Замена взыскателя в исполнительном производстве по алиментам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Замена взыскателя в исполнительном производстве по алиментам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Смерть гражданина является основанием для перехода прав и обязанностей умершего лица в порядке универсального правопреемства. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Реорганизация организации
Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.
При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.
Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.
В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:
- в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
- в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:
- при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
- при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.
Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.
Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.
Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Как поступить, если пристав не хочет допускать правопреемника
Если новый взыскатель столкнулся с тем, что судебный пристав-исполнитель отказывается перевести все права на него, то может последовать этап обжалования соответствующего постановления. Он может идти по разным направлениям.
Первое из них заключается в том, что действия пристава можно обжаловать его непосредственному начальству, которое находится выше в порядке подчинённости по служебной лестнице.
Если же правопреемство связано с исполнением судебного решения, то имеет смысл подавать жалобу в соответствующий суд. Причем это касается как судов гражданской юрисдикции, так и арбитража.
Например, если изначально исполнительный лист исходил от арбитражного суда, то и действия пристава обжалуются там же.
Также действенной может оказаться жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя в прокуратуру. По результатам её рассмотрения прокурор может обязать соответствующий орган ФССП допустить замену взыскателя.
В любом случае оспорить действия (бездействие) пристава желательно в рамках десятидневного срока. Иначе с рассмотрением жалобы или заявления могут возникнуть проблемы.
Составления заявления о замене должника
Законодательная база:
- ст. 52 Закона об исполнительном производстве
- ст. 44 ГПК РФ
- Заменить сторону в судебном процессе можно как во время рассмотрения дела, так и на стадии, когда исполнительный лист уже получен.
- Заменить можно и взыскателя, и должника. Поэтому обратиться с таким заявлением может любая из сторон производства.
- Замена стороны по исполнительному листу, выданного на решение суда, происходит только через суд, путем подачи заявления.
- Новый исполнительный лист не выдается.
- Если исполнительное производство возбуждено на основании акта, который не является судебным, то обращаться в суд не нужно. Достаточно будет заявления на имя судебного пристава-исполнителя с документами, подтверждающими правопреемство.
- После рассмотрения заявления в суде судебный пристав-исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства, которое утверждается старшим судебным приставом (начальником отдела).
Как правильно составить заявление?
Чтобы справиться с составлением заявления, стоит документа с одного из правовых сайтов. Пример позволит получить представление о том, как составляется такое обращение и какую структуру имеет.
Стандартный документ должен содержать в себе следующие пункты:
- название ведомства, включая личные данные пристава, если речь идет об обращении в ФССП;
- информация о заявителе, личные данные, адрес и номер телефона;
- сведения о заинтересованных гражданах, если таковые есть в деле;
- название бумаги;
- обстоятельства рассматриваемого дела;
- ходатайство о замене должника (или взыскателя);
- основания для принятия положительного решения;
- список документации, удостоверяющей права обратившегося лица;
- подпись заявителя;
- дата создания бумаги.
Сроки замены стороны в исполнительном производстве
Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.
Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.
Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.
Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.
В арбитражном процессе
Замена взыскателя – право, положенное законодательством РФ. В арбитражном процессе также может быть подано соответствующее заявление. Причины могут быть различными, что напрямую связано с самим делопроизводством.
Главной причиной подачи заявления в арбитражном процессе является ведущееся делопроизводство. Встречаются случаи, которые разбираются годами, поэтому во время них происходят различные перемены. Чаще всего это касается наследования или преемственности в организациях.
В первом случае при смерти взыскателя через полгода будущему наследнику придется обратиться к нотариуса для оформления всех необходимых документов. В соответствии с законодательством РФ тут же человек получает права на получение средств, которые должны были быть перечислены умершему. Заполнение небольшой формы гарантирует продолжение делопроизводства и вынесения решения.
В таких случаях допускается реорганизация или смена руководства в соответствии с уставом ООО. После этого обязательно подается заявление, которое требуется для продолжения процесса.
Замена взыскателя – редкая ситуация, но она допускается законодательством РФ. Образец заявления найти несложно, но лучше заполнить форму с помощью опытного нотариуса. Это исключит возникновение опасных ошибок, способных затянуть процесс.
Заявление об отмене решения суда подается в случае подозрения о неправомерности действий судебных органов.
Образец иска о порче имущества приведен в этой статье.
Как правильно составить заявление в суд по административному правонарушению, читайте здесь.
Заменой взыскателя по алиментам занимается орган, принявший решение об их уплате. Не во всех случаях они выплачиваются по судебному приказу/исполнительному листу. В ряде случаев основанием для выплаты алиментов является добровольное соглашение между родителями (родителем и опекуном).
Поэтому и право на замену принадлежит тому, кто принял решение об их уплате.
Но как быть в том случае, если мать, с которой остались дети, умирает, а отец, выплачивавший алименты на основании соглашения, удостоверенного нотариусом, не согласен платить никому иному на оговоренных с бывшей супругой условиях?
Не остается ничего иного, как обращаться в суд с иском об их взыскании в судебном порядке. Только истцом будет выступать иной, нежели мать, опекун/попечитель, или детское учреждение, в которое будет передан ребенок.
При этом существовавшая договоренность утрачивает силу, а взыскание производится в соответствии с законом – (ст 81 СК).
Замена во внесудебном порядке
Выплачивающий алименты родитель может согласиться на заключение добровольного соглашения с новым опекуном, детским учреждением и даже усыновителем (хотя, по закону он не обязан выплачивать алименты на усыновленного ребенка).
Размер и порядок их выплаты излагаются в письменном соглашении, которое в обязательном порядке удостоверяется у нотариуса.
Эта процедура внесудебная и не требует обращения к приставам по смене получателя до тех пор, пока родитель исполняет условия соглашения.
Если в течение 2-х месяцев платежи перестанут поступать, получатель (опекун) может передать соглашение приставу. Пристав будет обязан возбудить исполнительное производство и предпринять весь комплекс мер, предусмотренных законом.
Замена должника в исполнительном производстве РФ
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Запуск процедуры по смене участников процесса исполнительного производства начинается с подачи соответствующего заявления. Изучение заявки и приложенных к ней материалов ставит своей целью принять решение об удовлетворении либо отказе к принятию в производство. Рассмотрением таких инициатив занимаются суды и федеральные службы судебных приставов. Выбор конкретной инстанции зависит от каждого конкретного случая. В суды обращаются если для возбуждения дел основанием служит уже выданный исполнительный документ. К приставам обращаются в случаях, когда у заявителя на руках не судебный документ.
Взыскатель в исполнительном производстве
Взыскателям нужно сосредоточиться на реальном взыскании денежных средств. Т.е. надо предпринять фактические действия, что бы гарантированно получить присужденную сумму или имущество. Ниже указан примерный перечень таких действий:
- возбуждение производства в срок и осуществление судебным приставом-исполнителем всех процессуальных действий по поиску денежных средств и имущества должника;
- самостоятельный поиск имущества должника законными методами;
- юридическое сопровождение действий судебного пристава-исполнителя, пресечения его бездействия;
- контроль за продажей имущества должника с торгов;
- обжалование результатов оценки имущества;
- юридическое сопровождение по пресечению действий связанных с уклонением должника от выплаты;
- возбуждение процедуры банкротства (самый эффективный способ из возможных).
Правопреемство в исполнительном производстве
На основании судебных решений с должника были взысканы денежные средства. Судебный пристав-исполнитель возбудил три производства, объединив их в сводное, о чем направил взыскателю постановления. Далее дело находилось более года в «работе» приставов. Взыскатель приехал на ознакомление с материалами исполнительного производства и вместе с приставом открыл дело. В материалах обнаружились сведения из ФНС о том, что должник реорганизовался в форме присоединения к другому обществу, зарегистрированному в г. Иваново (должник был зарегистрирован в г. Москва). Увидев выписку из ЕГРЮЛ, пристав молниеносно вынес постановления об окончании исполнительных производств, подкрепив актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. При этом основаниями для окончания исполнительных производств послужили следующие обстоятельства: «невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях».
Взыскатель подает в суд заявление к приставу о признании незаконными актов и постановлений об окончании исполнительного производства, имея на то два веских основания: 1) пристав имущество и счета должника не искал, о чем свидетельствует отсутствие в материалах исполнительного производства соответствующих запросов в банки, Росреестр и др., а вместе с тем окончил производство именно со ссылкой на п.п.3 п. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве; 2) по мнению взыскателя, пристав обязан был сам заменить правопреемника в действующем исполнительном производстве, имея в деле сведения из ФНС о реорганизации.
Вот тут то и развернулись баталии. Статья 52 Закона об исполнительном производстве говорит, что «в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства… судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником».
Дело в том, что норму ст. 52 Закона приставы читают только до слов «на основании судебного акта». Упирая на это, делают вывод, что взыскатель обязан сам и только сам идти в суд и подавать заявление о замене должника. В рассматриваемом же деле взыскатель позволил себе усомниться в том, что работа приставов заканчивается вынесением постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью нахождения имущества должника и подал-таки в суд.
Сроки замены стороны в исполнительном производстве
Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.
Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.
Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.
Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.