Водоотведение на ОДН в 2023 году: особенности расчетов и оплаты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водоотведение на ОДН в 2023 году: особенности расчетов и оплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.
Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ
Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Всё об ОДН с июля 2022 года
Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса. Многие дома еще не оборудованы соответствующими системами учета, хотя люди уже давно понимают их важность и необходимость. Счетчики позволяют обеспечить прозрачность начисления расчетов ОДН, исключить возможность необоснованных переплат. К тому же практика показала, что оплата по установленным нормативам значительно выше, нежели по показателям систем учета.
Электроэнергия в списке общедомовых нужд – одна из наиболее щепетильных тем. Мало того, что сумма ежемесячно менялась, то резко возрастая, то резко снижаясь, а управляющие компании не могли внятно объяснить ни то, как происходит расчет, ни то, почему в одном городе в однотипных домах суммы значительно отличаются, так еще с 1 января 2022 года отдельная графа по этому расчету была убрана, а сумма оплат выросла в разы. Не говоря уже о том, что правительством была исключена возможность оплаты по общедомовым счетчикам.
Оплата ОДН — на — сколько это законно
Также ОАО «Кузбассэнергосбыт» уведомил о том, что по закону №261-ФЗ «Об энергосбережении. » на установку индивидуальных электросчетчиков осталось менее трех месяцев. И уточнил, что «именно от наличия счетчиков у всех жильцов многоквартирного дома и от своевременной передачи их показаний большей частью зависят величины начисленной платы за ОДН».
Между тем, законность взимания ОДН по-прежнему вызывает вопросы. Во-первых, 307-е правительственное постановление, подзаконный акт, противоречит букве и духу российских законов, принципам социальной справедливости. Ведь на самом деле оплачиваются не «общедомовые нужды»: расходы на освещение лестничных площадок или электропитание домофона в общем составе ОДН мизерны.
Порядок начисления одн с января 2021-2021 года
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
Как будет рассчитываться плата ОДН за воду, можно узнать из примера, который демонстрирует работу ставропольских чиновников. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН. Их показатели варьируются в зависимости от категории жилых домов и по отношению к водоснабжению объектов составляют 0,029-0,067 кубометра холодной воды на один квадратный метр жилого помещения. При этом во внимание принимается сразу несколько факторов:
В отношении обоснованности требований РСО к УК по рассматриваемому вопросу отметим следующее. Законодательная база позволяет судам формировать правоприменительную практику как в пользу РСО, так и в пользу УК. В случае судебного спора по данному делу вынесение решения в пользу УК возможно тогда, когда судом будет признано заключение договора между жителями и РСО. Тот факт, что РСО самостоятельно собирает с жителей информацию об индивидуальном потреблении электроэнергии по ИПУ и выставляет квитанции, может свидетельствовать о том, что РСО приняла на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг, установленные законом. Дополнительным аргументом по делу может служить отсутствие согласования условий договора энергоснабжения между УК и РСО в отношении спорных домов.
При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.
Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.
На вопрос, что делать тем собственникам квартир, которые по итогам перерасчета платы за ОДН получат необоснованно большие счета, «Реальному времени» ответила замруководителя Госжилинспекции РТ Жанна Шишова:
— Прежде всего следует обратиться в управляющую компанию за информацией. Собственники вправе ознакомиться, а УК обязана им предоставить данные из журнала — показания домовых приборов учета, суммарные значения показаний квартирных счетчиков и разъяснить, как вычислена разница между ними, которую отнесли на ОДН, какие площади включались в расчет.
— Но невозможно понять, куда утекли ресурсы, не имея информации о тех соседях, которые не установили квартирные приборы учета, нерегулярно сдают показания счетчиков, не платят за ЖКУ. Эти сведения УК должна предоставить собственнику?
— Закон их не обязывает это делать.
— А если собственник попросит Госжилинспекцию проверить, куда утекли вода и электроэнергия?
— Мы проверим правильность расчетов — посмотрим, какие показания счетчиков учитывались, какие площади. Если в доме была авария, например, прорыв водопровода, и в заявлении будет указано, когда это произошло, если это будет доказано, например, будет зафиксирован вызов аварийных служб или обращение в УК по этому поводу, мы проверим, не отнесли ли эти ресурсы на ОДН, и если отнесли, выдадим предписание устранить нарушение. Но если собственник не указывает в обращении ничего конкретного, а просто высказывает предположение, что была когда-то какая-то утечка — это не повод для перерасчета.
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в закон об электроэнергетике, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 174-ФЗ.
Уточняется понятие «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», а также появляются понятия «цифровая информационная модель электроэнергетической системы» и «перспективная расчетная модель электроэнергетической системы»; расширяются функции системного оператора.
При этом Правительство РФ Постановлением от 09.12.2022 № 2274 установило особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Эти особенности будут применяться до конца 2023 года.
В теплоснабжении начнут действоватьобновленные правила заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и правила заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении. Они утверждены Приказом Ростехнадзора от 20.09.2022 № 319.
В отношении водоснабжения и водоотведения обновились правила ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение (Приказ Минстроя России от 29.07.2022 № 623/пр), а также установлены особенности использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения (Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1746).
27 апреля 2021 года Конституционный Суд вынес постановление №16-П, которое поставило точку в деле необоснованного начисления сумм за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома.
В суд обратилась жительница г. Михайловск Ставропольского края, проживающая в многоквартирном доме. Когда-то их дом был присоединен к централизованной системе теплоснабжения.
Однако по согласованию с местной администрацией большинство квартир и нежилых помещений МКД были переведены на индивидуальное газовое отопление, установленное непосредственно в квартирах. Все эти квартиры теперь отключены от центрального отопления, в них демонтированы радиаторы (батареи), а стояки системы теплоизолированы.
Но начиная с 2018 года, всем собственникам этих квартир стали начислять плату за отопление мест общего пользования. Грубо говоря — за подъезды. Основанием служили показания общедомового счетчика тепла.
Жильцы с подобными платежами не согласились и провели судебную строительно-техническую экспертизу. Которая показала, что в указанных местах общего пользования отсутствуют батареи и трубопроводы отопления. А значит, эти общедомовые помещения не отапливаются от централизованной системы. Кроме того, сети теплоснабжения в подвале МКД технически не могут быть использованы для отопления помещений дома.
По совокупности это говорит о том, что коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования жильцам не оказывается.
Граждане обратились в суд с иском о том, чтобы теплоснабжающая организация аннулировала лицевые счета и начисленные суммы за фиктивную коммунальную услугу ОДН.
Однако сначала районный, а затем и краевой суд жильцам в иске отказал. Суды посчитали, что закон не освобождает жильцов с автономными системами отопления, от оплаты общедомовых нужд.
После краевого суда жильцы обратились в Пятый кассационный суд. Но и там получили отказ. А Верховный Суд отказал в рассмотрении данного дела.
Пришлось обращаться в Конституционный Суд (КС). Поскольку дом отапливается только за счет квартирных систем отопления, а в подъездах отсутствуют батареи, то получается что физически коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не оказывается.
Но с другой стороны получается, что жильцы обязаны платить за эту несуществующую услугу по действующему российскому законодательству. А это — прямое нарушение конституционных прав граждан.
Исследовав все материалы дела Конституционный Суд пришел к следующему выводу: действительно, если отопление осуществляется от централизованной системы теплоснабжения, то собственник квартиры в МКД оплачивает данную коммунальную услугу за квартиру и за часть мест общего пользования.
Формула оплаты отопления за места общего пользования разработана таким образом, что даже если квартира не подключена к центральной системе (в помещениях индивидуальное отопление), то начисления за МОП должны быть.
Суд, в частности, определил, что единственным вариантом полного отказа от начисления сумм за отопление МОП является полное отключение дома от централизованных систем теплоснабжения. И перевод всех помещений на индивидуальное отопление.
Суд также определил, что места общего пользования могут отапливаться не только за счет установленных радиаторов, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. А потому расчет отопления на МОП, и начисление за это по существующим формулам правомерен даже при отсутствии батарей в подъездах.
Однако также суд определил, что если большинство помещений переведено на индивидуальные системы, то тепло из квартир через стены и другие конструкции отапливает места общего пользования. Но существующая расчетная формула это не учитывает.
Законно ли начисление одн за водоотведение в 2022г
Однако уже 29 июня 2022 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354.
С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ.
Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее — ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2022 № 416-ФЗ (далее — закон 416-ФЗ).
Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2022 года
Статья обновлена 25.03.2019г.
Общие домовые нужды — это сумма затрат на обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома, которую граждане ежемесячно оплачивают управляющей компании. Очень важно понимать, как она образуется, какие коммунальные услуги туда входят и что принесет реформа ОДН.
Плановые изменения при расчете общедомовых нужд в 2022 году:
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г
Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.
Что такое ОДН и как это рассчитывается, определено Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Под аббревиатурой, расшифровываемой как «общедомовые нужды», скрывается разница между ресурсом, потребленным по общедомовому счетчику всем МКД, и индивидуальными показателями потребления жильцов отдельных квартир.
Из обязанностей потребителей исключено ежемесячное предоставление показаний приборов учета, но право такое за гражданами остается.
Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.
С 1 января 2021 года изменился расчет размера платы за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Платеж на общедомовые нужды зависит не только от методики расчета норматива, но и от количества жильцов. Для владельца квартиры, который живет один, норматив будет выгоднее, а для большой семьи предпочтительна оплата по счетчикам, объясняет эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Игорь Кокин.
Предоставление коммунальной услуги по водоотведению регламентирует и р. VII ЖК РФ. Жильцы и собственники помещений обязаны оплачивать получение и утилизацию использованных ресурсов. Документ содержит порядок расчета и санкции за возникновение задолженности по ЖКУ.
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.
Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.
Тарифы на общедомовые нужды с 01.01.2021 претерпели некоторые изменения, связанные с ростом и изменением списка предоставляемых услуг. Оплата ОДН входит в обязательный перечень коммунальных платежей, которые должны оплачивать собственники и арендаторы жилых помещений.
Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний.
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.
Самым главным изменением можно назвать то, что в формулах расчета теперь учитываются показания индивидуальных приборов учета, не зависимо от того, сколько таких приборов установлено в доме.
Ранее хищения, потери и сверхнормативные потребления тех, у кого нет индивидуального прибора учёта, — вся эта разница разбрасывалась на всех собственников квартир. Поэтому жильцы получали завышенные счета на оплату коммунальных услуг и справедливо возмущались: почему они должны платить за себя и за недобросовестного соседа?
Также управляющим компаниям разрешено составлять акты о фактическом проживании граждан в тех квартирах, где нет приборов учёта. Причём такой акт они обязаны направить в отдел полиции и миграционную службу. Те, в свою очередь, имеют полномочия по проведению проверки и привлечению нарушителей к административной ответственности. И только на основании протокола управляющая компания сможет сделать доначисление за коммунальные услуги, если в квартире, например, без регистрации проживают «лишние души».
Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.
Плата за общедомовые нужды: история введения, подробности начисления (таблица)
Существует строгая последовательность инстанций, установленная при выявлении неправильных начислений по коммунальным платежам. Если вы не знаете куда жаловаться, можно последовательно обращаться в следующие организации вплоть до разрешения ситуации:
- Управляющая компания;
- Жилищная инспекция;
- Органы прокуратуры;
- Судебные органы.
Это основной проверяющий орган, который осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний и решает спорные ситуации. Заявление подается в свободной форме в адрес организации с указанием своих контактных данных, включая номер телефона. Это позволит ответственному сотруднику быстрее вникнуть в суть дела и принять решение.
К заявлению обязательно прикладываются копии квитанций и обращения в управляющую компанию. Если подобная ситуация произошла с несколькими жильцами, лучше подать коллективное обращение. Оно всегда более эффективно, так как факт нарушения подтверждается несколькими собственниками.
Жилищная инспекция проведет проверку. Если будет выявлено нарушение, выдается требование решить ситуацию и оплатить штраф.
Как правило, в органы прокуратуры обращаются в случае, если предыдущие жалобы не дали результата. Сюда можно обращаться сразу, если допущены серьезные нарушения, такие как регулярное внесение в квитанции значительных платежей за несуществующие услуги большинству жильцов или при наличии доказательства хищения средств.
В этом случае можно говорить о наступлении уголовной ответственности, поэтому проверка проводится более тщательно. Заявление можно подать в районную прокуратуру лично или направить по почте заказным письмом. Также допускается заполнение заявления через онлайн форму на сайте областной прокуратуры, но в этом случае месячный срок рассмотрения может увеличиться.
Время чтения: 5 минут
В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды».
Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением.
Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.
Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.
Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:
- мытье лестниц и лестничных площадок;
- промывание сетевых коммуникаций;
- полив палисадников и газонов;
- внутридомовые потери в водосетях и пр.
По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:
- сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
- технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
- опрессовка системы отопления;
- технические потери и так далее.
Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.
Узнайте подробнее, что входит в общедомовые нужды.
Норматив потребления в многоквартирных домах со счётчиком примечателен тем, что, ОДН определяются работниками Энергонадзора вместе с представительством конкретного дома на собрании. В качестве основы берут разницу показателей ОДПУ и сумму значений индивидуальных счётчиков в квартирах, включая метраж, таковыми не оборудованный. Полученную величину распределяют на всех владельцев квартир без исключения, учитывая занимаемую площадь. Это значит, чем больше метраж жилья, тем большую сумму он обязан будет платить.
Формула при наличии ОДПУ на свет:
(Показания ОДПУ – Сумма показаний индивидуальных счетчиков в квартирах – Сумма потреблённого ресурса в нежилых индивидуальных помещениях — Объём использованного ресурса в общем домовом имуществе) * Площадь квартиры * Общая площадь всех имеющихся в многоквартирном доме квартир.
Если в доме ОДПУ не установлен, применяются принятые местной администрацией нормативы. Посмотреть таковые можно в публичном доступе на официальном сайте региона. Формула в данном случае выглядит следующим образом:
Норматив потребления электричества в населённом пункте * Квадратура общей домовой собственности * Площадь квартиры / Общая площадь квартир в многоквартирном доме.
Жёсткие нормативы, утверждённые отдельно в каждом регионе, позволят любому потребителю с лёгкостью проверить, правильно ли ему начислили плату за общедомовые услуги.
Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКХ, должен чётко понимать, почему и, главное, за что именно он платит конкретную сумму. Такая прозрачность в коммунальной сфере и была одной из целей проведения реформы Жилищного кодекса.
Кроме того, принятые меры стимулируют жильцов на установку приборов учёта в квартиры. А это закладывает фундамент для экономии семейного бюджета. Каждый видит, как он расходует предоставленные ресурсы, и ищет способы максимально их сэкономить.
Адекватное использование ресурсов выгодно как самим жильцам, так и всему государству в целом. Коммунальные службы теперь заинтересованы устранять все технические неполадки в кратчайшие сроки. А управляющие компании жёстко мотивированы на энергосбережение и пресечение воровства.