Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).
Комментарий к ст. 11 TК РФ
1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК).
2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.
Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.
3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.
6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее — Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:
а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;
б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).
8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).
Так, например, иностранцы не могут быть:
а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);
б) назначены на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);
в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.
9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников — руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).
10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.
Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).
11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих — с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).
12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.
Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК).
13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Задачами трудового законодательства являются: содействие росту производительности труда, снижение себестоимости продукции, услуг, работ; охрана и защита прав работодателей и наемных работников.
Задачей в виде обязанности работодателя является повышение качества рабочей силы. Задачей в виде обязанности государства является обеспечение рынка рабочей силой, необходимой для работодателей – собственников рабочей силы.
Задачей ТК РФ является формирование социально ответственной политики организации, складывающейся из:
– постоянного повышения качества рабочей силы;
– обеспечения стабильности трудовых отношений;
– установления минимальной оплаты труда;
– обеспечения безопасных условий труда;
– мотивации труда наемных работников, прежде всего за счет отмены максимального размера оплаты труда;
– увеличения инвестиций в рабочую силу в размере, достаточном для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность организации;
– эффективной организации труда;
– максимального соответствия работника требованиям рабочего места;
– преодоления узкого профессионализма работников.
Функции трудового права.
– основные направления правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права: регулятивная, социальная, согласование интересов, воспитательная, защитная.
Главная функция трудового права – регулятивная, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.
Социальная функция – подчеркивает приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности. Согласование интересов работников и работодателей, государства при соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.
Воспитательная функция – проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Воспитательная функция реализуется и в деятельности представителей работодателя по предотвращению и устранению правонарушений, допущенных при исполнении трудовых обязанностей работниками.
Защитная функция – обязанность государственных органов обеспечить соблюдение всеми работодателями прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.
С целью защиты прав и интересов работников и работодателей могут быть созданы соответствующие представительные органы и организации. Данный перечень функций трудового права нельзя признать исчерпывающим. В ходе применения нормы трудового права могут выполнять и другие функции.
РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ. В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, дает обязательные для исполнения толкования Конституции РФ.
Отдельные нормативные правовые акты или их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения Конституционным Судом. Причем орган, издавший такой акт, не может придать ему юридическую силу путем повторного принятия. Таким образом, Конституционный Суд РФ, давая обязательные для исполнения толкования Конституции РФ, фактически издает новые правила поведения. Ккомпетенции Конституционного Суда РФ отнесено и признание нормативных правовых актов неконституционными, что влечет утрату этими актами юридической силы. Данные полномочия позволяют сделать вывод овыполнении Конституционным Судом РФ не только правоприменительной, но и правотворческой функции.
Акты Конституционного Суда РФ после официального опубликования становятся источниками права, так как в них появляются новые правила поведения. Поэтому данные акты относятся к числу источников трудового права.
Акты Конституционного Суда РФ рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, что служит основанием для их включения в число источников трудового права.
В связи с этим при возникновении аналогичных ситуаций Конституционный Суд РФ не выносит новое постановление, а применяет к возникшим отношениям положения вынесенных им актов. Следовательно, постановления и определения Конституционного Суда РФ являются нормативным правовым, а не индивидуальным актом, влекущим лишь изменение, установление или отмену прав и обязанностей конкретных лиц.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ также не могут быть отнесены к числу индивидуальных актов, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.
Однако не только постановления Пленума Верховного Суда РФ отвечают критериям нормативного правового акта. В гл. 24 ГПК РФ регламентировано производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Вынесение решения судом общей юрисдикции о признании нормативного правового акта недействующим означает, что он утратил силу. Поэтому при возникновении аналогичных ситуаций, связанных с применением отмененного судом общей юрисдикции нормативного правового акта, будет применяться судебное решение.
В данном решении в результате толкования норм права могут появляться новые правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
Если предмет трудового права отвечает на вопрос: что, или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопросы, как, каким образом осуществляется это регулирование.
Метод трудового права России можно охарактеризовать следующими основными признаками:
- сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права, отражает суть государственно-правового управления общественным трудом;
- сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения;
- участие в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов;
- своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм:
- императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием);
- диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению);
- рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какой-либо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.
Принципы трудового права
Это основные идеи, которые нашли отражение и закреплены в основных законах о труде. В РФ это – ТК РФ. Существует 19 принципов трудового права. Часть из них регламентирована МОТ, а часть — Конституцией РФ.
МОТ закрепила следующие принципы:
- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- запрет на применение всех форм принудительного или обязательного труда;
- запрет на детский труд;
- запрет на дискриминацию в области труда и занятий.
В Конституции закреплены следующие основные принципы:
- запрет на проявление любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
- ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
- гарантия на свободу труда (п. 1 ст. 37);
- принудительный труд запрещён (п. 2 ст. 37);
- обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
- гарантия на оплату труда (п. 3 ст. 37);
- право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
- Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
- обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).
В России действуют также и межотраслевые принципы трудового права:
- принудительный труд в России, также как и дискриминация по любым признакам в сфере труда запрещены;
- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- каждому работнику гарантирована защита его прав и свобод со стороны государства, в том числе и судебная защита;
- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
- обеспечение права на охрану здоровья.
Виды трудовых отношений
Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:
- трудовые отношения по основному месту работы;
- трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
- трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
- трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
- трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
- трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
- трудовые отношения на государственной службе;
- трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).
Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.
Другой комментарий к статье 5 ТК РФ
§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.
§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.
Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).
§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.
§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.
§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).
Трудовое право: Кодекс
В результате систематизации положений был принят единый Закон. В первом своем разделе Кодекс устанавливал для всех граждан, кроме лиц младше 16-ти, старше 50-ти и утративших трудоспособность из-за болезни или увечья, рабочую повинность. Привлечение людей на предприятия осуществлялось с помощью отделов по распределению. При этом трудовой договор как фундамент появления рабочих отношений был на несколько лет забыт. В 1922 году, 30 октября, было принято второе собрание юридических актов. Новый Кодекс возник в условиях экономической политики, признававшей свободу предпринимательства и частное право собственности. Это Собрание законодательных актов в корне отличалось от предыдущего. Главной его чертой было положение о добровольном порядке найма. При этом привлечение к трудовой повинности новый Кодекс допускал в исключительных случаях. К ним, например, относилась борьба с последствиями стихийного бедствия, выполнение государственных заданий при недостатке рабочей силы и прочее.
Коллективные соглашения
Они также регулируют предмет трудового права. Их действие осуществляется совместно с государственными актами, а также предписаниями и постановлениями органов муниципального самоуправления. К категории коллективных соглашений относят договоры и контракты, заключенные после проведения переговоров сторонами социального партнерства. Несмотря на то что они не принимаются госорганами, они содержат в себе нормативные положения. В последние годы предмет трудового права регулируют также новые соглашения – тарифные, генеральные, межотраслевые, региональные, территориальные и прочие. Они заключаются на двух- или трехсторонней основе и выражают взаимодействия социального партнерства представителей нанимателей и работников. Третьей стороной может являться соответствующий орган госуправления.
Понятие предмета трудового права
Поскольку трудовое право позиционируется в качестве самостоятельной отрасли российского права, ему обязательно должен быть присущ свой предмет правового регулирования.
Определение 1
Предмет трудового права – это общественные отношения определенных видов, которые регулируются нормами рассматриваемой отрасли.
Замечание 1
В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат
Государственность России. подробнее в качестве предмета трудового права выступают отношения, складывающиеся между гражданами в ходе осуществления ими трудовой деятельности. Эти отношения носят название трудовых отношений. Они имеют однородный характер, социальную и экономическую общность и т.д. Значимость предмета трудового права состоит, прежде всего, в том, что именно он определяет специфику самой отрасли, ее функций и принципов.
Ежегодник российского образовательного законодательства
Вышел 15 Том Ежегодника, в котором опубликованы статьи по развитию системы непрерывного образования, по цифровизации в образовательной сфере, по вопросам связанным с онлайн-образованием, по особенностям приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, по международно-правовому регулированию сферы образования и многим другим актуальным вопросам. Подробнее…
Внесены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В образовательное законодательство Российской Федерации введено понятие «просветительская деятельность». Подробнее…
Проведение интернет-конференции
16 апреля 2021 г. состоялась интернет-конференция по вопросам законодательства и правоприменительной практики законодательства, регулирующего образовательные отношения. Подробнее…
5-е заседание Дискуссионно-аналитического клуба по вопросам языковой политики
16 февраля 2021 г. состоялось 5-е заседание Дискуссионно-аналитического клуба по вопросам языковой политики. С докладом на тему «Аналитический обзор языкового законодательства Российской Федерации и предложения по выбору наиболее актуальной модели языковой политики нашей страны» выступил ведущий научный сотрудник Центра Дмитрий Владимирович Бондаренко.
О переводе образовательных организаций на дистанционное обучение
Рособрнадзор разъяснил порядок перевода образовательных организаций на дистанционное обучение
Федеральный перечень учебников
Утвержден федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ
С 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в силу которых обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований
Судебная практика
В разделе «Судебная практика» размещен аналитический обзор судебной практики по вопросам, касающимся трудовых отношений педагогических работников (на уровне общего образования)
Законодательство об образовании
В раздел, посвященный кодификации законодательства об образовании, добавлены кодексы и базовые законы об образовании Республики Беларусь, Республики Молдовы, Кыргызской Республики и Украины с учетом последних изменений и дополнений.
Актуальная тема
О соотношении «внеочередного», «первоочередного», «преимущественного» прав на прием в образовательные организации, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования и начального общего образования. Подробнее…
Трудовые отношения педагогических работников
По заказу Минпросвещения России в 2021 году Центром был подготовлен анализ правоприменительной практики субъектов РФ в сфере трудовых отношений педагогических работников. Подробнее…
Актуальная тема
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие в настоящее время изменения в общественных отношениях, развитие средств коммуникации, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Подробнее…
Круглый стол
18 октября 2021 года в Москве (отель Holiday Inn Tagansky) прошел Круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития образовательного права». Подробнее…
Актуальная тема
В кратком обзоре о проблемах правового регулирования отношений в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, борьбы с безнадзорностью и обеспечения прав несовершеннолетних на благополучное и безопасное детство сформулированы некоторые предложения по совершенствованию законодательства. Подробнее…
Актуальная тема
Договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином с 1 января 2021 года не заключается. Подлежит заключению только договор о целевом обучении между заказчиком обучения и гражданином. При этом заключению договора о целевом обучении предшествует издание распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Подробнее…
Актуальная тема
Что надо знать о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также обеспечению прав и законных интересов детей. Подробнее…
Итоги юридического форума «Право для школьников»
Завершился юридический форум для учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан «Право для школьников», который проходил с 19 по 21 декабря 2021 года на базе Дагестанского института развития образования.
Участниками трех дней форума стали около 2000 старшеклассников и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Дагестан. Подробнее…
Актуальная тема
В настоящее время реальностью стали новые формы противоправных деяний, сущность которых заключается в оказании влияния на сознание ребенка и мотивацию его поведения посредством распространения информации по сетям телекоммуникации, которые не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне правовой оценки. Подробнее…
С 8 февраля вузы возвращаются к традиционному формату обучения
Вышел приказ, предписывающий руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.
Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решение задач Контрольные работы Эссе
ТК РФ является кодифицированным законодательным актом, определяющим трудовые отношения между субъектами (работники и работодатели).
К основным задам ТК РФ относятся следующие:
- создание требуемых текущей действительностью правовых условий для достижения согласования интересов сторонами трудовых правоотношений;
- осуществление правового регулирования отношений в трудовой сфере;
- регулирование отношений по вопросам организации труда, трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации трудящихся;
- надзор и контроль в части соблюдением установленных трудовым законодательством норм;
- разрешение трудовых споров.
Стоит отметить, что определенная роль отводится и судебной практике:
- Обобщение судебной практики на уровне Верховного Суда РФ способствует совершенствованию действующего трудового законодательства, т.к. выявляют их недостатки, сказывающиеся на результатах правоприменения. Выявляются пробелы, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизия правовых норм.
- Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными для судебных органов.
- Требования ВС РФ косвенно определяют поведение работодателя в решении трудового спора, который возник между ним и работником.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Отношения, которые непосредственно связаны с трудовыми
Данный вид отношений характеризуется тем, что они вытекают из трудовых и не могут функционировать отдельно. Их можно назвать также производными от трудовых отношений.
Данную группу общественных отношений содержит ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, относя к ним отношения, связанные с:
- организацией туда и управлением трудом;
- трудоустройством у конкретного работодателя;
- профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;
- социальным партнерством, ведением переговоров в коллективе, заключением соглашений и договоров;
- участием работников и профсоюзов в собраниях по установлению условий труда и применению законов;
- материальной ответственностью работодателя и работника;
- государственным контролем (надзором), контролем профсоюзов за тем, чтобы соблюдалось законодательство в сфере труда и нормативно-правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
- разрешением трудовых споров;
- обязательным социальным страхованием в тех случаях, когда это предусмотрено в законе.
Данная группа общественных отношений имеет и общие черты, и существенные различия, которые делают их самостоятельными. Но, так или иначе, эти отношения имеют непосредственную связь с применением труда работников по найму.
Юридическая энциклопедия.
ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА ПРАВА (лат. jus co-gens; англ. imperative legal norm) — норма права, диспозиция которой выражена в определенной, категоричной форме. И.н.п. содержит абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе ее реализации. Напр., ряд норм ГК РФ* предусматривают обязательные для сторон договора правила поведения или отдельные условия договора. Такие нормы имеют императивный характер, и стороны договора не вправе предусмотреть в нем иные, по сравнению с И.н.п., правила. УК РФ* состоит только из И.н.п. Преимущественно императивный характер имеют нормы процессуального законодательства, определяющие общие правила уголовного и гражданского процесса. И.н.п. в международном праве определяется ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. как норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, имеющей такой же характер. См. также Диспозитивная норма права.