Проведение автотехнической экспертизы в случае ДТП в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение автотехнической экспертизы в случае ДТП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
Как происходит независимая экспертиза по шагам
Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.
Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:
- Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
- Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
- Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
- Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
- Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
- Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
- Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
- По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.
Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО
Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:
- регион проведения;
- характер повреждений;
- наличие дополнительных услуг (выезд на место).
Примерные цены на услуги:
- Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
- Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
- Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
- Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
- Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
- Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
- Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
- Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
- Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
- Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.
Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.
Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.
Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:
- как выбрали компанию;
- сколько пришлось оплатить;
- как долго происходила вся процедура проверки;
- остались ли вы довольны итогами осмотра;
- получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.
Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ !!! Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Сроки проведения независимой оценки авто после аварии
Согласно действующему законодательству обязательная оценка повреждений осуществляется СК в течения пяти рабочих дней. Если страховщик проводит экспертизу дольше, то вы можете самостоятельно обратиться к независимым экспертам, передав им заключение страховой компании. Обычно независимая оценка длится не более 10 дней.
Если вы приняли решение осуществить независимую оценку, то необходимо пригласить для ее участия всех заинтересованных лиц, путем извещения по почте. Если все участники ДТП живут в одном населенном пункте, то вы должны уведомить их за 3 дня до проведения оценочных работ, а при проживании в разных городах уведомление им должно поступить не менее чем за 6 дней до начала экспертизы.
Инструкция проведения независимой экспертизы после ДТП
Рассмотрим более подробно инструкцию проведения независимой экспертизы после аварии:
- На первом этапе следует выбрать оценочную организацию. К ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Для начала нужно собрать максимальное количество информации о ней. Эти данные можно поискать на автомобильных форумах, посмотреть в рейтинге, изучить отзывы в интернете, узнать мнение от знакомых, уточнить сведения при личном обращении в офис компании. После сбора и анализа всей полученной информации можно составлять договор, но только после ознакомления с его образцом.
- На втором этапе необходимо произвести оплату услуги. Если вы являетесь частным лицом, то экспертиза оплачивается наличными в организации или через банк с комиссией. Вам выдается квитанция, доказывающая внесение средств в кассу. Если вы являетесь ИП или представителем какой-либо фирмы, то вам направляется счет на оплату для перечисления средств со счета в банке.
- На третьем этапе следует определить место и время осуществления осмотра машины. Этот момент обсуждается напрямую между вами и экспертом. Как правило, оценочные работы осуществляют в автосалоне, где имеются все необходимые условия для их проведения.
- На четвертом этапе следует оповестить всех участников дорожно-транспортного происшествия и СК о проведении независимой оценки. Это нужно, если:
- обнаружены скрытые недостатки, не выявленные при первом осмотре страховщиком;
- компенсационные выплаты составляют меньше, чем цена ремонтных работ по факту;
- виновное лицо не осталось на месте аварии;
- на место ДТП не были вызваны инспекторы ГИБДД.
Вам не могут отказать в возмещении компенсационных выплат, даже если виновное лицо не получило уведомление о проведении независимой оценки.
- На пятом этапе оценщик должен ознакомиться с документами, составленными инспекторами ГИБДД при выезде на место аварии. После этого он обязан сделать фотографии аварийного ТС со всевозможных ракурсов, уделяя внимание участкам повреждения. Эксперт обязательно должен сфотографировать пробег и номер кузовной части машины. После проведения осмотра он обязан составить акт, который позволит в дальнейшем сделать все необходимые расчеты.
- На предпоследнем, шестом этапе следует дождаться расчетов, которые проводятся через специальные компьютерные программы. В них эксперты вносят сведения об авто, его комплектацию и дополнительные опции. Затем осуществляется расчет ремонтных работ и их цена. В некоторых случаях восстановительный ремонт по полису ОСАГО довольно сильно отличаются по цене ремонта по автостраховке КАСКО. Это объясняется тем, что при обязательном страховании стоимость запчастей и работ берется из РСА, а при расчетах по КАСКО — из прайс-листа официальных дилеров.
- На заключительном этапе принимаются результаты осмотра и расчетов. Расчеты предоставляются оценочной организацией в виде отчета, который представляет собой мнение эксперта. В нем содержится оценка уровня повреждений авто, причины их появления, техника и масштаб требуемого ремонта, процесс расчета цены работ, размер причиненных убытков, сумма возмещения за восстановление.
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.
Автолюбителю нужно знать:
- что проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля до проведения осмотра экспертом при страховой компании нельзя;
- осмотр должен быть проведен не позднее 5 рабочих дней с момента подачи заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов;
- в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о размере компенсации страховая компания организовывает независимую экспертизу.
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Стоит ли вообще проводить экспертизу?
Многие начинающие автомобилисты соглашаются на бесплатную процедуру от страховой компании. Их можно понять, не всегда есть деньги и время, чтобы заказывать независимые оценочные работы, но всегда ли это выгодно?
По статистике 90% пострадавших не согласны с суммой ущерба, которую им оценивают эксперты страховщиков. При повторной оценке сумма иногда увеличивается в несколько раз.
Однако независимая экспертиза авто имеет как положительные, так и отрицательные моменты, а именно:
- Положительные стороны: вы получите реальную сумму ущерба автомобиля после оценки; специалисты установят скрытые повреждения; вы сможете добиться полной выплаты от страховщиков; вам не придется доплачивать за ремонт.
- Отрицательные стороны. Страховщики редко идут на урегулирование вопроса во внесудебном порядке. Обращение в суд возможно, только если разница в выплатах составляет более 5 000 руб. Вам самому придется оплачивать услуги экспертов. Если вы проиграете в суде, вам не возместят потраченные на оценку деньги.
Документы для проведения независимой экспертизы авто
Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:
- документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
- документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
- справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
- направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
- иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.
Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:
- Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
- Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
- Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
- Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?
При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:
- Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
- Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
- Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
- Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
- Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.
Когда нужна независимая экспертиза
По общему правилу при обращении за страховыми выплатами проведение экспертизы обеспечивает страховщик. Для этого автомобиль представляется для осмотра эксперту, которого назначит страховая компания. Как правило, у страховых компаний заключены постоянные договоры с экспертными организациями на проведение осмотра и определения размера ущерба.
Необходимость в проведении независимого экспертного исследования возникает в следующих случаях:
- если обращение в страховую компанию следует после фактического проведения ремонтно-восстановительных работ (в этом случае страховщик отказывает в выплатах, а оспорить отказ можно только через суд);
- если автовладелец не согласен с характером и оценкой повреждений, которые указал эксперт страховой компании;
- если возмещение ущерба происходит с непосредственного виновника аварии без обращения в страховую компанию.
Зачем нужна независимая экспертиза после ДТП, если эксперт страховой компании уже провел обследование и выдал заключение об оценке ущерба? Каждая страховая компания заинтересована в извлечении прибыли по полисам ОСАГО и КАСКО. Одним из вариантов увеличения прибыли является искусственное занижение суммы выплат.
Эксперт, назначенный страховщиком, также отвечает за объективность результатов оценки. Однако с учетом договорных отношений, существующих между оценщиками и страховой компанией, при обследовании могут возникать следующие ситуации:
- отдельные виды повреждений не будут указаны в заключении — эксперт может сослаться на возникновение вмятин, царапин и иных повреждений до момента ДТП;
- эксперт может неточно описать характер скрытых повреждений;
- при обращении в страховую компанию не учитывается утрата товарной стоимости автомашины, поэтому эксперт может не указать этот показатель в своем заключении.
Когда делать независимую экспертизу
Делать ее лучше после того, как вы стали знать сумму причиненного вреда и сразу после получения недостаточной выплаты.
Чтобы вам проще было понять, каким образом делается экспертиза, сопоставим порядок выплаты страховой с последующим ремонтом автомобиля и оспариванием выплаты, когда выплаченная сумма не является достаточной для восстановления ТС.
Итак, стандартный порядок получения выплаты выглядит так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт,
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.
Порядок, при котором необходима независимая экспертиза:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт, в это время потерпевшему становится понятно, что выплаченной суммы не хватает для ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей компании/оплата услуг), с приглашением представителя страховой,
- осуществление экспертизы/новая калькуляция размера вреда,
- досудебное требование на основе калькуляции независимой экспертизы,
- при отказе страховщика урегулировать спор в досудебном порядке – подача иска в суд,
- выигрыш суда, получение исполнительного листа для получения от страховой отсуженной суммы,
- еще одна выплата от страховой компании по суду (обычно это разница между выплаченным и оцененным независимой экспертизой, плюс «бонусы», про которые расскажем далее),
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.