Нужны ли права на скутер в России 2022 году и как их получить?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер в России 2022 году и как их получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Категория прав на скутер
Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.
Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.
Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Предназначение водительского удостоверения
Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.
Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.
ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.
Экзамен для получения водительского удостоверения на мопед
Официальный экзамен может приниматься только органами ГИБДД. Для визита потребуется предварительная запись на сайте государственных услуг. За экзамен не взимается государственная пошлина, но возможно, придется заплатить автошколе за предоставление мопеда. В среднем, это обойдется в 500 рублей за час.
В назначенное время необходимо прийти в ГИБДД, где сначала сдается теоретическая часть. Билеты и вопросы из них находятся в свободном доступе, поэтому можно заранее подготовиться. На экзамене предоставляется 1 билет, решить который необходимо за 20 минут. При этом максимальное количество ошибок 2, но за каждую из них дополнительно выдается по 5 вопросов по соответствующей теме.
ВАЖНО !!! После сдачи теории предусмотрена практическая часть. Также, как и с мотоциклом, она проходит только на автодроме, езда по городу не проводится. На специальной площадке водитель должен показать свои навыки, полученные во время обучения. Для успешной сдачи достаточно выполнить несколько упражнений, выбранных инспектором.
Существует определенный регламент, который должен выполняться при сдаче экзамена. Если ученик выполняет упражнения с нарушениями, попытка засчитывается как неудачная. Пересдача возможна не ранее, чем через неделю, а после второго раза – только через месяц. Поскольку каждый раз нужно платить за предоставление мопеда, большое количество пересдач невыгодно для самого ученика. Кроме этого, результаты теоретического экзамена действует только полгода, после чего потребуется повторное прохождение теста.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Категория прав для общественного транспорта
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Ее особенность в том, что она открывается с 16 лет.КвадрициклКвадрициклы представляют собой небольшие автомобили весом до 400 кг, с объемом двигателя до 50 куб. см или электромотором мощностью до 4000 Вт. Данный вид транспорта предназначен для езды по дорогам общего пользования.
Стоит отметить, что автоматическое продление срока действия прав касается примерно пяти миллионов удостоверений. Отметим, новая норма рассчитана не только на водителей, задействованных в логистике, но и на всех «обычных» автомобилистов, чьи права заканчиваются в указанный период. При этом у всех желающих остаётся возможность поменять права в указанный срок, даже если правило на них распространяется.
ТрициклТрицикл ― это трехколесное транспортное средство. Для того чтобы им можно было управлять, необходимо открыть подкатегорию В1, которая входит в категорию А. Мощность двигателя такого ТС не превышает 20 л.с. или 15 кВт, общий вес составляет 400 кг.МопедУправлять мопедом можно с 16 лет, но это разрешено только для владельцев прав подкатегории М, входящей в общую категорию А.
Есть и другие условия, при которых получение новых прав останется обязательным. В этом перечне обозначены ситуации, когда действующее удостоверение было утрачено или повреждено, когда изменились данные автомобилиста, а также случаи, если у водителя появились медицинские ограничения к управлению транспортом.
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант.
Почему именно скутер?
Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:
- Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
- Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
- Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
- Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
- Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?
Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.
По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:
- Сдача теоретической части. Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
- Сдача практической части. Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
- 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
- 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости. Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
- 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.
На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств. В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения. Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов. Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.