Определение Верховного Суда РФ № 9-КГ20-10-К1 от 10 августа 2020 года

01.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение Верховного Суда РФ № 9-КГ20-10-К1 от 10 августа 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Выслуга лет — судебная практика

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение ходатайства Министерства обороны Российской Федерации, установил:

1. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П признал положение части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции Российской Федерации.


Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел (ОВД), Государственной противопожарной службе (ГПС), органах наркоконтроля, уголовно-исполнительной системе (УИС), и их семей, предусматривает следующее.

Пенсионерам из числа лиц, на которых распространяется действие данного закона, при поступлении на указанную службу выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Минобороны России обратилось в Конституционный Суд РФ за официальными разъяснениями.

Вопрос заключается в том, приостанавливается ли выплата пенсии за выслугу лет, назначенная по этому закону, если военный пенсионер поступает на службу в иной госорган (напр., в таможенный).

Конституционный Суд РФ прояснил данную ситуацию. Его выводы сводятся к следующему.

Названный закон определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, УИС. Именно этими категориями граждан ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем другими федеральными законами действие этого закона распространено и на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах (прокуроров, таможенников).

Причем те законы отсылают к указанному закону в целом, а не к отдельным его положениям.

Норма, предусматривающая приостановление выплаты пенсий, не упоминает лиц, служивших в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по правилам данного закона. Но это не означает, что в отношении пенсионеров, ранее служивших в таможенных органах, прокуратуре, либо пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет не действует. Оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.

Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет, назначенной по данному закону, приостанавливается при поступлении пенсионеров из числа военных, сотрудников ОВД, иных правоохранительных органов на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, которая дает право на пенсионное обеспечение по правилам этого закона).

Основные принципы и условия начисления довольствия пенсионерам закреплены в ФЗ № 166.

Подробно порядок финансовой помощи, присваиваемой государством для выходящих на пенсию защитников родины, раскрыт в Законе № 4468. Он же действует и в отношение сотрудников МВД, Нацгвардии и иных внутренних силовых структур.

Все военные, включая их семьи, могут законно претендовать на следующие виды пенсионного обеспечения:

  • За накопление определенной выслуги лет.
  • При наличии инвалидности.
  • По потере кормильца.

«Силовикам»-пенсионерам довольствие начисляется без участия ПФ РФ. За их обеспечение отвечают отдельные структуры (МВД и Минобороны).

При накоплении требуемого гражданского стажа гражданин сможет оформить вторую, уже страховую пенсию в стандартном порядке.

Нынешняя пенсионная система переняла многие черты, характерные для системы обеспечения граждан Советского времени. Тогда выплаты бывшим военным также начисляли:

  • По инвалидности.
  • За выслугу лет.

Плюс, военным, их родственникам и членам семьи предоставлялось множество льгот и преимущества в:

  • Медобслуживании.
  • Трудоустройстве.
  • Выдаче жилплощади и т.п.

Судебная практика по спорам военных пенсионеров

Получать военную пенсию могут те, кто:

  • Отслужили не менее 25 лет на контрактной основе.
  • Обладающие общим трудовым стажем от 25 лет (не менее половины должна составлять служба в ВС).
  • Достигли претендентом в момент увольнения из рядов Минобороны 45-лет.

В выслугу лет по инициативе претендента могут включить период учебы (до 5 лет). Каждый год обучения считается за 0,5 года службы. Также, если пенсионер служил в особых условиях, в отношении него действует льготное вычисление выслуги лет.

Другая причина для присвоения довольствия – инвалидность военного, приобретенная им во время службы или образовавшаяся после ее окончания, но по причинам, напрямую связанным с ней.

Для этого нужно представить соответствующие справки и пройти медобследование. Причем до достижения указанного возраста придется периодически проходить экспертизу, и если по ее результатам будет установлено, что бывший военный более не является инвалидом, начисление выплат прекратится.

Величина пенсии за выслугу лет калькулируется таким образом:

  • 20 лет службы дают 50% от номинальной суммы пенсии. Каждый дополнительный год повышает сумму на 3%. Но общая сумма выплаты не может составить более 85% (т.е., учитывается максимум еще 11 лет).
  • Военные со «смешанным» 25-ти летним трудовым стажем, тоже претендуют на 50% выплату, каждый год свыше указанного периода положена надбавка в размере 1%.

Пособие по инвалидности военнослужащим определяют схожим образом, высчитывая его на основании предыдущего денежного довольствия. Также учитывают степень ограничения физических возможностей, а также причину такого состояния:

  • Инвалидность 3 группы, появившаяся из-за травмы, полученной во время исполнения служебных обязанностей, гарантирует военному пенсию в размере 50% от прежнего жалованья.
  • За инвалидность 2 и 1 группы присваивается 85%-е выплаты.
  • Если к инвалидности привела приобретенная в период службы болезнь, то пособие составит 40-75% от размера жалования за наличие определенной группы.
  • Семьи, потерявшие кормильца-военнослужащего, также получают выплату тоже на основании его предыдущего денежного довольствия: выплата составляет 50% если мужчина погиб из-за военной травмы, 40% – при смерти из-за недуга, полученного в месте прохождения службы.

Особых льгот и прав прохождение срочной службы не предоставляет. На определенную помощь могут рассчитывать беременные жены мужчин, ушедших служить, а также их матери, оставшиеся в период службы без человека, который содержал их.

Читайте также:  Выплату по уходу за инвалидом поднимут с 1 января 2023 года

Призывники могут получать пособия по инвалидности, приобретенной в период прохождения службы. Размеры выплат высчитываются исходя из величины социальных пенсий (СП), они приведены ниже:

Причина назначения Размер выплаты
Инвалидность, приобретенная в результат боевых действиях и находясь при исполнении Для инвалидов 1-й группы – 300% от величины СП, 2-й группы – 250%, 3-й – 175%.
Увечье, полученное вследствие несчастного случая Инвалидам 1-й группы – 250% СП, 2-1 – 200%, 3-й – 150% от СП.

После гибели призывника на пенсию могут рассчитывать его нетрудоспособные близкие родственники. Даже если он ушел из жизни позже 3 месяцев после увольнения, претенденты могут доказать, что это произошло из-за ущерба здоровью, нанесенного в период срочной службы, и оформить положенную выплату.

В остальном же, получать финансовую поддержку от государства бывший срочник после возвращения домой не сможет.

Ошибки по военным пенсиям исправят без срока давности

Беременным женам солдат полагается денежное пособие в размере, установленном государством. Деньги выплачиваются при условии, если срок беременности превышает 180 дней. На более ранних сроках выплаты не предусмотрены. Единовременное пособие беременной жене солдата-призывника выплачивается независимо от других назначенных пособий.

Семьям военных с ребенком до 3х лет также полагаются ежемесячные пособия. Деньги получает мать либо опекун ребенка, ухаживающий за ним. Такие пособия маленьким детям выплачиваются только в период службы отца-призывника. Выплаты военнослужащим производятся с начала службы в армии и до ее окончания.

Отдельные льготы предоставляются государством родителям солдата. Матерям солдат-срочников могут уменьшить сумму коммунальных платежей, если в квартире нет счетчиков индивидуального учета. На период службы сына по призыву родители могут не оплачивать за него квартплату, а также не платить за отдельные услуги ЖКХ, рассчитываемые на количество прописанных в квартире человек.

В случае смерти военного во время несения службы его семье или родителям назначается единовременная выплата в размере 3.000.000 рублей. В отдельных случаях государство компенсирует проезд супруги или матери в госпиталь, если солдат-призывник попадает в больницу в тяжелом состоянии.

Выплаты семьям военнослужащих также включают ежемесячные начисления. Это специальная пенсия, связанная с потерей кормильца, назначаемая по факту смерти солдата при несении службы. Выплаты такого рода также назначаются детям, чей родитель был объявлен без вести пропавшим либо получил серьезные травмы, ставшие причиной смерти уже после окончания службы. Пенсия назначается до наступления совершеннолетия ребенка, а если он получает высшее образование в ВУЗе – до выпуска из него.

В России идет постепенное повышение пенсионного возраста. Для этих изменений введен переходный период, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2019 году пенсионный возраст женщин — 55,5 лет, мужчин — 60,5 лет.

Государство ежегодно индексирует стоимость одного балла — в 2019 году балл стоит 87,24 Р. В 2019 году работающим пенсионерам пенсии не проиндексируют. Индексированную пенсию пенсионеру будут начислять только после увольнения.

С 1 февраля 2019 года военные пенсии перевели на карты национальной платежной системы «Мир». Полностью на эту систему перейдут до 1 июля 2020 года. Карты других платежных систем — например, «Виза» или «Мастеркард» — придется заменить на «Мир» до июля 2020 года.

Пенсия вдовам бывших военнослужащих

  1. Посетить военный комиссариат для постановки на учет. Заявитель при себе должен иметь паспорт, предписание, личное дело умершего, военный билет.
  2. Обратиться в ПФР (Пенсионный фонд). В отделение Фонда вдова обязана предоставить заявление установленного образца, а также подать следующий пакет документов (стоит предоставить копии и оригиналы):
    • паспортные реквизиты;
    • справка, подтверждающая факт смерти супруга;
    • свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;
    • документ, подтверждающая родство с погибшим;
    • документация по назначению пенсии погибшего;
    • справка, подтверждающая факт ухода за ребенком;
    • трудовая книжка военнослужащего.
  3. Получить пенсионные выплаты. Период проверки документации — 10 дней.
  1. Размер пенсионных выплат будет составлять 50% от денежного довольствия погибшего супруга, если военный умер из-за нанесенной травмы во время выполнения служебного поручения и 40% – если причиной смерти стало тяжелое заболевание.
  2. При расчете пенсионных выплат сотрудники ПФР учитывают пенсионные коэффициенты, которые военнослужащий «заработал» в период службы. В 2017 году количество баллов должно составлять не меньше 7 (к 2015 году — 30 баллов). Чтобы узнать количество баллов, вдова может сделать письменный запрос в ПФР.
  3. Вторая пенсия назначается вдове, которая не вступила в повторный брак после гибели военнослужащего.
  4. Льготная пенсия начисляется в ПФР по месту жительства вдовы.
  5. Минимальный стаж по линии силового ведомства военнослужащего должен составлять не меньше 6 лет. При этом каждый год стаж увеличивается. Так, к 2024 году минимальный стаж должен составлять 15 лет.
  6. При отказе в начислении второй пенсии, вдова имеет право обратиться в судебные органы для решения данного вопроса.

Если причиной гибели военного стало боевое ранение, то назначается обозначенная выплата при достижении 50 лет. Когда на попечении гражданки остается малыш младше 8 лет, то такое пособие ей выплачивается вне зависимости от того, работает она или нет. Также не учитывается возрастная категория вдовы.

Федеральный указ №4468-1 от 1993 года не предусматривает в качестве основания для прекращения выплат вступление в свежие брачные отношения. По этой причине вне зависимости от замужества гражданка вправе получать пособия после смерти военного.

Главная причина сложившейся ситуации -неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Не назначение военной пенсии мвд судебная практика

Пенсионная реформа

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВАХ

Правовые проблемы

В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).

Проведенный анализ действующего законодательства, определяющего порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам, практики осуществления пенсионного обеспечения в социальных органах Минобороны России и МВД России, обращений и жалоб пенсионеров выявил наличие ряда проблем, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения и социального обслуживания военных пенсионеров.

Значительная часть законодательных и иных нормативных актов, закрепляющих основные элементы системы пенсионного обеспечения военных пенсионеров, принята более 10 лет назад, в них вносились существенные изменения и дополнения. Кроме того, постоянно растет массив нормативных актов, устанавливающих различные доплаты, компенсации и т.д. военным пенсионерам, которые в некоторых случаях вступают в противоречие друг с другом.

Объемность и разноуровневый характер действующего законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты) приводят, с одной стороны, к усложнению практического применения правовых норм органами пенсионного обеспечения, а с другой стороны, — к прямым нарушениям прав отдельных категорий пенсионеров, обусловленных

несовершенством и противоречивостью нормативной базы. В результате все большую роль в разрешении некоторых правовых проблем в данной области приобретают решения судов, которые при отсутствии должной и своевременной корректировки законодательства становятся прецедентными. При этом сама судебная практика неоднозначна — нередко суды по одному и тому же вопросу выносят различные решения.

Анализ показывает, что немаловажной причиной наличия большого числа противоречий в военно-пенсионном законодательстве, а также значительной роли судебных решений является отсутствие координирующего органа власти на федеральном уровне, в полномочия которого входили бы мониторинг правоприменительной практики, разработка и инициирование внесения своевременных корректировок в законодательство.

Читайте также:  ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

Следует отметить, что за время проведения мероприятия был принят ряд нормативных правовых актов, устраняющих некоторые проблемы в пенсионном обеспечении военных пенсионеров.

Так, Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЭ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» изменен порядок исчисления минимальных размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, увеличений и повышений пенсий, надбавок к пенсиям для соответствующих категорий пенсионеров.

Вместо «минимального размера пенсии по старости» (336 руб. 5 коп.), названное выше исчисление будет производиться исходя из «расчетного размера пенсии», который устанавливается в фиксированном размере, равном размеру базовой части трудовой пенсии по старости.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются:

• размеры увеличений пенсий за выслугу лет инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие других причин, в размере второй пенсии по инвалидности, предусмотренной указанным категориям пенсионеров Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

• размеры надбавок к пенсиям и повышений пенсий соответствующим категориям пенсионеров в процентном отношении к «расчетному размеру пенсии», исходя из существующего соотношения «минимального размера пенсии по старости» к «расчетному размеру пенсий»;

• минимальные размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в процентном отношении к «расчетному размеру пенсии», исходя из обеспечения их соответствия размерам пенсий, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей. Федеральным законом предусматривается

осуществление пересмотра минимальных размеров пенсий, надбавок к ним, повышений и увеличений пенсий одновременно с индексацией «расчетного размера пенсии».

Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

  • Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
  • Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
  • Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
  • Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
  • Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.

Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:

  • Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
  • СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
  • Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
  • Трудовой книжки;
  • При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
  • Если имеется стаж до 2002 г. — справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
  • Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.

Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

Условия выхода на пенсию военным

Есть несколько групп граждан, которые имеют право на досрочное получение пенсии. Одно из основных условий – выслуга лет. Как именно он может пойти на пенсию – регламентировано в законе РФ от февраля 1993 года.

Возраст военного тоже строго определен. Он не может быть менее 45 лет в день, когда человек увольняется из рядов вооруженных сил. Чтобы человек с военным стажем отправился на пенсию по выслуге лет, нужно соблюсти одно из 2 условий:

  • Выслуга лет не менее 20 лет в день увольнения в запас.
  • Досрочная пенсия становится возможной, если человек достиг 45 лет и имеет 25 лет общего трудового стажа. Но в этом случае возможна досрочная пенсия только в случае, если половина из этого стажа (12,5 лет) – военный.

Судебная практика по пенсионному обеспечению военнослужащих

По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Н.Карпекина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П

“По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

    Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015г. № 2500-О-Р

По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

    Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014 г. № 18-КГ13-146

По иску С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 6.11.2013 г. № 23-П

По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.А. Федина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 2.06.2011 г. № 11-П

По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой В.Т.Казанцева.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. № 18-П

По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Читайте также:  О мерах социальной поддержки семьям, имеющим статус многодетных

Материалы судебной практики

Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
23 декабря 2015 года

Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» в Российской Федерации»

Обзор судебной практики окружных (флотских) военных судов по гражданским и административным делам в 2016 году

Как неоднократ но указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократ ном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормати вного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом

При отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

При реализации права на обеспечении жильем в избранном месте жительства имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи Министерству обороны Российской Федерации жилого помещения, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Льготы и пособия для семей военнослужащих

Самый обширный список льгот и пособий от комиссариата полагается как раз для этой категории льготников. Помощь поступает не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. Большинство видов помощи как раз является региональными. К ним относят:

  • зачисление детей военного в детский сад и школу вне очереди, а в некоторых регионах, такие же льготы действуют на высшие учебные заведения;
  • повышенные дотации при беременности и рождении ребенка;
  • жены офицеров, которые не могут работать, получают стаж, просто находясь в гарнизоне со своим мужем (до 5 лет);
  • скидки на услуги ЖКУ;
  • бесплатное питание в школе и садиках (если семья военного многодетная).

Если военнослужащий умер при исполнении, его супруга может получить пенсию от военного комиссариата, равную по размеру довольствию покойного мужа или если 40% от довольствия, если супруг погиб от травм, полученных в процессе работы.

Правовые основы для выхода на пенсию военных

Стандартный пенсионный возраст в России равен 60 годам для мужчин и 55 – для женщин. Но выслуга военнослужащих исчисляется по другой методике. Военный выходит на пенсию после 20 лет службы, вне зависимости от звания и должности.

Если служба по контракту начинается в 20 лет, то в 40 лет военный уже может выйти на пенсию.

Основными законами, регламентирующими предоставление военных пенсий являются:

  • Конституция Российской Федерации. Устанавливает право любого гражданина РФ, в том числе и военнослужащих, на получение выплат.
  • Федеральный закон о пенсионном обеспечении военнослужащих и ряда силовых структур, в котором подробно описаны все аспекты получения пенсий военными.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета военнослужащему может быть назначена пенсия по выслуге лет, по инвалидности, а его семье по потере кормильца.

Военные имеют право на три вида пенсионного обеспечения после ухода со службы:

  • По выслуге. Назначается при наличии войскового стажа не менее 20 лет, а также на льготных основаниях.
  • По смешанному стажу. Полагается офицерам, которые прослужили в армии не менее 12,5 лет. Дополнительно учитываются периоды трудоустройства на гражданке. Общий стаж не менее 25 лет.
  • По инвалидности.

Подсчет льготной выслуги у военнослужащих

Год выслуги не всегда соответствует календарному году. Для тех периодов, когда военнослужащие выполняют свою работу в тяжелых условиях (в зоне боевых действий, либо, подвергаясь неблагоприятному воздействию окружающей среды и антропогенных факторов), применяется повышающий коэффициент. То есть каждый год может быть засчитан за полтора, два и больше. То есть, военнослужащие получают либо право раньше выти на пенсию, либо получить пенсию большего размера за большую выслугу лет.

Применяются следующие категории повышающих (льготных) выслуг:

  • 1: 6 Данная льгота применяется исключительно для ветеранов ВОВ, воевавших в штрафбатах. Реальный срок пребывания в штрафном батальоне увеличивается в шесть раз и в таком виде учитывается при расчете выслуги лет.
  • 1: 3 Эта категория применяется более широко. На нее имеют право ветераны ВОВ, принимавшие участие в боях, участники других боевых действий (например, ветераны афганской и чеченской войн), ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  • 1:2 Данная льгота распространяется на участников ВОВ, не принимавших участия в боях (например, тружеников тыла, узников концлагерей, пленников), а также на военнослужащих дальних гарнизонов, водолазов, горноспасателей, специалистов работающих с ядерными материалами.
  • 1:1,5 «Год за полтора» служат экипажи подводных лодок, атомных кораблей, некоторые категории летчиков и еще ряд приравненных к ним военнослужащих.

ВНИМАНИЕ: Повышающий коэффициент выслуги рассчитывается не по полным годам, а помесячно. При расчете льготной выслуги учитывается только то время, которое военнослужащий непосредственно провел в трудных условиях. Например, если военнослужащий за все время своей службы был дважды командирован в зону боевых действий на два месяца, а остальное время проходил службу в части, то коэффициент 1: 3 коснется только тех четырех месяцев, в течение которых он воевал. Прочая выслуга будет считаться, как 1:1.

Выход военнослужащих на пенсию на общих основаниях

Если военнослужащий уволился из рядов ВС РФ, не достигнув необходимой минимальной выслуги 20 лет или смешанного стажа 25 лет, он полностью утрачивает право на военную пенсию. Поэтому, для приобретения права на пенсионные выплаты он должен будет достигнуть требуемого пенсионного возраста. С 1 января 2021 года началось его поэтапное повышение на 5 лет как для мужчин, так и для женщин, чтобы достигнуть:

  • для мужчин — 65 лет;
  • для женщин — 60 лет.

В настоящее время пенсионный возраст повышен на 1 год, но с учетом льгот переходного периода пенсионерами в 2021 году смогут стать:

  • женщины при достижении возраста 55,5 лет;
  • мужчины при достижении возраста 60,5 лет.

При этом получение страховой пенсии не ограничивает бывшего военнослужащего в праве продолжать трудовую деятельность. Также пенсионер сможет восстановиться на службе и заработать военную пенсию. В то время, как пенсия для военнослужащих с выслугой 25 лет или 20 лет не выплачивается в случае восстановления его на службе.

Организация деятельности силовых ведомств по осуществлению пенсионного обеспечения

В ходе мероприятия на основании действующих нормативных правовых актов, а также информации, представленной в соответствии с запросами Счетной палаты Российской Федерации министерствами и ведомствами, были проанализированы существующие системы организации деятельности по пенсионному обеспечению военных пенсионеров и приравненных к ним лиц.

Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия Минобороны России по организации пенсионного обеспечения военных пенсионеров установлены Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082. Реализация указанных полномочий осуществляется через систему органов, в которую входят: службы Минобороны России; центральные органы военного управления, не входящие в службы; иные подразделения.


Похожие записи: