Тротуар — определение ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тротуар — определение ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тротуар — это специальное сооружение, которое служит как зона перемещения для пешеходов и велосипедистов. Чтобы точно понимать значение этого слова, следует знать, что такое дорога. Она представляет собой полосу, предназначенную для езды. Дорога состоит из тротуара и обочины. Разница между обочиной и остальной дорогой заключена в том, что на первой можно парковаться. Тротуар — это пешеходная дорожка (одна или более) вдоль дороги. Парковка — место для остановки автомобилей, которая расположена у края обочины или самой проезжей части.
Тротуар: определение по ПДД
Каждый элемент дорожной части имеет свое определение, закрепленное в общих положениях Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а именно:
- Дорога, представляющая собой участок земли для передвижения транспортных средств и пешеходов. Элементами дороги являются: проезжая часть с одной или несколькими полосами движения ТС, трамвайные рельсы, конструкции разделительного характера, обочины и тротуары.
- Тротуар является одним из составляющих дороги. Он предназначен для безопасного движения пешеходов. Примыкает к проезжей части дороги, но отделен от нее бордюром или газоном.
- Пешеходная дорожка – это выделенная зона для людей, двигающихся пешком. Она не является частью дороги, поскольку не граничит с проезжей частью.
- Обочина представляет собой примыкающую к полосе движения транспорта территорию. Включается в состав дороги, но имеет отделение от нее разметкой.
Зачастую люди путают понятия тротуара и обочины. Существенными различиями между ними являются:
- плотное примыкание к проезжей части обочины, отделение тротуара от нее бетонным бордюром или газоном;
- расположение обочины на одном уровне с проезжей частью, тротуар чаще всего немного приподнят по отношению к уровню части дороги для передвижения транспорта;
- для организации обочины используются те же материалы, что и для проезжего полотна дороги, тротуар может быть асфальтовым, бетонным или деревянным.
Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.
Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.
Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья 12.15 КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.
Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.
Автовладельцам необходимо учитывать следующее обстоятельство. Незаконной стоянкой признаётся даже такая ситуация, когда автомобиль либо мотоцикл заехал на тротуар или бордюр только одним колесом.
И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств. Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь. Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.
Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?
1. | ? | Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем. |
2. | ? | Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем. |
3. | ? | Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. |
Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Поэтому она является постоянной величиной и не зависит от фактической загрузки ТС.
Какая должна быть минимальная и максимальная ширина
На территории нашей страны действуют специальные СНиПы и государственные стандарты, которые содержат геометрические нормативы дорожных сооружений.
Согласно ГОСТу 52766-2007 (п. 4.5.1.1) наличие тротуара обязательно на тех участках, которые пролегают через любой населенный пункт.
Количество полос для ходьбы связано с интенсивностью потока людей:
при общей (в обоих направлениях) напряженности движения пешеходов до 50 человек в час | допускается наличие одной полосы |
при интенсивности от 50 до 1000 чел./ч | тротуар должен состоять минимум из двух полос |
при количестве пешеходов более 1000 за 1 час | число полос увеличивается на одну с каждой тысячей |
Наименьшая допустимая ширина и тротуара, и пешеходной дорожки при однополосном движении – 1 метр. При большем количестве полос она должна составлять более 0,75 метра. Максимальная ширина данным ГОСТом не установлена.
По закону: что такое тротуар
Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».
Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.
Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.
Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.
Как и куда подавать жалобу?
Если возникла необходимость применить меры ответственности к владельцу транспорта, который нарушил закон, нужно сделать фотографию и/или снять видео места происшествия со всех ракурсов. Чтобы понять, разрешена ли парковка на тротуаре или нет, на предоставляемых материалах должны четко просматриваться:
- государственный регистрационный номер машины (информация требуется для быстрой идентификации хозяина автомобиля, нарушившего ПДД);
- фактические доказательства самого нарушения парковки транспортным средством (чтобы сотрудники ГИБДД имели возможность классифицировать разновидность правонарушения, назначить верный размер штрафа).
Гражданин, который обнаружил и зафиксировал неправильно припаркованный автомобиль, должен обратиться за помощью к органам правопорядка. Только сотрудники ГИБДД установят, можно ли заезжать на тротуар в указанном месте или нет, и присудят положенный штраф.
« | Октябрь 2019 | » | ||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
В ПДД сказано, что данный элемент дороги предназначен исключительно для движения пешеходов. В условиях постоянных пробок (особенно в столице) некоторые водители могут решить проехать по тротуару, дабы сэкономить время. Подобное действие является правонарушением и за него следует наказание по ст. 12.15 — штраф 2000 рублей. За стоянку (парковку) на тротуаре штраф составляет 1000 рублей.
Обратите внимание: остановкой будет считаться, даже если автомобиль заехал на бордюр одним колесом. Будьте внимательны к данному аспекту, дабы не пришлось забирать свое транспортное средство со штрафстоянки.
В ПДД предусмотрены и исключения из правил – ситуации, когда можно двигаться на автомобиле по тротуару. Всего их 3:
- Транспортные средства, привозящие какие-либо грузы к торговым точкам, могут проехать по тротуару, если иной возможности подъехать нет. Такое случается довольно часто в наиболее оживленных городах нашей страны, где просто не хватает места. Невозможность подъезда к месту разгрузки товара должна иметь постоянный характер. Иными словами, если водитель решил, что подъехать нельзя, потому что на дороге сильная пробка, то его остановка на тротуаре будет признанна незаконной. В данной ситуации он должен подождать, пока трафик «рассосется».
- Транспортные средства, которые находятся на учете экстренных служб (полиция, скорая помощь и т.д.). При этом заезжать на тротуар они могут только, если того требует ситуация: им нужно оказать помощь, и отсутствуют иные пути подъезда к нужной точке. Если такие автомобили остановятся не при исполнении – это будет считаться административным правонарушением.
- В экстренной ситуации появилась необходимость совершения вынужденного маневра. Типичный пример: автомобилю не удается заехать во двор, так как единственный проезд заблокирован (разгружается грузовой автомобиль, ДТП и т.д.) и передвижение по тротуару является единственным решением.
Первый и третий пункты, хоть и прописаны в ПДД, но являются весьма спорными. На практике, при появлении претензий у автоинспекции возникает проблема доказать, что движение по тротуару было единственным и необходимым решением. Поэтому старайтесь совершать такое действие только в экстренном случае.
Наказание за остановку на тротуаре
Различные территориальные субъекты Российской Федерации разрабатывают свои штрафы для наказания недобросовестных владельцев автомобилей, практикующих остановку на тротуарах. Хозяевам обычных легковых машин и мотоциклов в Москве и Санкт-Петербурге за стоянку на тротуарных переходах грозит штраф 3 000 рублей.
При встрече с сотрудником ГИБДД, автовладельцы других российских городов и посёлков облегчат свои кошельки на 1 000 рублей.
Штрафы, перечисленные выше, регламентируются частями 3 и 9 статьи 13.19 КоАП. Не уплачивать их можно только путём соблюдения правил, установленных ПДД.
Тротуарная дорожка является дорожным элементом с интенсивным движением пешеходов.
Иногда она примыкает к другим объектам инфраструктуры или сливается с ними:
- автомобильному шоссе;
- скверам и площадям;
- полосе движения для велосипедистов.
Тротуары часто отделяются от остальных объектов газонами, клумбами, бетонными либо трубчатыми ограждениями. Но нередко, такие места соприкосновения никак не обустроены, что вызывает неудобство их использования и риски травматизма.
Временная парковка в пешеходных зонах разрешена только велосипедистам, мотоциклистам и водителям автомобилей городских экстренных служб со спецсигналами. Правда, стоя на тротуаре, спецмашины должны иметь соответствующие документы об их вызове, подтверждённые путевым листом соответствующего образца.
Античные дороги создавались с большим трудом, чем современные, поскольку материалы и технологии были довольно примитивны. Но важность их для людей в те далёкие времена была намного выше. Чтобы просёлочные дороги не превращались в месиво, представители первых развитых цивилизаций стали применять мощение — деревянное и каменное. Естественно, последнее было куда долговечнее. Дороги с каменным покрытием имелись в Ассирии, Хеттском царстве, государстве Ахеменидов. У ассирийцев имелись особые отряды, строившие мосты и трассы для движения боевых колесниц. Но наиболее хорошо известны, конечно, римские дороги. Они стали главными путями коммуникации между Европой и Азией, а их общая длина составила, по разным оценкам, от 80 до 300 тысяч километров. К IV веку до нашей эры римляне создали уже 372 магистрали, 29 из которых вели в Вечный город. Отсюда, собственно, и появилось выражение «Все дороги ведут в Рим». Строительство мощёных магистралей римляне освоили более 2 тысяч лет назад. Каменное покрытие было необходимо, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления к своим войскам, завоевывавшим территории далеко на окраинах. Сначала тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединённых известковым раствором. Затем на это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем ещё один слой камней поменьше, величиной с орех. А в конце сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Ширина её составляла от 4 до 12 метров, что давало возможность разъехаться двум конным экипажам. По бокам дороги имелись возвышения для прохода пеших путников. То есть своеобразный древнеримский тротуар. Некоторые из этих сооружений сохранились и до наших дней. Разумеется, если римляне достигли таких высот в строительстве международных «трасс», то дороги в самом Риме и других городах империи они тоже старались делать по уму. Для прогулок кое-где иногда устраивали специально огороженные пути, по которым спокойно могли передвигаться граждане. Разумеется, с падением Рима, а позднее и Константинополя, о культуре городских прогулок людям пришлось позабыть. Ведь в Средневековье, проходя по улице, человек рисковал получить ушат помоев на голову. Из-за чего, собственно, в Европе впоследствии и распространились шляпы и капюшоны разного фасона.
Какая должна быть минимальная и максимальная ширина
На территории нашей страны действуют специальные СНиПы и государственные стандарты, которые содержат геометрические нормативы дорожных сооружений.
Согласно ГОСТу 52766-2007 (п. 4.5.1.1) наличие тротуара обязательно на тех участках, которые пролегают через любой населенный пункт.
Количество полос для ходьбы связано с интенсивностью потока людей:
при общей (в обоих направлениях) напряженности движения пешеходов до 50 человек в час | допускается наличие одной полосы |
при интенсивности от 50 до 1000 чел./ч | тротуар должен состоять минимум из двух полос |
при количестве пешеходов более 1000 за 1 час | число полос увеличивается на одну с каждой тысячей |
Наименьшая допустимая ширина и тротуара, и пешеходной дорожки при однополосном движении – 1 метр. При большем количестве полос она должна составлять более 0,75 метра. Максимальная ширина данным ГОСТом не установлена.
Что такое пешеходная дорожка
Согласно Правилам дорожного движения «Пешеходная дорожка» — это обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1. ПДД РФ.
Другими словами «Пешеходная дорожка» — это участок местности, предназначенный для движения только пешеходов. Закон приравнивает к пешеходам также инвалидов в коляске, лиц, ведущих велосипед, мотоцикл, детскую коляску, лиц, которые катаются на самокатах, роликовых коньках и иных подобных приспособлениях.
Более того, Правила дорожного движения вменяют в обязанности пешеходов, помимо тротуаров, двигаться именно по пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1 ПДД РФ).
СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования
При проектировании насыпей из неоднородных грунтов в верхние слои отсыпают грунты с более высокой дренирующей способностью.
При проектировании устанавливают необходимую степень плотности грунтов земляного полотна исходя из норм табл.13.
Однако некоторые водители, пренебрегая законом, позволяют себе заезжать на эти сооружения, мешая движению людей, а иногда и создавая угрозу их здоровью и жизни.
Тротуар — это часть проезжей дороги, от самой дороги его отделяем или небольшой газон, обязательно бордюр или перила.
Штраф, предполагающийся за стоянку на тротуаре, устанавливается ч.3 и ч.6 ст. 12.19 административного Кодекса. Согласно этим законодательным нормам, за подобное нарушение, если оно совершено за пределами Санкт-Петербурга и Москвы, водитель должен заплатить 1 тысячу рублей. В 2 вышеуказанных городах, штрафные санкции составят 3 тысячи рублей.
Избегайте тротуаров из асфальта. Это неэкологогично и делает из тротуара дорогу. Асфальт это просто и дёшево, но нельзя выкидывать восприятие пространства при принятии решения. В крайнем случае, нужно хотя бы делать вставки из брусчатки по бокам или из плитки через определённое расстояние.
Каменные покрытия долговечны; их выполняют из каменных плит крупных и мелких, правильной и неправильной формы. Дорожка может быть вымощена целиком мелкими камнями или в сочетании с крупными. Отдельные, разной величины камни вкрапливаются в бетон либо свободно укладываются среди газона. Из плит можно делать разнообразные садовые дорожки.
Определение тротуара по ПДД: что можно, а что нельзя на тротуаре
Обычный пешеход является самым незащищённым участником дорожного движения. Для того, чтобы отделить пешеходную зону и обезопасить перемещение пешеходов, используют тротуары. Иногда недобросовестные водители заезжают на пешеходную зону, подвергая людей опасности. Что обозначает понятие тротуар, что можно и что нельзя на нём согласно правилам дорожного движения — далее в статье.
- Определение
- Знаки, обозначающие тротуар
- Минимальная и максимальная ширина тротуара
- Запреты и разрешения для транспортных средств на тротуаре
- Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
- Стоянка или парковка на тротуаре
- Езда по тротуару на велосипеде или мопеде
- Штрафы за нарушения
Высшая инстанция поспорила с Мосгорсудом об определении понятия «тротуар»: в очень любопытном определении Верховный суд рассказал, относится ли к тротуару дорога, вымощенная плиткой, могут ли растения «подтвердить» неправильную парковку, а также кого стоит все же вызвать в процесс для прояснения этого вопроса.
Суть дела
Жительницу столицы оштрафовали за парковку на тротуаре на основе фотоснимка спецсредства «ПАК ПМ».
Водитель последовательно поясняла, что оставила автомобиль не на тротуаре, а на месте сноса самовольной постройки. В подтверждение она представила скриншот портала «Яндекс карты», письмо заместителя префекта и ГБУ «Жилищник» — все они утверждали, что место парковки является придомовой территорией и не считается ни газоном, ни тротуаром, а ранее на этом месте располагался объект самовольного строительства.
Однако суды отклонили эти доводы, посчитав, что представленные документы не влияют на квалификацию правонарушения. Они посчитали, что раз на фотографии видно, что автомобиль находится на участке дороги, отделенном бордюром, на котором произрастают зеленые насаждения, и имеется покрытие для прохода пешеходов, вымощенное тротуарной плиткой, то считать место парковкой никак нельзя.
ВС посчитал, что судебные инстанции халатно отнеслись к доводам заявителя.
Что такое тротуар
Согласно Правилам дорожного движения тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Определение тротуара закреплено и в ГОСТе: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях (пункт 3.50 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»).
«Утверждение замглавы Мосгорсуда о том, что покрытие, вымощенное тротуарной плиткой, сделано для прохода пешеходов к домам, ничем не подтверждается.
Произрастание зеленых насаждений не свидетельствует о том, что спорный участок является тротуаром и не опровергает содержащиеся в письмах чиновников сведения о том, что названный участок является придомовой территорией», — указывает ВС.
Кроме того, из представленного фотоматериала усматривается, что к проезжей части примыкает элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, отделенный от спорного участка, вымощенного тротуарной плиткой, бордюрным камнем.
«Таким образом, с учетом представленных заявителем доказательств безусловный вывод о том, является ли место совершения административного правонарушения тротуаром по материалам настоящего дела сделать нельзя», — считает высшая инстанция.
А поскольку, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, фото- или видеофиксация правонарушения в области дорожного движения не отменяет принцип презумпции невиновности, то суды не освобождаются от обеспечения всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел (определения от 07 декабря 2010 года №1621-0-0, от 22 марта 2011 года №391-0-0, от 21 июня 2011 года №774-0-0, от 25 января 2012 года №177-0-0).
Судебные инстанции при разбирательстве доводы жалобы надлежащим образом не проверили, не допросили должностное лицо, вынесшее постановление, не запросили в компетентных органах сведения о том, является ли спорный участок дороги тротуаром.
Таким образом меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты, считает ВС.
В связи с чем он отменил состоявшиеся по делу судебные акты, а дело направил на новое рассмотрение в Измайловский суд Москвы.