ОСАГО без техосмотра и диагностической карты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без техосмотра и диагностической карты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Что такое техосмотр и сколько он стоит в 2023 году
Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.
В ходе ТО проверяются:
- двигатель;
- тормозная система;
- функционирование стеклоочистителей;
- руль;
- наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
- диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
- световые приборы;
- отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.
После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).
Обязан ли водитель предъявлять карту техосмотра сотруднику ДПС
Несмотря на изменение требований, прохождение технического осмотра по-прежнему является необходимым и обязательным условием для законной эксплуатации транспортных средств. Без этого можно за руль не садиться. А вот нужно ли предъявлять диагностическую карту сотруднику ДПС? Возить постоянно с собой документ о прохождении в автосервисе процедуры диагностики больше не нужно. По закону никто не может обязать автовладельца это делать. Теперь сотрудники ГИБДД лишены полномочий требовать документ и прохождении ТО. За его отсутствие не предусмотрена административная ответственность. Если инспекторы ГИБДД станут утверждать, что документ о прохождении техобслуживания должен быть при себе и угрожать штрафом, то их действия будут считаться неправомерными.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.
А именно:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Заботясь о комфорте и безопасности для автомобилистов, правительство постоянно совершенствует правила контроля состояния автотранспорта на дорогах. Немного увеличились промежутки для прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств, указания стали более лояльными. Требования к контролю качества стали более жесткие — только специальные центры с аккредитацией будут проверять техническое состояние транспорта. Пройти техосмотр «заочно» не получится.
Что касается изменений относительно отвязки страховки ОСАГО от техосмотра, это должно вывести из тени недобросовестных автовладельцев, которые ради страховки шли на сделку с совестью, покупая поддельные диагностические карты. Мошеннические схемы перестанут пользоваться спросом и исчезнут за ненадобностью. На дорогах страны будут ездить только проверенные на исправность автомобили, что должно позитивно отразиться на безопасности движения.
Наиболее распространенные схемы, по которым действуют мошенники:
- завышение цен на детали на 50 % и более: чтобы избежать переплаты, рекомендуется заранее ознакомиться с ценовым диапазоном на специализированных сайтах;
- выставление клиенту счета за работы, которые не были проведены: к примеру, при замене неисправной детали мастер обязан вернуть или показать клиенту и ее, и коробку из-под нее, а если он отказывается делать это, никакого ремонта, скорее всего не было;
- несогласование конечной стоимости работы до ее начала: если сотрудник не называет конечную цену, в которую обойдется починка, клиент может оказаться в ситуации, когда ему выставят счет, по которому он не будет готов платить.
Талоны принимались наравне с картой только до 01.08.2015.
Можно, но в случае ДТП возможности доказать техническую исправность машины не будет, водитель будет признан виновником аварии, а компенсация не будет выплачена.
Прохождение ТО необходимо не только для избегания штрафа за отсутствие документов, подтверждающих возможность безопасной эксплуатации транспорта. Регулярный осмотр автомобиля гарантирует безопасность водителя и остальных участников дорожного движения.
ДТП без пройденного техосмотра — чем это грозит водителю
Прохождение техосмотра автомобиля не является обязательным при покупке страхового полиса ОСАГО.
Ранее отсутствие диагностической карты при попадании в аварию грозило отказом в получении страховых выплат. С 2022 г. страховка будет выплачена при ДТП даже в том случае, если у собственника ТС нет пройденного техосмотра.
Страховая компания не вправе отказывать в возмещении ущерба из-за того, что нет диагностической карты. Однако существуют некоторые исключения, когда применяется право регрессных требований к виновной в ДТП стороне.
В 2022 г. техосмотр в обязательном порядке должны проходить автомобили, которые не используются для личных целей, а именно:
- такси;
- грузовики;
- автобусы;
- служебный транспорт.
Что будет, если оформить фальшивый полис ОСАГО
Нами были рассмотрены все законные способы, можно ли получить полис ОСАГО или онлайн купить его без техосмотра. Теперь поговорим о незаконных схемах, конкретнее — об оформлении фальшивых страховок.
В сети можно встретить немало предложений купить ОСАГО онлайн по цене 1500–2000 рублей за полис. Для выдачи «липовых» документов используется несколько схем:
- за основу берётся выданный ранее в другом регионе страховой компанией бланк;
- используется «двойник» — то есть вносятся данные реального и действующего полиса, оформленного на другого автовладельца;
- страховка выдаётся от лица страховщика, ушедшего с рынка страхования «автогражданки».
Получится ли купить поддельную карту?
После принятия закона, позволяющего не ГИБДД, а сторонним дилерским центрам проводить ТО и заниматься выдачей техосмотра, появилось немало мошенников. Перед тем как проходить техосмотр, необходимо проверить центр по единой базе реестра на сайт РСА. Почему так важно, чтобы документ не был поддельным? Дело в том, что если в случае ДТП он окажется фиктивным, то по полису ОСАГО выплат не будет.
Владелец автомобильного средства, который покупает поддельный документ без осмотра автомобиля, сильно рискует. Если карту не зарегистрируют в ЕАИСТО, получить полис ОСАГО будет невозможно. Такой документ окажется недействительным и придется еще раз проходить техосмотр и снова платить.
Для получения карты диагностики транспортного средства необходимо обращаться только в проверенные центры, у которых не отозвана аккредитация. Нет необходимости оформлять подделку, ведь цена документа не так уж и велика.
Ранее обязательное страхование автогражданской ответственности было только добровольным. Но с ростом количества машин на дороге и появления серьезных аварий, которые заканчивались смертельными случаями, государства Европы ввели эту страховку как обязательную.
Поэтому многие автовладельцы стали интересоваться, как получить выплаты по ОСАГО без техосмотра. ОСАГО было введено во всех развитых странах мира с целью создания определенных финансовых гарантий.
К тому же это неплохой стимул для соблюдения дорожных правил и уменьшения опасных ситуаций по вине водителей.Сущность обязательного страхования состоит в том, что страховка выплачивается тем лицом, который был признан главным виновником ДТП.
Такой полис имеет определенный установленный законом лимит. Страховка ОСАГО помимо пострадавшего автовладельца распространяется также на пассажиров, находившихся в салоне, которые получили телесные повреждения.
Полис ОСАГО обязательно должен быть оформлен у каждого автовладельца. Его отсутствие влечет за собой административную ответственность, которая оговорена в законе и приводит к уплате штрафа.
Чтобы не произошло на дороге, при любых нарушениях правил и причинения ущерба государственному или частному имуществу, требуется присутствие представителей закона.
Для получения страховки по полису ОСАГО необходимо иметь протокол, составленный сотрудником ГИБДД. Но участники ДТП также могут заполнить европротокол, не обращаясь к сотрудникам дорожной полиции.
Европротокол – это специальный документ, который может быть заполнен водителями, являющимися участниками дорожной аварии без вызова ГИБДД.
Такой вид оформления ДТП допускается только в строгих обстоятельствах:
- если нет сильно травмированных или погибших пассажиров и ущерб нанесен только частному имуществу;
- в дорожном происшествии участвуют только два автовладельца;
- все участники имеют обязательный действующий полис автострахования;
- оба водителя согласны на подписание документа;
- сумма ущерба не больше 25 тысяч рублей;
- водители находятся в трезвом состоянии.
По полису ОСАГО может быть выплачена страховка, не превышающая четыреста тысяч рублей. На восстановление имущества полагается не более ста шестидесяти тысяч, а остальная сумма идет на возмещение причиненного ущерба здоровью.
Если авария повлекла более существенные потери и ОСАГО не может возместить весь причиненный ущерб, то пострадавшим выплачивают компенсацию по отдельно заключенным добровольным страховым полисам.
ОСАГО и техосмотр — нюансы оформления
Любые автомобили в России обязаны проходить техосмотр в установленные законом сроки. Так подтверждается их техническая исправность и пригодность для передвижения по дорогам страны. Отсутствие техосмотра может грозить владельцу автомобиля штрафами.
Периодичность прохождения техосмотра установлена следующая:
Срок | Виды транспорта |
Единовременно при покупке (необязательно) |
Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы младше трех лет Грузовики младше трех лет с разрешенной массой до 3,5 тонн Прицепы младше трех лет |
Раз в полгода |
Легковые автомобили, которые используются как такси Автобусы Автомобили, оборудованные для перевозки опасных грузов |
Раз в год |
Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы старше 7 лет Автомобили, оборудованные спецсигналами Учебные автомобили Грузовики и прицепы |
Раз в два года | Легковые автомобили (если не используются как такси) и мотоциклы возрастом от 3 до 7 лет |
Можно ли купить ОСАГО без ТО в 2020 году?
Согласно действующему законодательству, на четыре года от обязательного техосмотра освобождаются новые легковые автомобили. Следовательно, в течение четырех лет с момента первой покупки такой машины ОСАГО можно оформлять без диагностической карты.
Не нужен ТО и для оформления транзитной страховки (на 20 дней), необходимой для перегона машины с одной территории на другую.
Для остальных автовладельцев на государственном уровне была разработана своеобразная карантинная программа поддержки, благодаря которой с марта по сентябрь они могут оформить «автогражданку» не выходя из дома. Таким образом, из-за карантина в 2020-м году автомобилисты могут в режиме онлайн купить полис ОСАГО без техосмотра (ТО) и последующего получения диагностической карты.
В электронном формате каждый может купить полис по наиболее выгодной цене, изучив предложения разных страховых компаний. После получения документа на электронную почту его следует распечатать и иметь при себе в автомобиле, поскольку многие инспекторы дорожной полиции по-прежнему продолжают требовать от водителей е-ОСАГО на бумажном носителе, отказываясь принимать полис на экране смартфона.
Условия договора ОСАГО
При оформлении страховки технический осмотр транспортного средства обязателен. Далее происходит составление диагностической карты, и только после этого оформляется страховой полис. Но законодательство имеет серьезный пробел. После произошедшего ДТП, ни одна страховая компания, ни в праве отказать в компенсационной выплате, из-за отсутствия диагностической карты.
Но, автовладелец не сможет доказать, что его автомобиль был технически исправен и, без доказательства исправности машины, может стать виновным в происшествии. А для доказательства своей правоты, автовладельцу придется обратиться в судебные инстанции.
Для успешного решения вопроса, придется привлечь юриста, специализирующегося на автомобильной тематике. Хотя, суд часто принимает сторону страхователя.