ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.
Задачи и цели фонда социального страхования
В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:
- Обеспечение временных пособий;
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
- Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
- Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
- Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
- Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
- Выплата пособий при рождении детей.
Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.
Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?
Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.
Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа. Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.
Обязательное страхование от несчастных случаев
Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.
Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:
- трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
- иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
- получить необходимые средства защиты от руководства;
- проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
- отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
- рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.
Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Функции Фонда социального страхования
В число основных функций фонда социального страхования следует отнести:
-
страхование по случаям временной нетрудоспособности граждан;
-
страхование по материнству;
-
осуществление выплат по «больничным листам»;
-
осуществление выплат по пособиям, включая такие случаи, как временная нетрудоспособность, беременность и роды, постановка на учет на ранних сроках беременности (единовременно), рождение ребенка (единовременная), по уходу за детьми (ежемесячная), на погребение;
-
осуществление страхования от случаев производственного травматизма, а также профзаболеваний, наряду с выплатами пострадавшим гражданам на производстве страхового обеспечения, включая производящиеся в единовременном и ежемесячном режиме, оплату по дополнительным расходам в рамках медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, финансирование мер предупредительного характера на снижение травм на производстве и профзаболеваний, обеспечение льготников путевками в санатории и курорты для лечения с правом бесплатного проезда туда и обратно;
-
осуществление обеспечения лиц, имеющих инвалидность, протезами и иными реабилитационными техническими средствами;
-
проведение оплаты по родовым сертификатам.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Правовые нормативы, регулирующие порядок действий работодателя при производственной травме и профессиональных заболеваний, уровень гарантий работников и общие принципы оформления несчастного случая на производстве закреплены в различных нормативных документах Российской Федерации.
Несмотря на то, что страховая выплата производится предприятием-работодателем, компенсацию за нее он получает из средств бюджета ФСС, вне зависимости от того, кто является виновником несчастного случая.
Если же у работника имеются требования к работодателю по выплате морального ущерба, то данная выплата (моральный ущерб) будет производиться из средств работодателя.
Производственной травмой считается какое-либо увечье, которое было получено при обстоятельствах в период работы непосредственно на территории предприятия; следования к своей работе либо же обратно; в период командировки и др.
При наступлении производственной травмы данное событие должно быть обязательно соответствующе оформлено:
- составлена специальная комиссия для выяснения обстоятельств несчастного случая, которая должна включать не менее 3 человек;
- составлен акт, в котором отражаются основные сведения (место, время наступления события, количество пострадавших, виновники, степень вины самого пострадавшего и т. д.);
- сделана запись в специальном журнале, оформленном в соответствии с требованиями Министерства труда Российской Федерации.
В случае отказа в оформлении производственной травмы или неправильного его оформления предприятию «грозит» общение с трудовой инспекцией и достаточно высокие административные штрафы. В правильном оформлении данного события заинтересован и сам работник, поскольку это будет влиять на его страховую защиту в целом в количественной и качественной форме.
Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем и (или) гражданскоправового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (табл. 17).
Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем (рис. 36);
Таблица 17
Номер класса профессионального риска | Размер страхового тарифа, % |
---|---|
I | 0,2 |
II | 0,3 |
III | 0,4 |
IV | 0,5 |
V | 0,6 |
… | … |
XXX | 7,4 |
XXXI | 8,1 |
XXXII | 8,5 |
Комплекс мер по оптимизации социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Комплекс мер по оптимизации социального страхования ¦
L--------T--------------T--------T----------------T-----------------T------
¦/ ¦ ¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬ ¦ ------+-----¬----------+---------¬-------+-----¬
¦ Четкое ¦ ¦ ¦Определени妦 Формирование ¦¦Установление¦
¦ определение ¦ ¦ ¦ миссии ¦¦ резерва средств ¦¦ страховых ¦
¦ объекта ¦ ¦ ¦ ФСС РФ ¦¦ для осуществления ¦¦ тарифов не ¦
¦ социального ¦ ¦/ L------------¦ страхования от ¦¦на один год,¦
¦ страхования от ¦-----+--------------¬¦ несчастных случае⦦а хотя бы на¦
¦ несчастных ¦¦ Приближение к ¦¦ на производстве и ¦¦ три года ¦
¦ случаев на ¦¦ использованию ¦¦ профессиональных ¦L-------------
¦ производстве и ¦¦страховых принципо⦦заболеваний (прежде¦
¦ профессиональных¦¦ в страховании от ¦¦ всего за счет ¦
¦ заболеваний ¦¦ несчастных случае⦦ капитализированных¦
L------------------¦ на производстве ¦¦ платежей в случае ¦
¦ и профессиональных¦¦ ликвидации ¦
¦ заболеваний ¦¦ предприятия) ¦
L--------------------L--------------------
Рис. 2
Для обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предлагается наделить ФСС РФ правом осуществления надзорных и контрольных функций.
Кроме того, раскрыта роль информационно-коммуникационных технологий в решении задач ФСС РФ при реализации национального проекта «Здоровье», и разработаны предложения по использованию информационных технологий для повышения эффективности функционирования фонда.
Отечественный опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия. При этом в сознании широких масс трудящихся и руководителей предприятий прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования.
Необходимость в ее проведении вызвана рядом причин, среди которых главная — переход к рыночной экономике. Он характеризуется тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, появляются значительные по численности маргинальные слои.
Пенсионный фонд (ПФР)
Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.
Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:
- назначение пенсий и их выплата;
- назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
- учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
- персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
- выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
- управление средствами системы пенсионного страхования;
- реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
- установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
- администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.
Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.
В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.
В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.
Главные принципы осуществления ОСС
К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:
- устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;
- обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;
- гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;
- гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;
- государственное управление системой обязательного социального страхования;
- равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;
- обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;
- правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;
- налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;
- независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.
Обязательное социальное страхование
Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения прежде всего работающих граждан в случае достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других установленных случаях .
Видами обязательного социального страхования являются:
• обязательное пенсионное страхование;
• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• обязательное медицинское страхование.
Страхователями по обязательному социальному страхованию выступают преимущественно организации и индивидуальные предприниматели, а застрахованными лицами — граждане, работающие по трудовым договорам или самостоятельно обеспечивающие себя работой, а по обязательному медицинскому страхованию — также неработающие граждане.
Страховщиками по соответствующему виду обязательного социального страхования являются ПФР, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования).
Основным финансовым источником обязательного социального страхования являются страховые взносы страхователей, а страховое обеспечение в зависимости от вида обязательного социального страхования предоставляется, в частности, в виде пенсии, пособий, оплаты медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи .
Обязательное государственное страхование
Обязательным государственным страхованием является предусмотренное законом страхование жизни, здоровья и имущества граждан, в частности государственных служащих определенных категорий, за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета .
Обязательному государственному страхованию подлежат, в частности:
• военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы;
• сотрудники полиции;
• сотрудники Следственного комитета РФ;
• сотрудники и должностные лица таможенных органов;
• сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
• судьи;
• сотрудники налоговых органов;
• сотрудники и работники Государственной противопожарной службы.
В отношении военнослужащих и приравненных к ним по обязательному государственному страхованию лиц страховым случаем является, в частности, гибель (смерть), установление инвалидности, получение увечья (ранения, травмы, контузии) в период прохождения военной службы, увольнение со службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не годным или ограниченно годным к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
В отношении должностных лиц таможенных органов страховым случаем является, в частности, гибель (смерть), установление инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период прохождения службы в таможенных органах, получение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в связи с исполнением служебных обязанностей в таможенных органах.
Объектами обязательного государственного страхования судей является их жизнь, здоровье, а также принадлежащее им и членам их семей имущество.
В случае уничтожения или повреждения последнего ущерб подлежит возмещению в полном объеме, если он причиненный в связи со служебной деятельностью судьи.
Система страховых фондов в России и за рубежом
Страховые фонды РФ включают в себя государственные институты, фонды страховых компаний и общества взаимного страхования.
Система государственного страхования России включает в себя три федеральных страховых фонда, которые работают на базе обязательных взносов физических и юридических лиц – резидентов РФ.
- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) финансирует медицинское обслуживание работающих и неработающих граждан, а также деятельность государственных медицинских учреждений (ст. 33-34 №326-ФЗ).
- Пенсионный фонд России (ПФР) использует аккумулированные средства на выплату пенсий, материальной помощи престарелым гражданам, пособий на ребенка до 1,5 лет (ст. 10 №167-ФЗ).
- Фонд социального страхования (ФСС) – социальный страховой фонд, который выплачивает пособия по беременности и родам, временной нетрудоспособности, на рождение ребенка, на погребение, на санитарно-курортное лечение (постановление правительства РФ от 12.02.1994 №101).
Если система государственного страхования представлена тремя федеральными фондами, то частный сегмент образуют 178 фондов страховых компаний. При этом 74% рынка страхования приходится на 10 организаций-лидеров. Общие взносы за 2019 год, по данным ЦБ РФ, составили 1480 млрд. рублей, однако рынок впервые не вырос с 2009 года. На обязательное страхование приходится 16% взносов. Совокупные страховые выплаты в 2019 г. составили около 607 млрд. рублей.