного округа, на год и на плановый период и годов.
Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента.
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин шампанских , винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и или спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и или винного дистиллята, и или фруктового дистиллята.
Доходы от прогрессивного НДФЛ поступят в бюджет не раньше 2022 года
Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.
В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.
Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.
Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.
Ставки налога на профессиональный доход
Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).
10% в отношении профессионального дохода, полученного от:
- физических лиц (независимо от его размера);
- иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
- белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.
20% в отношении профессионального дохода, полученного:
- от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
- при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».