Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о том, зачем ООО или ИП может потребоваться льгота освобождения от НДС по критерию малой выручки, стоит проработать детально. Ограничение в 2 миллиона рублей дохода за три календарных месяца — это малые обороты. При таких показателях бизнес может применять более выгодные спецрежимы: УСН, патент, новый режим АУСН, и все это — без риска получить штраф за превышение лимитов. В таком случае применять общую систему, пусть даже со льготами, нецелесообразно.
О подтверждающих документах
Также следует учитывать, что ст. 165 НК РФ дополнена п. 5.5, согласно которому для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% и налоговых вычетов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, налогоплательщиками в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания данных услуг. Формы отчета и порядка его составления (заполнения) на сегодняшний день нет.
Если услуги оказываются в средствах размещения, включенных в реестр объектов туристской индустрии, дополнительно представляется документ (его копия), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
С 1 января 2022 года освобождены от НДС все услуги общепита, оказываемые через рестораны, кафе, бары, столовые и другие объекты. Также под льготу попали услуги выездного обслуживания. А вот реализация в отделах кулинарии и заготовочная деятельность от НДС не освобождаются.
Существуют четыре требования, соблюдение которых является обязательным для освобождения от НДС:
- Основная деятельность — ОКВЭД класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
- Лимит выручки — до 2 миллиарда рублей в год.
- Численность работников — не более 1500 человек.
- Доля доходов от реализации услуг общепита — не менее 70% за предыдущий год.
Что такое вычет по НДС
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.
Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».
По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.
Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
Изменения ставки в 2023 году
Крупная компания, работающая по общей налоговой системе и заключающая контракты с аналогичными предприятиями, разницы не почувствует: фирмы планируют покупать и продавать продукцию с одинаковой ставкой НДС 20% и вероятностью снижения своих входных сумм. Экспортеры также положительно настроены на изменения: ставка 0% для них стабильна.
Дополнительные доходы государства от внедрения новой ставки составят 600 млрд. рублей в год.
Первый вице-премьер и министр финансов А.Силуанов
Конечно, рост ставки отрицательно скажется на мелких предприятиях и на карманах конечных потребителей.
Новое значение ставки НДС будет иметь место с 01.01.2023. При этом размер ставки 20% применяться будет ко всем товарам, которые будут отправлены после этой даты.
ТО есть в ситуации оформления контракта и получении аванса в 2023 году, а отгрузке товара- уже в 2023 году, ставка составит 20%.
НДС по «старой» 18% -ной цене могут использовать только те, кто продает свой товар до 31.12.2023.
В то же время Государственная Дума РФ поддержала проект комплекса компенсационных мер по повышению НДС:
- порог по декларативному порядку возврата НДС снижен с 7 млрд. рублей до 2 млрд. рублей;
- продолжительность проверки будет сокращена до 2 мес. Этот период может быть продлен до 3 по особому решению.
В результате дополнительных мер налогового контроля в обязательном порядке будет подготовлен акт, результаты которого должны быть известны налогоплательщику. В настоящее время это не так.
Компенсация недополученных доходов
Если бизнесмен получил субсидию, которая компенсирует недополученные доходы, то в общем случае эти суммы нужно облагать НДС. Такие выплаты относятся к поступлениям, связанным с оплатой за реализованные товары (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Исключение — ситуация, когда средства из бюджета выплачены в связи с тем, что бизнесмен продает товары по ценам, регулируемым государством. В этом случае нужно платить НДС, исходя из выручки от покупателей. Дополнительные поступления из бюджета в налоговую базу не входят (п. 2 ст. 154 НК РФ).
По всем товарам, купленным за счет «доходных» субсидий, налогоплательщик может брать НДС к вычету без каких-либо ограничений.
Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки.
И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли.
Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.
До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.
Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.
Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.
Регламентирует ставки статья 164 НК РФ.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.
Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.
149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.
170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Арбитражная практика до 03.05.2011
Между тем при разрешении конкретных споров некоторые арбитры вспоминали, что исполнители коммунальных услуг (и УК, и ТСЖ) не только оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, но и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами (последнее относится к ТСЖ согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Следовательно, если регулирующий орган установил тариф без учета НДС, то он и должен применяться в расчетах между исполнителем и РСО (Определение ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09). Еще один пример — Постановление ФАС ВСО от 01.06.2010 N А33-5602/2009: установив, что в рассматриваемой ситуации ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций, учитывая статус товарищества, определенный ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, а также то, что применение тарифов с НДС противоречит абз. 2 п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения НДС в стоимость ресурса.
Впрочем, большинство споров о взыскании в пользу РСО сумм НДС в составе задолженности за поставленные в МКД коммунальные ресурсы разрешалось в пользу РСО. Если утвержденный для РСО тариф не включал НДС, то РСО была вправе предъявить его дополнительно к уплате ТСЖ и УК (Постановления ФАС ВСО от 25.01.2011 N А74-1408/2010, ФАС ЗСО от 30.04.2010 N А27-18642/2009, ФАС МО от 08.12.2010 N КГ-А41/14405-10, ФАС ПО от 01.11.2010 N А72-2439/2009, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-9959/10-С5). Ссылки ТСЖ на Постановление Пленума ВАС РФ N 57 суды не принимали, поскольку последнее распространяется на порядок исполнения налоговых обязательств ТСЖ, а не на отношения ТСЖ и РСО. Известны случаи, когда ТСЖ возражало против перечисления НДС в составе цены даже в том случае, если тариф был установлен с учетом налога, но вполне ожидаемо терпело поражение в суде (Постановление ФАС СЗО от 21.02.2011 N А05-8402/2010).
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.
Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.
Льгота для IT-компаний
По-новому будет применяться льгота по НДС, предусмотренная п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. С нового года не будут облагаться налогом операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также передача прав на использование этих программ и баз данных.
Освобождение не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:
- распространять рекламу в Интернете или получать доступ к ней;
- размещать в Интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
- искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.
То есть, теперь не будет иметь значения по какому договору приобретены программы для ЭВМ: лицензионному или нет. Это означает, что приобретение программ ЭВМ у иностранных организаций всегда будет облагаться НДС.
Т.к. льготы вызвали массу вопросов у представителей отрасли, ФНС пришлось выпустить официальные разъяснения.
Ставка НДС в переходных документах
Если договоры были заключены до 2023 года, то ставка НДС будет действовать в размере 18%, а если товары реализуются в 2023 году по длительным договорам, заключенным до 2023 года, то ставка будет действовать уже в размере 20%. При этом вносить изменения в договор, либо заключать дополнительные соглашения не потребуется. Это связано с тем, что продавец уже по новой ставке (20%) предъявляется покупателю НДС вместе с ценой товара. При этом стороны могут уточнять порядок осуществления расчетов и размеры оплаты. Для большей наглядности приведем разъяснения по переходному периоду при различных ситуациях в таблице:
Ситуация | Порядок действий | |
в 2018 году | в 2023 году | |
Продукция приобретена в 2018 году, а реализована в 2023 году | К вычету входной НДС идет по ставке 18% | Начисляется НДС по ставке 20% |
Продукция отгружена в 2018 году, а деньги за нее перечислены только в 2023 году | НДС по ставке 18% | НДС по ставке 20% только по тем товарам, которые были отгружены в 2023 году. Корректировке налог не подлежит. |
Оплата за продукцию поступила в 2018 году (в размере 100%), а отгружена продукция только в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Частичная предоплата за продукцию поступила в 2018 году, отгружена продукция и окончательная оплата поступила в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с предоплаты к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Предоплата по Госконтракту перечислена в 2018 году, а исполнен контракт только в 2023 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118, все изменения необходимо согласовать в контракте. |
Особенности применения ставки НДС с 2023 года налоговыми агентами
Исчисление НДС налоговым агентом осуществляется при оплате товаров либо при перечислении предварительной оплаты, либо при оплате в момент принятия на учете товаров. Если отгрузка товаров в счет ранее оплаченной налоговым агентом суммы, момент определения налоговой базы не возникает. То есть, если оплата в счет отгрузок с 2023 года уплачена иностранной компании, не состоящей на учете в ФНС, до 1 января 2023 года, то расчет НСД налоговым агентом осуществляется на дату оплаты при применяется при этом ставка 18/118. В случае отгрузки товаров в счет ранее перечисленной оплаты, расчет НДС налоговым агентом не осуществляется. В том случае, если оплата за отгруженные до 2023 года товары осуществляется налоговым агентом в 2023 году, то исчисление НДС осуществляется по ставке 18/118.
В НК РФ имеется возможность не платить НДС при осуществлении облагаемых операций (реализации и пр.), используя освобождение от НДС по ст. 145 НКРФ. Такая возможность предоставляется налогоплательщикам, у которых совокупная выручка от реализации за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 г. не превысила 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Напомним, что для получения такого освобождения необходимо соблюсти определенную процедуру: следует направить в свою налоговую инспекцию письменное уведомление о применении освобождения по ст. 145 НК РФ и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Эти документы нужны, чтобы налоговая инспекция могла убедиться, что налогоплательщик соблюдает необходимое условие по выручке.
При этом в силу специального указания в п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций и ИП, перешедших с УСН на ОСНО, документом, подтверждающим право на освобождение, будет являться выписка из книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН. Опять же никаких специальных требований к этому документу нет. Поэтому составить эту выписку можно в произвольной форме, также указав итоговые данные книги за три месяца.
Нельзя не затронуть вопрос об НДС, учтенном в стоимости переходящих товаров, которая будет учтена в «прибыльных» расходах в следующем году – периоде применения ОСНО. Положения п. 6 ст. 346.25 НК РФ позволяют принимать к вычету «суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения».
Но для этого, во-первых, должны быть в наличии счета-фактуры, полученные ранее от поставщиков, поскольку именно этот документ служит основанием для вычета (п. 1 ст. 169 НК РФ). А во-вторых, по мнению чиновников, принять такой НДС к вычету могут только те, кто до перехода на ОСНО применял УСН с объектом «доходы минус расходы». Поэтому если фирма сейчас работает на УСН с объектом «доходы», то вычетом НДС с переходящих расходов она, к сожалению, воспользоваться не сможет (письмо Минфина России от 07.04.2020 № 03-07-11/27295).
Для тех, кто имеет возможность воспользоваться правом на вычет НДС, это право возникает в том налоговом периоде, в котором организация перешла с УСН на общий режим, т.е. в I квартале 2023 г. (письмо Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/2/77709). При этом вычетом «налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникает право на налоговые вычеты» (письмо ФНС России от 27.02.2015 № ГД-3-3/743).