Что такое двойное налогообложение. Объясняем простыми словами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое двойное налогообложение. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.
Изменения для физических лиц-резидентов
В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).
Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.
Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.
Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.
Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.
Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Индивидуальный подоходный налог (ИПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат; |
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя |
С 01.01.2018 года Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица). Аналогичная норма в законе «О введении». |
Статья 319. Годовой доход физического лица |
Статья 319. Годовой доход физического лица 39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»; |
С 01.01.2023 года Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта. Аналогичная норма в законе о введении. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются: договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов; документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
С 01.01.2023 года Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении). Аналогичная норма вносится в закон о введении |
Специальные Налоговые режимы (СНР)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Отсутствует.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
С 01.01.2023 года Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС. В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ); сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; (до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)») сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
исключен
деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
деятельность в рамках финансового лизинга. |
Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР. |
Примеры употребления на «Секрете»
«В 2020 году Россия пересмотрела соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой и Люксембургом — юрисдикциями, которые часто используются российским бизнесом для регистрации фирм, получающих платежи из РФ. По новым условиям дивиденды и проценты, которые идут в эти страны, облагаются налогом в 15% вместо прежних 5% или 10%».
(Из новости о том, что иностранцы стали реже создавать компании в России.)
«Комиссия правительства России по законопроектной деятельности отклонила инициативу о введении налога на роскошь для владельцев дорогих домов, автомобилей, яхт и частных самолётов. Авторы документа предлагали взимать с богачей сборы по ставкам от 0,3 до 7%. Однако в правительстве увидели в этом риски двойного налогообложения, так как за указанное имущество собственникам уже приходится уплачивать другие налоги».
Что стимулирует теневую экономику
Генеральный директор ТОО «Фирма «Тигрохауд» Жанар Курабаева считает, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс затрагивают и увеличение для всех категорий бизнеса сроков использования товаров при импорте. Для них применен метод зачета по НДС с 3 до 5 лет.
«Данная норма является ухудшающей для субъектов МСБ в сравнении с действующими нормами. Если в настоящее время предприниматель реализует оборудование, приобретенное три года назад, то он не платит налог на добавленную стоимость. При введении предлагаемой нормы на четвертый год он уже должен уплачивать налог на добавленную стоимость. Для многих отраслей вопрос износа оборудования после пяти лет может даже не стоять. Такая норма не только увеличивает налоговую нагрузку, но и препятствует своевременной модернизации оборудования», – отмечает она.
Жанар Курабаева добавила, что выражает солидарность с позицией общественного совета Алматы и просит приостановить принятие указанных поправок. А также провести отдельное заседание рабочих групп или парламентских слушаний с учетом мнения экспертов, бизнес-ассоциаций и представителей государственных органов.
«Считаем, что принятие этих поправок на сегодня недоработано и преждевременно», – добавила спикер.
По мнению партнера адвокатской конторы Sayat Zholshy & Partners Елены Тюрейкиной, отмена налоговой льготы для физических лиц по дивидендам ведет к ухудшению положения физических лиц, поскольку увеличивает налоговое бремя на их доходы, вынуждая искать другие способы налоговой оптимизации своих доходов и стимулирует теневую экономику.
Она отметила, что, предлагая такие важные и социально чувствительные изменения в Налоговый кодекс, инициаторы изменений не приводят убедительных аргументов в их пользу.
«Создается впечатление, что никто даже не проводил хоть какой-то анализ эффекта, который будет достигнут от данных изменений. Наоборот, прослеживается только единственная цель – необходимость пополнения бюджета. Разработчик поправок считает, что отмена льгот по дивидендам и обложение их по единой ставке не несут в себе никаких негативных последствий для бизнеса. Ожидаемый результат от дополнительных поступлений в бюджет был просчитан в размере 150 млрд тенге за первый год после принятия изменений и 300 млрд тенге в каждые последующие четыре года. Откуда взяты данные цифры и как они были рассчитаны, остается загадкой», – поделилась Елена Тюрейкина.
По ее словам, отмена существующих льгот по налогообложению дивидендов ничем не обоснована, значительно ухудшает положение физических лиц, будет стимулировать уход в теневую экономику и повлечет за собой отток инвестиций.
«Будем надеяться, что сенат парламента РК обратит внимание на многочисленные возражения против данных поправок и не допустит отмену существующих льгот по дивидендам», – резюмировала Елена Тюрейкина.
Затраты и внереализационные расходы
1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.
Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.
2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.
3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.
На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.
4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.
5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.
6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.
Какие суммы переводов отслеживаются в Казахстане
Комитет госдоходов Казахстана будет отслеживать активность переводов физлиц. В РК разработали проект критериев, по которым налоговая будет определять, ведет физлицо предпринимательскую деятельность путем переводов или нет.
Так, критерием отнесения операций, проводимых на банковских счетах физических лиц, к операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности, является получение одним физическим лицом денежных средств на текущий банковский счет от 100 и более разных лиц в течение трех последовательных календарных месяцев.
Соответствующие поправки были внесены в Налоговый кодекс. Также разработаны правила передачи банками сведений по таким операциям в комитет государственных доходов Минфина.
Косвенные налоги для юридических лиц в Турции
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается, если компания оказывает услуги, экспортирует и импортирует товары. Стандартная ставка НДС составляет 18%.
Некоторые компании уплачивают НДС по пониженным ставкам — в размере 1 или 8% от прибыли. Например, льготами пользуются юридические лица, которые поставляют сельскохозяйственные продукты: скот, хлеб или семена.
НДС уплачивается до 20-го числа каждого месяца.
18% Стандартная ставка НДС в Турции
Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но платят налог на банковские и страховые операции — Banking and Insurance Transaction Tax, BITT, — в размере 5%.
Налог на прирост капитала, полученный компанией, облагается налогом по ставке 23%.
Специальным налогом на потребление — Special Consumption Tax, SCT, — облагаются четыре группы товаров:
- Нефтепродукты, природный газ, смазочные масла, производные растворители.
- Наземные, воздушные и морские транспортные средства: автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты.
- Алкогольные и газированные напитки, сигареты и другие табачные изделия.
- Некоторые потребительские товары, например икра, меха, мобильные телефоны, бытовая техника.
Суть и виды двойного налогообложения
Упрощенно можно сказать, что двойное налогообложение – это такая ситуация, при которой налоги с организации или предпринимателя взимаются как в России, так и в другой стране. Это явление может возникнуть только в том случае, когда компания ведет свою деятельность в одной стране, и при этом зарегистрирована в другом государстве.
На практике может возникнуть 2 подобных ситуации:
- Юридическое двойное налогообложение в России – один экономический субъект совершает одну операцию, с которой удерживают налоги сразу несколько государств – 2 и более.
- Экономическое двойное налогообложение в российской экономике – налог удерживается с 2 субъектов, которые получили один и тот же доход.
Также можно выделить:
- внутреннее двойное налогообложение (один и тот же субъект должен перечислить средства в местный и федеральный бюджет за одну и ту же операцию);
- внешнее (описано выше).
Вне зависимости от причин и видов двойное налогообложение признается странами как неправомерное явление, которое нужно избегать. Отношение к нему строится на принципе резидентности или принципе территориальности.
В первом случае государство исходит из того, что резидент должен обязательно отчислять налоги в соответствующий бюджет, даже если операции проводились за рубежом. Во втором случае основное значение имеет территория: налоги поступают в ту страну, на территории которой и ведется экономическая деятельность.
Соглашение об устранении двойного налогообложения
Государства заключают между собой договоры, которые регламентируют порядок налогообложения граждан, являющихся резидентами нескольких государств. В 2023 г. Россия имеет соглашение с 84 государствами. Они представлены в таблице:
№ |
Название страны | С какой даты действует документ: |
1. |
Австралия |
7 сент. 2000 г. |
2. | Австрийская Республика |
13 апр. 2000 г. |
3. |
Азербайджанская Республика | 3 июл. 1997 г. |
4. | Республика Албания |
11 апр. 1995 г. |
5. |
Алжирская Народная Демократическая Республика |
10 мар. 2006 г. |
6. |
Аргентинская Республика | 10 окт. 2001 г. |
7. | Республика Армения |
28 дек. 2011 г. |
8. |
Республика Беларусь | 21 апр. 1995 г. |
9. | Королевство Бельгия |
16 июн. 1995 г. |
10. |
Республика Болгария | 8 мар. 1993 г. |
11. | Республика Ботсвана |
8 апр. 2003 г. |
12. |
Федеративная Республика Бразилия | 22 ноя. 2004 г. |
13. | Соединенные королевства Великобритании и Северной Ирландии |
15 фев. 1994 г. |
14. |
Венгерская Республика | 1 апр. 1994 г. |
15. | Боливарианская Республика Венесуэла |
22 дек. 2003 г. |
16. |
Социалистическая Республика Вьетнам | 27 мая 1993 г. |
17. | Федеративная Республика Германия |
29 мая 1996 г. |
18. |
Греческая Республика | 26 июн. 2000 г. |
19. | Королевство Дания |
8 фев. 1996 г. |
20. |
Арабская Республика Египет | 23 сен. 1997 г. |
21. | Израиль |
25 апр. 1994 г. |
22. |
Республика Индия | 25 мар. 1997 г. |
23. | Республика Индонезия |
12 мар. 1999 г. |
24. |
Исламская Республика Иран | 6 мар. 1998 г. |
25. | Ирландия |
29 апр. 1994 г. |
26. |
Республика Исландия | 26 ноя. 1999 г. |
27. | Королевство Испания |
16 дек. 1998 г. |
28. |
Итальянская Республика | 9 апр. 1996 г. |
29. | Республика Казахстан |
18 окт. 1996 г. |
30. |
Канада | 5 окт. 1995 г. |
31. | Катар |
20 апр. 1998 г. |
32. |
Республика Кипр | 5 дек. 1998 г. (последняя редакция от 7 окт. 2010 г.) |
33. | Киргизская Республика |
13 янв. 1999 г. |
34. |
Китайская Народная Республика | 13 окт. 2014 г. (последняя редакция от 8 мая 2015 г.) |
35. | Гонконг |
от 18 янв. 2016 г. |
36. |
Корейская Народно-Демократическая Республика | 26 сен. 1997 г. |
37. | Республика Корея |
19 ноя. 1992 г. |
38. |
Республика Куба | 14 дек. 2000 г. |
39. | Кувейт |
9 фев. 1999 г. |
40. |
Латвийская Республика | 20 дек. 2010 г. |
41. | Ливанская Республика |
8 апр. 1997 г. |
42. |
Литовская Республика | 29 июня 1999 г. |
43. | Герцогство Люксембург |
28 июня 1993 г. (последняя редакция от 21 ноя. 2011 г.) |
44. |
Республика Македония | 21 окт. 1997 г. |
45. | Малайзия |
31 июля 1987 г. |
46. |
Республика Мали | 25 июня 1996 г. |
47. | Мальта |
24 апр. 2013 г. |
48. |
Королевство Марокко | 4 сен. 1997 г. |
49. | Мексиканские Соединенные Штаты |
7 июн. 2004 г. |
50. |
Республика Молдова | 12 апр. 1996 г. |
51. | Монголия |
5 апр. 1995 г. |
52. |
Республика Намибия | 31 мар. 1998 г. |
53. | Королевство Нидерландов |
16 дек. 1996 г. |
54. |
Новая Зеландия | 5 сен. 2000 г. |
55. | Королевство Норвегия |
26 мар. 1996 г. |
56. |
ОАЭ | 7 дек. 2011 г. |
57. | Республика Польша |
22 мая 1992 г. |
58. |
Португальская Республика | 29 мая 2000 г. |
59. | Румыния |
27 сен. 1993 г. |
60. |
Королевство Саудовская Аравия | 11 фев. 2007 г. |
61. | Республика Сингапур |
9 сен. 2002 г. |
62. |
Сирийская Арабская Республика | 17 сен. 2000 г. |
63. | Словацкая Республика |
24 июня 1994 г. |
64. |
Республик Словения | 29 сен. 1995 г. |
65. | Соединенные Штаты Америки |
17 июня 1992 г. |
66. |
Республика Таджикистан | 31 мар. 1997 г. |
67. | Королевство Таиланд |
23 сен. 1999 г. |
68. |
Туркменистан | 14 янв. 1998 г. |
69. | Турецкая Республика |
15 дек. 1997 г. |
70. |
Республика Узбекистан | 2 мар. 1994 г. |
71. | Украина |
8 фев. 1995 г. |
72. |
Республика Филиппины | 26 апр. 1995 г. |
73. | Финляндская Республика |
4 мая 1996 г. |
74. |
Французская Республика | 26 ноя. 1996 г. |
75. | Республика Хорватия |
2 окт. 1995 г. |
76. |
Республика Чили | 19 ноя. 2004 г. |
77. | Швейцарская Конфедерация |
15 ноя. 1995 г. (последняя редакция от 24 сен. 2011 г.) |
78. |
Королевство Швеции | 15 июн. 1993 г. |
79. | Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка |
2 мар. 1999 г. |
80. |
Республика Эквадор | 14 ноя. 2016 г. |
81. | Южно-Африканская Республика |
27 ноя. 1995 г. |
82. | Республика Сербия |
12 окт. 1995 г. (соглашение заключалось с правительством Республики Югославия, ныне несуществующей). |
83. |
Черногория |
|
84. |
Япония |
7 сен 2017 г. |
Обложение налогами дохода, получаемого со сдаваемой в аренду недвижимости
Правила налогообложения денежных средств, полученных в качестве ренты со сдаваемого во временное пользование недвижимого имущества, также могут отличаться в зависимости от условий межгосударственного договора.
Например, для россиян, сдающих недвижимость в Германии, действуют такие правила. Резидент оплачивает налог в стране, где расположен объект, то есть в Германии (взимаемый процент может отличаться для разных городов государства, категории и стоимости самого объекта). Если сумма уплаченного в Германии сбора составляет больше 13% (фиксированная ставка подоходного налога в РФ), то в ФНС России платить ничего не нужно. Если же рассчитанный в Германии налог меньше 13%, то резиденту РФ дополнительно придется оплатить разницу.
Например, налоговый резидент РФ получает прибыль со сдаваемой квартиры в Берлине в размере 600 евро. Согласно местному законодательству он платит налог в 10% от размера дохода. Соответственно, гражданин будет обязан оплатить:
- 600 / 100 * 10 = 60 Евро – в налоговую Службу в Германии;
- 600 / 100 * 13 — 60 = 18 Евро – в ФНС России (валюта конвертируется в рубли по курсу Центрального Банка РФ, установленного на день оплаты налога).
Независимо от того, нужно ли гражданину оплатить налог в России с дохода со сдаваемой за границей недвижимости или нет, по итогам года он обязан задекларировать полученную прибыль. Декларация составляется по унифицированной форме 3-НДФЛ. К документу потребуется приложить:
- любую справку, подтверждающую размер ежемесячного дохода и процент взимаемого налога в стране, где находится сдаваемая недвижимость;
- нотариально заверенный перевод декларации, подаваемой по итогам года в налоговую службу страны, где располагается объект недвижимости.
Подоходный налог в Армении – 20%
Плательщиками подоходного налога в Армении (аналог НДФЛ) являются физические лица, как налоговые резиденты Армении, которые уплачивают налог с доходов от источников в Армении, так и с мировых доходов (например доходов ИП в РФ) так и налоговые нерезиденты Армении, которые уплачивают налог только с доходов от источников в Армении.
В том числе, подоходный налог уплачивается работодателями (налоговыми агентами) за сотрудников в рамках трудовых отношений в РА и бенефициарами юридических лиц в Армении с полученных дивидендов, но в размере 5%, ставка подоходного налога для резидентов и нерезидентов не отличается.
ИП в Армении, применяющие специальный режим налогообложения «Налог с оборота» или общий режим налогообложения «Налог на прибыль» как и в РФ освобождаются от уплаты подоходного налога, в части доходов полученных от предпринимательской деятельности. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%
Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.
Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.
При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.